бесплатно рефераты
 

Херсонес Таврический

полуострова (расположен) Гераклея-Херсонес, которому дарована свобода

римлянами; он раньше назывался Мегарикой и был самым блестящим пунктом на

всем этом пространстве, благодаря сохранению греческих обычаев; стены его

имеют 5,000 шагов в окружности". Писатель того же века и автор

"Землеописания" (De Chorographia), Помпоний Мела (около 40 до Р.Х.),

говорит о находившейся среди города цитадели. Площади и улицы города

отличаются планомерностью, красивыми зданиями с массой украшений статуарной

пластики. Хорошо представлены раскопками водопровод и канализация с

проложенными гончарными трубами и каналами. Недостаток воды на территории

города был во все времена его существования, для устранения его были

сделаны водоприемные колодцы, высверленные почти в сплошной известняковой

скале (подпочва всего города), куда и стекала дождевая вода; колодцев

обнаруживается громадное количества, почти в каждом большом доме был свой.

Пользовались также и водопроводом, который давал воду извне стен города.

Окрестности города в спокойное время представляли цветущие сады и

виноградники.

Византийский период. Византийский период (с V- XIII в.)

характеризуется новой религией, получившей в начале IV в. права

гражданства, христианством, а с ним и новыми формами жизни народа в

духовном и внешнем выражении идей.

Для Византийской империи Херсонес в эту пору является важным

стратегическим пунктом в борьбе с северными варварами, с которыми Византия

постоянно ведет отчаянную оборону. Византийская эпоха, как позднейшая в

Херсонесе, дает нам самое большое количество и разнообразие памятников, как

монументальных, так и мелких бытовых. Верхние слои херсонесского городища

почти все относятся к этой эпохе, культура ее является своеобразной во всех

ее проявлениях, с сильным влиянием не только старой эллинской цивилизации,

но и восточной, вначале персидской, затем арабской и, наконец, италийской.

"В Херсонесе открывается весь быт, вся культура византийского города".

При императоре Феодосии II (408-450) гунны, угрожающие Византии, как

говорит Прокопий (VI в.), наводнили Тавриду от Боспора до Херсонеса и

угрожали последнему. Херсонес, если были на него нападения гуннов,

наверное, отражал их благополучно, так как, после упадка Боспорского

царства, "Херсонес достиг значения первоклассного города". Но, несмотря на

его "первоклассность", он в надписи Феодосию (379-395) и Аркадию (395-408)

признает владычество последних,(15) и ремонт укреплений производится

имперским трибуном, Флавием Витом. Кроме зависимости политико-гражданской,

Халкедонским вселенским собором (451 г.) Херсонес ставится в зависимость в

делах церкви от Константинопольского патриарха. Какова была зависимость

Херсонеса от Византии, трудно сказать, так как, кроме поздне-римских или

ранне-византийских монет, правда, в большом количестве, нет памятников, на

основании которых можно было бы говорить о ее степени.

При императоре Льве I (457-474), по словам Прокопия, гунны осаждали

Херсонес и, причинив ему много неприятностей, отняли часть его территории.

Нападение это так пошатнуло оборону Херсонеса, что он обращается к

императору Зенону (474-491) с просьбой помочь ему восстановить стены.

Просьба эта была удовлетворена, а благодарность херсонесцев изложена в

"надписи Зенона", найденной еще ученым Палласом в 1794 году, которая

читается так:

"Самодержец Кесарь Зенон, благочестивый, украшенный трофеями величия и

славы, доказал щедроту и благочестие свое как всем подвластным ему городам,

так и нашему городу, пожаловав из городских пошлин верных ему баллистрариев

с тем, чтобы деньги были употреблены на постройку стен, служащих для защиты

города. И мы, благодарные граждане, поставили сию надпись в вечное

воспоминание его царствования. Построена башня в правление светлейшего

комита Диогена, лета 521 индикта 14". Башня, о которой говорится в конце,

вероятно, находящаяся в ю.-в., теперь уже вся раскопанная и расследованная

Р.Х.Лепером, и прозвана "Зеноновой башней".

