бесплатно рефераты
 

США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

“капитуляция Японии застала Америку не подготовленной к решению проблем

реконверсии”. И если реконверсия прошла легче, вызвала меньше потрясений,

чем ожидали, то это объясняется тем, что ни в США, низа их пределами не

учли значения экономических итогов войны, недооценили значение “отложенного

спроса”, предстоявшего большого жилищного строительства и обновления

автомобильного парка, как и не предвидели обновления в значительных

размерах основного капитала и больших послевоенных капиталовложений в

промышленность.

4.2. Классовая борьба

Материально положение рабочего класса США после окончания войны

ухудшилось прямо и косвенно. Прекращение сверхурочной работы и рост цен

повлекли за собой падение номинальной и реальной заработной платы.

Рост цен сокращал реальную заработную плату гораздо сильнее, чем

показывала официальная статистика. ПО официальным данным, ко времени отмены

контроля над ценами (к 1 июля 1946 г.) индекс стоимости жизни в США был на

треть выше, чем до войны. Но этот индекс не учитывал роли “черного рынка” в

повышении стоимости жизни в Соединенных Штатах.

Недостаток продуктов по фиксированным ценам, в частности мяса,

заставлял население США покупать продукты по повышенным ценам. Отмена

контроля над ценами показала, насколько действительно выросла стоимость

жизни.

Все это приводило не только к волнениям, но и к забастовкам. Как

например забастовка на крупнейших автомобильных заводах “Дженерал

Моторс”.

Правительство Трумэна старалось разыграть роль беспристрастного

арбитра. Но это ему не удалось. 14 февраля оно объявило новую политику

заработной платы и цен, позволяющую повышать цены, если интересы компании

страдают в результате изменений, внесенных в заработную плату.

Невиданная ранее стачечная волна в США имела политическое значение и

политические последствия. В разгар стачек среди бастующих рабочих были

слышны голоса о необходимости создания третьей, массовой партии

американского пролетариата. НО эти голоса не получили широкого отклика. В

отличие от стачек, последовавших за первой мировой войной, забастовки 1945-

1946 гг. не выдвигали политических программ.

Капиталисты вначале упорствовали: но потом были вынуждены пойти на

уступки.

Величайшая в истории стачечная волна, большие массовые забастовки,

прокатившиеся по стране, впервые в истории США обошлись без вооруженных

столкновений, без мобилизации национальной гвардии, без вмешательства

войск.

Международное положение и внутриполитическая обстановка заставили

правительство и большинство конгресса США склонить капиталистов к

компромиссу.

4.3. Начало президентства Трумэна

Окончание войны с Германией и реконверсия совпали с началом

президентства Трумэна. !2 апреля 1945 г., через два часа после того, как

Трумэн узнал о смерти Франклина Рузвельта, он принял в Белом доме

полагающуюся по конституции присягу. Гарри Трумэн стал 33-м президентом

США.

Трумэну пришлось возглавить государство после второй мировой войны.

Он был первым президентом, который отказался от вековой традиции и заключил

военные союзы со многими государствами. Начало его президентства совпало с

началом использования атомной энергии для военных целей. В условиях новых

больших и сложных внутренних и международных проблем особенно отчетливо

проявилась духовная скудость, политическая ограниченность и неуклюжесть

Трумэна.

К первой годовщине его пребывания в Белом доме редактор газеты самого

большого города родного штата Трумэна-Сен-Луиса писал:”Мы в Миссури никак

не можем забыть, что мистер Трумэн “политическая случайность”. Мы знали его

как неудачного фермера и мелкого торговца, включившегося в местную

политику, чтобы зарабатывать на жизнь”.

Появление Трумэна в Белом доме резко подчеркивало значение потери

Рузвельта. Через полтора года после смерти Рузвельта известный американский

журнал констатировал, что у Трумэна отсутствует опыт и престиж.

Через несколько месяцев после его перехода в Белый дом Институт

общественного мнения Дж. Гэллапа утверждал, что 87% опрошенных граждан

страны одобряют деятельность Трумэна как президента США. Эти итоги, по

данным Гэллапа, были на 3% выше того максимального уровня, который когда-

либо получал Франклин Рузвельт при соответствующем опросе населения. Правда

в конце следующего, 1946 г. при таком же опросе общественного мнения за

Трумэна высказалось лишь 32%, а в 1948 г.-36%. Но в том же, 1948 г. он

победил на президентских выборах. Отношение общественности к Трумэну

неоднократно резко менялось. Временами он обнаруживал удивительную,

загадочную силу, оказывал влияние на широкий круг избирателей.

