бесплатно рефераты
 

Воспитание гражданственности и патриотизма

свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –значит пламенно

желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих

споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский.

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить

хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова,

для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и

свобода прежде всего!». [24, 18. с. 159, 402]

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его

огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести

полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без

самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к

отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и

могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,

семейными и родовыми наклонностями». [6, с. 321]

Если патриотизм выражает отношение личности к своей

Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность

связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его

политической активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

1)антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в

дела политического сообщества;

2)психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом

политического сообщества;

3)способность и готовность выступать в роли гражданина;

4)высшая добродетель свободного и полноправного участника

политического сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего

государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность»

взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает

весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими

понятиями, как «политическая активность», «политический активизм»,

политическое участие».

Исторически гражданственность связана с разными формами демократии,

с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений

полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы

гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших

добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара

или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с

патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и

несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не

гражданственность- удел полноправных граждан- политесов. [13, с. 56]

С развитием империй и сословных монархий гражданственность

низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью

подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от

гражданственности значительно сужает возможность политического выбора.

Однако в условиях сословно- корпоративного политического устройства

отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться, а также

получать развитие, особенно если они связаны с правами и свободами,

восходящими к общинному праву. [21, с. 98]

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей

гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются

лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав

человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и

вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине,

выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную

совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине,

лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение

традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и

обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к

укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее;

воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и

национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов,

стремление к сотрудничеству с ними. [19, с. 91]

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как

«общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при

таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли,

продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней

войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и

прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой

Отечественной войне?

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания

патриотизма и гражданственности в школе.

1.2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение

коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области

внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое

сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления

общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов,

убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения

социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и

национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных

интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это

целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в

себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической

частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько

овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет

стойкость в их проведении в жизнь. [22, 8, с. 117, 290]

Политическая сознательность немыслима без развитого политического

мышления, способности глубоко осмысливать политические события, давать им

оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно

направления гражданского общественного развития. Политическое гражданское

сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями,

политическими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе

общественных отношений политическое мышление и чувства формируют

политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом

сознании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к

общественно-политичекой деятельности. Политические потребности определяют

силу и направленность политической воли, такого психологического состояния

человека, когда он сознательно и целеустремленно совершает политические

поступки, действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на

становление духовных потребностей и интересов, на нравственное,

эстетическое, правовое сознание и поведение, на художественные идеалы и

вкусы людей. [28, с. 176]

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической

культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского

сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления,

чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются

политическая грамотность и активность в политическом самообразовании;

умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и

классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические

убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия,

слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях

целеустремленности и активности, ответственности и организованности,

честности и сознательной дисциплинированности.

Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в

активном участии каждого человека в творческом созидательном труде,

выработке политического курса развития общества, в свободном политическом

диалоге.

Гражданское политическое воспитание представляет собой систему

общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным

группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной

жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными

общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями,

воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое

потому, что обеспечивает уяснения школьниками идеалов и целей,

стратегической и тактической линии строительства правового государства по

обеспечению коренных интересов большинства народов. [11,с. 149]

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-

функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения

общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и

формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных

организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи

противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные

критерии гражданской воспитанности.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на

образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть

школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные

ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями

политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и

организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной

устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного,

аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у

школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского

сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии

и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми

проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-

гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника

таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также

высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической

чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию,

сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья,

критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми

вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое

познание и деятельность формируют способность политического мышления,

умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового

политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в

потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять

манипулированию их сознанием. [27, с. 144]

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в

целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и

особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной

жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками,

оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в

этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.

Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых.

Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей

детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и

событий.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию

конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает

их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего

отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся

заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков

лежат в основе требования самодеятельного характера общественных

организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского

воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. [14,с. 87]

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных

идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни,

выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.

Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению

идеи гражданственности и политических демократических ценностей,

отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической

информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и

реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного

процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все

предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня

прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко

революционных научных открытий миролюбивая полтика России предстает перед

учащимися как политика борьба за выживание человечества, сохранение жизни

на Земле. Просчеты в воспитании, кризисные явления в жизни общества

порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность и

индифферентность, современную обломовщину, стремление замкнутся в кругу

узколичных эгоистических интересов. Переживание школьникам психологического

состояния отчуждения от общества, неполноценности, незрелости,

непричастности, непригодности, обусловленного плохой организацией трудового

и нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в

сознании молодежи благоприятную почву для воспитания антиобщественных,

антиконституционных влияний.

Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное

политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно

складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение

школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в

неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств

массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-

политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с

равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими

взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной

жизни.

1.3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания

патриотизма и гражданственности.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и

интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы,

единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в

себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за

исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с

интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех

стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает

формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих

народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к

проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом

процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной

правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и

интернационального сознания школьников занимает содержание образования.

Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и

интернациональными традициями народов России.

Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической

системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для

полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического

выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп;

обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и

народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах

интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок;

создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление

политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов

демократии и самоуправления. [25, с. 171]

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят

деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе

организации разнообразной познавательной и практической деятельности

школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и

гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине

как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних

и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире

и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о

патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные

суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет

осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и

их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников

крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и

установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является

содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы.

Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитаниюу учащихся

патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю

логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть

направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к

осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к

Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем

местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие

эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень

хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе

представить Россию и мое отношение к ней».

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых

морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими

специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.