бесплатно рефераты
 

Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

оказанию помощи колхозам. На заводах во внеурочное время ремонтировалась

сельскохозяйственная техника, изготовлялись запасные части, инвентарь. Для

ремонта сельскохозяйственных машин в деревню направлялись бригады,

состоявшие из инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Городское

население строило животноводческие фермы, силосные башни, участвовало в

полевых и других сельскохозяйственных работах.

Колхозное крестьянство в свою очередь помогало городу. Это выразилось

не только в пополнении промышленных предприятий рабочей силой и в

аккуратном выполнении государственных обязательств по сдаче продукции.

Колхозники посылали рабочим продовольствие из своих личных запасов. Десятки

тысяч обозов шли в город. Это патриотическое движение охватывало область за

областью и нашло отзвук среди крестьян оккупированных районов. Навсегда

сохранится в памяти ленинградцев подвиг колхозников Ленинградской области,

которые, находясь в тылу врага, сумели собрать и переправить жителям

осажденного города Ленина 380 центнеров хлеба, 120 центнеров жиров и много

других продуктов.

В период освобождения Украины получило распространение шефство колхозов

над шахтами. Так, в 1944 г. 17 областей Украины приняли шефство над 23

угольными трестами Донбасса. Колхозники снабжали шахтеров продовольствием,

содействовали плановому обеспечению угольной промышленности рабочей силой.

Пламенные патриоты социалистической Родины отдавали благородному делу

ее защиты не только свой труд, но и личные сбережения, проявляя огромную

заботу о Красной Армии.

Единство действий всех слоев советского народа, объединение

материальных и людских ресурсов советских республик, централизованное

использование экономического потенциала страны — все это позволило нашей

партии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта на

решении главнейших задач. Повседневные и все более крепнущие связи фронта с

тылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ социалистического

государства едины. Это повышало моральную стойкость воинов, укрепляло их

уверенность в победе над гитлеровской Германией, вливало в бойцов новую

энергию для успешного преодоления трудностей как в обороне, так и в

наступлении. Нерасторжимое единство Красной Армии и народа основывалось на

союзе рабочего класса и крестьянства, на классовой однородности нашего

общества, состоящего из трудящихся.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в

условиях войны

Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на

разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над

гитлеровской Германией. Опираясь на сознательность, инициативу и

организованность трудящихся масс, наше государство проявило себя в войне

как наилучшая организационно-политическая форма защиты народа, вынужденного

взяться за оружие. Необходимость напряжения всех материальных и духовных

сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все

функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Многогранность функций Советского государства сохранилась и во время

войны. Однако соотношение между ними существенно изменилось. Первостепенное

значение приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по

содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по

организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное

осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии

и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций

трудящихся города и деревни.

Выдвижение на передний план военной функции требовало в первую очередь

самой напряженной оперативной работы Коммунистической партии, Советского

государства и общественных организаций по созданию и развитию большого и

хорошо слаженного военного хозяйства. Естественно поэтому, что военная

функция нашего государства очень тесно переплеталась с хозяйственно-

организаторской его деятельностью, подчиняя работу всех органов и

учреждений Советской власти интересам защиты социалистического Отечества.

После нападения фашистской Германии на СССР участие всех слоев

населения, всех наций и народностей нашей страны в делах государства, и

прежде всего в вооруженной защите Родины, стало еще более активным и

решающим. Снова подтвердилась мысль В. И. Ленина о том, что рабочий класс,

осуществляющий руководство обществом, обладает чудесным средством быстро

увеличивать мощь своего аппарата власти путем невиданно смелого вовлечения

народных масс в государственное управление.

Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни

страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре,

полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно

большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие

организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти

трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения

отдельных сторон общественно-политической жизни, относились: создание

Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление

военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны,

общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в

Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа

коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное

проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной

работе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности

законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также

ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен

особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна

переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно в

местностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничения

демократизма не исключали необходимого функционирования законодательных,

правительственных и судебных органов Советского государства.

Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное

время, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательную

деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный

бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР,

ратифицировал отдельные международные договоры.

Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была

недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности

Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За

время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в

1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях

рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства,

военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.

Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы по

вопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно-

просветительной работы, давал толкование действующих законов и определял

порядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народных

комиссаров СССР, определял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств,

учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливал

почетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры и

соглашения, вводил в отдельных местностях военное положение и объявлял,

когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию.

Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. В Верховных Советах

союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие

депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а

когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию.

В местностях, не объявленных на военном положении, особенно на востоке

страны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывались

более регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административные

и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим

государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его

аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в

связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного

строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и

ведомств, упразднением одних из них и созданием других.

При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и

закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-

первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-

вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в

ходе войны.

Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой

мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был

образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила

статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета

право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с

необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной

обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941

г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и

правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту

власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного

времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные

организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения

ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах

военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их

управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и

безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и

управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в

нашей стране.

Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена

при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой

целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и

областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих

уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь

решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и

должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных

строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды

войны.

За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений

и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни,

государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро

проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и

общественными организациями.

В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные

комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе,

Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из

председателя (секретарь обкома или горкома партии), заместителя

(председатель исполкома облсовета или горсовета), командующего округом

(фронтом), члена Военного совета округа (фронта), представителя НКВД.

Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными

Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась

обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих

чрезвычайных органов военного времени.

Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его

Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с

Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК

имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту

наркоматов и по своему усмотрению.

Взаимоотношения ГКО с верховным органом социалистического государства—

Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, для

издания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательного

характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали,

а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина,

возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезные

ошибки.

Так, в годы войны, вопреки Конституции и с превышением полномочий ГКО и

Президиума Верховного Совета СССР, были лишены национальной

государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши. Сталин, как

председатель ГКО, необоснованно отменил социалистическое соревнование в

армии, допустил массовые репрессии в отношении военнослужащих,

возвращавшихся из вражеского плена.

В августе 1941 г. ГКО чрезмерно расширил полномочия Народного

комиссариата внутренних дел в области охраны общественного порядка. Этим

воспользовалась банда Берия, которая, грубо нарушая социалистическую

законность, учинила массовые репрессии над невинными людьми. Известно,

например, что в начале войны появился указ об ответственности за

распространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и панику

среди населения. Однако к лицам, подпадавшим под действие этого указа,

необоснованно применялся законе наказании за антисоветскую агитацию с

контрреволюционным умыслом.

Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг.

введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также

персональных военизированных званий и погон для личного состава

железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.

Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышении

Сталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партии

отменены.

Отсутствие четкого разграничения между функциями ГКО и других

государственных органов вело к тому, что и Президиум Верховного Совета

созывался на заседания весьма редко, а его указы обычно подписывались лишь

несколькими членами Президиума или согласовывались опросным порядком. Даже

в последний период войны, когда боевые действия Красной Армии развернулись

на территории врага, верховные органы власти созывались нерегулярно. Все

это затрудняло мобилизацию широких масс на выполнение государственных

решений и мероприятий.

Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны

функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их

исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена

задачам ведения войны.

Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и

распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и

направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции,

занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а

также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и

охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении,

осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами,

руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-

культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета,

руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов

государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых

районах страны.

В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти

и управления строились и функционировали аналогичным образом.

В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и создания

новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы по

руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой

промышленности, минометного вооружения и их управления на местах. Наряду с

этим была значительно изменена структура некоторых существовавших

наркоматов и ведомств. Например, в рамках наркоматов путей сообщения,

социального обеспечения, торговли, связи, здравоохранения и других

создавались военизированные управления и отделы для обслуживания

Вооруженных Сил (Управление военно-дорожного строительства, Отдел

эвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.).

Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов,

организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и

задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные

управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами,

лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны,

главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения

населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на

местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах.

Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению

рабочей силы и его местные органы.

В результате деятельности всех этих органов, при активном участии

трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное

снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого

количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось

трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков

миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.

В оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовые

злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г.

Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию

злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба,

причиненного ими нашей стране.

Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе войны

проявили большую заботу о возвращении на родину советских граждан,

насильственно угнанных фашистскими оккупантами в Германию и другие страны.

Выражением этой заботы явилось создание органов репатриации. В октябре 1944

г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам

репатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР.

Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всех

европейских странах (за исключением Испании и Португалии), в Египте, Иране

и США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины,

Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующих

фронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которых

подвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и

249 приемно-распределительных пунктов.

Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занимались

выявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а также

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.