бесплатно рефераты
 

Женщина в Исламе

затронуты волной проституции благодаря допущению многожёнства.

Ислам разрешил многожёнство при условии справедливого отношения к

жёнам. Он не предписывает женщине разрывать связи со своими родными, как

это делалось в прошлом у многих народов. Наоборот, он повелевает ей

поддерживать с ними связь и не прерывать её. Аллах здесь связал

недобродеяние к родителям с многобожием, причислив и то и другое к

недозволенным вещам. Такова картина милосердия и доброты Ислама. Женщина

имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они

живут, ибо они воспитывали её до замужества.

Ислам повелел женщине сторониться нескромности и быть целомудренной.

Здесь невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся

сохранения семьи, одной из опор которой является женщина. Один поэт

сказал: 'Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ'.

Женщина, будь она мать, сестра или тётушка, пользуется особым

уважением и высоким авторитетом. Уважение к матери проистекает из

требований нашего Ислама о послушании родителям, а авторитет жены из

того, что она является другой половиной религии мужа и порогом его дома.

Что же касается сестры, то её надо оберегать, пока она не найдёт

добродетельного мужа. В отношении тёток как по линии отца, так и со

стороны матери, наша истинная религия предписывает поддерживать с ними

отношения кровного родства, а кто рвёт с ними связи, тот заслуживает

самого сильного наказания.

Анвар Садат3 пишет: “Примером благородного подхода Ислама к женщине

является то, что он рассматривает беспутного человека недостойным брака

с целомудренной женщиной”. Ислам сделал семейные узы благородными и

видит в них узы между двумя равными сторонами, каждая из которых уважает

и ценит другую. При этом между ними нет различия в моральных принципах и

в религии, которые составляют прочную основу отношений между супругами в

Исламе.

Подводя итог, скажем, что мусульманский брак представляется не

романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством

двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой

родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые

трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи

при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и

разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем

стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и

проявить терпимость (за иключением особых случаев, когда развод не

только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему

предосторожностям мусульманский брак -это чаще всего стабильный и

жизнеспособный институт.

Материнство.

Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго

придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери. Уважение, с

которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно

теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое

уважение, которое проявляют мусульманские мужчины к своим матерям,

поражают людей на Западе.

В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран

ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после

поклонения Всемогущему Аллаху.

В Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании

дитя:

"Заповедовали Мы человеку почитать родителей своих. Мать носила его,

испытывая тягости, отлучила его от груди в два года. Повелели Мы:

"Благодари Меня и родителей своих - ко Мне вернешься ты".4

Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны

Пророком Мухаммадом:

"Один человек спросил Пророка: "Кого я должен уважать в первую очередь?"

Пророк ответил: "Мать". "А кого потом", - спросил человек? "Мать", -

ответил Пророк. "А кого после нее?" "Мать". "А после этого?" - спросил

человек. "Отца".5

Роль женщины в исламском обществе.

Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна. На

женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения

человеческого рода. Немаловажноe значение имеет, в каком виде будет

сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не

означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли

оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни

является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует

определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем

этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Аллахом.

Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго

наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано:

"Рай находится под ногами матерей"1, т.е. отношение к ним определяет

благополучие мужчины - мусульманина в вечности. Что же касается сестер,

дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как

"Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен

за управление, возложенное на него".2 От женщин во многом зависит то,

какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них

возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности,

религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность

подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах

своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если

мужчина поднимает 30 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У

каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей,

вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен

прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной

стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней

агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является

то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и

ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них,

как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. "Мужчинам -

доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что мужчины

приобрели ".3

При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника,

который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может

заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и

политической жизни общества, работать в приемлемых для нее сферах, таких

как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как

известно, супруга Пророка Мухаммада, Хадиджа успешно вела торговое дело.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире

осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической,

преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д.

Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему

мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти

вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в

конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в

отличие от мужчин) "с головой уйти" в работу, до конца отвлечься от

мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее

крепкие узы, объективно продолжает оставаться "на ней". Так стоит ли

разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает

добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить

жизнь своим близким, родным людям. Тем более, что Шариат4 не

ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине

защищенность (социальную, материальную, физическую и даже

психологическую). Обязательным условием является предоставление

возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

Отношения женщин и мужчин.

В исламском обществе царит дух как индивидуальной, так и

коллективной ответственности перед Аллахом, очертившим границы для

человеческого поведения. Для исполнение этого принципа Ислам принимает

строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и

институтов, особенно семьи. Ислам защищает честь и достоинство женщины и

требует, чтобы к ней относились с уважением. К ней следует относиться

как к личности, чья сексуальность не является предметом ее отношений с

кем-либо, кроме ее мужа. Он не должен делить ни с каким другим мужчиной

ее красоту и женскую привлекательность. Это же правило действует и в

обратном направлении, за исключением полигамного брака, когда каждая

жена имеет равное право на мужа по всем аспектам. Будучи основан на этих

общих правилах, Ислам установил некоторые принципы регулирования

взаимоотношений полов и контроля поведения мусульман.

Первый из этих принципов - это запрет свободного общения мужчин и

женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных

и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия,

получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах

мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт

имеют специальные отделения для женщин и мужчин. Дома часто строятся

таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную

мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном

платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей

неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они,

приходя в гости, не встречаются с членами семьи мужского пола.

Второй принцип состоит в том, что, если такое общение все же

происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в

своих речах и поведении. Женщина может быть либо деловой и

целеустремленной, либо всеми явными и неявными способами проявлять в

общении с мужчиной свою красоту. Последнее мусульманским женщинам не

разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не допускать

какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой

манере.

Третий принцип, регулирующий взаимоотношения полов в Исламе, гласит,

что мужчине и женщине, не состоящим в браке или в махрамном родстве, не

разрешается оставаться друг с другом наедине.

Четвертый принцип состоит в том, что мусульманка должна скрывать от

мужчины привлекательность своего тела при помощи строгого одеяния. В

кругу семьи она может одеваться свободно и украшать себя. Более того,

Ислам весьма поощряет ее к этому, чтобы таким образом она была

привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для

него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин-

мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в

присутствии мужчин, она обязана носить скрывающее одеяние, чтобы все,

кто ее видит, понимали, что она порядочная, скромная и честная женщина.

Добропорядочная мусульманская женщина, носящая не привлекающую

внимания одежду, символизирующую ее женственность, заслуживает уважения

мужчин.

Исламская концепция женственности может быть лучше всего понята

именно в таком контексте. Уважение и статус, которыми пользуется

мусульманская женщина, определяются не ее физической красотой и участием

в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением

скрыть свою красоту, свое женское очарование и хранить их для того

мужчины, с которым она состоит в браке. Благодаря ее скромному одеянию и

добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, то есть

ее ценность для общества определяется человеческими достоинствами. Для

мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса

являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство,

благочестие и образованность и ее роль жены и матери.

Развод.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении

с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным

и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют

употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется

опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается

всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода.

Ислам признает право обоих супругов прекратить их отношения. Религия

дает право мужу совершения талак1, более того, в отличие от Иудаизма,

наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна

под названием "кула".

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать

назад подарки, данные ей как свадебный дар.

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные

подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является

компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то

время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге,

кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения

брака.

В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но должна

требовать развода по основательным причинам, к которым относятся:

жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем

супружеских обязанностей; если ее муж в тюрьме; если он путешествует и

подолгу не живет со своей супругой; если муж укрывается от власти и т.п.

В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она

может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться

развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку.

Ислам борется с разводами. Пророк говорил своим последователям так:

"Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для

Всевышнего".2

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему

разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже

в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским

парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее

практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров

подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать

все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов

не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется

расстаться дружески и мирно.

Многоженство.

По сей день, многоженство остается довольно эффективным средством

решения многих социальных проблем современного обществе. Ответственность

общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще

оказывается востребованной даже не в Африке, а в некоторых западных

странах.

