бесплатно рефераты
 

С.Ю. Витте и его экономическая политика

дефицитом в 74,3 млн. руб. Расходные статьи бюджета при активной политике

по развитию промышленности быстро росли: с 1893 г. по 1903 г, они возросли

почти вдвое - с 1040 до 2071 млн. руб. Первое время он носился с мыслью

получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного

станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала

панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага

к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с

повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы

налогового обложения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль в

увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной

монополии на продажу вино - водочных изделий, дававшей до четверти всех

поступлений в казну. Витте также сумел увеличить доходы государственных

предприятий и имуществ. Так, используя свой опыт железнодорожных тарифов,

он сначала уменьшил убыточность действовавших железных дорог, а затем даже

получил от них небольшую прибыль. Ему удалось также существенно понизить

долю бюджетных отчислений на армию и флот. Это дало ему возможность

направлять в народное хозяйство (главным образом в промышленность и

строительство) до 55 % бюджетных ассигнований.

Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы,

разрабатывавшейся еще М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунге и Н.А.Вышнеградским и

имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию

конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших

хождение на иностранных рынках 5- и 6 - процентных облигаций старых займов

на займы с более низкими процентами и более длительным сроками погашения.

Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг

французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были

займы 1894 и 1896 гг., заключенные на парижской бирже. Это позволило

осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на

золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 -

кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 копейки золотом.

Данная реформа проводилась в несколько этапов. В мае 1895 г. было

разрешено заключать сделки на золотую монету. В следующие месяцы золото уже

принималось на текущие счета банков, и в конце года был установлен

фиксированный курс для империала (10- рублевой золотой монеты) и для

полуимпериала (5-рублевой золотой монеты). А 3 января 1897 г. вышел указ "О

чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Новые монеты с прежним

содержанием золота имели другой номинал: 15 рублей - империал и 7,5 -

полуимпериал. Таким образом, произошла девальвация рубля на одну треть (о

которой только что упоминалось). Окончательно был введен свободный размен

золота на кредитные билеты. Последние согласно закону от 29 августа 1897 г.

выпускались по схеме; до 600 млн. руб. они обеспечивались золотом на

половину, свыше - на 100 %, Серебряная монета была сохранена как

вспомогательная.

Проводимая Витте реформа почти сразу же вызвала бурю негодования:

"Против нее была вся мыслящая Россия". Если отмести неприязнь к

личности самого Витте, то основные возражения его противников сводились к

тому, что с появлением в обращении золотых монет все сбережения, хранящиеся

в кредитных рублях, будут обменены на золото, которое вследствие исчезнет,

и что, кроме того, золото сделается объектом скупки иностранными

государствами и уйдет из России.

Витте возражал, что если золото уйдет за границу, то не "просто так".

Разве не получим мы в обмен на него кредиты, товары, услуги? Разве не будет

все это способствовать росту промышленности, ради которой и затеяна

реформа?!

Спор между Витте и его противниками был разрешен самим временем. К

концу XIX в. по темпам прироста промышленной продукции (более 12 % в год!)

Россия обгоняла Европу, лидируя и на мировом рынке сельскохозяйственной

продукции. Иностранные инвестиции текли рекой. Россия ширилась и богатела.

Золото прочно вошло в обиход, и на него приходилось до 2/3 всей денежной

массы- Опасения о его скупке не оправдались, напротив, "публика часто

предпочитала пользоваться кредитками как более удобными в обиходе". И все

же все было не так безоблачно, хотя эти меры позволили укрепить

конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в

страну иностранных капиталов.

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретает

все более отчетливые контуры. Этому в немалой степени способствовала его

борьба с оппонентами из дворянско-помещичьих кругов и их сторонниками в

высших эшелонах власти. Виттевский курс на индустриализацию страны вызвал

протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло

неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы

аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и

надуманными. Действительно, покровительственная таможенная система,

особенно четко проявившаяся в таможенном тарифе 1891 г. и в русско-

германских торговых договорах, вела к росту цен на промышленные товары, что

не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они

видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не

могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое

обращение, повысив курс рубля, оказалось для помещиков-экспортеров

невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало

их конкурентоспособность на мировом рынке. Но более всего раздражали

реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему

сословию не отводилось прежней роли. Особенно массированным нападкам

министр и его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по делам

дворянского сословия (1897 -1901 гг.), созданного по велению Николая II для

выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь

ожесточенной, претензии реакционно-консервативных сил, требовавших

восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса

дворянства как правящего сословия, так противоречили проводимой политике,

что фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти

дальше России.[6]