Выступив 12 апреля 1945 г. в должность президента США. Трумэн дал

свои заверения в том, что “будет продолжать политику Рузвельта и сохранит

кабинет”. Но начал он свою деятельность в Белом доме с ликвидации “наследия

Рузвельта”, разгона его кабинета и отстранения основных его кадров.

За первые три месяца пребывания в Белом доме Трумэн сменил 6 из 10

членов кабинета, а через полтора года после начала его президентства в

кабинете Трумэна из всех бывших членов правительства Рузвельта остался

один морской министр Дж. Форрестол, который никакой роли в прогрессивных

мероприятиях Рузвельта не играл.

Так Трумэн выполнил свое обещание сохранить кабинет Рузвельта.

4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта

С изменением состава правительства менялось и его политическое

направление, изменялась не только внутренняя: но и внешняя политика

Вашингтона.

Еще в ходе войны Рузвельт высказывал предположения о будущих

разногласиях между победителями. Но вместе с тем он указывал, что прочный

мир может быть построен только в сотрудничестве с СССР .

Вскоре после смерти Рузвельта правительство Трумэна взяло во внешней

политике совершенно другой курс, курс, не поощряющий компромиссов, курс,

направляемый теми агрессивными кругами монополистического капитала США,

которые еще до вступления в войны выдвигали программу американского

господства в послевоенном мире.

Агрессивная, антисоветская, опасная послевоенная внешняя политика

Вашингтона вызвали протесты в прогрессивных кругах США. В первые полтора

года президентства Трумэна эта политика наталкивалась на оппозицию в самом

правительстве. Трумэн заставил недовольных его внешней политикой, как и

внутренней, политикой оставить правительственный кабинет. С уходом Уоллес

разногласии в правительстве по вопросам внешней политики прекратились.

Еще во время войны в Вашингтоне установилась в известной мере

двухпартийная внешняя политика. Рузвельт всячески старался ладить с лидером

республиканцев сенатором Вандербергом, как главным авторитетом

оппозиционной партии по международным вопросам. В феврале 1945 г. Рузвельт,

учитывая роль Вандерберга в республиканской партии и его влияние в сенате,

включил его в состав делегации США на конференции в Сан-Франциско. Но одно

дело - двухпартийная внешняя политика при Рузвельте, а другое дело при

Трумэне.

После победы республиканцев на выборах в 80-й конгресс Вандерберг

стал председателем комиссии по иностранным делам сената. Но еще задолго до

этих выборов Вандерберг, у которого с Трумэном сложились личные

доверительные отношения в сенате еще до войны, оказывал как участник

важнейших международных политических конференций большое влияние на

президента США, чем государственный секретарь Бирнс.

Бирнс много лет представлял в демократической партии и в конгрессе

США южных консерваторов. НА посту государственного секретаря, на котором он

находился с середины 1945 г в течение полутора лет, Бирнс, как он сам

неоднократно подчеркивал, проводил “двухпартийную политику”. Но

“двухпартийная политика” в понимании даже такого реакционера, как Бирнс, не

всегда устраивала Вандерберга, а следовательно, и Трумэна.

5 января 1946 г. в Белом доме Трумэн зачитал Бирнсу свое письмо о

необходимости жесткой и по существе непримиримой политики по отношению к

Советскому Союзу. Вопреки Московскому соглашению Трумэн утверждал, что он

не думает согласиться на признание новых правительств Румынии и Болгарии,

“если они не будут радикально изменены”. Он также заявил, что США должны

создать “сильное центрально правительство” в Китае и Корее. В этом письме

президент утверждал, что Росси необходимо противопоставить “железный кулак

и сильные выражения”. Он закончил свое сочинение словами: “Я устал

нянчиться с Советами”.

В этом документе, написанном президентом США всего через несколько

месяцев после окончания второй мировой войны, не только содержится отказ от

внешней политики Рузвельта, но и изгаляется агрессивная, антисоветская

программа, которую Вашингтон проводил в последующие годы. Здесь и политики

“с позиции силы”, и агрессивная, непримиримая дипломатия, названная вскоре

“ холодной войной”.