Проблема количественного дисбаланса мужчин и женщин особенно остро

проявляется в период войн и катаклизмов. Так, например, после второй

мировой войны в Германии на 100 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет

приходилось 167 женщин того же возраста1. Многие из этих женщин

нуждались в мужчине не только как в спутнике жизни, но и как кормильце и

опоре в домашнем хозяйстве в период беспрецедентных тягот и лишений.

В большинстве человеческих обществ женщины численно преобладают над

мужчинами. Как может общество сбалансировать эту разницу? Решения могут

быть самыми разными - одни предпочитают целибат (безбрачие), другие -

умертвление новорожденных девочек (существующее в некоторых обществах по

сей день). Некоторые полагают, что единственным выходом из этого

положения является принятие всех видов сексуальной свободы -

проституции, внебрачных половых связей, гомосексуализма и т.д.

Для других же, например для многих современных африканских обществ,

наиболее достойным решением представляется полигамный брак как

признанный и одобряемый обществом институт. На Западе часто не находит

понимания тот факт, что во многих других культурах женщины не

рассматривают полигамию как проявление дискриминации и унижения.

Например, многие молодые девушки мусульманки предпочли бы выйти замуж за

женатого человека, уже успевшего проявить себя ответственным и надежным

мужем.

Многоженство не запрещено специальным запретом Господа ни в одной из

религий; и ни в одной из религий, за исключением Ислама, не

оговаривается число жен. Ислам разрешает многоженство, однако

ограничивает их число до четырех, при этом строго обуславливая равно

справедливое отношение ко всем женам. Справедливое отношение к женам,

если их более одной, означает равно доброе отношение к ним в вопросах

обхождения, обеспечения и товарищества, иначе говоря, в подобных

вопросах не следует выделять ни одной в ущерб остальным. Равенство не

предписывается, однако, в тех вопросах жизни, над которыми человек не

властен, к примеру, в вопросах эмоциональной привязанности или

склонности. Правда состоит в том, что многоженство, как оно определено и

ограничено Исламом, - это жизнеустройство на началах божественной

мудрости, направленное к укреплению нравственных ценностей и сохранению

целомудренности обоих полов. Оно может быть определено как

благодетельное, нравственное и культурное, охранное устройство сродное

клапану, регулирующему давление. Общества, в которых не предусмотрен

такой клапан, были вынуждены ввести принудительную моногамию и как

следствие пали жертвой широко распространенной беспорядочности связей,

гомосексуализма и разврата. Полная сексуальная вседозволенность стала в

этих обществах нормой бытия, абсолютно свободной от нравственного

осуждения.

Моральная граница должна быть проведена не между моногамией и

полигамией, а между обусловленностью и вседозволенностью. При отсутствии

нравственных пределов и моногамия, и полигамия могут быть равно обращены

во зло. Возвышает либо принижает их только характер взаимоотношений.

Среди Мусульман ничто не препятствует возможности полигамии, она

столь же уважаема, как и моногамия, и исключает любую дискриминацию в

отношении жен и детей от такого брака.

Однако почему полигамия считается допустимой? Ответ прост: в

определенных конкретно-исторических условиях могут быть объективные

социальные и нравственные причины для существования полигамии. Как

явствует из приведенных выше стихов Корана, проблема многоженства в

Исламе не может быть рассмотрена без учета обязательств общины по

отношению к сиротам и вдовам. Ислам как универсальная религия,

адекватная любым странам и эпохам, не может игнорировать эти неизбежные

обязательства.

Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом

условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Не

следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или

рассматривает его как идеал. Иными словами, Коран допускает или

позволяет многоженство, не более того.

"Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами

находящимися на иждивении вашем, то женитесь на других женщинах, которые

нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не

сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на

одной".2

По сей день, многоженство остается довольно эффективным средством

решения многих социальных проблем современного общества. Ответственность

общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще

оказывается востребованной даже не в Африке, а в некоторых западных

странах.

Необходимо отметить, что многоженство в Исламе требует взаимного

согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого

мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не

брать себе вторую жену.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.