бесплатно рефераты
 

Театр Южного Урала 1861-1917 гг.

М. И. Велизарий в своей книге "Путь провинциальной актрисы"

рассказывает о работе Стрепетовой в Александринском театре: "Впервые я

увидела ее в роли Кручининой в "Без вины виноватые". Я знала, что

Стрепетова на Александринской сцене недавно после многих лет работы в

провинции. Говорили, что она горбата, некрасива. Но когда я ее увидела в

первый раз, я поняла, что слухи о ее некрасивости преувеличены.

На сцене двигалась немного сгорбленная, но не горбатая женщина

небольшого роста, с прекрасными, умными и страдальческими глазами.

Заговорила. Красивый звук – немного странная певучесть тона. Но не пафос, а

что-то своеобразное. Так говорят простые русские женщины. Ничего

поражающего… жду. И вот Стрепетова, взглянув на карточку, которую ей дает

легкомысленная подруга, узнает любимого человека, отца ее ребенка; он

женится на ее подруге. У нее вырывается какой-то глухой крик:

– А-а-а!

Но не "из себя", как вскрикивают обычно актрисы, показывая испуг,

изумление, отчаяние, а "в себя".

С этого момента вы уже под властью ее темперамента. Конец акта, когда

она выгоняет обманувшего ее любовника и бежит к своему умирающему ребенку,

идет в таком бурном темпе, что зал разражается громом рукоплесканий. И

дальше вы уже не замечаете ее внешности: вы целиком под ее обаянием"[10].

На сцене Оренбургского театра начал свою творческую жизнь и другой

представитель русского реалистического искусства – Модест Иванович Писарев.

Еще будучи студентом Московского университета, Писарев сблизился с

театралами, которые группировались вокруг Островского. После нескольких лет

игры на любительской сцене в Москве Писарев уезжает в провинцию, где

пробует свои силы в ряде ответственных ролей, добиваясь общего признания.

Вместе со своей женой Пелагеей Стрепетовой Писарев служит в труппе

Рассказова, где выступает преимущественно в пьесах Островского: "Не так

живи, как хочется" и "Свои люди, сочтемся". Особенно удавалась ему роль

Арбенина в лермонтовском "Маскараде". В пьесе Писемского "Горькая судьбина"

Писарев мастерски исполнял роль Анания.

После Оренбурга Модест Иванович выступал в Москве в Народном театре, а

затем в Пушкинском театре у А. А. Борзенко. "Уже одно то, что руководителем

этого театра был приглашен такой просвещенный и принципиальный человек, как

Модест Иванович Писарев, достаточно красноречиво рекомендовало само

дело"[11].

В 1885 г. Писарев перешел на сцену Александринского театра. Он резко

отличался от других одним своим видом. "В нем ничего не было от "актера".

Рампа, привычка всегда быть на глазах у публики, – никак не отразилась на

нем. Его скорее можно было принять за ученого, привыкшего к кабинетной

работе. Печать глубокой думы лежала на его лице. Он всегда точно

отсутствовал, всецело уходя в свои мысли.

Его умное, доброе лицо, задумчивые глаза, вся манера держать себя

говорили о том, что тут имеешь дело с человеком содержательным, культурным,

серьезным. Благожелательностью и уравновешенностью веяло от него.

Он был очень сценичен. Высокий лоб, правильные, крупные черты лица,

светлые большие глаза, мощная статная фигура, – все это как нельзя кстати

подходило к его коронной роли Несчастливцева, прославившей Писарева на всю

Россию"[12].

В труппе Рассказова ведущее положение занимал герой-любовник П. М.

Свободин. Актер большой эмоциональности, Свободин уже после первого

выступления в "Гамлете" завладел оренбургской публикой. Также он захватил

зрителей в Тартюфе, Чацком, Отелло.

Даже в труппе Рассказова, богатой дарованиями, Свободин выделялся

огромным темпераментом и высокой культурой. Его выступления в театре и на

концертах сопровождались шумным успехом. Свободин презирал местную знать.

Демонстрируя свое неуважение к "партеру", Свободин часто искажал тексты

ролей. Однажды, читая монолог Гамлета, он, подойдя к рампе, громко

вопрашал: "Бить или не бить?" Присутствовавший в зале оренбургский

полицмейстер, усмотрев в этом "признаки нарушения общественного

спокойствия", арестовал Свободина. Фельетонист "Оренбургского листка",

аппелируя к читателям, писал: "Г-н Свободин отныне не свободен". Друзья

вызволили Свободина из-под ареста, и он вынужден был навсегда покинуть

Оренбург.