К концу V в. [царствование Анастасия I (491-518)] относится, открытый

в 1902 г., крестовидный храм среди христианского некрополя в 100 саж. от

стен города. Пол храма мозаичный, хорошо сохранившийся, с рисунками (птицы,

цветы, вазы, плоды). В стене найдены монеты IV в. и Юстиниана VI в. Стены

были украшены фресками с греческими и древне-грузинскими (последнее очень

интересно) надписями. Под храмом ряд склепов, может быть, с останками

мучеников или епископов. При Юстине I (518-527) гунны снова причиняют

бедствия Херсонесу и при Юстиниане (527-565) почти разрушают стены. Готский

писатель того времена Иордан говорит, что гунское племя Аулзиагры "летом

кочуют в обширных степях, а зимой возвращаются на берега Понта". Защищая

греческие поселения на юго-восточном берегу Тавриды и пределы Византии,

Юстиниан строит крепости Алустон (н. Алушта) и Гурзубиты (н. Гурзуф),

оставляя готам и гуннам прочие части полуострова. Под покровительством

Юстиниана Херсонес обстраивается, представляет хороший рынок и временно

благоденствует; чрез него Византия ведет с южно-русскими кочевниками

"хитросплетенные козни Византийской дипломатики". В это время начинается

сильная варваризация греческих поселений и настойчивое проникновение новых

влияний, особенно малоазийских. При Юстине II (565-578) на Тавриду сначала

напали авары, а потом при хане Турксакфе турки, а хан Бокхан даже осаждал

Херсонес, но все эти попытки не имели успеха. Около 590 г. в Херсонесе

находится сильный византийский гарнизон, охраняющий его пределы, под

начальством "дукса Херсонеса Евпатерия". Константин II (641-668) ссылает за

осуждение его указа о монофелитах в Херсонес папу Мартина I, который здесь

и умирает около 655 г. "В кругозор византийской политики" вступили при

императоре Ираклие (610-641) хазары, сорганизовавшиеся в водоразделе между

Волгой и Доном; в конце VII в. они уже между Феодосией и Херсонесской

областью с центром в Фуллах и Сугдее (н. Судак). Около 702 г. хазарский

каган, окончательно покорив готов, сделал своей резиденцией их столицу Дори

(Феодори, н. Мангуп-Кале), а в 705 г. упоминается о проживающем в Херсонесе

хазарском сановнике, носившем титул тудуна, т.е. наместника. В это время

хазары играют роль в судьбе императора Юстиниана II (1, 685-695, 2, 705-

711). За свои жестокости и деспотизм Юстиниан был свержен с престола

патрицием Леонтием, сделавшимся императором, и отправлен с отрезанным носом

и языком в Херсонес. Здесь его встретили горожане насмешками, и Юстиниан

бежал к хазарскому кагану в Дори, где и женился на его дочери Феодоре, и,

после многих приключений, с помощью царя болгар Тарбелия вернул себе трон

(705 г.), не забыв неприветливости Херсонеса. В 710 году отправляется

мстительная экспедиция во главе с Варданом, который исполнил поручение

самым жестоким образом, разорив город и перебив жителей. Вторая карательная

экспедиция была неуспешна и кончилась тем, что полководец Вардан, при

поддержке хазар свергнув, казнил Юстиниана и занял его престол под именем

Филиппика (711-713), а Херсонес получил прежние права вольности, но с

каганским протекторатом хазар, которые тоже дали некоторые привилегии.

Узость территории заставляла Херсонес держаться торговлей и, несмотря на

все политические неурядицы и стеснения, Херсонес до X в. сохраняет облик

древних общественных учреждений и независимость гражданского управления и

даже вскоре, под протекторатом хазар, "освобождается от главенства Византии

и делается вольным городом". Во время иконоборческих волнений VIII в.

Херсонес ревностно стоит на стороне иконодулов и служит местом их убежища.

К этой эпохе относят происхождение пещерных монастырей с храмами (Инкерман,

Успенский скит, Мангуп-Кале, Тепе-Кермень, Качи-Калень и др.)... В начале

второй четверти IX в., по рассказу жития св. Стефана, архиепископа

Сурожского, было нашествие "русской (?) рати" на Херсонес и Сурожь под

начальством князя Бравалина (Бравлина) ("князь бранлив и силен зело").

