бесплатно рефераты
 

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

перевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделов

репатриации и приемно-распределительных пунктов входило бытовое и трудовое

устройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнего

жительства.

Одновременно с работой по возвращению в СССР советских граждан наше

правительство в январе 1945 г. возложило на органы репатриации обязанность

собирать и отправлять на родину освобожденных Красной Армией из фашистской

неволи граждан союзных и нейтральных государств. Для этого были

организованы сборные пункты и транзитные лагеря.

О масштабах работы наших репатриирующих органов можно судить по

следующим данным. К 1 января 1953 г. на родину возвратились 5 457 856

советских граждан. Все расходы, связанные с их репатриацией, Советское

правительство приняло на себя. К тому же времени было репатриировано

4059736 иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а также

военнопленных фашистской Германии, ее сателлитов и Японии. Затраты нашего

государства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей.

В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатов

трудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение

задач, связанных с защитой страны.

В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали

более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокруг

себя около 7 млн. активистов-общественников. Сотни тысяч депутатов и

несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую

армию.

В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных

Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами.

Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану

общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили

местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный

бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и

распорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю

государственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов

граждан.

При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии с

Конституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования,

социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, финансовый,

дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли. Все они

действовали в уменьшенном составе и были превращены в максимально

оперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени.

В период войны структура местных органов управления претерпела

некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в

прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах

Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.

При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по

трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и

районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и

бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей

пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой

защитой, устройством детей в детские дома.

В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во

многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном

контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по

мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств.

Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта,

строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением

армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее

военное обучение населения.

Очень важным участком работы местных Советов являлось руководство

сельским хозяйством. В условиях войны значительно повысилась роль сельских

Советов в проведении сельскохозяйственных работ.

В ряде восточных районов страны перед Советами встали новые

ответственные задачи по руководству местным хозяйством и культурным

строительством, так как районы с преобладанием сельского хозяйства

обогатились промышленностью, а промышленные районы расширили свое сельское

хозяйство.

Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых

Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со

снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов

войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей,

оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная

мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков.

Таким образом, все местные советские учреждения как в городе, так и в

деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.

Деятельность государственных органов в местностях, не объявленных на

военном положении, также была перестроена. Она стала более четкой и

оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов

сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи с чем

исполнительно-распорядительные функции этих органов были расширены.

Усилились централизация и единоначалие, особенно в военной промышленности,

на транспорте, в учреждениях связи и оборонном строительстве.

Одним из существенных моментов, характеризующих изменения в Советском

государстве в период войны, являлась отсрочка выборов в Советы и народные

суды. Это было вызвано условиями военного времени. Деятельность

государственных органов и общественных организаций сосредоточивалась, в

годы войны всецело на задачах защиты социалистического Отечества.

Значительная часть советских граждан находилась на фронте либо была занята

на оборонительных работах. К тому же из-за вражеской оккупации население

многих районов нашей страны не могло принять участия в обычной политической

жизни государства.

По этим и другим причинам отсрочка выборов в Верховный Совет СССР,

Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы депутатов

трудящихся и народные суды была вполне понятной. Но поскольку деятельность

высших и местных органов государственной власти должна была продолжаться и

в военное время, срок полномочий этих органов регулярно продлевался.

В обстановке войны, особенно в близких к фронту районах, следовало

оперативно решать вопросы хозяйственного и оборонного строительства.

Поэтому в системе государственного управления серьезно изменилось

соотношение между принципами коллегиальности и единоначалия. В частности,

были расширены права народных комиссаров СССР. Они получили возможность

самостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельными

предприятиями и стройками.

В связи с организацией местной противовоздушной обороны (МПВО)

проводилась обязательная подготовка граждан к этому виду обороны,

действовали особые отряды МПВО и противопожарной охраны. Более чем в 3 тыс.

городов и рабочих поселков страны регламентировалось поведение граждан в

случае воздушной тревоги, а также при погрузочно-разгрузочных работах на

железных дорогах и подъездных путях. Предусматривались обязанности

населения и администрации во время воздушного нападения врага. В

прифронтовой полосе и в городах, объявленных на осадном положении,

население организовывалось в группы самозащиты. В Ленинграде, например, в

эти группы были включены все жители города от 14 до 60 лет. Они героически

боролись с пожарами и другими последствиями воздушных налетов противника.

