бесплатно рефераты
 

США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

США в послевоенный период \1945-1960 гг.\

[pic]

Средняя школа № 1264 г. Москвы.

РЕФЕРАТ

Тема: США в послевоенный период. (1945-1960 гг.)

Выполнил:

ученик 11 класса “Б”

Ломтев

Николай Владимирович

Учитель:

Скворцова

Тамара Александровна

12 января 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

| 1. Вступление: “Почему я выбрал эту тему?”............. |3 стр |

| 2. США и вторая мировая война.................................. |4 стр. |

| 2.1. Военная |4 стр. |

|экономика.......................................... | |

| 2.2. Международные конференции....................... |6 стр. |

| 3. Основные итоги |11 стр. |

|войны............................................... | |

| 3.1. Экономические итоги...................................... |11 стр. |

| 3.2. |12 стр. |

|Милитаризм...................................................... | |

| 3.3. Реакция во внутренней политике................... |14 стр. |

| 3.4. От изоляционизма к претензиям на | |

| руководство миром........................................ |16 стр. |

| 4. |18 стр. |

|Реконверсия......................................................| |

|............ | |

| 4.1. От военной к мирной экономике................... |18 стр. |

| 4.2. Классовая |19 стр. |

|борьба............................................ | |

| 4.3. Начало президенства Трумэна....................... |20 стр. |

| 4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта........... |21 стр. |

| 4.5. Интервенция в Китай...................................... |23 стр. |

| 5. “Холодная |23 стр. |

|война”....................................................... | |

| 5.1. “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”.. |23 стр. |

| 5.2. “Закон Тафта-Хартли” и другие.................... |27 стр. |

| 6. Новое соотношение мировых сил............................. |28 стр. |

| 6.1. |28 стр. |

|НАТО.............................................................| |

|... | |

| 6.2. “4-й |29 стр. |

|пункт”........................................................ | |

| 6.3. Интервенция в Корею..................................... |30 стр. |

| 6.4. Итоги внешней политики Трумэна............... |31 стр. |

| 6.5. Поражние демократов.................................... |32 стр. |

| 7. Первое президентство Эйзенхауэра......................... |33 стр. |

| 7.1. Дуайт |33 стр. |

|Эйзенхауэр............................................ | |

| 7.2. |35 стр. |

|Маккартизм...................................................... | |

| 8. В годы спутников Земли и космических кораблей |36 стр. |

| 8.1. Экономическое соревнование двух систем.. |36 стр. |

| 8.2. “Потепление” и “похолодание”..................... |37 стр. |

| 9. |39 стр. |

|Приложения.......................................................| |

|.......... | |

| 9.1. Потсдамская конфернция............................... |39 стр. |

| 9.2. Список важнейших дат в истории США | |

| в период с 1940 г. по 1960 г........................... |50 стр. |

| 10. Список используемой литературы.......................... |52 стр. |

1. Почему я выбрал эту тему?

Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран,

и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны.

США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой

войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее

положение

США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от

серьезных

конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок

Японии существенно изменили это положение.

Народ США внес значительный вклад в победу над гитлеровской Германией

и

милитаристической Японией, нельзя это не дооценивать. В связи с тем, что

война непосредственно не затронула Американский континент, США не испытали

бедствий, обрушившихся на многие народы Европы и Азии. Людские потери США

были относительно невелики.

Война способствовала росту национального богатства США, их

превращению в

финансово-экономического и военнополитического лидера капиталистического

мира. Природа внутреннего развития американского капитализма (быстрое

накопление капитала, бурный рост производительных сил) побуждала его к

широкой

внешней экспансии. Этому благоприятствовало изменившееся соотношение сил по

окончании войны. Основные конкуренты США или временно выбыли из строя

(Германия, Япония), или попали в финансово-экономическую зависимость от

американских кредиторов (Великобритания, Франция). США воспользовались

этим,

чтобы овладеть новыми рынками, увеличить экспорт товаров и капиталов

(особенно

путем предоставления кредитов и займов) и создать обширную "империю

доллара".

