бесплатно рефераты
 

Сталин

злое и доброе, что для него заключало в себе это имя в мучительном для

мысли и совести единстве:

Своей крутой, своей жестокой

Неправоты

И правоты,--

то в написанной всего несколькими годами позже поэме “По праву памяти”

(1966—1969) нет уже и следа подобной двойственности чувства. Лукавые

ухищрения эпохи, когда

Забыть, забыть велят безмолвно.

Хотят в забвенье утопить

Живую боль.—

произвели на поэта действие, прямо противоположное тому, на какое

рассчитывали инициаторы и проводники нового идеологического курса: они

помогли ему прийти к однозначному и бескомпромиссному отвержению

сталинщины. А ведь Твардовский застал лишь самые первые годы “брежневской

эпохи”. Тем, у кого она перед глазами вся целиком,— куда проще. Вот почему

все более тверды и “недиалектичны” наши сегодняшние оценки общего смысла

деятельности Сталина, и вот почему историческая объективность заключена

именно в них, а не в прежних мнимо справедливых “с одной стороны” — “с

другой стороны”, на которых нас и теперь “кое-кто” пытается удержать. Одни

— по инерции старых представлений, другие — что также достаточно очевидно —

из вполне современной политической корысти.

Сейчас порой раздаются раздраженные голоса: “Ну сколько же можно — все

Сталин да Сталин! Нашли неисчерпаемую тему и вот себе тешатся разрешенной

смелостью, упражняются в стрельбе по покойнику”.

В подобных замечаниях, даже если они принадлежат ярым сталинистам

(хотя, конечно, не только им), есть определенный резон. Действительно, наша

пресса куда смелее и откровеннее судит о прошлом, чем, скажем, о ходе

перестройки и о деятельности нынешнего партийно-государственного

руководства. Пока это так, мы все еще остаемся в рамках сложившихся в

сталинскую эпоху общественных норм, и соответственно наше моральное право

на критику Сталина выглядит в известной мере условным. Это во-первых. Во-

вторых, верно и то, что многие печатные выступления о Сталине и его времени

не вводят в оборот сколько-нибудь значительных массивов нового фактического

материала. Останавливая внимание читателя на отдельных вопиющих фактах

сталинского беззакония, жестокости, коварства, подобные публикации еще и

еще раз обжигают наши чувства (что действительно заглушаться. Но главное,

думается, все-таки в другом. В недостатке исторического видимого

индустриально-культурного подъема, создавалась (и успела полностью

сформироваться) система, которая, провозглашая лозунги движения “вперед и

выше”, в сфере экономических и социальных отношений фактически

ориентировалась на нерушимую стабильность и неизменность. Система

принципиально статическая, сознательно отключившая все двигатели

социального саморазвития и столь же последовательно подчинившая все свои

подсистемы и институты — от механизма управления народным хозяйством до

школы, прессы, Союза писателей — задаче воспроизводства и увековечения

наличного состояния общества. И в результате действительно обладающая той

инерцией и способностью к регенерации, той страшной силой сопротивления

любым преобразованиям (даже если они исходят сверху), которая в 60-е годы

обусловила неуспех начинаний Хрущева и предпринятой было экономической

реформы, а в наши дни сказывается очевидным для всех торможением

перестроечного процесса.

С полной убедительностью показав, что и в наиболее “мягком”,

ненасильственном своем варианте сталинская система столь же порочна,

губительна и бесперспективна, как и в первоначально жестком, брежневский

опыт как бы дорисовал для нас эту систему и тем самым фигуру самого

Сталина, его объективно-историческую роль необходимо, чтобы преодолеть,

взорвать столь характерную для современного человека эмоциональную

пассивность и глухоту), но, за сравнительно редкими исключениями, дают мало

пищи уму, политическому и историческому сознанию общества. Тем более, что

Сталин предстает в них обычно лишь как явление прошлого, не имеющее прямого

отношения к современному положению страны, ее проблемам и перспективам.

Если так, то и в самом деле не пора ли ему уходить на страницы специальных

исторических журналов и книг. очищая площадку массовой печати для чего-то

более злободневного?

Если бы так... Но. к сожалению, это совсем не так. И, признавая за

упомянутыми голосами долю истины, хочется, однако, ответить им с полным

убеждением: Сталин — тема остро актуальная, сегодняшняя. Не для одних

специалистов — для общества в целом. Он — насущная проблема нашего

настоящего и нашего будущего, от того или иного разрешения которой это

будущее непосредственно зависит. И настоящий разговор о нем еще только-

только начинается.