Для достижения победы в войне требовалось непрерывное пополнение нашей

армии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Чтобы

подготовить такие резервы, Государственный Комитет Обороны принял решение

ввести с 1 октября 1941 г. всеобщее обязательное военное обучение граждан

СССР. Вслед за этим в составе Народного комиссариата обороны СССР было

создано Управление Всевобуча. ЦК ВКП(б) предложил местным партийным

организациям обеспечить быстрое развертывание органов Всевобуча, создать

для них учебную и материально-техническую базу, выделить соответствующие

кадры. Эта задача была решена в короткий срок.

За годы войны органы Всевобуча провели семь очередей вневойсковой

подготовки по 110-часовой программе. К обучению привлекались мужчины и

женщины в возрасте от 16 до 50 лет. Общее число граждан, охваченных

Всевобучем, составляло 9 862 тыс. Человек. Это почти в полтора раза

превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки к началу

1944 г. Таким образом, органы Всевобуча, работавшие во всех уголках

Советской страны, внесли значительный вклад в завоевание победы над врагом.

Большое значение во время войны приобрело строительство оборонительных

сооружений. Только за первые два года войны наши строительные организации

создали более 50 тыс. километров укрепленных оборонительных рубежей. При

этом общая длина траншей и ходов сообщения достигала 100 тыс. километров.

Строители возвели до 1 500 тыс. фортификационных сооружений различного

назначения: дотов, дзотов и т. п. Было отрыто до 10 тыс. километров

противотанковых рвов и эскарпов. Объем всех земляных работ при

строительстве оборонительных рубежей составил 223 млн. кубометров. Кроме

того, во время войны производились крупные инженерные работы по обеспечению

базирования фронтовой авиации, а также истребительной авиации ПВО.

Такой огромный объем оборонительных работ мог быть осуществлен лишь при

условии использования всех возможностей гражданских и военных строительных

организаций, четкого руководства ими со стороны партийных и государственных

органов, благодаря самоотверженному, упорному труду советских людей,

участвовавших вместе с регулярными частями Красной Армии в создании

оборонительных рубежей.

В условиях войны оказалось необходимым перестроить органы

здравоохранения и санитарной службы, расширить деятельность Народного

комиссариата здравоохранения и Главного военно-санитарного управления

Красной Армии. Эти органы ввели в жизнь эффективную систему обслуживания

раненых воинов на фронте, обеспечили квалифицированное лечение раненых и

больных в тылу, провели немало различных оздоровительных мероприятий,

позволивших нашей стране избежать массовых эпидемических заболеваний.

Осуществлялась также широкая подготовка военно-медицинского персонала.

В годы Великой Отечественной войны огромное значение приобрели вопросы,

связанные с организацией и укреплением тыла страны. Создание мощного

военного хозяйства в условиях переброски большого количества промышленных

предприятий на восток, и размещение промышленности на новых местах не могло

быть достигнуто без высокоразвитой строительной индустрии. Существовавшая к

началу немецко-фашистского вторжения разветвленная сеть строительных и

монтажных организаций позволила Советскому государству успешно решить

сложнейшие задачи по перестройке нашей экономики на военный лад.

Вскоре после начала войны Наркомстрой издал инструктивные указания по

промышленному строительству. Разработанные на их основе новые технические

решения промышленных зданий позволили значительно сократить сроки и

стоимость строительства, уменьшить трудоемкость работ и расход таких

дефицитных материалов, как металл, цемент, стекло, мягкая кровля и другие.

Расход металла, например, снизился в 4 раза, стекла — в 2 раза, цемента — в

1,2 раза. В указаниях Наркомстроя пересматривались многие технические

нормативы, действовавшие ранее, а опыт их реализации вошел в арсенал

советской строительной техники послевоенных лет.

Требовалось также создать мобильные строительные подразделения с

военной дисциплиной, которые полностью отвечали бы условиям военного

времени. Такими подразделениями стали особые строительно-монтажные части

(ОСМЧ), созданные по решению ГКО от 8 июля 1941 г. на базе строительных

трестов Наркомстроя. На эти части возлагалось выполнение срочных заданий

правительства по сооружению предприятий оборонной промышленности,

восстановление пострадавших объектов, а также возведение оборонительных

сооружений. На положение ОСМЧ было переведено свыше 70 строительных и

монтажных трестов Наркомстроя. Народному комиссару по строительству

предоставлялось право перебрасывать эти особые части с одних строек на

другие, переводить в случае необходимости их личный состав на казарменное

положение, обеспечивая рабочих бесплатным питанием.

