бесплатно рефераты
 

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

Нам неизвестно время возникновения Херсонеса. Древний географ Скилакс

Кариандский, современник персидского царя Дария I (521-481 до Р.Х.), в

своем "Перипле" (путеводитель) говорит, что в Таврике живут эллины, у

которых есть торговый город "Херронис". Но надо заметить, что раньше IV в.

до Р.Х. имя города мы ни в каких других источниках не встречаем.

Первоначально, вероятно, Х. назывался "Гераклеей" в честь своей митрополии,

а Плиний (р. 23 г. – ум. 79 г. по Р.Х.) говорит, что он назвался даже

"Мегарикой". Основан Х., по свидетельству Страбона (II в. по Р.Х.) и Скимна

Хиосского (II – I в. до Р.Х.), выходцами из Гераклеи Понтийской

(Черноморской), колонии дорического города Мегары. Херсонесцы во II в. по

Р.Х. в надписи, изданной В.В.Латышевым, называют Херсонес "славный город

дорян". Гераклейцы-доряне с делосцами-ионянами, по указанию дельфийского

оракула, заняли место позднейшего Херсонеса, находящегося против Гераклеи

на северном берегу Понта. И теперь каждый путешественник может наблюдать

колоссальные развалины города к западу от нынешнего Севастополя, у

Карантинной бухты.

Рис 1. Руины Херсонеса

Географическое положение Х. способствовало его развитию и процветанию.

Херсонес был ближайшей северной колонией для южно-черноморских прибрежных

городов, малоазийских областей и собственной Эллады. Превосходные его

гавани и отдаленность от хищнических кочевий варваров Придонья и

Приднепровья – все это давало возможность более или менее безопасно

развивать и общественную жизнь, и частно-бытовую в пределах и целях,

желанных для самих "херсонаситов". Но отдаленность от производителей сырья,

которые находились в Придонье, Приднепровье и др., сказывалась в том, что

Херсонес менее интенсивно мог развиваться, чем его соперники: с северо-

запада Ольвия (на Буге, при впадении его в Днепровский лиман) и Пантикапея

(ныне Керчь).

Мифический период Херсонеса доходит до знаменитого похода греков на

Трою (нач. XII в. до Р.Х.). Рассказы отважных мореплавателей, расцвеченные

народным творчеством, создали заманчивые легенды о жителях Таврики, их

сказочных богатствах и диких странных обычаях. Мифические сказания о

троянской войне тесно связывают греков с Тавридой. Успех отправления греков

в поход зависел от того, что царь Агамемнон должен был принести богине

Артемиде в жертву самое дорогое для него – свою единственную дочь Ифигению.

Готовность Агамемнона удовлетворила Артемиду, и она, в момент

жертвоприношения, похищает Ифигению и заменяет ее козулей. Ифигения же

очутилась в Тавриде, на месте, потом основанного, Херсонеса. Трагик V в.

Еврипид (р. 480 г., ум. 406 г. до Р.Х.), пользуясь этим мифом, посвятил

памяти Ифигении бессмертное драматическое произведение.

Древнейшая история Херсонеса нам очень мало известна по скудости

материала. Ему, на протяжении многих столетий, приходится вести борьбу

сначала с автохтонами Тавриды (киммерийцами, если они были), таврами,

скифами и друг., а затем с ранними пришельцами-греками, которые

варваризировались и образовали со скифами скифов-эллинов. Их можно назвать

тавро-эллино-скифы, которые просуществовали до III в. по Р.Х., когда, под

напором готов, потеряли свою политическую физиономию.

Херсонесское государственное устройство было создано по типу

греческого "города-государства" со строгим демократическим характером.

Образцом для него был принят готовый уже строй Гераклеи, Мегары и др.

Верховная власть принадлежала народу и совету. Последний был выборный,

он предлагал те или иные постановления, а иногда решал принять или

отвергнуть их. Членом совета, магистрата и жрецом мог быть всякий,

достойный народного избрания.

