бесплатно рефераты
 

Женщина в Исламе

Женщина в Исламе

Введение.

Несколько лет тому назад у меня была возможность рассмотреть в деталях

жизнь исламской страны. Первое, что произвело на меня впечатление, были

женщины. Тогда я была незнакома с правилами хиджаба и мне показалось очень

странным и красивым то, что женщины носили.

На них были длинные платья темного цвета, из-за которых не было видно

ни тела, ни фигуры, ни настоящей красоты женщин и девушек. На голове были

длинные платки, которые закрывали шею и волосы. В таком одеянии

представительницы женского пола казались таиственными, недосягаемыми и

немного грустными. Тогда, шесть лет назад, мне эта тема показалась очень

интересной. Вот почему я начала свое иследование внутреннего мира

мусульманок.

Несколько лет спустя в мире произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь

многих тысяч людей. Это были террористические атентаты в США, в Испании, в

России... Но больше всего меня удивил тот факт, что многие женщины,

называвшие себя шахидками, погибали и уносили с собой жизни ни в чем

неповинных людей. Тогда мне стало интересно, как они думают, как их

воспитывали, что им говорили и как убедили в том, что их смерть принесет

добро человечеству. Конечно же, это мышление было искаженым, но чтобы

изучить его лучше, надо четко разобраться с жизнью и миром мусульманок.

Итак, я начала свою работу. Мне понадобились долгие годы, чтобы

заставить даже своих подруг-мусульманок рассказать что-то большее о своей

религии и жизни. Было непросто понять их мысшление, нравственность и

ценности. У них есть определенные цели в жизни, хотя на первый взгляд

кажется, что девушки буквально закрыты от общества и не участвуют активно в

его развитии.

Как развивались женщины в Исламе? Что способствовало их воспитанию?

Какие семейства они создают? Как и где они обучаются? Какие у них права?

Почему считается, что мужчина – глава семейства, когда именно женщина

воспитывает детей? Какова роль женщины в экономической сфере жизни

исламского государства? И есть ли она вобще?

Женщину во все времена эксплуатировали самым унизительным способом.

Она была „девушкой с обложки”, которую забывают через несколько лет, ее

пожирают глазами, пока она разносит еду в самолете, тело используют для

достижения целей. Но что она делает для того, чтобы остаться женщиной,

чтобы ее уважали, относились к ней как к чему-то святому и

недостижимому? Она не может ничего сделать, так как живет в мире,

управляемым мужчинами. На женщину смотрели как на товар. И многие в наши

дни спаришавают себя можно ли избежать такую нелепость? Есть ли на этом

свете что-то, что поможет женщине стать такой, какой она была задумана с

самого начала своего создания?

Я вспоминаю здесь слова, сказанные Гюставом Флоберем1 относительно

влияния Ислама на положение женщины: „Ислам оказал более положительное

воздействие в плане улучшения положения женщины, чем многие наши

европейские законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние Ислама на

положение женщины на Востоке, достаточно рассмотреть условия её жизни в

эпоху до Корана.

Взгляните, как жила женщина прежде ниспослания Корана, и вы увидите,

как Священная Книга подняла честь женщины на высоту.

Сначала вкратце посмотрим на её жизнь до Ислама, её положение в

Исламе.

До эпохи Ислама за женщиной практически не признавалась никакая

социальная роль ни в каком обществе. Она была лишь товаром, который

покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома своего отца, то

полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать своё

мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти

своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей

нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась

неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении

к ней не могло быть и речи.

Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани2 пишет: „В Персии женщины

находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить

её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.

Хотя греки были в древности одним из самых передовых народов, о чём

свидетельствуют их памятники культуры, положение женщины у них было

весьма приниженным. Об этом писал выдающийся исламский проповедник Абу-

ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе

никакого прочного социального статуса. Согласно греческим мифам, женщина

по имени Пандора была источником всех человеческих бед и несчастий'.

Индуистские обычаи низвели женщину на один уровень с животными в

джунглях. Вдову полагалось сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы

доходили до того, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и

не имела права на уважение с их стороны.

Кое-кто говорит: „На Западе женщина получила права и свободу”. Но

вплоть до общей собственности на женщин - Запад в этом опередил даже

первобытные народы. Например, у племени баконго целомудрие женщины не

ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет определяются тем,

насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её хотят купить.

На Аравийском полуострове арабы в период джахилийи также отказывали

женщине в правах. Она не могла наследовать после смерти мужа или отца.

Они нередко даже закапывали в землю живыми новорождённых дочерей, якобы

боясь позора и нищеты.

Во время менструации женщина обязана была оставлять дом и жить

несколько дней в отдельной палатке, ибо она в это время считалась

'мерзкой'.

В Китае женщина принадлежала отцу, мужу и сыну. Сначала она должна

была повиноваться своим отцу и брату, а после замужества - мужу, а по

его смерти - сыну. Это - явное игнорирование её прав и лишение её

свободы. Более того, в Китае родственники девушки подбирали ей мужа

через специального маклера. В Японии существовало бесчеловечное

законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж, требовалось

полностью прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в него

ни под каким предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность

мужа, и не имела никакого права на самостоятельные действия - совсем как

домашнее животное.

В иудейских мифах и сказаниях женщина предстаёт как источник всех

бед и несчастий человечества, причиной всех возникавших проблем. Это

искажало образ женщины, придавая ему зловещий характер.

