бесплатно рефераты
 

Театр Южного Урала 1861-1917 гг.

Театр Южного Урала 1861-1917 гг.

Отзыв

на выпускную квалификационную работу студентки 5 курса Оренбургского

государственного университета (научного руководителя) на тему : "Театр

Южного Урала 1861–1917".

Автор (Удьярова Е. В.) сумела на базе основной имеющейся литературы

осветить вопрос о становлении театра не только в творческом плане, но и

истории его помещения (приспособления манежа, соответствующей перестройки и

т.д.). Вместе с тем Удьярова Е. В. коснулась вопроса об артистах местного

театра и выступлении на его сцене известных актеров России, затронула также

вопрос о театральной публике и ее влиянии на репертуар театра.

В целом работа удовлетворяет основным требованиям квалификационной работы,

а ее автор заслуживает положительной оценки.

17 мая 1999 г.

Профессор _______________________________ (Футорянский Л. И.)

Министерство общего и профессионального образования

Оренбургский государственный педагогический университет

Кафедра истории России XX в. и права

Выпускная квалификационная работа

на тему:

"Театр Южного Урала 1861 – 1917 гг."

Работу выполнила:

студентка V курса

Удьярова Е. В.

Научный руководитель:

к. и. н., профессор

Футорянский Л. И.

Оренбург – 1999

П Л А Н

Введение 3

1. Театры Южного Урала 5

1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на Урале 5

1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе 9

2. Театр в Оренбурге 12

2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии 12

2.2 Оренбургский театр на пороге нового века 23

2.3 Мастера оренбургской сцены 28

2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге 37

Заключение 42

Литература 43

Введение

"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он

освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам

новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г.

Белинский.

Если в русском театре первой половины XIX века господствующим

направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия он начал

отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране,

обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские

драматурги в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости

общественного переустройства.

Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и

петербургский Александринский (1832). Но театральная жизнь, конечно, не

ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в

провинции – в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале.

Среди наиболее известных и старейших – театры Перми, Уфы, Оренбурга.

Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено много

интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.

В работах "История Урала с древнейших времен до 1861 г." и "История Урала в

период капитализма" – всестороннее описание края: археология, природные

ресурсы, экономика, политика, культура.

В "Истории Оренбуржья" можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна

эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с

деятельностью многих известных личностей.

Незнамов М. "Старейший русский театр на Урале". Используя архивные

документы, выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно

описывает историю возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения,

многообразие репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих

"звезд".

В 1956 году Оренбургскому драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой

замечательной дате посвящен юбилейный сборник "Чкаловский областной

драматический театр им. А. М. Горького. 100 лет." Статья Е. Правдухиной

"Театр в Оренбурге" рассказывает о нелегком, но славном пути театра, о его

прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его

подмостках.

Нашей работе во многом помогли мемуары знаменитых актеров (Велизарий М. И.,

Юрьев Ю. М) и рассказы о них (О Ф. И. Шаляпине, П. А. Стрепетовой, К. С.

Станиславском). Для уточнения деталей очень полезны были справочники и

энциклопедии.

1. Театры Южного Урала

1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на Урале

Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились

театрализованные представления – народные драмы. Наиболее популярными из

них были "Шайка разбойников" и "Царь Максимилиан".

В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших

магнатов – Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих

театров, носивших любительский характер, выступали представители крепостной

интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с

театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем

долгое время женские роли исполнялись мужчинами.

В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали

драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который

стали называть "комедийным сараем". В этом театре ставили пьесу Капниста

"Ябеда", оперу Верстовского "Аскольдова могила", оперу Матинского "Гостиный

двор". В 20-х годах XIX в. существовал театр в административном центре

строгановской вотчины в с. Ильинском.

В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И. Мельникова,

впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье.

Театральные труппы выезжали на гастроли и в губернский город.

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер

П. А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В

Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в

наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же

театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского

"Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик" ("Сомнабула"), бессмертной

комедией Гоголя "Ревизор". Но большую часть репертуара по традиции того

времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого

качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие

уральские города – Пермь и Ирбит.

В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного

театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на

800 мест открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное

театральное здание в Перми.

В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили в 1856 году

(труппа провинциального антрепренера Б. И. Соловьева).

После отмены крепостного права в России быстро развивается

провинциальный театр, у которого в это время появляется новый,

демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в

основном одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности

Пермь, Екатеринбург, Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира,

Островского, Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли

легковесные комедии и водевили.

Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра. Было решено

построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор

пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс.

рублей. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание

построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.

В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося

деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека

передовых взглядов, талантливого режиссера и актера. Он подобрал труппу с

большим старанием. В нее вошли В. Н. Давыдов, З. А. Рунич, И. П. Уманец-

Райская, старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М. И.

Бабиков и др.

Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского

зрителя, так как показал ему образцы настоящего театрального искусства. В

следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий

профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам

края.

К середине 90-х годов Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные

периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым

провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы (театр

содержался за счет городской думы).

В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был

выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы, в

том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний

Шаляпин.

В Оренбурге систематически выступали профессиональные драматические и

оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр.

В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских городах – Челябинске,

Кургане, Троицке – появляются театральные труппы (как правило, небольшие и

далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драматическими

спектаклями.

Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских

артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н.

Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, П.

А. Стрепетова, А. П. Ленский.

Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других

городах устраивались оперные и драматические постановки силами любителей.

Доступ в театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели

в основном "верхи" или, в лучшем случае, представители средних слоев. Между

тем передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом

отношении большой интерес представляют самодеятельные заводские театры,

которые во второй половине века существовали во многих пунктах края, причем

наряду с возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле,

Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в др. местах). Эти театры,

отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у

интеллигенции, но и у рабочего зрителя.

1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе

Имя великого певца Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории

русской музыкальной культуры. Целиком обязанный ей своими художественными

достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному театру небывалую

славу далеко за пределами Родины.

Искусство Шаляпина теснейшим образом связано с традициями всего

передового русского театра. Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев

русской драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое

искусство нашей страны. Именно поэтому создатель Московского

Художественного театра К. С. Станиславский с убежденностью говорил, что

Шаляпин – один из учителей не только оперного, но и драматического актера.

"Я свою систему писал с Шаляпина", – утверждал он[1].

Уфа – город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его

артистическая карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие

материальные трудности: отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и

на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба

будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В конце концов

родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно в

Казань.

Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной

группы С. Я. Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс – 6 рублей и

билет второго класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться

труппа. "Был сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не

было… Чувствовал я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором

классе, и куда ехал! Служить великому искусству, черт возьми!"[2]

Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь

на работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе

голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: "Нет, этого

мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный…"

Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все

делал с огромным воодушевлением – чистил лампы, подметал сцену, помогал

устанавливать декорации.

Поселился молодой певец в Уфе "у прачки, в маленькой грязной

подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар… На мои 20

рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно роскошная"[3].

Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары

"Певец из Палермо". Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года

спел небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко "Галька".

Дела антрепризы С. Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти

каждый день труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды

выступить в драматической роли – сыграть Держиморду в "Ревизоре". Вскоре

артисты разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих

скитаниях он добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина

"чудодейственным".

2. Театр в Оренбурге

2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии

Основанный в 1743 г., Оренбург к началу XIX в. стал "столицей степей",

крупным торговым центром, меновым двором, через который проходил весь торг

России с Средней Азией.

Население города было пестрым. Здесь жили русские, киргизы, башкиры,

татары, казахи, французы и итальянцы, остатки пленных 1812 года. Оренбург

был богат хлебом, сырьем, дешевой рабочей силой, но беден культурой. Здесь

не было ни театра, ни циркового балагана. Только в 30-х годах прошлого

столетия В. И. Даль, знаменитый русский лексикограф, пытался создать в

Оренбурге краеведческий музей.

К началу реформы 1861 г. разрыв в уровне промышленного развития России

и передовых стран Запада оказался большим, а Крымская война 1853— 1856 гг.

показала промышленную отсталость России. "Поражение во время Крымской

войны, – писал Энгельс, – показали необходимость быстрого промышленного

развития для России"[4].

Под влиянием интенсивной колонизации в пореформенный период происходят

значительные изменения в численности и социальной структуре населения, в

экономической и духовной жизни Оренбургского края[5].

В Оренбурге, как и в ряде других городов, возникли различные

культурные учреждения, в том числе и общество содействия народному

образованию. Деятельное участие в работе общества принимали Ал.

Жемчужников, соавтор А. К. Толстого по созданию образа Козьмы Пруткова,

поэт А. Плещеев, видный сотрудник пограничной комиссии, в доме которого

прозвучал голос любителей русского театра.