Если херсонесское управление, как говорят некоторые ученые, было

копией с мегарского, то можно его представить так, как оно было в Мегаре.

Подтверждение этого мнения находится в историко-археологических данных.

Для созывания народа и совета и для предложения проектов совету или

нарду избирались народом на один месяц эсимнеты (афинским пританам);

председателем совета был проедрос; избирался секретарь совета и народа;

царь исполнял, вероятно, функции жреца, стратиг нес военные обязанности и,

по всей вероятности, стратигов было несколько; исполнительные функции,

вероятно, принадлежали коллегии магистратов-дамиургам; продики несли

юридические функции; была еще коллегия номофилаков (стражи законов), она,

наверно, состояло из трех членов, по В.В.Латышеву (Изв. Имп. Арх. Комм., в

18 с. 114) и по Р.Х.Леперу ("Херсонесские надписи", Изв. Имп. Арх. Комм. в.

44; 19 стр.); агараномы (рыночные надзиратели); симнамоны (может быть,

наблюдатели за культурной стороной религии); казначеи священных сумм;

епимелеи (чиновники разных поручений, иногда при посольствах); диэкеты,

вероятно, чины финансового характера. Нужно заметить про проедроса, что он,

вероятно, возник в римское время.

Для характеристики эпохи IV и III в. Херсонеса приведем здесь

неоднократно упоминаемую "гражданскую присягу херсонесцев" (по переводу

проф. В.В.Латышева).

"Клянусь Зевсом, Землею, Солнцем, Девою, богами и богинями

олимпийскими и героями, кои владеют городом и землею, и укреплениями

херсонаситов: я буду единомыслен относительно благосостояния и свободы

города и граждан и не предам (ни) Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной

гавани, ни прочих укреплений, ни из прочей земли, коею херсонаситы владеют

или владели, ничего никому, ни еллину, ни варвару, но сохраню народу

херсонаситов; и не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не

дозволю и не утаю вместе (с ним), но заявлю городским демиургам; и врагом

буду злоумышляющему, и предающему, и склоняющему к отпадению Херсонес или

Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепления и область херсонаситов;

и буду служить дамиургам и членам совета как можно лучше и справедливее для

города граждан; и ... народу охраню и не предам на словах ничего тайного не

еллину, ни варвару, что может повредить городу; и дара не дам и не приму ко

вреду города и граждан; и не замыслю никакого неправедного деяния против

кого-либо из граждан не отпавших и замышляющему (не дозволю и не утаю

ничего ни с кем), но заявлю и при суде подам голос по законам; и в заговор

не вступлю ни против общины херсонаситов, ни против кого-либо из граждан,

кто не объявлен врагом народу; если же я с кем-либо вступил в заговор и

если связан какою-либо клятвою или обетом, то нарушившему да будет лучше и

мне, и моим, а пребывающему – обратное; и если я узнаю какой-либо заговор,

существующий или составляющийся, то заявляю демиургам; и хлеб вывозной с

равнины не буду продавать и вывозить в другое место с равнины, но (только)

в Херсонесе. Зевс и Земля, и Солнце, и Дева, и боги олимпийские,

пребывающему мне в этом (т.е. соблюдающему эту клятву во всех ее пунктах),

да будет благо и самому, и роду, и моим, а не пребывающему – зло и самому,

и роду, и моим, и да не приносит мне плода ни земля, ни море, ни женщины,

да не (благорождают прекрасных детей)...".

Памятник этот, говорит проф. Латышев, "имеет громадное значение не

только для пополнения наших сведений о древнем Херсонесе, но и для

греческих государственных древностей вообще".