Что же делает тему Сталина столь важной для человека наших дней?

Разумеется, не столько он сам, хотя загадки (подчас мрачные тайны) его

личности и биографии, лишь отчасти приоткрытые, еще, вероятно, долгое время

будут занимать наше воображение. И даже не столько его политическая и

государственная деятельность, хотя в ней есть немало такого, что и до сих

пор многие благоразумные наши обществоведы предпочитают обходить, как столб

с надписью: “Не влезай! Убьет!” Наиболее актуальным, непосредственно

участвующим в современной жизни остается для нас наследие Сталина. Прежде

всего в виде той системы общественных отношений, которая создана была в

СССР под его руководством, устояла в потрясениях 50—60-х годов, заново

стабилизировалась в “эпоху застоя” и, таким образом, с известными

модификациями дожила до перестройки, а значит, и до сегодняшнего дня.

Перед нами стоит задача преодоления этой системы, превращения ее в нечто

принципиально от нее отличное. Задача поистине невероятная по своей

трудности, и сейчас, на старте, она, может быть, особенно жестко испытывает

нас. Испытывает нашу волю к переменам, серьезность наших намерений,

истинную меру нашей внутренней свободы, готовность обсуждать (а затем и

решать) свои проблемы действительно безбоязненно, не ограничивая себя

привычными запретами: этого касаться еще нельзя, это еще не сказал

Горбачев, а это он (или Ленин) сказал иначе... Если подобные запреты для

нас остаются в силе — значит нам не стоит и браться за дело, мы его только

погубим — и притом обязательно — своей половинчатостью и трусостью. Зато

если мы и в самом деле созрели для серьезного разговора о том, что есть и

чего мы хотим, тогда он сам собою будет и свободным от лозунговой

крикливости, и ответственным, искренним, конструктивным.

Давайте же обратимся непосредственно к личности Сталина и

выясним, каким он был и почему таким стал. Для достижения этой

цели просмотрим его биографию: кто были его родители, каким он был

в детстве, в юности и т. д.

2. В нескольких десятках километров от столицы Грузии Тифлиса (ныне

Тбилиси) находится городок Гори. В конце прошлого века он представлял собой

поселение с одноэтажными домами, с пыльными улочками кварталов бедноты.

Гори расположен на берегах Куры в живописной местности. На холмах вокруг

города под горячим кавказским солнцем издавна произрастал виноград, из

которого жители делали отличное вино. В древние времена, согласно греческой

мифологии, Ясон и аргонавты именно на черноморских берегах Грузии искали

золотое руно.

В начале 70-х годов XIX века из села Диди-Лило в Гори переселился

Виссарион Иванович Джугашвили, сапожник. Есть предположение, что он не был

грузином по национальности, а происходил из осетин, живших в горах. В 1874

году он женился на юной Екатерине Георгиевне Геладзе, которая, как и ее

муж, родилась в семье крепостных. Екатерина Георгиевна была неграмотной,

подобно своему мужу не говорила по-русски.

Эта рыжеволосая привлекательная женщина была глубоко религиозной. Еще в

молодости ей пришлось похоронить двух своих младенцев. Когда 9 декабря (по

григорианскому календарю 21 декабря) 1879 года родился сын Иосиф, она

почувствовала, что жизнь ее приобрела новый смысл. Она нежно любила своего

сына и ласково называла его Сосо, Соссло. Когда ее ребенок заболел, она

самоотверженно выхаживала его. Болезнь не прошла бесследно: на лице И. В.

Сталина остались мотки от оспы, а одной рукой он двигал с трудом до конца

сноси жизни.

Родителя по-разному представляли себе судьбу сына. Мать в 1888 году

записала его в местное духовное училище. Но вскоре Виссарион Джугашвили

забрал его оттуда. Он хотел, чтобы его сын также стал сапожником. Отец

повез его с собой в Тифлис, где работал в течение трех лет па обувной

фабрике Адельханова, после того как его собственная мастерская в Гори

разорилась. Однако борьба в семье закончилась в пользу матери, отличавшейся

сильной волей. Сосо опять вернулся в училище. Отец умер в 1890 году.

Екатерина Георгиевна работала прачкой в богатых семьях, чтобы прокормить

себя и сына. Эта женщина прожила долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал

руководителем гигантской страны, окруженным поклонением и восхищением

людей. Сама она вела скромную, простую жизнь в Грузии. По просьбе сына она

на короткое время переселилась в Кремль, но все же вскоре вернулась домой.

Там она и умерла в 1937 году.

В духовном училище мальчик Джугашвили считался одним из лучших учеников.

