| |||||
МЕНЮ
| Революционная деятельность Льва Тихомироваоснове лежала идея, что Россия может миновать капиталистический путь развития и прийти к новому социальному строю через общинное землепользование. Основное революционное требование “Земли и воли” - требование скорейшего насильственного переворота. На месте существующего государства землевольцы хотели создать иное, которые бы определялось “Народной волей” и обязательно осуществляло широкое общинное и областное самоуправление. Землевольцы также считали, что только экономическая революция сможет покончить с существующим строем. В этом смысле программа “Земли и воли” очень близка к идеям Бакунина. Лев Тихомиров в своих мемуарах сформулировал основную идеологическую направленность организации так: “ “Земля и воля” была кружком народническим. По программе, кружок должен был создать народно-революционное движение. Только для этого существовала организация интеллигенции. Всякие “улучшения” правительственного строя отрицались, “конституция” считалась хуже, вреднее, нежели “абсолютизм”, ибо она объединит “эксплуататоров”, буржуазию: “Земля и воля” ставила целью ниспровержение всего государственного строя, а вовсе не правительства”[9]. Первая программа организации состояла из пяти основных принципов, основанных на народных требованиях: “1. Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землей на общинном начале) и равномерное ее распределение. 2. Разделение Российской Империи на части соответственно местным желаниям. 3. Перенесение всех общественных функций в руки общины, т.е. полное ее самоуправление. ... Требования наши могут быть осуществлены только посредством насильственного переворота. Орудием же подготовки и совершения его ... служат: 1. агитация, как путем слова так и главным образом путем дела (бунты, стачки ...) и 2. дезорганизация государства, которая дает нам надежду на победу при той силе организации, которую мы создаст агитация в ближайшем будущем ”.[10] Планировалось также установить связи с войсками, в первую очередь с офицерами, рассчитывая в конечном итоге на переход армии на сторону народа, связи в административных учреждениях, с целью ослабления борьбы с революционным движением, а также проведение террористических актов. Вопросы разработки устава “Земли и воли” широко изложены на страницах воспоминаний Льва Тихомирова. Он писал в частности: “Согласно духу устава, Михайлов, фактически уже почти бывший начальником, вводил систематически самую строгую конспирацию. Каждый член должен знать лишь то, чем занимается, а все остальное должен лишь иметь возможность узнать, если понадобиться ... По внешности “Земля и воля” представляла организацию столь сильную и стройную, как еще не было в России”[11]. Основными положениями устава были следующие: принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, благ, связей, согласие членов кружка с общей программой и обязательство ей следовать, отсутствие частной собственности, сохранение тайны о деятельности кружка, подчинение меньшинства большинству и т.д. Вся организация делилась на множество групп, основные пять были: 1) интеллигентская 2) рабочая 3) редакционная 4) типографская 5) дезорганизаторская. За всеми делами следила “Администрация” (она также называлась “Комиссия”), являвшаяся Центром основного кружка. В “Администрацию” могло входить от 3 до 5 человек, и она занималась вопросами создания недостающих групп, добывания средств, ведением отчета об общем положении дел и т.п. ”Администрация” была распорядительным и исполнительным органом “Земли и воли”. 1.3. Состав “Земли и Воли”. Среди историков до сих пор продолжаются споры по поводу даты основания организации. Возможно, что в 1875 году существовал кружок, ставший основой “Земли и воли”. По авторитетному свидетельству Веры Фигнер, название организации закрепилось в 1878 году, когда появился подпольный печатный орган. Кравчинский писал: “Земля и воля” - вот тот девиз, который написали на своём знамени … наши предшественники, социалисты-народники 60-х годов”.