Любительские спектакли начались во второй половине 50-х годов. В своих

трудах Оренбургская ученая комиссия отмечает, что вначале любители играли в

столовой дворянского собрания и только "с постепенным развитием дела

перешли в зало, но занимали его лишь в те дни, когда не бывало танцовальных

вечеров".

Репертуар любителей не выходил за рамки русского и французского

водевиля. Тем не менее, спектакли привлекали внимание не только тех, кто

посещал дворянское собрание, но и более широких кругов населения. Однако

ограниченность сценической площадки сковывала любителей, лишала их

возможности ставить классику.

В рукописном фонде Государственного театрального музея имени А. Бахрушина

хранится любопытный документ. Видный провинциальный антрепренер Б. К.

Соловьев в мае 1856 г. писал артисту Малого театра Прову Михайловичу

Садовскому: «Добрый друг, Пров Михайлович, бог наказует еще за грехи мои

меня, в Самаре проработал зиму даром, директор растратил деньги и бежал…

Труппа у меня зело слабенькая — семь актеров и пять актрис, из коих вместе

персон пять порядочных, а остальные так себе».

Не рискнув без средств выехать со слабой труппой в какой-либо иной

«театральный» город, Б. К. Соловьев решил попытать счастья в Оренбурге, где

в то время играли лишь местные любители.

Свое прощение «дозволить давать спектакли» в городе, а также выдать

труппе на время 300 рублей серебром Соловьев направил в канцелярию

Оренбургского генерал-губернатора еще летом 1855 года. Приезд актерам был

разрешен, но в денежной субсидии канцелярия отказала.

Так, на свой страх и риск, Соловьев осенью 1856 года открыл первый в

истории города театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге

профессионального театра.

Достоверность этой даты подтверждается еще одним документом, который,

кроме того, указывает годы последующих антреприз. «Лучшие труппы

драматических артистов подвизались на Оренбургской сцене без всяких

субсидий от города, в то время, когда театральное дело находилось в руках

опытных и солидных антреприз. Таковы антрепризы Соловьева, державшего два

сезона с 1856-1858 гг., Глазенаппа-Берга с 1858-1860 гг.. Иванова — с 1861-

1862 г., Иванова-Бельского—с 1866-1867 г., Бельского — с 1867-1870 и

дирекции, учрежденной генерал-губернатором — 1871-1872 гг., а также

Рассказова (который, однако, получил субсидию). Во время этих антреприз

городское общество на подмостках своего театра имело удовольствие видеть

артистов, по справедливости пользовавшихся и пользующихся доныне вполне

заслуженной известностью не только в провинции, но и на частных сценах

обеих столиц», – пишет «Журнал Оренбургской городской думы» 17 февраля 1883

г[6].

Сведений о репертуаре труппы Соловьева не сохранилось. Известно

только, что в 1856 году им были поставлены водевили: «Двое за шестерых»,

«Отец, каких мало» и «Девятиженец».

Специального театрального помещения в городе не было. Местные любители

ставили спектакли в зале Благородного Собрания, где, по свидетельству

современников, имелись отлично выполненные декорации. Однако городские

власти передавать их приезжим труппам воздерживались, ибо не верили в

возможность постоянного существования театра в Оренбурге[7].

Между тем Соловьев в первый же свой сезон так успешно повел дело, что

закончил его безубыточно и остался в городе еще на год.

Работа последующих антреприз (Глазенаппа-Берга, Иванова, Иванова-

Бельского, Бельского) показала, сколь значительную роль стал играть в

культурной жизни Оренбурга профессиональный театр.

Еще в 30-х годах в городе был построен экзерцигауз – каменный манеж

для занятий с рекрутами. Но так как занятия не проводились, возникла мысль

– использовать манеж для организации спектаклей. После настойчивых

требований общества помощи и содействия народному образованию, здание

манежа было приспособлено под театр.

В 1863 году состоялось открытие первого театрального сезона любителей.

Спектакли имели успех и составляли главную статью дохода общества помощи

нуждающимся школьникам.

В 1868 году театр почти полностью реконструировали. Оренбургский

губернатор генерал Крыжановский поручил местному подрядчику Алексееву

изменить "конфигурацию здания", так как вход в ложи и партер шел прямо со

двора. После капитального переоборудования зрительный зал отвечал всем

требованиям профессионального театра: он стал длиннее, ему придали форму

подковы, возвели третий ярус под "раек", т.е. галерею, улучшили освещение и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.