В борьбе вокруг ревизии внешней политики Рузвельта в правительстве и

конгрессе США взяли верх противники послевоенного советско-американского

сотрудничества, сторонники неизбежной войны. И если они воздержались от

доведения этой программы до ее логического конца до превентивной войны

против СССР, в которой они намеревались использовать свою монополию на

атомную бомбу, то это объясняется тем, что еще до того, как Советский Союз

создал атомное оружие, в авторитетных кругах США нашлись достаточно

здравомыслящие люди, доказывавшие, что в такой войне, которая, безусловно,

была бы длительной и напряженной. у США не было надежд на победу.

Борьба вокруг внешнеполитического курса США имела большое

историческое значение. От ее исхода зависело во много развитие

международных отношений в грядущие годы: сохраниться ли мирное

сосуществование или продлиться “холодная война”, сохраниться ли

соревнование в мирном строительстве или небывалая гонка вооружений. В тех

условиях борьба в США оказалась неравной: на стороне противников мирного

сосуществования, выражавших взгляды самых реакционных кругов американского

монополистического капитала, стояло абсолютное большинство правительства и

конгресса США, а также основные органы печати страны.

В этих условиях особую роль играет президент США. Было время, когда

против президента Рузвельта выступали 90% всех газет и журналов страны. Но

Франклин Рузвельт, апеллируя к широким массам избирателей, получал их

поддержку. Трумэн вообще не был способен на подобный шаг, а в данном случае

в этом не испытывал надобности: внешнеполитический воинствующий

империалистический курс Даллеса ему был несравнимо ближе, чем мирный курс

Уоллеса.

Вместе с ревизией внешней политики Рузвельта во взаимоотношениях с

СССР усиливалась активность американского империализма на Ближнем и

Дальнем Востоке. 4 июля 1946 г. вступил в силу закон о независимости

Филиппин, принятый конгрессом США по инициативе Франклина Рузвельта еще в

1934 г. Закон, подписанный президентом США 24 марта 1934 г., предусматривал

сохранение за США морских баз на Филлипинских островах.

Основное внимание и усилия дипломатии США на Дальнем Востоке после

окончания второй мировой войны были направлены на создание такого же

внутриполитического положения в Китае. В планах Экспансии США Филиппины

всегда рассматривались лишь как форпост для распространения влияния и

господства американского капитала на Китай.

На Ближнем Востоке активность американского капитала значительно

усилилась еще до окончания второй мировой войны. От ближневосточной

политики империалистических держав давно разит на весь мир нефтью. Нефтью

пропитана и политика США в этом районе.

По мере увеличения значения Ближнего Востока для нефтяных монополий

США возрастала политическая активность Вашингтона в этой части света.

4.5. Интервенция в Китай

Перед Вашингтоном встал вопрос: что делать, как “спасти” Китай от

коммунизма и включить его в орбиту американского империализма? В 1945-

1946 гг. в военных и дипломатических кругах США было много разговоров и

предложений о вторжении в Китай большими, достаточными для того, чтобы

разбить Народную армию и водворить там угодный Соединенным Штатам порядок.

Это, между прочим, признает и см Трумэн. Но руки оказались коротки.

Правительство США вынуждено было признать план открытой войны

американских войск против Народной армии Китая неосуществимым. Оно решило

действовать через Чан Кай-ши, оказывать ему всестороннюю помощь-военную,

политическую, дипломатическую, экономическую и др. Другими словами,

правительство США решило активно вмешиваться во внутренние дела,

осуществлять интервенцию в Китай, воздерживаясь вместе с тем от

непосредственных военных действий против Народной армии. Однако в ходе

гражданской войны морские и воздушные силы США участвовали не только во

вспомогательных операциях, но и непосредственных военных действиях против

Народной армии, а в некоторых случаях участвовали также американская пехота

и танки.

Официально на спасение режима Чан Кай-ши правительство США

ассигновало в виде подарков и кредитов 2 млрд. долл., но на самом деле было

потрачено 3-4 млрд. долл.

Поражение мирового империализма в Китае повлияло на всю дальнейшую

политику США во всем мире. Оно нашло свое отражение в неимоверной злобе

реакционных кругов американского империализма по отношению к

социалистическому лагерю, в неразумном, но упорном игнорировании,

непризнании Китайской Народной республики, в разжигании “холодной войны” и

в призывах к превентивной горячей войне.