Позже Свободин служил в крупнейших театрах провинции, а в конце 80-х

годов поступил на сцену Михайловского театра в Петербурге.

Представителем романтического направления был В. М. Петипа – один из

талантливейших отпрысков знаменитой семьи Петипа. Виктор Мариусович прибыл

в Оренбург совсем юным актером. И здесь, что называется, нашел себя: именно

в Оренбурге он создал лучший на русской сцене образ герцога Рейштадского в

драме Ростана "Орленок". "Г-н Петипа изображает сына Наполеона исторически

верно, с блеском несомненного таланта, – писал рецензент "Оренбургской

газеты". – Артисту заслуженно поднесли венки и ценные подарки, его

наградили громом рукоплесканий и оваций. Желаем юному артисту дальнейших

успехов – из орленка стать орлом русской сцены". Виктор Петипа, работая

впоследствии в Харькове в труппе Н. Н. Синельникова, вписал не одну

блестящую страницу в историю русского периферийного театра.

В расцвете творческих сил работал в Оренбурге М. М. Тарханов. В

телеграмме, опубликованной в журнале "Театр и искусство", отмечалось, что

на роли комиков и простаков в театр приглашен Тарханов[13]. В течение

одного сезона Михаил Михайлович переиграл огромное количество ролей,

выступая буквально в каждом спектакле. Актер огромного сценического

обаяния, Тарханов, несмотря на спешку в работе, умел находить яркое,

типичное, комическое в каждом образе. Причем, что бы ни играл Михаил

Михайлович, он никогда не впадал в шарж, не гнался за дешевым успехом, за

аплодисментами. Местные газеты в рецензиях отмечали, что Тарханову –

ученику щепкинской школы – предстоит "большое будущее".

После Оренбурга Михаил Михайлович работал в Харькове, в Киеве, Орле,

участвовал в гастрольных поездках братьев Адельгейм, М. Дальского, П.

Орленева, М. Петипа. Старую провинцию Тарханов исколесил вдоль и поперек,

сыграв свыше 800 ролей.

В своей статье "Как я стал актером" Тарханов с особой теплотой

вспоминает о своей работе с М. М. Петипа: "Большой, разнообразный

комедийный репертуар был отличительной особенностью его театра. После

театра трагедии, каким был в сущности театр Дальского, работа у Петипа

вошла в мою творческую биографию как новый для меня и совершенно

необходимый этап.

У Петипа я научился владеть диалогом, у него же я впервые со всей

силой познал чувство творческого контакта с партнером. Этим, я думаю,

следует объяснить тот факт, что, работая у Петипа, я добился первых

серьезных успехов.

В "Тартюфе" я играл Оргона, имел партнером Петипа. Надо ли говорить,

как я был счастлив, получив от него высокую похвалу в виде надписи на

фотографии: "Лучшему Оргону, с которым я играл"[14].

Кроме этих мастеров в Оренбурге играли такие актеры, как П. К

Дьяконов, Е. А. Волгина-Покровская, З. Н. Донская, К. Э. Пузинский,

А. П. Двинский, Шателен, Малевская-Гофман, Лаврова-Брянская,

Матрозова,Чарусская, Е. Горская, Микулин, Малевский, Степанов, Звездич, А.

М. Мичурин.

В последние годы перед Октябрьской революцией в театре работали А. Н.

Андреев и З. Н. Зорич, впоследствии заслуженные артисты РСФСР; Е. О.

Любимов-Ланский, впоследствии художественный руководитель театра имени

Моссовета, народный артист РСФСР; Н. А. Светловидов, впоследствии ведущий

артист Московского Малого театра, народный артист РСФСР.

2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге

В 80-е годы прошлого столетия Оренбург приобрел славу театрального

города. Если кто-либо из крупных московских актеров собирался в провинцию,

Оренбург автоматически включался в маршрут гастрольного турне.

Известный трагик М. Т. Иванов-Козельский играл в Оренбурге Гамлета и

Отелло, местные зрители видели В. Н. Андреева-Бурлака в роли Счастливцева

(«Лес» Островского) и слушали в его исполнении «Записки сумасшедшего»

Гоголя. На здешней сцене актриса Московского Малого театра Е. К. Лешковская

играла Глафиру в «Волках и овцах».

Ф. Н. Горев включал в свой гастрольный репертуар «Женитьбу» Гоголя и

«Короля Лира» Шекспира. До сих пор старожилы города хранят рассказы о том,

как играла В. Ф. Комиссаржевская Варю в «Дикарке» Островского и Соловьева.

