бесплатно рефераты
 

Революционная деятельность Льва Тихомирова

Революционная деятельность Льва Тихомирова

Оглавление

|Введение………………………………………………………………………………………... |3 |

|Глава 1. Биография и начало революционной деятельности Льва | |

|Александровича Тихомирова…………………………………………………………………………………….. |5 |

|1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова………………………………………. |5 |

|1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и |9 |

|воли”……… | |

|1.3. Состав “Земли и Воли”………………………………………………………………… |12 |

|Глава 2. Лев Тихомиров - член Исполкома “Народной воли”……………………………… |17 |

|2.1. Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ |17 |

|веке…………… | |

|2.2. Организационные основы и политическая программа “Народной |21 |

|воли”………….. | |

|2.3. Революционная деятельность “”Народной воли”……………………………………. |24 |

|Заключение…………………………………..………………………..………………………... |28 |

|Список использованной литературы и источников………………………..………………... |29 |

Введение

Льва Александровича Тихомирова часто сравнивают с Федором Михайловичем

Достоевским. Отказ М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева от

своих убеждений можно объяснить возрастным “плавным поправлением”.

Тихомиров и Достоевский - резко порвали с революционным прошлым. Жизнь Льва

Тихомирова четко делится на две части: вот он, прекрасный революционер,

член Исполкома “Народной воли”, один из основных лидеров и, что главное,

теоретиков народовольцев, а вот - консерватор, яростный защитник

самодержавия и православия, ведущий публицист проправительственных

журналов.

Если можно согласиться с обвинениями в предательстве, то с отсутствием

убеждений и беспринципностью согласиться трудно.

Лев Александрович согласовал с голосом сердца, а не с общественно-

политическим учением и конъюнктурой.

Ни бывшие соратники, ни новые союзники не простили ему “двуличия”,

революционеры от него отвернулись, как от предателя, а лидер крайне правого

черносотенного движения В. Н. Пуришкевич при встрече не подал руки бывшему

подпольщику.

В советский период , как впрочем и сегодня, личность Льва Тихомирова

привлекала многих историков, публицистов и философов. К числу работ,

посвященных судьбе и взглядам Льва Тихомирова, можно отнести исследования

Назарова В. К., Костылева В. Н., Бурина С. Н., Полевина Ю. А. и др.

(Назаров В. К. Загадочный Лев Тихомиров. // Вопросы философии. - 1992 - №

5; Бурин С. Н. Действие Тихомирова. Судьбы безвестные: С. Нечаев,

Л.Тихомиров, В. Засулич - М. 1992 г.; Полевин Ю. А. Новые материалы о

народовольцах А. Ю. Михайлове, А. П. Прибылевой-Корбе и Л. А. Тихомирове.

М., 1979 г.; Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова. // Вопросы истории. -

1992- № 6-7). Об участии Льва Тихомирова в революционном движении и его

“ренегатстве” пишет в своих воспоминаниях Фроленко М. Ф., Фигнер В. Н.,

Плеханов Г. В. (Фроленко М. Письма вредакцию. - Каторга и ссылка - 1932 г.;

Фигнер В. Н. Лев Тихомиров., М. 1932; Плеханов Г. В. Новый защитник

самодержавия или Горе Тихомиров).

При написании работы были использованы такие источники, как

воспоминания Льва Тихомирова, воспоминания участников революционного

народнического движения, а также журналы “Каторга и ссылка” за 1924-1928

года. В работе были рассмотрены разные точки зрения на произошедшие

события: оценка народнического движения, данная во времена Советской

власти, современные исследования и отношения к событиям непосредственно

самих участников, таких как Лев Тихомиров, Вера Фигнер, Андрей Желябов и

др.

Разрыв Льва Тихомирова с революционными идеалами уже само по себе

ставшее заметным явлением общественно-политической борьбы конца 80-х начала

90-х годов XIX века, явилось, однако, лишь первой ступенью его новой

карьеры. “Вторым Катковым” называли Тихомирова-монархиста его бывшие

товарищи по революционному движению и имели для этого ряд оснований. Ряд

его работ, в том числе и четырехтомный труд “Монархическая

государственность”, многочисленные брошюры, статьи, в которых он не только

доказывал утопичность революционных и либеральных программ, но и

обосновывал необходимость для России самодержавия, совершающего

“прогрессивную революцию”, позволяет говорить о Тихомирове как о едва ли не

самом крупном (после М. Н. Каткова) публицисте и идеологе самодержавной

власти.