[12] В кружок в основном входили разночинная интеллигенция и студенты, зрелая молодёжь. С землевольцами сотрудничали грузины, армяне. Значительную часть (около 21%) составляли женщины. “Нигде в мире женщина не работала в освободительном движении так тесно рука об руку с мужчиной, как в народническом движении России”[13]. Количество участников постоянно менялось, но действительных членов можно выделить около 90 человек. Основные и активные члены (порядка 30 человек) составляли так называемый “центральный кружок” организации . Лев Александрович вступает в организацию в начале 1878 года, а в мае этого же года становится членом “центрального кружка”. Вот что он пишет об участниках “Земли и воли”: “... в этом кружке, скоро принявшем название “Земли и воли” были подобраны люди в революционном смысле очень полезные: Александр Михайлов Преображенский (кажется, Алексей) Тищенко Никандр Мощенко Михаил Родионович Попов Осип Аптекман Моисей Зунделевич Александр Васильевич Квятковский Андриан Михайлов Георгий Плеханов Харизоменов Оболешев (Сабуров) Лизогуб Василий Игнатов Бух (младший)”.[14] Создание и укрепление боевой централизованной организации позволило землевольцам развернуть большую революционную деятельность. Лев Александрович Тихомиров вступил в организацию “Земля и воля” в 1878 году. Члены организации по-разному отнеслись к вступлению Льва Александровича, это можно видеть из описаний, которые они ему дали. Вот как описывает Льва Тихомирова революционер С.Н.Бурин: “Коренастый человек лет 33, ниже среднего роста, с широким, украшенным рыжевато-каштановой растительностью лицом и непрерывно движущимися из стороны в сторону глазами. Такие лица встречаются сотнями среди смешанного населения Новороссийского края и Северного Кавказа. Но глаза его, несмотря на их неприятную беготню, несомненно блистали умом. Одет он был очень неряшливо. Платье его, которое, по-видимому, никогда не чистилось, было испещрено жирными пятнами, следами пищи ... Вопросы, которые задавал мне Лев Тихомиров, изобличали в нем очень умного человека, который отлично знал, где лежат узловые пункты революционного движения, и не говорил пустых слов.”[15] В.И.Сухомлин сказал о Льве Тихомирове следующие слова: “Сам Тихомиров как человек мне чрезвычайно понравился - подкупала простота его обхождения, отсутствие всякого “генеральства”. По внешности это был типичный русский интеллигент из семинаристов или разночинцев ”.[16] Менее лестный портрет Тихомирова дает революционерка Ольга Любатович: “... худой, с бритым, ради конспирации, по-департаментски, подбородком и английскими баками человек, с маленькими выцветшими серыми глазами и полинялыми жидкими волосами, казался стариком, хотя ему вряд ли было за 30”.[17] Гораздо позже, уже будучи убежденным монархистом и консерватором, Лев Александрович, вспоминая свою молодость и участие в революционном движении трезво оценивал деятельность “Земли и воли”. Но несмотря на радикальную перемену мировоззрения, он высоко оценивал достоинства “Земли и воли” как организации: “ Она [ организация ] вобрала в себя все сколько-нибудь крупное в революционной среде. Число членов было значительно, и, кроме членов, немало людей примыкало к нему по системе подгрупп, на каждом частном деле. ... Кружок имел разнообразные и хорошие связи по всей России. ... Кружок имел имя и доверие, вследствие чего получал деньги от сочувствующих ... “Земля и воля” не имела конкурентов, потому что южная организация Осинского была уничтожена, а затем все мелкие кружки неоспоримо признали если не главенство, то превосходство “Земли и воли” ”[18] . Вместе с достоинствами организации Лев Тихомиров отмечает также ее недостатки, послужившие причиной, по его мнению, к кризису и распаду “Земли и воли”: “Как ни экзаменовали в “Земле и воле” вновь поступающих, однако, исполняли это больше для формальности, и на самом деле внутри кружка царствовал глубокий раздор ... это был тот же раздор, что по всей революционной России”[19]. Лев Александрович считал, что причиной развала организации стал принцип, лежавший в основе всего революционного движения 60-70-х годов ХIХ века: “... излюбленный принцип того времени: “цель оправдывает средства”, вообще говоря, чрезвычайно подрывал силу тогдашней организации. В уставе “Земли и воли” безусловное подчинение кружку было развито в высшей степени, но никогда у нас, в кружке чайковцев ... не было такого, в сущности, возмутительного обмана и злоупотребления, как в “Земле и воле”. ... Мы считали себя некоторой аристократией революции: ведь нас и принимали вне общих правил, без голосования. Сверх того, мы и не ломали кружка, не навязывали ему ничего, а только сами делали свое дело”. [20] В конце жизни Лев Александрович, переосмысливая свой жизненный путь, сравнивает свою идеологию с взглядами Дмитрия Александровича Клеменца, землевольца, одного из организаторов “хождения в народ”: “Он, как и я, хотел революции, в том числе и ниспровержения правительства, не потому что был конституционалистом ... не думаю, чтобы Клеменц был особенно определенным социалистом. Я же, могу сказать, и совсем им не был. Лозунг времени был социализм, но я, в сущности, хотел только материальной обеспеченности народа. Теории социалистов я уже знал в это время, но не был ни за одну, хотя все-таки считал себя социалистом. Мой социализм, в сущности, сводился к государственной регуляции частной собственности”. [21] Нетрудно заметить, что ситуация в стране в 60-70-е годы становилась все более напряженной, и причиной этому послужили различные факторы: разочарование крестьян в реформе 1861 года, что привело к волне крестьянских волнений по всей стране, распространение идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова, организация “хождения в народ”, и наконец, как следствие всего этого образование мощной подпольной организации “Земля и воля”. Из биографии Льва Александровича Тихомирова, видно, что еще в самом начале своей студенческой молодости он стал активным участником революционного движения, и выйдя из тюрьмы, он был уже всеобще признанным и авторитетным революционером, членом доминирующей в то время антиправительственной организации. Глава 2. Лев Тихомиров - член Исполкома “Народной воли” 2.1. Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ в. За 15 лет аграрная реформа 1861 года стала терять свой положительный заряд. В 1870-х годах противоречия российской действительности стали обостряться, и в первую очередь в сельском хозяйстве: борьба нарождающихся капиталистических отношений и старой полуфеодальной системы, которая была еще очень сильна в России. Усилились противоречия между буржуазией и пролетариатом, помещиками и крестьянами. Высокие выкупные платежи, отнятые “отрезки” земли, многочисленные денежные повинности - все это приводило к стремительному обнищанию крестьян. Отсутствие технических достижений в этой области приводило к чрезвычайно низкой производительности труда, и как следствие, к неурожайности. Формировался сельский пролетариат - все больше и больше крестьян, разорившись, уходили искать заработок в город. Все вместе привело Российскую Империю к глубокому аграрному кризису. Ход и поражение в русско-турецкой войне привело к обнищанию страны. Миллионы рублей тратились на закупку оружия и боеприпасов; в деревнях царила нищета из-за высоких поборов в пользу армии и огромного числа призывников из крестьян - после позорного мира Россия осталась с разоренной казной. В условиях такого экономического кризиса начался новый рост крестьянского движения: 1877 - 161 1878 - 25 (12 - 14) 1860 - 186 1879 - 50 (20 - 29) 1861 - 1859 1880 - 47 (20 - 34) 1862 - 864 1881 - 72 (21 - 12) 1863 - 509 1882 - 28 (14) [22] Появление акционерных обществ, образование банков, влияние иностранного капитала, концентрация рабочей силы в столицах приводило к развитию капитализма в промышленности и экономики. Естественно, в этих условиях была необходима рабочая сила. Но жесточайшая эксплуатация труда рабочих, отсутствие рабочего законодательства приводили к стачкам и волнениям среди рабочих: 1877 - 16 1880 - 26 1878 - 44 1881 - 25 1879 - 54 1882 - 22 [23] Положение в экономической и политической жизни в Российской Империи все более накалялось. Естественно, что выше перечисленное не могло не отразиться на настроениях в обществе и привело к новой волне стремительного роста общественного движения, в первую очередь в революционно-народнической среде. Большое значение общественной активности сыграли два судебных процесса: “процесса 193-х” и дела Веры Засулич. “Процесс 193-х” обнаружил яркие факты жестокости властей и несостоятельности всего политического порядка в России. Выстрел Веры Засулич открыл землевольцам новый взгляд на террор как на средство политической борьбы. Лев Тихомиров пишет об этом событии: “ Но вот к нам в Москву пришла весть об оправдании Веры Засулич, о демонстрациях, о ее “освобождении” из рук полиции. В Петербурге запахло нам чуть не революцией”[24]. В это же время, подпольная революционная организация “Земля и воля” переживала кризис: еще более обострились противоречия по вопросам программы, методов борьбы, агитации и т.