Это весьма любопытное событие записано в "Новгородских летописях" и в

"Степенной книге". Это, вероятно, был один из варяжских набегов. В

царствование Феофила (829-842) по просьбе хазар отправляется к ним

строитель Петрона для постройки крепости Саркела (где она, вопрос спорный).

Петрона советует императору уничтожить вольности Херсонеса и по поручению

императора проводит в жизнь свой проект настолько, что Херсонес теперь

лишен свободы и "управляется Византийскими стратегами" с военно-

гражданскими полномочиями, жившими доходами с провинций; управление это

было плохое. Херсонес, как провинция (фема), считался 12-ой, обнимал всю

юго-восточную часть берега.

Херсонес, по словам Будиловича, в IX в. начинает играть для

нарождающейся Руси "роль культурного моста" между Византией и Русью. Мне

лично думается, что Херсонес неособенно важным мостом был Руси с Византией;

варяго-русские торговые ладьи могли непосредственно из Днепра проходить в

Царьград, да и удобнее было идти мимо берегов Балканских, чем заходить в

Херсонес. Херсонес же служил мостом в ближайшие пункты южного Черноморского

побережья к Трапезунту и Синопу, которые в это время были передачей мало-

передне-азиатской культуры, расцветавшей под сенью исламизма.

Свидетельством об этом могут служить арабские монеты этого времени в

Приднепровьи, а в Херсонесе находится их большое количество. В конце IX в.

в Придоньи, Приднепровьи и Придунавьи укрепляются печенеги, которые сильно

теснят хазар.

Дух свободы, как видимо, еще не угас в вековом подчинении у

херсонаситов: они при Льве VI (886-912) пытаются отложиться от империи. В

944 году Херсонес извещает императора (Роман I 919-945) о походе Игоря на

Царьграде, кончившемся неудачно для Игоря: "се идут Русь без числа корабль;

покрыли суть море корабли". В договоре Игоря с Византией говорится, что он

обязался охранять ее от набегов "черных (приднепровских) болгар". По этому

же договору Русь не должна тревожить корсунских рыбаков в устье Днепра. К

этому времени относятся остатки знаменитой и самой обширной базилики, так

называемой "Уваровской" (открытой графом А.С.Уваровым в 1853 г.). В

половине X в. к Херсонесу императоры проявляют особую заботливость, что

особенно видно из наставления Константина VIII Багрянородного (945-959) к

сыну его Роману II (959-968). Багрянородный автор советует, сохраняя над

Херсонесом власть, стремиться поддерживать его благосостояние и вести с ним

дружественные отношения; Херсонес должен быть главной базой в

дипломатической деятельности Византии с северо-восточными племенами, это

центральный дозорный пункт; в случае его возмущения, парализовать всеми

мерами его морскую торговлю и, не принимая особых мер, всячески наносить

ему экономический ущерб. Херсонесская епископия переименована в

архиепископство и повышена до степени 24-й во всей Византии. Византия,

стремясь поддержать свое влияние на народы Приднепровья, снаряжает опытное

дипломатическое посольство во главе с Колакиром (966 г.), "сыном верховного

магистрата Херсонеса", который убеждает русского князя Святослава завоевать

Болгарское царство. Плоды этого посольство известны: Святослав завоевал

Болгарию, но не для Византии, а для себя, на этой почве произошла война

Руси с Византией, неудачная для первой. Русь все более и более связывает

свою жизнь с многовековым Херсонесом, охраняя его от разных степняков и

ведя большие торговые предприятия с ним. Сильной струей за купцами хлынула

на Русь богатая и заманчивая культура, но с ней проникли скромные и нам

мало известные апостолы Евангелия. Целое столетие они, начиная с низов

народа, постепенно проникая в хоромы князя, строят твердое основание

Христовой веры и рушат шаткое бесхитростное язычество русских славян. После

борьбы язычник князь Владимир принимает новую веру, но, как политический

великий ум, хочет из нового момента своей жизни получить и выгоды для своей

страны. Он хочет связать свое имя, свой род, свою страну с домом великих

императоров, с великой культурой Византии и, с желанием принять новую веру,

просит руку сестры императоров (Василий II и Константин IX 975-1025), а

решительность своей просьбы подкрепляет тем, что подступает и берет

Херсонес – опорный северный пункт Византийской империи в 989 г. Испуганные

императоры согласны выполнить его просьбу с условием, чтобы он крестился.