Не смотря на то, что имя Льва Тихомирова, довольно часто упоминается

в работах историков, публицистика его как монархиста, его связи и

окружение, идеи, которые он разделял и проповедовал, изучены лишь в самых

общих чертах.

Таким образом, целью данной работы является исследование не только

жизненного пути и общественно-политической деятельности Льва Александровича

Тихомирова, но и показать на его примере, как диаметрально изменилось

мировоззрение человека и произошло отступничество от революционно-

демократических убеждений в пользу идеологии неограниченной монархии.

Из методов исследования при написании работы нужно выделить

диалектический, индуктивный, а также синтетический метод.

Данная работа может быть использована как пособие на уроках истории,

посвященных революционному народническому движению 60-х-70-х годов в

России, а также на уроках философии, посвященных проблеме пути развития

государства.

Глава 1.

Биография и начало революционной деятельности

Льва Александровича Тихомирова

1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова.

19 (по старому стилю 31) января 1852 года в городе Геленджике в семье

военного врача Александра Александровича Тихомирова и Христины Николаевны

(урожденной Каратаевой) родился третий сын. Он был назван Лев в честь

умершего брата.

Предки Льва Александровича были родом из Тульской губернии и почти

все принадлежали к духовному званию. Его отец, Александр Александрович,

закончил духовную семинарию, первым учеником. Однако он решает не поступать

в Духовную академию и едет в Москву, где поступает в Московскую медико-

хирургическую академию. (Преобразованную в последствии в медицинский

факультет Московского университета). Закончив ее в 1840 году, отец Льва

Александровича служит в Московском, Феодосийском, Новороссийском военных

госпиталях. В 1842 году он был переведен в Геленджик, где он женился на

вдове своего академического товарища Семена Ивановича Соколова.

О своем детстве и юности Лев Александрович позднее вспоминал в своих

мемуарах: “Я с детства был мальчик болезненный, физически мало развитой,

неловкий, хотя выносливый. В отношении духовном я был чрезвычайно

способным, чрезмерно развитым, в девять лет зачитывался романами. Фантазия

была развита до болезненности ... обижался легко; был очень самолюбив и

тщеславен ... В юности, как и в молодости, я много мучился ложным сознанием

своей якобы бесхарактерности и беспамятности. Это последнее качество на

самом деле вовсе не было мне свойственно ... Недостатком воли я также, в

сущности, не страдал. Когда я ясно знал, чего хотеть, я шел к этому

желаемому очень упорно, иногда, даже резко”.[1]

По воспоминаниям Льва Александровича Тихомирова можно судить, что он

еще в детстве интересовался глубокими политическими проблемами, и уже в

детстве была подорвана вера в идеальность существующего политического строя

и, вероятно еще подростком Лев Тихомиров задавался если не революционными

идеями, то, по крайней мере, убеждениями:

“В детстве я был очень набожен, ребенком я с полной верой молился ... я

также очень любил Россию, почему не знаю, но я гордился ее громадностью ...

я чувствовал идеал всемогущего, всевысочайшего царя, повелителя для всех и

всего. Таковы были основы. Но затем все, абсолютно все, что только

приходилось читать, узнавать, слыхать от других, согласно и ежедневно

подрывало эти основы тем успешнее, что я привык рассуждать чуть ли не с

пеленок ... я уже десяти лет рассуждал, кто прав: Циммерман или Моисей, бог

или Караяни ... эта готовность, решимость рассуждать, вне всякого

соответствия со способностью рассуждать, могли привести только к полному

хаосу в моей голове”.[2]

В 1864 году Лев Александрович Тихомиров поступил в Александровскую

гимназию, и, продолжая традиции своего отца, закончил ее с золотой медалью.

В августе 1870 года он стал студентом юридического факультета, но вскоре он

переводится на медицинский. Его сразу же захватывает движение студентов-

радикалов. Уже осенью 1871 года Лев Тихомиров вошел в кружок “чайковцев”.

Они издавали революционную литературу и были инициаторами “хождения в

народ”. В кружке Льва Тихомирова очень любили, называли ласково “Тигрыч”.

Тогда у Льва Александровича завязалась горячая дружба с Сергеем Силычом

Синегубом. Вот стихотворение Льва Тихомирова, посвященное “чайковцам”:

Я помню дом за Невскую заставой,

Там жили бедность, дружба и любовь,

Друзьям нужда казалася забавой, -

И вместо дров их часто грела кровь.[3]

Летом 1873 года Лев Тихомиров переезжает в Санкт-Петербург для

обучения методам ведения пропагандистской работы. Но в ночь на 12 октября

того же года он был арестован на квартире С.Синегуба.