Под защитой крепких стен херсонесцы сохраняли свою свободу, пока враги

их были недостаточно сильны и пока сохранялись питательные связи с прежними

могучими центрами. В эпоху позднего эллинизма прежняя жизнь меняет свое

русло, прежние пути забрасываются, являются новые центры, новые

потребности. Прежняя Эллада, у которой Херсонес был одним из важных

поставщиков, слабеет и падает. "Эллинская колонизация по всей Малой (и

Передней) Азии (вплоть до Индии), развитие интенсивного земледелия и

скотоводства в Вифинии, Понте, Пергаме, Галате и др. малоазийских центрах

"все более и более растет, а Херсонес остается в стороне от торговых путей,

которые направились на Египет, Сирию и юр. пункты. Одновременно с мировыми

переворотами, печально отзывавшимися на Херсонесе, подрывавшими его

политическую и торгово-экономическую состоятельность, грозно объединяются

"поверхностно эллинизованные" племена, создается среди таврических варваров

сильное скифское царство Скилура с намеченными сильными центрами: Хабон

(ок. Инкермана), Палакион (н. Балаклава), Неаполис (ок. Симферополя) и

друг., нам пока неизвестные.

Это эллинизованное царство "ирано-персидского типа" с элементами

"иранской религии" имело определенный строй и стремления и своей молодой

силой было весьма опасно.

Херсонес видит эту опасность и стремится найти себе союзников: он

обращает свой взор на противоположный черноморский берег. В это время

чувствовало себя сильным молодое государство понтийское, эллинистического

характера, с традициями персидско-иранскими. Надпись первой половины II в.

до Р.Х., представляющая "текст договора между херсонесцами и царем Фарнаком

I" (190-169), свидетельствует о начавшихся связях Херсонеса с Понтом.

"Договор изложен в форме двух клятв, которыми обменялись договаривавшиеся

стороны". Царь Фарнак клянется:

"...Клянусь Зевсом, Землею, Солнцем, всеми богами олимпийскими и

богинями: другом я буду херсонесцам всегда и если соседние варвары выступят

походом на Херсонес или на подвластную херсонесцам страну, или будут

обижать херсонесцев, и (сии) призовут меня, буду помогать им и не совершу

против херсонесцев (ничего), чтобы могло повредить народу херсонесскому, но

буду содействовать охране (его) демократии... пока они остаются верными

дружбе со мной и (если) поклянутся тою же самою клятвою... соблюдающему

клятву да будет благо, нарушающему же обратное".(14) Херсонес взаимно

клянется помогать Фарнаку I-му.

Но этот договор, кажется, мало помог Херсонесу. Он быстро лишается

всех своих ближайших территорий, а на море тавры-пираты,

покровительствуемые Скилуром, делают невозможным плавание коммерческих

судов. Слабый херсонесский флот не в состоянии противостоять пиратам.

Скилур умер, его сын Палак наследовал его титул, идеи и стремления:

основать скифское государство, завладеть Херсонесом, его флотом и, если

возможно, то переброситься и на богатый малоазийский берег. В отчаянном

положении Херсонес снова настойчиво ищет защиты в Понте; к своим

соотечественникам – в Пантикапей – он не обращается, так как последний сам

трепещет пред варварами и едва откупается изнурительной данью от Палака.

Херсонес около 115 г. обращается к понтийскому царю Мифрадату VI

Евпатору за помощью. Мифрадат быстро отзывается на просьбу и посылает

своего талантливого полководца "Диофанта, сына Асклепиодора синопийца",

который во главе понтийских и херсонесских войск совершил три больших

похода (111-106 г. до Р.Х.), чтобы сломить новое царство скифов.

Об этой борьбе говорит кратко Страбон и довольно подробно псефизм

(почетная надпись) в честь Диофанта, написанный на базе его статуи,

поставленной ему на акрополе между алтарем Девы и Херсонеса (покровитель

народа). Кроме этого Диофант был увенчан золотым венком, и торжественно

провозглашено его имя во время религиозного празднества.

В 1-й поход Диофант разбил Палака, "прошел в сердце Скифии и овладел

скифскими крепостями Хабами и Неаполисом и подчинил почти всех скифов

власти царя Мифрадата, и за это народ, освобожденный от гнета варваров,

благоговейно почтил царя достойным образом". После восстания Палака,

Диофант снова разбил его, взял прежние города и "отправился в Боспор и

соседние с ним места, где убедил и остальных подчиниться". Многие сыновья

Скилура подчинились Мифрадату, а Палак и другие ушли в Рим просить защиты.