После войны США пыталось расположить свои вооруженные силы во многих

стратегически важных регионах земного шара, в том числе в Восточном

полушарии - за тысячи миль от американских берегов. Под флагом защиты

свободы и демократии заокеанские идеологи провозгласили задачей США

противодействие радикальным политическими социально-экономическим

изменениям, назревавшим во многих странах, борьбу против революционного и

национально-освободительного движений, поддержку режимов, зависимых от

Соединенных Штатов, утверждение "мира по-американски".

Опираясь на временную монополию на атомное оружие, систему военных

баз и

финансово-экономическое превосходство, США откровенно заявили о своих

претензиях на мировую гегемонию. Применение Соединенными Штатами атомного

оружия против Японии по существу возвестило о начале ядерной эры. Стержнем

возникшей вскоре "холодной войны" стало противоборство между США и СССР во

всех основных областях, особенно в военнополитической и идеологической.

Крупные перемены на земном шаре, происшедшие в последующие годы,

существенно

ограничили возможности притязаний США на "руководство миром".

Экономически окрепшие страны Западной Европы и Япония стали теснить

своего соперника в конкурентной борьбе за источники сырья, рынки сбыта

товаров и

сферы приложения капиталов. В условиях формирования полицентризма в мировой

экономике США являются могущественным, но не единственным, а одним из трех

основных центров контроля и влияния.

Современные США - сильнейшая держава, достигшая высокого уровня

экономического развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом.

Это

страна, имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного

оружия

и разнообразные средства международного влияния. Американская модель

экономического роста использовалась как образец многими развитыми странами,

а

впоследствии и новыми индустриальными государствами. США претендуют также

на

роль генератора в формировании новой системы микрохозяйственных связей.

Политика США остается сегодня источником не только политической, но и

экономической напряженности в мире. Стратегия массированного нажима на всех

-

наиболее важная и наиболее характерная черта современной

внешнеэкономической

политики США.

И все это побудило меня обратиться к этой обширной теме и попробовать

раскрыть ее.

2. США и вторая мировая война

2.1 военная экономика

Возникновение в сентябре 1939 г. войны в Европе положило начало военно-

хозяйственной конъюнктуре в США. До нападения Гитлера на Польшу хозяйство

США еще не оправилось от кризиса 937-1938 гг. Если принять индекс

промышленного производства США за пятилетие, предшествовавшее второй

мировой войне, 1935-1939 гг., за 100, то в 1937 г. он равнялся 113, а в

1939 г.-108. С января по сентябрь 1939 г. этот индекс промышленого

производства составлял 101. Лишь после начала войны, в сентябре 1939г., он

дошел до у ровня 1937 г. - до 113, а в декабре поднялся до 126. С тех пор

индекс промышленного производства США беспрестанно повышался и достиг

своего максимума в октябре 1943г., когда он дошел до 247. Средний индекс за

весь 1943 г. равнялся 239, в 1945 г. снизился до 235. На этом уровне он

оставался в первом квартале 1945 г. Потом в связи с окончанием войны с

Германией он начал снижаться и сократился до 164 в последнем квартале этого

года.

Таким образом за первые четыре года второй мировой войны ( с осени

1939 г. до осени 1943 г.) промышленное производство США беспрерывно

увеличивалось и выросло за это время почти в 2,5 раза, Такой громадный

рост производства был вызван исключительно войной, военными заказами.

“Развитию военного производства США способствовали многие

благоприятные факторы, связанные с тем, что война велась далеко за

пределами Североамериканского континента, а накануне ее страна располагала

самой мощной в мире промышленной базой. Вот почему в сравнении с Советским

союзом, который, имея мирную направленность экономики до войны, совершил

перестройку и наладил выпуск во многом лучшего в мире вооружения в

исключительно тяжелых условиях, успехи США по интенсивности роста и

эффективности военного производства уступали успехам СССР. Это вынужден был

признать президент Рузвельт, который в своем послании американскому

конгрессу от 7 января 1943 г. указывал на то, что достижения США в

производстве были сравнительно небольшими, чем достижения русских,

развивавших свою военную промышленность в условиях неимоверных трудностей,

порожденных войной”1.

1 История второй мировой войны 1939-1945 гг., 1976 г., т. 7, с. 368.