Четыре года Тихомиров проводит в Петропавловской крепости и Доме

предварительного заключения, пока в октябре 1877 года не предстал вместе с

другими “чайковцами” на “процессе 193-х”, где был оправдан.

После пережитых злоключений авторитет Тихомирова в революционной

среде резко вырос. У него начинается роман с Софьей Перовской, чуть не

закончившийся браком. “В тюрьме я считался ее женихом. Это был один из

множества тюремных романов ... я же считал себя очень сильно

привязанным”[4], – пишет Лев Александрович об этом периоде.

После освобождения Лев Тихомиров пытался вернуться в Университет, но

был уволен формально “за невзнос платы”, хотя было очевидно, что причиной

этому послужила его причастие к революционной деятельности.

В Петербурге он знакомится с уроженкой Орла, учащейся на женских

курсах, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, с которой он обвенчался летом

1880 года, использовав фальшивый паспорт на имя Алещенко. У них родились

сыновья Николай и Александр (впоследствии епископ Тихон, расстрелянный в

годы советской власти), дочери Надежда и Вера.

Лев Тихомиров входит в народную организацию “Земля и Воля”, а летом

становится членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и

редакции организации “Народной воли”. Подготовкой террористических актов он

не занимался, сосредоточившись на пропагандистской и публицистской

деятельности, сотрудничая не только в подпольных изданиях, но и в легальной

периодике. (“Отечественные записки”, “Русское богатство”, “Слово”). Лев

Александрович становится крупнейшим идеологом и теоретиком “Народной воли”.

Однако уже в 1880 году Тихомиров хочет выйти из Исполнительного

комитета, но товарищи его не пускают, и, в качестве своеобразной

“компенсации” он получает временный отпуск для поправления здоровья. После

убийства Александра II он составляет обращение народовольцев к новому

императору с угрозой повторения судьбы отца, если власть не будет передана

народу.

Но в 1882 году царская полиция разгромила некогда мощную организацию.

Летом этого же года супруги Тихомировы порознь покидают Россию. Встречаются

они уже в Женеве, где Лев Александрович налаживает отношения с

революционной эмиграцией, предлагая Г.В.Плеханову объединить “Черный

передел” с остатками “Народной воли”. Он даже выпускает в 1883-1886 годах

вместе с П. Л. Лавровым “Вестник “Народной воли” в Париже.

Спокойная, хотя и полунищенская жизнь в эмиграции располагала к

переосмыслению жизненного пути. Постепенно Лев Тихомиров отдаляется от

революционной деятельности. 12 мая 1888 года он закончил свою книгу “Почему

я перестал быть революционером”. В августе книга вышла небольшим тиражом в

Париже, а спустя 7 лет - в Москве. Лев Александрович направляет экземпляр

товарищу министра внутренних дел В. К. Плеве вместе с прошением о

возвращении на Родину. 12 октября 1888 года Лев Тихомиров обращается с

письмом к Александру III, которому семь лет назад угрожал смертью. 10

октября он получил ответ в Российском посольстве: амнистия и пять лет

гласного надзора.

16 января 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним

возвращаются в Россию жена с сыном Сашей.

По возвращению в Россию Лев Александрович посещает Санкт-Петербург и

Новороссийск, но потом обосновывается в Москве, где устраивается на

постоянную работу в редакцию “Московских ведомостей”.

12 июля 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят

полицейский надзор. Вместе с К.Н.Леонтьевым, он мечтает об объединении в

тайную общественную организацию для противодействия освободительному

движению.

Лев Тихомиров пишет ряд работ, в которых излагает новый взгляд на

актуальные проблемы, но главным трудом его жизни по праву является

капитальная “Монархическая государственность”, в которой он выступает за

сочетание самодержавия и народного представительства. В своем труде Лев

Александрович указывает на то, что необходимо бороться не только с

революционно-демократическим движением в стране, но и с либеральной

оппозицией, противостоящей самодержавию,

за неограниченную монархию, т. к. либерализм, по его мнению, -

“главный виновник революционизирования русского общества”[5]. Очень важным

моментом в государственной политике Лев Тихомиров считает “воспитание

умов”, на уровне от земских школ до Университетов. Самодержавие он называет

“лучшее наследие всей истории человечества”[6].

Поддерживая крайне правые политические силы, Тихомиров во время

Первой русской революции 1905-1907 годов, однако, не вступает ни в одну из

черносотенных организаций, предпочитая, находится вне “партийных дрязг”. В

1907-1913 годах Лев Александрович Тихомиров находится на посту главного

редактора “Московских ведомостей”.