Согласно воззрениям древних арабов, женщина не имела права на

наследование, так как не участвовала в боевых стычках и набегах. Это

есть проявление абсолютного эгоизма. И если бы тогдашние арабы допустили

бы её до участия в набегах и в грабеже, то, вполне вероятно, кто-то из

женщин мог оказаться в плену. А это свело бы с ума её хозяина, который

стал бы говорить, что она причинила ему боль и покрыла позором на всю

жизнь. Но если бы они относились к женщине по справедливости и охраняли

её достоинство, то она была бы разумной и послушной, лояльной как мужу и

его семье, так и своим родным, а не существом, принадлежащим

безрассудному мужу, для которого она - всего лишь бесправный товар, с

которым можно поступать как угодно, существом, которое не имеет права

возражать мужу или поправлять его, если бы даже он нёс явную нелепицу.

В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном

положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа-

эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех

несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал ею и

заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа.

Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать

своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих

родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них.

Нередко её уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой.

Таков 'гуманизм' человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались

люди исправить законы и сочинить новые своим разумением, они не могут

предоставить женщине её права.

Наоборот, они только узурпируют их.

Нынешнее же положение женщины на Западе и в тех странах исламского

мира, которые любят подражать всему западному, не лучше, чем в

доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины там

освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие

кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения

сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не

родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем.

Ислам справедливо относится к женщине, определив её права и

обязанности и разработав необходимые нормы согласно Корану.

Ислам утвердил добрые нравы и отверг противоречащие им дурные

джахилийские обычаи, которые узурпировали права и попирали достоинства

людей.

Религия вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи

всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в

доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме

мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих

родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то

превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и

любовью.

Ислам повелевает мужчинам не из числа ближайших родственников

отводить от неё свои взоры в знак уважения и оказания ей чести.

Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха,

Mухамед, сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с женщинами по-

доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли

их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.4

В исламской истории есть замечательные примеры из жизни

мусульманских женщин, права которых Ислам гарантировал и обеспечил им

достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им оказаны, иногда

невозможно описать пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан'

('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного

мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку и

рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого

защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”.

Слово 'мааруф' (в данном случае означает 'доброе дело') несколько

раз повторяется в Коране в контексте брака и развода. Ибо женщина - это

создание, которое зависит от мужчины, и мужчина должен заботиться о ней,

творить добро для неё и не создавать трудностей.

В этой связи Всевышний Аллах говорит:

'И когда вы дали развод жёнам, и они достигли своего предела, то

удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно

принятому'.6

А также Всевышний сказал:

'И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве

что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же

вы чувствуете к ним отвращение, то, может быть, вам не нравится что-

либо, а Аллах устроил в этом великое благо'.7

Таких аятов, побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много.

Это показывает заботу Ислама о женщине и стремление защитить её от

угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена.

Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи. Для

женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов.

Социальная сфера жизни мусульманки.

Брак

Семейная жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в

исламской системе жизни придается огромное значение, что однозначно

осознается подавляющим большинством мусульман во всем мире.

Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от

принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение

целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и

девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем

большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись

духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не

устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной

близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке

весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после

заключения брака, а не до того.

Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не

обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым

людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего

бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом

выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего

супруга. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши,

так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это

происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или

близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без

согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В

зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они

могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это

право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в

присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и

мусульманке, не состоящим в браке или в махраме1 находиться друг с

другом наедине.

Брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между

мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную

ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве

супругов но обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям

Ислама. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность

друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений.

Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в

большинстве случаев обладает несколько большей физической и

эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на

мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не

только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в

помощи и поддержке.

Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним

ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние

ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только

он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему

подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и

заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние

дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и

порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины,

с которым состоит в браке.

В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими

собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она

имеет полное право владеть и распоряжаться своими имуществом и

заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет

право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама

пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип

относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с

утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за

детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную

жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в

исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ибо Ислам считает

мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и

собственной индивидуальности.

В Исламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину.

Заработок, имущество или наследство женщины полностью принадлежат ей, и

она может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нее

есть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детей и

мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремя по

содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чем

женщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает.

В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой,

чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны

обходиться с ними соответственно. Существует множество прекрасных

Хадисов Пророка, предписывающих доброту и заботливость по отношению к

женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением,

почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской

природе.

Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена

особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них

является равно основополагающей и необходимой для функционирования

общества. Внутри этой структуры как мужчина, так и женщина свободны в

стремлении к тому, что для них важно, они вольны вносить свой вклад в

общество соответственно собственным навыкам и интересам, но при условии,

что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их деятельность

не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать в

обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по

крайней мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины,

ухода за больными и т.п., образования, общественной работы и других.

Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви,

сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена

имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего,

и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было

бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице

своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и

отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира.

Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них

такая забота более естественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж

должен помогать жене в работе по дому, чинить свою одежду и принимать

участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается

воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма

важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа

и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми

чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, наделенный в семье

высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за

поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме

исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей,

поддерживая в этом друг друга.

Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это

праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага.

Супружество - это особая сфера человеческих взаимоотношений,

включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -

это глава семейства, а жена хозяйка дома.

Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее

домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия

приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры.

Ислам повелевает, чтобы семья основывалась на взаимной любви,

уважении и согласии, чтобы её члены совместно делили хорошее и плохое в

жизни, чтобы муж и жена были тесно связаны узами верности.

Аллах сделал брак честной отдушиной или выходом. Мужчина и женщина

живут в браке счастливой жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и

блуда - источника несчастья. Этим самым Ислам поставил преграду

чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную связь между Своими

рабами. Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как мужчины, так и

женщины. Даже противники Ислама свидетельствовали благотворное

воздействие его положений, легализующих многожёнство. Эти положения

сохранили исламский мир от эпидемии проституции. Как было отмечено в

одном статистическом сборнике ООН2, исламские страны в меньшей степени

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.