Колоссальный рост промышленной продукции за такой короткий период

вызвал существенные изменения в экономике страны, что имело свои

последствия во внутренней политике и в международном положении США, которое

будет рассмотрено дальше. Пока отмечу, что военная экономика вызвала

сложные проблемы.

Большая программа военного производства требовала известных жертв,

сокращение потребления, снижения жизненного уровня населения. Военная

продукция и предметы гражданского потребления производятся человеческим

трудом , имеющим свой предел: если больше труда тратится на военную

продукцию, то меньше труда остается для производства предметов

гражданского потребления . Даже такая богатая страна, как США, в годы

войны была не в силах одновременно производить много пушек и потреблять

вдоволь масла.

В 1942 г. был установлен строги лимит на потребление черных и цветных

металлов, резиновых и текстильных и других изделий, необходимых в

производстве легковых машин, что привело к сокращению производства легковых

машин, такого обычного и важного для Америки производства. Наряду с

легковыми автомобилями в 1942 г. было приостановлено или ограничено

производство холодильников, радиоприемников, стиральных машин, пылесосов,

металлической мебели и других предметов домашнего обихода. С 10 апреля того

же года было запрещено без специального правительственного разрешения

строительство жилых зданий стоимостью свыше 500 долл. 8 апреля 1942 г.

начальных управления военного производства Нельсон заявил, что с 1 июля

производство большинства товаров широкого потребления будет прекращено.

Лучше обстояло дело с бензином. Большая добыча и переработка нефти в

США позволяли удовлетворять возросшие в военное время потребности страны в

бензине. Но во многие крупные приморские города бензин доставляли

преимущественно на танкерах, которых в Америке после ее вступления в войну

не хватало. Поэтому для 17 восточных штатов, округа Колумбия, а также

штатов Орегон и Вашингтон в мае 1942 г. были введены карточки на бензин.

Самым сложным вопросом , который вызвал большие опасения и которому

правительство и конгресс США уделяли особое внимание в 1942-1943 гг., была

проблема инфляции.

10 апреля 1942 г. по инициативе президента США состоялось

специальное совещание по борьбе с инфляцией.

27 апреля Рузвельт обратился с посланием к конгрессу, в котором

предложил программу из семи пунктов для борьбы с инфляцией: установить

потолок цен, увеличить налоги, стабилизировать заработную плату и

сельскохозяйственные цены, увеличить продажу облигацийгосударственных

военных займов, рационировать все основные товары, в которых наблюдается

недостаток, препятствовать продаже товаров в рассрочку и поощрять выплату

долгов.

Спустя 4 месяца, 7 сентября, Рузвельт вторично обратился к конгрессу

по этому вопросу, повторил свою программу, которая, по его мнению, должна

была снизить покупательную способность населения США. Приэтом Рузвельт

заявил, что если конгресс до 1 октября не примет решения ,

уполномочивающего его стабилизировать стоимость жизни, то он, как президент

США, возьмет ответственность на себя и будет действовать единолично.

После бурного обсуждения 2 октября 1942 г. конгресс США принял закон

о борьбе с инфляцией. В тот же день его подписал Рузвельт. Закон немедленно

вступил в силу . Он предоставлял президенту США широкие полномочия в

отношении контроля цен, квартирной и заработной платы.

2.2. Международные конференции

В годы второй мировой войны США участвовали во многих международных

конференциях. Никогда в прошлом Америка не заключала в течение пяти лет

так много и столь важных для своего времени соглашений с государствами,

расположенным по ту сторону Атлантики, сколько в 1941-1945 гг.

Вильсон был первым американским президентом, отправившимся через

Атлантический океан с миссией в Европу. Это было после окончания первой

мировой войны. В годы второй мировой президент Рузвельт трижды пересекал

Атлантический океан для участия в между народных конференциях в Европе ,

Азии и Африке.

Прежде чем касаться роли США на конференциях, занимающих определенное

место в дипломатической истории второй мировой войны , необходимо

напомнить, что политические принципы и лозунги, провозглашенные на англо-

американских конференциях, носили зачастую декларативный характер.

Правительство США старалось придать своим международным актам такую внешнюю

форму, которая импонировала бы народам, боровшимся против фашизма.

