бесплатно рефераты
 

Воспитание гражданственности и патриотизма

Воспитание гражданственности и патриотизма

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы

1. Понятие патриотизма и гражданственности

2. Сущность, функции и система гражданского

воспитания

3. Патриотическое и интернациональное

воспитание, формы воспитания патриотизма

и гражданственности

4. Воспитание гражданина в современной

школе

Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания

2.1. Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти

жертвам политических репрессий

2.2. Праздник, посвященный 8 марта

3. Классный час «Письма Путину»

4. Концерт «Многоликий мир искусств»

5. Праздник, посвященный дню Победы

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Воспитатели

учителя должны

знать, кого им нужно

воспитывать или выучить, знать не только

тот педагогический материал,

который сидит или бегает под их

руководством, но и тот умственный и

нравственный идеал, к которому они

обязаны приближать эти вверенные им

маленькие живые будущности.

В.О.Ключевский

.

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и

богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и

трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти

имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость

нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них

почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял,

что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности,

организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время

бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве

нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и

трудового подвига.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и

культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим

обществом традиционного российского патриотического сознания.

Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан

страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований

всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал,

глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого

Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

[2,с. 112]

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это

целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и

вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства

верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на

развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду

со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть

такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника

Отечества.[1, с. 68]

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на

все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же

мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных

наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное

была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи

довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области

воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на

боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а

также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных

занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям

представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.[31, с.243]

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были

ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность

темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм

российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции.

Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг.

россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно,

- писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей,

которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не

сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что

мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы

зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173]

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-

патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая

Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания

патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых

условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы

обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не

растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть),

защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство,

уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с

историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа;

героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими

нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей

и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам

государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не

менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие

достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более

благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается

страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и

школьника. [5, с. 301]

Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы

на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое

дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не

менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых»,

перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси -

России - - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того,

каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское

или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за

свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. [10, с. 132]

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в

значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и

мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся

необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги,

почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали

состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское

патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений

государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и

реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих

принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило

актуальность и значимость темы данного исследования: «Воспитание

патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы».

[26, с. 101]

Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России

не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию.

Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к

деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со

временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях

гаржданина и патриота России через различные формы работы.

Объект исследования: система воспитания гражданственности и

патриотизма школьников.

Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий

гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и

внеурочной работе.

Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского

воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

1)изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и

гражданского воспитания в России;

2)определить специфику работы по патриотическому и гражданскому

воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;

3)разработка во внеклассной и внеурочной работе различных форм

патриотического и гражданского воспитания;

4)выработка рекомендаций по совершенствованию системы

патриотического и гражданского воспитания в школе.

Методы исследования:

1. Беседа.

2.Изучение и анализ передового педагогического опыта.

3. Наблюдение

4.Анализ творческой деятельности детей

5.Опрос

Методологическими основами нашей работы послужили идеи и работы

ведущих ученых-педагогов: Ш.И. Амонашвили, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко,

К. Д. Ушинского.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы

1.1 Понятие «патриотизма и гражданственности».

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции

1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело,

защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря

монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:

«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое

отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги

во имя своей родины».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в

философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в

нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием

которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его

прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь

ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм»

как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают

сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в

месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских

впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого

человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами

нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и

животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни

местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора,

улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на

деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений

оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения,

их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов

и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе

с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя

важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его

подсознательном уровне. [30, с. 304]

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций

каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного

проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном

формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни

данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места

своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы

его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы,

поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей

высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами

всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими

уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются

мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю,

ничего не знаю".

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от

всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко

всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства,

т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире

"нацией по гражданству".

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения

состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и

взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания

порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей

квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города,

района, края, Отчизны в целом). [3, с. 74]

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к

своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний,

направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и

проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого

индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до

границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим

соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага

данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица,

район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек,

тем выше и истинный его патриотизм. [16, с. 410]

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает

его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или

иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и

не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-

патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только

сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще

враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами

являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам,

угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую

природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с

соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной

футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания,

неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы

проявления различных форм неопатриотизма в России. [20, с. 185]

Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным,

групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое

воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их

здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество,

уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и

наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие

отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе.

Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе

(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого

человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут

чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом,

настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно

укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного,

образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих

предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом,

двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных

мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных

на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и

совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности

и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению,

умножению числа своих просвещенных соотечественников. [4,7 с.134, 326]

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой

духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

«… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть

одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим

пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и

спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит

над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели

уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не

страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце

не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…» [29,

с. 216]

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы

Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.