Вскоре скифы завладели Пантикапеем и Феодосией, и Диофант пошел на помощь

царю Перисаду Боспорскому, очистил от скифов боспорские города и не успел

уйти из Боспора, как Перисад, при возмущении боспорцев во главе о скифом

Савмаком против понтийцев, был убит. Диофант подавил восстание, мятежника

Савмака отправил в цепях в Синопу, а Боспор объявил подданным царя

Мифрадата. С этого времени Мифрадат – царь Боспора и покровитель данника

Херсонеса. Итак, Херсонес был спасен от варварского разрушения ценой потери

собственной независимости. В Херсонесе помещен понтийский гарнизон,

граждане его содержат последний и платят большую дань Мифрадату. В 98-90

г.г. Мифрадат лично усмиряет варваров Тавриды. В 84-3 г.г. Херсонес с

другими городами восстал против Мифрадата, но был им усмирен. В 72 г.

Херсонес, помогая "матери" своей Гераклее, впервые столкнулся с Римом.

В 66 г. Мифрадат Великий был разбит римским полководцем Помпеем, бежал

чрез Кавказ на Боспор и задумал "безумное дело" – сухим путем чрез Дунай

пробраться в Италию и Рим, подняв народы южной России и германцев, но

измена его любимого сына Фарнака погубила его мечты.

Трагическое самоубийство Мифрадата передало Херсонес в руки римлян.

Нужно заметить, что Мифрадат, подавая помощь Херсонесу, имел в виду и

свои выгоды, и опасения. В Херсонесе он имел намерение основать базу для

экспорта хлеба в понтийские владения и для комплектования своих войск из

варварских областей. Опасения же его касались возрастания могущества

скифов; о планах Скилура и Палака относительно южно-черноморского побережья

мы уже говорили, а исполнение их угрожало целости и Мифрадатовских

владений.

Спасая Херсонес, Мифрадат имел в виду и свою безопасность, победы же

над скифами и уничтожение их царства, и слабость греческих колоний дали

возможность ему основать свое царство в Тавриде. По смерти Мифрадата VI

Херсонесом правит его сын Фарнак I (63-47) (в Понте Фарнак II), который

заявил себя вассалом Рима, следовательно, и Херсонес находится в

зависимости от Рима. В неудачном восстании Фарнака против Рима принимал

участие и Херсонес; после его смерти переходит во владение боспорского царя

Асандра (47-17 до Р.Х.).

Боспорские цари притесняют херсонесцев, пытаясь изменить

государственный строй. Притесняемые жалуются в Рим. Последний освобождает

Херсонес от боспорского царства и, поставив его в ведение наместника Мезии,

дарует ему свободу самоуправления, насколько она согласуется с римской

программой. Это "освобождение" произошло около 25 г. по Р.Х.

Постепенно римское влияние и сила растут в Херсонесе; здесь, как и в

других пунктах (Ай-Тодор основан, вероятно, при Веспасиане (69-79), древнее

название Харакс и др.), появляются римские гарнизоны, римские суда

заполняют черноморские гавани.

Рим отделяет Херсонес от Боспора и поддерживает его благосостояние с

целью ослабить последний. Боспорские же цари становятся в вассальной

зависимости от Рима под наблюдением правителя Вифинии. С 46 г. – 134 по

Р.Х. Херсонес чеканит свою монету с буквами XEP, а на некоторых слово

"свободный".

Около 60 г. по Р.Х. скифы, аланы и др. варвары опустошают Тавриду и

грозят Херсонесу, и если бы не Тиберий-Плавт-Эний-Сильван, правитель Мезии,

быстро подавивший новое движение с севера, то едва ли устояли бы прежние

греческие колонии. Этот шаг римского полководца сделал "свободу" Херсонеса

"призрачной".