В дипломатии форма обычно отличается от содержания. Тем более эта

форма проявлялась во время второй мировой войны. Из восьми пунктов

Атлантической хартии, в которой правительства США и Англии сформулировали

в августе 1941 г. свои взгляды на послевоенный мир, все наиболее важные

были чисто декларативным. В сентябре того же года подлинные послевоенные

цели монополистического капитала США были в программе “ Америка в

послевоенном мире”.

9 августа 1941 г. к берегам Ньюфаундленда подошел новейший английский

линкор “Принц Уэльский”. На борту линкора находились Черчилль и

сопровождавшие его высшие чины Великобритании. В этот же день туда прибыл

на американском крейсере “Аугуста” Рузвельт в сопровождении группы военных

и дипломатических деятелей США.

Переговоры между Черчиллем и Рузвельтом на борту английского линкора

и американского крейсера продолжались три дня. Большое место в этих

переговорах занимал вопрос об общих действиях на Дальнем Востоке, а также о

военной помощи Англии и СССР. Была достигнута договоренность о конференции

трех держав ( она открылась 28 сентября 1941 г. в Москве).

Рузвельт и Черчилль провозгласили “ некоторые общие принципы

национальной политики” Англии и США для будущего послевоенного мира. Эти

принципы были опубликованы 14 августа 1941 г. и получил название

Атлантической хартии.

Восемь пунктов Атлантической хартии сводились к следующему:

1)США и Англия не стремятся к территориальным и иным

приобретениям

2) они не согласятся на территориальные изменения без желания

заинтересованных народов;

3) они уважают право каждого народа избирать свою форму правления и

стремятся восстановить суверенные права тех народов, которые насильственным

путем лишились этих прав;

4) они считают, что все страны, соблюдая должным образом свои

существующие обязательства, должны иметь доступ на равных основаниях к

торговле и к мировым источника сырья;

5) они стремятся обеспечить полное международное экономическое

сотрудничество;

6) они надеются после победы в войне обеспечить такое положение,

когда люди везде могли бы жить в безопасности, не зная ни страха, ни нужды;

7) после войны должно быть обеспечено всем свободное плавание по

морям и океанам;

8) они считают, что все государства должны отказаться от применения

силы в своей внешней политике и что до организации надежной системы

всеобщей безопасности агрессоры должны быть разоружены. США и Англия будут

содействовать избавлению народов от бремени вооружений.

После войны авторы Атлантической хартии выступили против ее принципов

в ряде стран - в Греции1, Китае, Вьетнаме, Гватемале, Кении и др. Но уже в

ходе обсуждения Атлантической Хартии разногласия между Англией и Америкой

в большей мере обесценили ее значение.

Советское правительство присоединилось к Атлантической хартии на

межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г.

С 14 января 1943 г. происходило десятидневное совещание между

Рузвельтом и Черчиллем в Марокко, в городе Касабланке. В совещании

принимали участие руководители вооруженных сил США и Англии. На нем

обсуждались общие планы вооруженных операций в 1943 г.

Совещание происходило в дни перелома в ходе второй мировой войны,

после

окружения и разгрома немцев у Сталинграда. Оно закончилось за неделю до

ликвидации последних очагов сопротивления армии Паулюса. В этих условиях в

Касабланке было принято решение о борьбе союзников до безоговорочной

капитуляции держав оси.

На конференции в Квебеке в августе 1943 г. Рузвельт и Черчилль

согласились с необходимостью расчленения и “обезвреживания” Германии. В

дальнейшем, в 1944 г.,

конкретные предложения, разработанные в этом направлении, называли “планом

Моргентау”.

В Квебеке было заключено специальное секретное соглашение между

главами правительств США и Великобритании об англо-американском

сотрудничестве в области производства и использования в будущем атомной

энергии в военных и мирных целях.

По этому соглашению помимо обмена исчерпывающей научной, технической и

другой информацией и согласованию работ обеих стран в данной области обе

страны обязались никогда не применять атомного оружия друг против друга, а

также против третьей стороны без предварительного согласия на это обеих

договаривающихся сторон.

На конференции в Квебеке Гопкинс представил документ, содержавший

оценку высшими военными кругами США послевоенного положения Советского

Союза в Европе.

Перед конференцией в Тегеране ( 19-30 октября 1943 г.) в Москве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.