Еще до революции 1917 года вместе с тяжело заболевшей женой он

уезжает в Сергиев Посад, где работает над сборником воспоминаний “Тени

прошлого”. В 1919 году Лев Тихомиров отказывается от политической

деятельности. Новая революционная власть не отомстила своему врагу “за

предательство”. В отличие от большинства оставшихся в России после

революции лидеров черносотенного движения, расстрелянных как заложники в

годы красного террора, Тихомиров умер своей смертью 16 октября 1923 года в

Сергиевом Посаде, называвшимся тогда Загорском.

1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и

воли”.

Отмена крепостного права в феврале 1861 года стала первой в ряду

прогрессивных реформ Александра II и явилась переломным периодом в

социально-экономической и политической жизни Российской империи; тем не

менее в 1875-1882 годах в 28 “великорусских” губерниях произошло 275

крестьянских волнений. В этих условиях на арену борьбы за интересы крестьян

выступила революционно-народническая интеллигенция 70-х годов.

Важнейшую роль в образовании организации сыграли два течения,

сформировавшиеся в 70-х годах: лавристское и бакунистское.

Идеи П.Л.Лаврова излагались на страницах журнала “Вперед”,

издававшегося сначала в Женеве, а потом в Лондоне. (Лавров был редактором

данного журнала). В основе его идеологии лежит идея развития личности. По

мнению Лаврова, было необходимо “слить” интересы личности с интересами

общественными. Его течение больше известно как “пропагандистское” течение –

идея долговременной пропаганды революции среди крестьян.

Бакунин был родоначальником русского анархизма и отвергал всякую

государственную власть. Свои мысли он изложил в работе “Государственность и

анархия”. По мнению Бакунина, бунт гораздо эффективнее подготавливает народ

к социальному перевороту, чем пропаганда.

Эти два течения дали мощный толчок к развитию революционного движения

в России, в частности к образованию “Земли и воли”.

“Возникновение революционной народнической организации “Земля и воля”

неразрывно связано с хождением в народ. … Это движение привело к созданию

организации, которая стремилась связать свою судьбу с судьбой народа”[7].

“Хождение в народ” возникло и развивалось стихийно и приняло впоследствии

огромный размах. Оно подразумевало под собой не только пропаганду, но и

участие революционеров в жизни народа. Но, в конце концов, большинство

народников разочаровалось в “хождении в народ”, - они были поражены

разницей между принесенными жертвами и ничтожным результатом. Порой

пропагандисты сталкивались с полным непониманием среди крестьян.

Большинство участников “хождения в народ” разочаровалось в крестьянстве как

в движущей революционной силе.

В 1873-1874 годах возникли массовые революционные кружки среди

студентов Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы и других городов. Лев

Тихомиров в своих воспоминаниях написал об этом периоде следующее: “ ...

вся Россия, т.е. Россия образованная, была тогда настроена как-то

революционно. Правительство было в полном презрении”[8].

Среди активных участников этих кружков были будущие землевольцы,

такие как Н. А. Морозов, Д. А. Клеменц, И. Тищенко, М. А. Натансон, С. М.

Кравчиский. Как уже было сказано, Лев Александрович в этот период занимался

революционной деятельностью в кружке “чайковцев”.

К 1874 году у пропагандистов возникла мысль об объединении в общую

организацию, и в начале зимы 1874-1875 годов они образовали “Всероссийскую

социально-революционную организацию”, так называемый кружок “москвичей”.

В неё входили русские студентки, учившиеся в Цюрихе, члены

революционного кружка студентов-грузин, русские студенты и рабочие.

“Москвичи” считали своей главной задачей пропаганду среди рабочих, как

среди “посредников” между крестьянством и интеллигенцией. Широкую

деятельность организация развернуть не смогла, т.к. в 1875 была

разгромлена. Организация “москвичей” дала толчок к образованию “Земли и

воли”.

На опыте “хождения в народ” у народников возникла мысль о создании

конспиративной, централизованной организации с определившейся программой и

организационной структурой, какой и стала впоследствии “Земля и воля”.

Идеологической основой народничества являлась теория русского

крестьянского социализма, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н.

Г. Чернышевский. Основную идею народников. Основная идея народников

состояла в том, чтобы поднять крестьянство на социальную революцию против

основ современного общества.

Наиболее ярко эти идеи отразились в идеологии “Земли и воли”. В

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.