После потери своих позиций в Китае американский империализм поспешил

выдвинуть “план Маршалла”-план “спасения капитализма” в Европе. Вслед за

этим планом, как увидим дальше, Вашингтон создал под своим руководством ряд

систем военных союзов в Америке, в Европе, на Ближнем и на Дальнем

Востоке.

5. “Холодная война”

5.1. “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”

“Холодная война”-это послевоенный внешнеполитический курс Вашингтона,

направленный против Советского Союза и других стран социалистического

лагеря. Это глобальная политики, которой следовали США в своих конкретных

дипломатических действиях в различных частях земного шара, ориентируясь не

на мирное сосуществование, а на неизбежную вооруженную борьбу двух систем.

Впервые слова: “Холодная война” произнес публично Бернард Барух 16

апреля 1947 г. в своей речи в законодательном собрании штата Южная

Каролина. Это сильное выражение, как и всю речь, заготовил для Баруха

известный журналист Геберт Своуп. Изречение Своупа подхватил Уолтер Липпман

и пустил его в оборот по многочисленным газетам, в которых печатались его

статьи. Вскоре слова “холодная война” начали широко употребляться в мировой

прессе, стали ходовыми во всех странах.

“Холодную войну” на Западе стали рассматривать не как эпизод, не как

кратковременное явление, а как процесс, затягивающийся на многие годы,

возможно, десятилетия. В соответствии с этим в Вашингтоне предприняли ряд

организационных действий по военной и политической линии.

В 1947 г., 25 июля, конгресс США постановил создать министерство

обороны, объединяющее сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы.

Для подготовки согласованной общей стратегии и для разработки планов

взаимодействия всех видов вооруженных сил был создан Комитет начальников

штабов, состоящий из пяти человек-председателем комитета, начальников

штабов армии, военно-морских и военно-воздушных сил, а также командующего

корпусом морской пехоты.

Вместе с тем конгресс решил создать Совет национальной безопасности

из пяти членов-президента и вице-президента США, государственного

секретаря, министра обороны и начальника Управления мобилизации.

Особое место занимает и вызывает много шума завоевавший худую славу

Центральное разведывательное управление - ЦРУ. ЦРУ было образовано при

Совете национальной безопасности как консультативный орган, координирующий

деятельность, суммирующий и обобщающий результаты всей разведывательной

службы США: армии, флота и авиации, Бюро по разведке и исследованиям

госдепартамента, информационного отдела Комиссии по атомной энергии, а

также Федерального бюро расследований (ФБР).

12 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании

сената и палаты представителей . Отметив вначале, что серьезность положения

заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал

мрачными красками положение в Греции. “Греческое правительство, -говорил

он,-работает в условиях хаоса и отчаяния... Греческая армия мала и плохо

экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы

восстановить власть правительства над всей территорией Греции”.

Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других,

далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять,

очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны

вмешиваться в жизнь

других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против

меньшинства. В действительности, как отметил Д.Горовиц в книге “Колосс

Свободного мира”, США неуклонно поддерживают за границей имущих против

неимущих, образующих явное большинство.

Заявив, что “мир не стоит на месте и что статус кво не нерушим”,

Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире,

какие они считают

правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся “от оказания помощи

Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие

последствия для Запада, так же как и для Востока”. И Трумэн просил конгресс

ассигновать на “помощь” этим двум государствам в течение ближайших 15

месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на

вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас

предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну.

Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило

название “доктрины Трумэна”.

Несмотря на проведенную подготовительную работу, “доктрина Трумэна”

встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В

конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента

США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил: “Мистер Трумэн требует

вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и

экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие

страны...Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы

управлять миром с помощью военных сил.” Трумэн сравнивал свою доктрину

с “доктриной Монро”. Но “доктрина Монро” предусматривала не вмешательство

Америка в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою

доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо

дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во

внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту

существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против

внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него “Священный

союз” европейских монархистов, который защищал старые реакционные режимы и

против которого как раз выступил Монро. Таким образом, между этими двумя

доктринами имеется существенное различие.

22 мая 1947 г. “доктрина Трумэна” вступила в силу. Конгресс,

санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока,

одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс,

поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн

добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не

обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН.

В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности,

решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.