Он выделялся природным умом и особенно хорошей памятью. Эта его способность

впоследствии получила дальнейшее развитие.

В то время обучение шло на русском языке, но грузинские национальные

традиции все-таки сохранялись. По воспоминаниям одноклассников, Джугашвили

прочитал все книги в городской библиотеке, особенно он любил романтическую

грузинскую прозу. В те годы он познакомился с героями классических

произведений Чавчавадзе и Руставели. Особое пристрастие он испытывал к

книгам писателя Казбеги.

В июне 1894 года по окончании училища он был отмечен как лучший ученик.

Учитель советовал его матери продолжить обучение способного мальчика.

Молодой Иосиф Виссарионович, не достигший еще 15-летнего возраста, в

сентябре 1894 года был зачислен в Тифлисскую православную духовную

семинарию. С этого времени и до мая 1899 года это самое значительное

учебное заведение Грузии оказывало решающее влияние на его духовное

развитие. В эти годы он был слушателем семинарии, получавшим стипендию.

Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником

всякого рода освободительных идей среди молодёжи, как народническо-

националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была

полна различными тайными кружками. Господствующий в семинарии

иезуитский режим вызывал у Сталина бурный протест, питал и усиливал

в нём революционные настроения. Пятнадцатилетний Сталин становиться

революционером.

“ В революционное движение,-- говорит Сталин ,-- я вступил с 15-

летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских

марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня

большое влияние и привили вкус к подпольной марксисткой

литературе”.

1 В 1896—1897 годах Сталин стоит во главе марксистских кружков семинарии. В

августе 1898 года он и формально вступает в тифлисскую органимцию

Российской социал-демократической рабочий партии. Сталин становится членом

группы „Месаме-Даси" — первой Груммской социал-демократической

органивации, сыгравшей в 1893—1898 годах известную положительную роль в

распространении идей марксизма. „Месаме-даси" не была ПОАитически

однородна—её большинство стояло на позициях „легального“•• марксизма" и

склонялось к буржуазному на-

ционали“му“ Сталин, Кецховели, Цулукидзе составху^ЛУУМоводящее ядро

революционного хшмЙИРбго меньшинства „Месаме-даси", Ц^^^Р^аародышем

революционной социал-

1 Сталин ведёт в этот период интенсивную пропагандистскую работу в рабочих

кружках, участвует на нелегальных рабочих собраниях, пишет листовки,

организует стачки. Это была первая школа революционной практической работы,

пройденная Сталиным среди передовых пролетариев Тифлиса. \

„Я вспоминаю, — говорил Сталин,— 1898 год, когда я впервые получил

кружок из рабочих железнодорожных мастерских... Здесь, в кругу этих

товарищей, я получил тогда первое своё боевое революционное крещение...

моими первыми учителями были тифлисские рабочие"^

Занятия марксистских рабочих кружков в Тифлисе проходили по составленной

Сталиным программе.

В семинарии, где была налажена строгая слввка за „подозрительными",

начинают •догадываться о нелегальной революционной работе Сталина. 29 мая

1899 года его исключают из семинарии за пропаганду марксист. -Некоторое •

время Сталин перебивается уроками, а затем (в декабре 1899 г.) поступает на

работу в Тифлисскую физиче-скую обсерваторию в качестве вычислителя-

наблюдателя, ни на минуту не прекращая революционной деятельности. 1

Уже в то время Сталин—один из самых энергичных и видных работников

тифлисской социал-демократической организации. ?„В период 1898—1900 гг.

сложилась и оформилась руководящая центральная социал-демократическая

группа тифлисской организации... 1 Тифлисская центральная социал-

демократическая группа провела огромную революционно-пропагандистскую и

организационную работу по созданию нелегальной социал-демократической

партийной организации'^. Сталин возглавляет эту группу. Ленинский „Союз

борьбы за освобождение рабочего класса" был образцом, которому неизменно

следовали в своей работе тифлисские революционные социал-демократы.

Рабочее движение в Тифлисе под руководством революционного меньшинства

„Месаме-даси" (Сталин, Кецховели, Цулукидзе) в этот период начинает

выходить из рамок старой, чисто пропагандистской работы „с выдающимися

единицами" из рабочих. * Агитация в массах путём выпуска листовок на алобо*

дневные темы, путём летучих собраний и политических демонстраций против

царизма выдвигается жизнью на первый план.