В своих выступлениях на совещаниях и во всеподданнейших записках Витте

показал, что поместное дворянство вовсе не было обойдено заботами

правительства. В ряду мер помощи помещикам были перечислены: организация

дешевого и льготного кредита, особая тарифная политика правительства,

ограждавшая помещичий хлеб от конкуренции дешевого сибирского зерна,

закупка фуража интендантством и т.п. Главной же причиной оскудения

поместного дворянства он считал его неумение приспособиться к новым

условиям, понять перспективы развития страны. В одном из первых своих

выступлений на совещании 29 ноября 1897 г. Витте, еще сравнительно недавно

придерживающийся идеи об исключительности и самобытности России, развитие

которой, как он считал ранее, шло и должно было идти своим путем, отличным

от Запада, теперь заявил, что существуют закономерности, общие для всего

мира, с которыми необходимо считаться "В России теперь происходит то же,

что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому

строю, - говорил он. - ...Россия должна перейти на него. Это мировой

непреложный закон". Заявление смелое и весьма ответственное. Самодержавие,

развивая промышленность, модернизируя сельское хозяйство, серьезно не

задумывалось о сущности преобразований, о тех социально-экономических

последствиях, к которым неизбежно должна была привести эта политика. Витте

убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит от

землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. "Мы находимся

у начала этого движения, которого нельзя остановить без риска погубить

Россию".[7] Гигантская сила современной промышленности, банков и в России

подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для

дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими

отраслями хозяйства.

Однако то, что стало очевидно для министра финансов, почти не встретило

сочувствия у участников совещания. Большинство никак не отозвалось на его

речь, не видя, видимо, и смысла в обсуждении этой проблемы. Лидер же

консерваторов-охранителей В К Плеве, в то время товарищ министра внутренних

дел отмел все выводы и аргументацию Витте. "Россия, - утверждал он. - имеет

свою отдельную историю и специальный строи". Указанные оппонентом законы

развития он пренебрежительно называл "гадательными". По его мнению,

"имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета

капитала и буржуазии и борьбы сословий". Ближайшие же годы показали, как

грубо ошибался Плеве. Но тогда его позиция вызвала сочувствие в правящих

верхах, да и у самого царя.

Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных

и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего

сословия, считавшегося "первой опорой престола". Витте не отказался от

своих идей, и ему пришлось отстаивать свой курс на индустриализацию страны,

развивая и дополняя его новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие

страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных

капиталов в виде займов и инвестиций, за счет повышения рентабельности

народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных

конкурентов, за счет активизации русского экспорта.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В

российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного

подъема 90-х гг., с которым совпала его деятельность, промышленное

производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 % всех

действовавших к началу XX в. предприятий и было построено столько же

железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение

которой Витте внес немалый личный вклад. Ведь железнодорожное строительство

способствовало формированию рынка индустриального труда. Кроме того, с

проведением Сибирской магистрали начиналось перемещение населения

центральных и южных губернии на Восток, освоение сибирских недр, вывоз

местной сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российской

продукции в Китай и Восточно-Азиатский регион. С этой целью было начато

строительство Восточно-Китайской дороги в Маньчжурии. Все это были звенья

единой стратегии, направленной на преодоление отсталости России. В итоге

Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим

капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном

производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада

оставалось еще весьма значительным.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все

большее место в деятельности министра финансов занимала проблема

взаимоотношении предпринимателей и рабочих. В царствование Александра 111

политина правительства в этой области, отражая общую направленность

социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительный характер.

Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между

фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих

законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно

реорганизована. В ее компетенцию входил контроль за техническим состоянием

предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами

ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием

кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность

"следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов... о

нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить

беспорядки".[8]

Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характер

правительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечного

движения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственных

элементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношения

между трудом и капиталом во имя "отвлеченных или заведомо ложных идей...

совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни". Однако вскоре

рост забастовочного и революционного движения послужил достаточно

убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о

причинах социальной напряженности на предприятиях. Это побудило

правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного

законодательства. При активном участии Витте были разработаны и приняты

законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1898 г.), о

вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате

несчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках

и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были уже

первым шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом

Витте, видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в

промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая

сферой социальных отношений.

Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою

очередь, полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее

полицейские функции. Витте удалось удержать за собой общее руководство

фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и

горнозаводским делам присутствии - межведомственном органе, созданном в

1899 г. Но на местах инспектора оказались в подчинении у губернаторов, что

было вынужденным компромиссом. Оказались урезанными и принятые законы, что,

как отмечал впоследствии Витте; послужило причиной социальной

напряженности. В целом он, конечно, не относился к тем, кто благоволил к

рабочим. "В деле организации рабочего труда он терпеть не мог "крайностей"

по поводу "утрирования" гигиены труда".[9]

Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора

экономики. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он

предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для

модернизации их имений. Продолжая линию своих предшественников, он

активизировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд

землевладельцам и сельским хозяевам. Условиями кредита и строгим контролем

за их выполнением Витте пытался форсировать капиталистическую перестройку

помещичьих хозяйств. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических

пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев

и т. д. шел крайне медленно.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником

консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные

меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в

российской деревне. По его мнению, "общинное землевладение наиболее

способно обеспечить крестьянство от нищеты и бездомности".[10] Витте знал,

что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению

платежеспособности крестьян, а это, в свою очередь, подрывает

государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Таким образом,

выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой

обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности.

В октябре 1898 г. он обращается к Николаю II с запиской, в которой

уговаривает царя "завершить освобождение крестьян", сделать из крестьянина

"персону", освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Лишь

разразившийся финансовый и промышленный кризис, неурожаи 1899 и 1901 гг.,

крупные крестьянские выступления 1902 г - заставили Николая II создать ряд

комиссий и совещаний для пересмотра крестьянского законодательства и

выработки мер по подъему сельского хозяйства.

Витте возглавил один из важнейших таких межведомственных органов -

Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902 -1905

гг.), сыгравшее заметную роль в разработке нового курса аграрно-

крестьянской политики правительства. И опять свою программу ему пришлось

разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-

консервативными помещичьими и бюрократическими кругами, настроения которых

отражала Редакционная комиссия по пересмотру крестьянского

законодательства, возглавлявшаяся В. К. фон Плеве, ставшим министром

внутренних дел. Основные столкновения Витте и Плеве заключались в

следующем.

Витте считал, что "сельскохозяйственный вопрос", затрагивавший и

разорявшихся помещиков и вечно полуголодных обезземеленных крестьян, вполне

может быть решен на основе личной инициативы и капиталистической

предприимчивости самих предпринимателей - "сельских хозяев". Витте

решительно возражал против сохранения общинного землевладения, выступая за

частную собственность на землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя ее

хозяином. Все должны быть "равноправными" собственниками: крестьянин -

клочка земли в несколько десятин, помещик - колоссальных латифундий в

сотни, тысячи, а то и миллионы гектаров. Витте предлагал также

активизировать деятельность Крестьянского банка, расширить его ссудную

деятельность для всех желающих и способствовать переселению крестьян на

неосвоенные земли.

Вторая альтернатива самодержавию была предложена Плеве и отражала

интересы крайне правых помещичьих кругов, цеплявшихся за отжитые

полукрепостнические методы эксплуатации крестьянства. По мнению Плеве,

крестьянская община должна быть обязательно сохранена, вся экономическая

политика повернута на прямую поддержку государственными средствами и

методами разорявшейся дворянской верхушки. Все это делалось с конечной

целью - ослабить борьбу крестьян с помещиками, защитить интересы последних.

Этому же должна была способствовать и переселенческая политика, целью

которой было: не лишая помещичьи хозяйства дешевых рабочих рук, избыток их

направить в те районы страны, где были излишки земли, и тем ослабить

земельный голод в центре страны. И хотя Плеве поддержало меньшинство членов

совещания, курс, предложенный Витте, не был одобрен царем: для этого нужно

было такое мощное воздействие на всю общественную жизнь страны, как

крестьянская революция 1905 -1907 гг.

В конце XIX - начале XX в. особое место во внутренней политике

правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых

споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося

политического кризиса. Поводом к полемике послужили разрабатывавшиеся в МВД

проекты распространения земств на неземские губернии и некоторого

расширения их хозяйственной компетенции. Определенная децентрализация

управления и расширение местного самоуправления рассматривались некоторыми

представителями российской бюрократии, в частности министром внутренних дел

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.