Владимир выразил свое согласие и крестился. Так или иначе шли

хронологические события (летописцы, сказания и хроники византийские

разногласят о времени и месте крещения), но факт тот, что Херсонес

становится культурным центром для новопросвещенной Руси. Князь Владимир,

возвращаясь на Русь из Херсонеса, везет с собой епископов со священниками,

учителей, строителей, художников, мастеров, предметы церковные и бытовые...

– одним словом, все, в чем нуждается Русь в новой своей жизни. С этого

времени все вещи, поражающие воображение русина, им называются

"корсунскими", хотя часто они по происхождению далеко не корсунские.

Корсунь (Херсонес) для него – символ культуры и чуда художественной и

промышленной техники. "Путь из варяг в греки" становится одним из

интенсивных. Херсонесские купцы проникают на далекий север Балтики, а чрез

Киев, Галич и в Западную Европу. В начале второй четверти XI в. появились в

южно-русских степях новые тюрки – половцы, они проникли и в Тавриду до XIII

в. держат ее в страхе, препятствуя сношениям с севером. Херсонесская фема

около 1059 г. имеет в составе своем Сугдею (н. Судак); в надписи,

относящейся к этому году, говорится о заботе империи о Херсонесе: "сделаны

ворота преторские железные; возобновлены и прочие ворота города при Исаакии

Комнене, великом царе и самодержце римском, и Екатерине, благочестивейшей

августе, чрез Льва Алиата, патриция и стратега херсонесского и

сугдейского". За половцами пришли к владениям Херсонеса печенеги с

аналогичными желаниями всех северо-восточных полудиких кочевников, у

которых глаза горели жадным огнем от одной мысли о богатствах греческих

колоний. Связи Херсонеса с Русью в XI в. начинают развиваться не только на

севере в Приднестровье, но и Прикубанье. Русская колонизация из Северской и

Черниговской земли проникла в Придонье, а затем по восточным берегам

Азовского моря и на берега Кубани и на Тамань, где в XI в. колонистов было

так много, что явилась возможность основать Тмутораканское княжество. С ним

то Херсонес ведет дружественные отношения, как с силой, могущей союзно

бороться с кочевниками, но византийский "Катопан" в Херсонесе, вопреки

настроению херсонесцев, боясь усиления (а может быть, и по другим причинам)

сильного князя Тмутораканского Ростислава, вероломно последнего отравил, за

что был убит херсонесцами. "Вскоре после этого наместника Византии исчезает

и Херсонес – самостоятельная республика. В XI-же веке проникают в Черное

море корабли итальянских коммерческих республик и начинается конкуренция их

с Херсонесом, возвышение же порта Судака грозит большим экономическим

уроном для Херсонеса, и жители его выражают крайнее неудовольствие против

Византии за эти попустительства. Появляется на историческую сцену Тавриды

колонизация италийцев, позднее (XIII) с центром (для генуэзцев) в Каффе

(бывшая и нынешняя Феодосия), которая является наиболее опасным соперником

не только коммерческим, но и политическим. К 1095 г. относят поход на

Корсунь (Херсонес) русских князей Владимира Мономаха, Давида Игоревича и

Ярослава Ярополковича (если этот поход не легендарен). В 1096 г. половцы

заняли Херсонес. Как видимо, в нем самом неспокойно: он волнуется против

Византии и даже, принимая у себя византийского самозванца, известного под

именем Лже-Диогена, пытается угрожать императору Алексею I Комнену (1081-

1118).