п. Бесконечные аресты, приговоры, репрессии - все это вызывало у революционеров желание ответных действий. Террористические акты, направленные против представителей власти, с начала 1878 года приобретают систематический характер. В это время положение в землевольческих поселениях в народе еще более ухудшилось. Многие стали рассматривать террор уже не как средство самозащиты, а как метод политической борьбы. Первыми сторонниками террористических позиций стали Н. А. Морозов и А. И. Желябов. Категорически против террористической деятельности выступал Г. В. Плеханов. Когда неудача поселений в деревне стала очевидной, члены “Земли и воли” все больше склонны были считать политический террор “осуществлением революции в настоящем”[25], одним из главных средств борьбы с произволом, чинимым самодержавием. Мне кажется необходимым перечислить террористические акты, совершенные землевольцами в 1878-1879 годах, для того чтобы дать представление о том, насколько распространились идеи террора среди участников организации: 24 января 1878 года Вера Засулич совершает покушение на петербургского градоначальника Трепова, открывая таким образом новую, уже террористическую страницу, в истории революционного движения в России. 1 февраля 1878 года в Киеве был убит полицейский агент шпион Никонов. 23 февраля там же стреляли в товарища прокурора окружного суда М. М. Котляревского. 25 мая в Киеве революционерами был убит начальник одесского жандармского управления Г. Э. Гейкинг. 13 марта 1879 года, около Летнего сада едва не был застрелен шеф жандармов А. Р. Дрентельн. 2 апреля 1879 года землеволец Александр Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II и в конце мая был повешен в Петербурге. Надо сказать, что план цареубийста Соловьева вызвал резкую критику со стороны землевольцев. Лев Тихомиров, Н. А. Морозов, А. А. Квятковский объявили себя противниками этого плана, даже будучи сторонниками политического террора, а “деревенщик” М. Р. Попов даже грозился убить Соловьева. После покушения 2 апреля 1879 года напуганное террористом правительство стало вводить экстренные меры: все западные губернии Российской Империи были объявлены на военном положении, что предоставило губернаторам неограниченные полномочия. Начали действовать военные суды, велась реакционная политика. По свидетельству Осипа Аптекмана, за одну неделю в Санкт-Петербурге были произведены сотни арестов и высылок, а конспиративная квартира “Земли и воли” была захвачена полицией. После серии таких невиданных до сих пор по своей дерзости преступлений стало очевидно, что в революционном движении, и в первую очередь в “Земле и воле” на первое место как способ борьбы за переустройство общества выходит политический террор. Обострение борьбы внутри “Земли и воли” не могло не привести к созданию тайной фракционной группы, названной Львом Тихомировым “Террористической подгруппой”. Девизом этой суборганизации стал клич: “Свобода или смерть”. Таким образом был сделан новый шаг в оформлении “политиков” (сторонников политического террора). Членами группы были: В. Зеге, фон Ляуренберг, А. Б. Арончик, Н. Морозов, Е. Д. Сергеева (жена Льва Александровича). Группа стремилась расширить террористическую деятельность, имела свою кассу, и даже организовала динамитную мастерскую во главе с Н. И. Кибальчичем. Окончательное разделение землевольцев на “деревенщиков” (сторонников тактики “хождения в народ”) и “политиков” произошло во время Липецкого (17- 20 июня 1889 года) и Воронежского (21-24 июня 1889 года) съезда землевольцев. На воронежском, последнем съезде “Земли и воли” принимало участие 10 “деревенщиков” - Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, О. В. Аптекман, Н. А. Короткевич, О. Е. Николаев, М. Р. Попов, В. Н. Фигнер, Е. Д. Сергеева, Г. М. Тищенко, С. А. Харизоменов, и 9 “политиков” - Н. А. Морозов, А. И. Желябов, Лев Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. И. Баранников, А. А. Квятковский, Н. Н. Колодкевич, М. Ф. Фроленко, А. Д. Михайлов. После долгих и горячих споров по коренным вопросам программы, тактики действий, расходования бюджета единогласно было принято постановление об основных принципах революционной борьбы: “Так как русская народно-революционная партия с самого возникновения и во все время своего развития встречала ожесточенного врага в русском правительстве, так как в последнее время репрессалии правительства дошли до своего апогея, съезд находит необходим[ым] дать особое развитие дезорганизационной группе в смысле борьбы с правительством, продолжая в то же время и работу в народе в смысле поселений и народной дезорганизации”[26]. То есть фактически, признавались террористические методы борьбы при продолжении ведения агитации среди народа. Финансовые средства “Земли и воли” были разделены следующим образом: на террористическую деятельность |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|