М. Т. Иванов-Козельский, которого многие считали "наследником

Мочалова", выступал в Оренбурге в 1885 году. Актер огромного дарования,

признанный "шекспирист", Козельский проникновенно исполнял Гамлета. В

Оренбурге он выступал в пьесах "От судьбы не уйдешь", "В семье преступника"

и в шекспировской трагедии. Рецензия, помещенная в местной газете, коротко,

но выразительно отражает настроение зрительного зала: "Иванов-Козельский

обнаружил несомненные дарования. Реализм в драматических местах был так

велик, что некоторые из наших дам падали в обморок, за что нельзя не

попенять на артиста"[15].

Как свидетельствует постоянная спутница его гастролей Мария Велизарий,

Козельский был небольшого роста с некрасивым и маловыразительным лицом. Вся

сила его очарования была в голосе. Слезы, звучавшие в голосе Козельского,

были так правдивы и так трогали самую разнообразную публику, что целое

поколение актеров подражало ему в очень многих деталях.

"Козельский был оригинальный Гамлет, Гамлет-философ. Никакой

неврастении, как у других Гамлетов, у него не было.

Если сравнивать двух исполнителей Гамлета – Дальского и Козельского,

то у Дальского внешний рисунок был сделан гораздо интереснее. Но, благодаря

изумительному голосу Иванова-Козельского, публика забывала его

неэффективную внешность. В самом тоне его Гамлета была изумительная

простота.

Особенное впечатление производила сцена встречи Гамлета с тенью отца в

первом акте. Здесь в голосе Козельского было так много любви. Лицо его было

лицом человека, близкого к умопомешательству. Да, он способен был сойти с

ума по дорогому, так бесчеловечно убитому отцу. И его фраза : "Вот он

уходит… ушел…" звучала таким горем, таким отчаянием, как будто вместе с

этим дорогим образом исчезло все для бедного Гамлета"[16].

В 1885 году приезжал в Оренбург на гастроли В. Н. Андреев-Бурлак

блеснул коронной ролью Аркашки в "Лесе" Островского и затем по традиции на

одном из спектаклей прочел "Записки сумасшедшего".

Народный артист СССР Ю. М. Юрьев рассказывает о встрече А. Н.

Островского с Андреевым-Бурлаком:

"Особой популярностью пользовался "Лес" Островского, главным образом

благодаря участию в нем известного комика В. Н. Андреева-Бурлака и М. И.

Писарева, прославившихся в ролях Аркашки и Несчастливцева. А между тем,

когда Андреев-Бурлак вздумал продебютировать в Малом театре в своей

коронной роли Аркашки, – он не был принят: препятствием к тому послужило

якобы несоблюдение Андреевым-Бурлаком текста Островского.

Его бывший партнер по пьесе, постоянно игравший с ним Несчастливцева,

– Модест Иванович Писарев рассказывал как-то нам, актерам Александринского

театра, что когда Островский, много наслышанный о талантливом исполнении

роли Аркашки Андреевым-Бурлаком, пошел посмотреть его в этой роли, то по

окончании спектакля он возымел желание с ним познакомиться. Пройдя к нему в

уборную, Александр Николаевич горячо благодарил его за доставленное

удовольствие и, со свойственной ему манерой спотыкаться на согласных,

добавил:

– З-замечательно… эт-то з-замечательно… Только знаете что?…

Я эт-того н-никогда н-не писал… Но з-замечательно… эт-то в образе…

з-замечательно!

И тут же дал Андрееву-Бурлаку разрешение ввести в текст роли Аркашки

некоторые фразы, т.е., иначе говоря, "отсебятины" артиста, которыми в

настоящее время пользуются многие исполнители этой роли"[17].

Выступала в Оренбурге и В. Ф. Комиссаржевская, гениальная "актриса

жизни", как метко назвал ее П. Д. Боборыкин. Первое выступление состоялось

20 августа 1891 года, второе – весной 1903 года.

Впервые как актриса драматического театра Вера Федоровна выступала в

1893 году в Новочеркасске в труппе Н. Н. Синельникова. За два года до этого

Вера Федоровна вместе со свои отцом, знаменитым тенором, бывшим артистом

императорских театров Ф. П. Комиссаржевским, приезжала в Оренбург. Здесь

она выступала в концерте на сцене городского театра. Вера Федоровна

исполняла арию няни из оперы "Евгений Онегин" и арию Зибеля из оперы

"Фауст". Рецензент местной газеты писал, что В. Ф. Комиссаржевская

"фразировкой, страстностью и изяществом исполнения напоминала своего отца в

молодости".