При Домициане (81-96 по Р.Х.) Херсонес и весь северный Понт остаются

без римских войск, отозванных для усмирения вспыхнувшей "дунайской смуты".

Боспор снова подчиняет себе Херсонес, а император Адриан (117-138),

признавая, что только Боспор в состоянии охранять греческие поселения,

передает Херсонес под его власть; он даже усиливает Боспор в ущерб

Херсонесу.

В царствование Антонина Пия (138-161) Херсонес свободен от римского

гарнизона в союз с Боспором отстаивает независимость от Рима. Союз этот,

вероятно, вызван появлением нового народа с севера – готов, которые пред

тем покорили алан и, основав "славное царство готов" в Приднепровье, начали

наводнять Тавриду. Рим быстро подчиняет Херсонес и намеревается взять все

вольности его, которые он называл "свободой"; за сохранение их

ходатайствует пред Римом "мать" Херсонеса – Гераклея, с которой, как

видимо, Херсонес не порывает связи еще во II в . по Р.Х. К этому времени

относится также декрет, данный херсонесцами в честь гераклийца Фрасимеда,

сына Фрасимеда, в котором Гераклея называется херсонаситами "мать наша".

(Декрет найден, издан и объяснен Р.Х.Лепером в Изв. Имп. Арх. Комиссии).

Скифы и др. племена снова беспокоят Херсонес, и Антонин вынужден

ставить в нем большой гарнизон. Херсонес в это время становится главной

квартирой для римских черноморских сил сухопутных, и морских.

Отношения между херсонесцами и римским гарнизоном часто оставляют

желать лучшего, и нередко херсонесцы жалуются на обиды и бесчинства

гарнизонных солдат и офицеров центральному правительству. О последнем

говорит одна из надписей I-II в.в. по Р.Х.

Херсонес становится совершенно римской провинцией, а от его

самоуправления осталась одна тень. Обеспеченный от внешних врагов, Херсонес

интенсивно ведет торговлю, и поднимается экономическое благосостояние его.

Сфера же его сношений ограничивается связями с малоазийскими городами. От

Марка Аврелия (161-180) до Диоклитиана (284-303) в жизни Херсонеса играют

большую роль готы, окончательно погубившие скифов, подчинившие Херсонес и

Боспор и уничтожившие всякое значение Феодосии (на время) и Ай-Тодор

(навсегда). Херсонес и Боспор – в роли "перевозчиков" готов по берегам

Черного моря. Римский гарнизон очистил не только Ай-Тодор, но и остальные

пункты, подчиненные Риму. В царствование Диоклитиана, по описанию

Константина Багрянородного, происходит ряд событий большой важности для

Херсонеса: херсонесцы оказывают императору помощь в борьбе с пантикапейским

царем Савроматом и расширяют, будто бы, свои владения до Чатыр-дага,

неоднократно занимая Пантикапей.

В царствование Константина I Великого (307-337), по словам того же

царственного писателя, Херсонес снова оказывает помощь Риму в борьбе с

готами и языгами на дунайской границе под начальством протевона и "носителя

венца" Диогена, сына Диогена.

Диоген и сами херсонесцы в благодарность от императора получили разные

милости и привилегии.

"Последние годы Константина Великого, говорит историк Херсонеса, были

прекрасной порой в политической жизни херсонесцев". Завистливые боспорцы

настраивали сарматов против Херсонеса, сами же с трудом удерживались от

натиска варваров.

Около 375 г. в Тавриде, оттеснив готов, господами положения становятся

гунны.

Во времена Феодосия Великого (379-395), согласно найденной надписи,

была построена городская стена при участии трибуна Флавия Вита; в

Херсонесе, вероятно, в это время стоял имперский гарнизон. По смерти

Феодосия I Херсонес – под властью Византийской империи.

В конце IV в. Херсонес – самое сильное в Тавриде государство. С III в.

он называется "Херсон".

Еще в I в. по Р.Х. Плиний Старший (р. 23 – ум. 79) говорит о

Херсонесе, как о благоустроенном городе, так: "на самом перешейке

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.