Новую тактику встречает в штыки оппортунистическое большинство „Месаме-

даси", которое склонялось к „экономизму", чуралось революционных методов,

было против „уличной" политической борьбы с самодержавием. Сталин,

революционное меньшинство „Месаме-даси" ведут ожесточённую и непримиримую

борьбу против оппортунистов за проведение новой тактики, тактики массовой

политической агитации. Они находят горячую поддержку у передовых рабочих

Тифлиса.

В переходе тифлисских социал-демократов к новым методам работы выдающуюся

роль сыграл Виктор Курнатовский—образованный марксист^ стойкий

последователь и ближайший соратник Ленина, проводник ленинских идей в

Закавказье, По приезде в Тифлис осенью 1900 года он завязывает тесные

отношения СО Сталиным и революционным меньшинством „Месаме-даси",

становится ближайшим другом и соратником Сталина.

Когда с декабря 1900 года начала выходить ленинская “Искра", Сталин целиком

стал

3. В декабре 1925 года открылся XIV съезд партии. В политическом

отчёте ЦК Сталин нарисовал яркую картину роста политической и хозяйственной

мощи Советского Союза. Однако, говорил Сталин, мы не можем удовлетвориться

этими успехами, ибо страна наша продолжает оставаться отсталой, аграрной.

Для того, чтобы обеспечить экономическую самостоятельность нашей страны и

укрепить её обороноспособность, для того, чтобы создать необходимую для

победы социализма экономическую базу,—надо превратить нашу страну из

аграрной в индустриальную.

С трибуны XIV съезда вождь партии говорил: “Превратить нашу

страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими

собственными силами необходимое оборудование,—вот в чём суть, основа нашей

генеральной линии”.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ в исторически кратчайшие сроки такой огромной

и вместе с тем отсталой в экономическом отношении страны, какой являлся

Советский Союз в тот период, представляла гигантские трудности. Нужно было

построить заново целый ряд отраслей индустрии, неизвестных старой царской

России. Нужно было создать новую оборонную промышленность, которой не было

в прежней России. Нужно было построить заводы современных

сельскохозяйственных машин, неведомых старой деревне. Это требовало

колоссальных средств. Капиталистические государства добывали их беспощадной

эксплуатацией народа, захватническими войнами, кровавым грабежом колоний и

зависимых стран, внешними займами. Но Советская страна не могла

пользоваться этими грязными источниками, а путь внешних займов был для неё

закрыт капиталистами. Оставалось добыть средства только внутри Советской

страны.

Опираясь на указания Ленина, Сталин разработал положения о

социалистической индустриализации нашей страны. Он показал, что:

1) существо индустриализации состоит не в простом росте промышленности, а

в •развитии тяжёлой индустрии и прежде всего её сердцевины—машиностроения,

ибо только создание тяжёлой индустрии и собственного машиностроения

обеспечивает материальную вазу социализма и ставит страну социализма в

независимое от капиталистического мира положение;

2) экспроприация помещиков и капиталистов в нашей стране в результате

Октябрьской социалистической революции, уничтожение частной собственности

на землю, фабрики, заводы, банки и т. д. и передача их в общенародную

собственность—создали мощный источник социалистического накопления для

развития индустрии;

3) социалистическая индустриализация в корне отличается от

капиталистической— последняя строится путём колониальных захватов и

грабежей, военных разгромов, кабальных займов и беспощадной эксплуатации

рабочих масс и колониальных народов, а социалистическая индустриализация

опирается на общественную собственность на средства производства, на

накопление и сбережение богатств, создаваемых трудом рабочих и крестьян;

социалистическая индустриализация неразрывно связана с неуклонным

улучшением материального положения трудящихся масс;

4) поэтому коренными задачами в борьбе за индустриализацию являются

повышение производительности труда, снижение себестоимости, борьба за

трудовую дисциплину, режим экономии и т. д.;

5) условия строительства социализма в СССР, трудовой энтузиазм рабочего

класса— делают возможным осуществление необходимых высоких темпов

индустриализации;

6) путь к социалистической переделке сельского хозяйства лежит через

индустриализацию страны, которая должка создать техническую базу для этой

переделки.

Вооружённые этой чёткой и ясной программой трудящиеся Советского

Союза приступили к социалистической индустриализации страны.

Ни одна область, ни один вопрос индустриализации не ускользали из

поля зрения Сталина. Сталин—инициатор создания новых отраслей

промышленности, развития и реконструкции ранее отсталых отраслей. Сталин-

вдохновитель создания второй угольно-металлургической базы в нашей стране,

строительства Кузбасса. Сталин—организатор и руководитель

социалистические строек. Сталинградский тракторострой, Днепрострой,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.