Весной 1903 года Комиссаржевская вновь приезжает в Оренбург, но уже в

качестве драматической актрисы. "Гастроли г-жи Комиссаржевской в городском

театре, – писал "Оренбургский листок", – ограничились всего тремя

спектаклями, привлекшими массу публики; были проданы даже места в оркестре.

Шли "Дикарка" Островского, "Вопрос" Суворина и "Волшебная сказка"

Потапенко. Даровитая артистка очаровала оренбургскую публику талантливой и

нервной игрой, нежностью дикции, теплотой и поэтической передачей текста,

искренним увлечением сценическими положениями. Мы благодарим случай, давший

возможность оренбуржцам "наяву" увидеть это чудо, о котором они столько

наслышаны из текущей прессы".

В начале мая 1905 года "Оренбургский листок" сообщал: "Мы можем

поделиться с нашей театральной публикой интересным фактом: 13, 14 и15 мая в

Оренбургском городском театре состоится три гастрольных спектакля артистов

Московского Малого императорского театра при участии Елены Константиновны

Лешковской. Приезд артистов первого русского театра – событие безусловно

выдающееся". Через день газета отмечала: "К появившемуся объявлению о

предстоящих спектаклях артистов Малого театра с участием г-жи Лешковской

публика отнеслась очень внимательно. Несмотря на сравнительно отдаленное

время приезда ожидаемых гостей и открытие летнего театра, билеты

раскупаются с боя и почти уже распроданы". В Оренбурге Е. К. Лешковская

выступала в пьесах "Волки и овцы", "Сильные и слабые" и "Мисс Гобс".

Заключение

Театр в России всегда был народным достоянием, непреходящей ценностью. И

сегодня он ищет собственные пути в выборе репертуара, решении постановки

спектаклей. Зрители отвечают ему сопереживанием, благодарностью и громом

аплодисментов.

Недавнее триумфальное выступление в Нью-Йорке труппы Г. Волчек говорит о

том, что театр в России не только не сдает своих позиций, но наоборот –

находится в авангарде мирового театрального искусства.

Не потерял своего значения и провинциальный театр. Несмотря на сегодняшнее

тяжелейшее в экономическом и духовном смысле время, он не пустует. А это

значит, что есть повод для оптимизма: Россия возродится и будет процветать.

Литература

1. Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938.

2. Зобов Ю. С., Футорянский Л. И. Родной истории страницы. К 250-летию

Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области. – Оренбург, 1994.

3. Из прошлого Оренбургского края / Под ред. А. Борисова. – Чкалов: Изд-во

"Чкаловская коммуна", 1939.

4. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное

издательство, 1996.

5. История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989.

6. История Урала в период капитализма. Том 1. Пермь, Кн. изд-во, 1976.

7. Любовь и Восток. – М., 1994.

8. Незнамов М. Старейший русский театр на Урале / Под общ. ред. Ю.

Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. – 130 с.

9. Оренбург. Путеводитель-справочник. – Челябинск: Южно-Улальское книжное

издательство, 1977.

10. Оренбургскому краю – 250 лет. Материалы юбилейной научной конференции,

посвященной 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской

области. – Оренбург, 1994.

11. О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948.

12. Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947.

13. П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. – М.:

Искусство,1959.

14. Правдухина Е. Театр в Оренбурге. Чкаловский областной драматический

театр им. А. М. Горького. 100 лет. – Чкаловское книжное издательство,

1957.

15. Советский энциклопедический словарь. – М., 1986.

16. Театральная энциклопедия. – М., 1978.

17. Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. – 192 с.

18. Энгельс Ф. О России. М., 1923.

Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство, 1938.

19. Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное

издательство, 1951.

-----------------------

[1] О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948. С. 467.

[2] Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. С. 18.

[3] Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное

издательство, 1951.

[4] Энгельс Ф. О России. М., 1923. С. 33.

[5] История Оренбуржья. – Оренбург, 1996. С. 114.

[6] Правдухина Е. Театр в Оренбурге. Чкаловский областной драматический

театр им. А. М. Горького. – Чкаловское книжное издательство, 1957. С. 14.

[7] Там же.

[8]Незнамов М. Старейший русский театр на Урале / Под общ. ред. Ю.

Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. С. 23.

[9] Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947. С. 62.

[10] Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С.

40.

[11] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 73.

[12] Там же.

[13] Театр и искусство, № 5, 1911. С. 6.

[14] Театр, № 10, 1938. С. 14-15.

[15] Незнамов М. Старейший русский театр на Урале. – Чкаловское

издательство, 1948. С. 34.

[16] Велизарий М. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 37.

[17] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 89.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.