Создание ОСМЧ, которые являлись в известной мере военизированными

организациями, полностью себя оправдало, так как давало возможность путем

их переброски концентрировать производственные мощности строительных и

монтажных организаций в тех местах, где это диктовалось интересами страны.

При этом за ОСМЧ закреплялись постоянные инженерно-технические кадры и

квалифицированные рабочие. Быстрая концентрация сил и средств на решающих

участках позволяла возводить оборонные объекты первостепенного значения в

кратчайшие сроки.

Строительство, как правило, велось при непременной концентрации

трудовых и материальных ресурсов на важнейших объектах каждой стройки.

Работы осуществлялись последовательно, благодаря чему предприятие вводилось

в строй очередями, задолго до завершения всех его зданий и сооружений.

Нередко бывало так: строители еще не успели закончить кладку стен и

устройство перекрытий, а уж цех начинал выдавать продукцию.

Огромное внимание уделяло Советское государство вопросам организации

труда. Как и в мирные годы, в дни войны социалистическая организация труда

обеспечивалась сознательной дисциплиной подавляющего большинства

трудящихся. По сравнению с предвоенным временем количество рабочих в годы

войны значительно уменьшилось. Поэтому необходимо было привлечь к труду

граждан старших возрастов, домашних хозяек, подростков и инвалидов, имевших

частичную трудоспособность. Перед государством встала задача

трудоустройства этих категорий населения. Их участие в общественно-

производительном труде за годы войны примерно удвоилось. Соответствующая

подготовка и переквалификация этих людей осуществлялась через систему

курсов и школ, которые давали возможность в короткий срок приобрести ту или

иную специальность. Пенсионеры продолжали получать пенсию независимо от

заработка. Это поощряло их возвращение на работу. Они имели право поступать

на работу или переходить на другое предприятие в соответствии с состоянием

своего здоровья и наклонностями. Инвалидам труда и войны, работавшим на

производстве, предоставлялся отпуск либо выдавалась денежная компенсация за

отпуск по нормам трудового законодательства мирного времени. Гибкая система

государственных мер позволила в годы войны вовлечь в производительный труд

подавляющее большинство людей, которые ранее не были систематически заняты

в общественном производстве.

В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организована

массовая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась в

ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского

обучения, непосредственно на предприятиях и созданных при них различных

курсах, в школах механизации сельского хозяйства. В среднем за год в

течение войны подготавливалось таким образом около 3 млн. рабочих.

Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к

системе трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось

применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то

в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок

топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи. Соответственно

был расширен и круг лиц, привлекаемых к трудовой повинности.

В связи с тем что в период войны в сельском хозяйстве ощущался большой

недостаток рабочей силы, местные органы государственной власти получили

право в дни напряженных сельскохозяйственных работ привлекать к ним все

трудоспособное население городов, а также лиц, проживающих в сельской

местности, но не занятых в колхозном и совхозном производстве. Это

позволило частично компенсировать убыль миллионов трудоспособных

колхозников, призванных в действующую армию.

Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности

народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная

деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего

государства, осуществлявшиеся до войны в области социально-культурного

строительства и воспитания советских граждан, сохраняли свое значение и в

военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-

просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени.

Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи,

дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства.

Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в

общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обучения,

ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резервов в

военное время во много раз превышал довоенный уровень.

Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям и

подготовке научно-технических кадров. Увеличился выпуск специалистов в

области технических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний,

которые имели непосредственное военное значение. Широко были развернуты

военно-технические исследования, способствующие всемерному усилению боевой

мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства

оставались в период войны не-прикосновенными. Для этой категории лиц

сохранялись все основные льготы и пре-имущества мирного времени.

В годы воины значительно повысилась роль Советского государства в

охране социалистической собственности и общественного порядка. Особое

внимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военного

хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, предназначенных для

снабжения тыла и фронта.

Была перестроена работа органов суда и прокуратуры. Правосудие в

условиях войны осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами

союзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народными

судами, а в армии и на флоте — военными трибуналами.

Всей своей деятельностью судебные органы воспитывали граждан СССР в

духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного

выполнения законов Советского государства, и прежде всего законов военного

времени, бережного отношения к социалистической собственности,

добросовестного и честного отношения к государственному, общественному и

воинскому долгу, уважения правил социалистического общежития.

В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на

началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.