В царствование Иоанна II Комнена (1118-1143) печенеги были прогнаны от

Херсонеса. Дальнейшее существование Херсонеса можно назвать жалким:

торговля – главная артерия его жизни – была подорвана италийцами,

развившими свою богатую деятельность по черноморским берегам; на севере

кочевники парализовали в это время какое-либо движение чрез степи, и

Херсонес очутился в узле, из которого он уже вышел. В 1185 г. Таврический

полуостров с Херсонесом включительно присоединены к Трапезундскому царству,

закрепилось же это присоединение после 1204 г., когда крестоносцы, по

взятии Константинополя, всецело предоставили политическую и экономическую

судьбу Черноморья в руки итальянских купцов-республиканцев.

Итак, Херсонес – данник Трапезундской империи и в ее ведении, но новая

империя только выжимала последние соки из умирающего города. С двух сторон

добивают его: с севера татары, наводнившие (с 1222 г.) полуостров, с юга же

синопские турки (первый раз под предводительством Гетуна) систематически

разоряют город и область его. Около 1255 г. Херсонес в мусульманских

источниках известен, как "Сари-Кермен" (желтая крепость). По записям

Рубруквиста (французского посла Людовика IX Святого к татарам), бывшего в

Херсонесе в 1253 г., город находится независимым от Трапезунда, а от

монголов отплачивается данью. В начале XIV в. генуэзцы в Херсонесе учредили

генуэзский консулат; с генуэзским влиянием в Херсонес проникает и

католическая пропаганда, быстро усилившаяся настолько, что в 1300 г. уже

существует "archiepiscopus chirsinensis" (англичанин доминиканец Ричард). В

1318 г. на географической карте Петра Висконти Херсонес назван "Керсона". В

1320 г. литовский князь Гедимин разорил Херсонес. С 1333 г. Херсонесская

епископия в ведении крымского римско-католического архиепископа; латинство

утвердилось здесь до половины XVII в., несмотря на то, что город был в

руинах. Генуэзцы возводят Херсонес на степень митрополии, "но упадок города

был окончательный; он терпел великую бедность, заводя с соседями шумные

споры из-за деревушек и выпрашивая подачки у Константинопольского

патриарха". С XIII-XVI в. вместо названия Херсонес встречаем такие:

"Керсона, Корсонне, Крессона, Херроне, Зурзона, Герезонда, Жиририконда,

Жеререзонда, Зембано, Целоне и др.; у венецианцев: Полесине и Полесене; у

турок: Шурини и Сари-Кермен". Усиление генуэзцев на Черном море было

настолько сильно, что они прямо таки запрещали византийцам вести какие-либо

торговые сношение на побережьи Черного и Азовского морей. В 1362 г.

литовский князь Ольгерд, гонясь за разбитыми на Днепре монголами, разграбил

и Херсонес. В 1368 г. Херсонесская митрополия поручена готскому

митрополиту. В конце XIV в. жалкое существование Херсонеса огорчалось еще

враждой духовных владык из-за владения ничтожными местечками по южному

берегу. После взятия Константинополя турками, Херсонес прекращает свое

существование, как город, а "в 1470-71 г.г. занимаются срытием стен и башен

Херсонеса по предложению кафского консула Чиавройя".

Список используемой литературы

1. Зубарь В.М. Херсонес Таврический в античную эпоху (экономика и

социальные отношения). – Киев: Наукова думка, 1993 (13 п.л.). – 140 с.

2. Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. Очерки военно-

политической истории. – Киев: институт археологии НАНУ, 1994. – 180 с.

(13,4 п.л.).

3. Сапрыкин С.Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический. М., 1986.

4. Авдеев А. Г. О времени пребывания подразделении V Македонского легиона в

Херсонесе // ВДИ. 1993. № 2; Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Л., 1948;

Золотарев М. И., Буйских А. В. Теменос античного Херсонеса, Опыт

архитектурной реконструкции // ВДИ.

5. 1994. № 4; Кадеев В. И. Херсонес Таврический в первых веках н. э.

Харьков, 1981; Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса.

Киев, 1964, 1973; Щеглов А. Н. Северо-западный Крым в античную эпоху. Л.,

1978.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.