бесплатно рефераты
 

Реформация

выступлений. На кальвинистские проповеди, проходившие обычно в окрестностях

городов по ночам, стекались тысячные толпы бедного люда, привлеченного не

только религиозным рвением, но и щедро раздававшейся там консисториями

милостыней. Все большее число людей приходило на проповеди с оружием, и эти

проповеди выливались затем в подлинные вооруженные смотры. Среди

руководителей и идеологов народных масс встречались и такие, которые

требовали введения всеобщего христианского равенства и свободы. Дело шло к

восстанию.

В оппозицию к правительству встала и значительная часть нидерландского

дворянства. Ядро оппозиции сначала группировалось вокруг вельмож, членов

Государственного совета — принца Оранского, графов Эгмонта и Горна. Дворяне

были недовольны нарушением их привилегий королем и надеялись поправить свои

финансы за счет секуляризации монастырских земель, реформировав церковь в

угодном им духе. В связи с этим в их среде стали распространяться

лютеранство и кальвинизм. Видя подъем народного движения, дворяне, с одной

стороны, были не прочь использовать его в своих интересах, но с другой —

опасались его. Поэтому они решили взять на себя роль «посредников» между

волновавшимся народом и правительством и таким образом достичь своих целей.

Иконоборческое восстание 1566 г. Первым актом начавшейся Нидерландской

буржуазной революции и освободительной войны было иконоборческое восстание.

В августе 1566 г. вооруженные народные отряды стихийно, а местами

подстрекаемые консисториями начали погромы церквей, истребление икон,

статуй святых и прочих предметов католического культа в окрестностях Хонде

-хота, Армантьера, Касселя. Церковные драгоценности порой уничтожали, но

чаще собирали и использовали на нужды восстания и благотворительности.

В Антверпене инициаторами восстания выступили ремесленники и городская

беднота. В Турне в погромах церквей помимо горожан участвовали сотни

крестьян. Руководящую роль там играли консистории. За счет конфискованных

церковных ценностей были навербованы отряды из бедняков, которые охраняли

город. Повстанцы сожгли финансовые и поземельные документы монастырей и

церквей. То же самое происходило в Валансьене.

В Мидделбюрхе (Зеландия) иконоборцы при поддержке богатых лиц и некоторых

членов магистрата принудили власти освободить арестованных еретиков. В

Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и

политический характер. Наместница оценивала их не только как

«ниспровержение религии», но и как «уничтожение судопроизводства и всего

политического порядка».

Всей своей силой восстание обрушилось против оплота испанского владычества

— католической церкви. Погрому подверглись по всем Нидерландам несколько

тысяч церквей. Восстание постепенно распространялось на север. Руководили

им обычно кальвинистские консистории, а местами — отдельные дворяне-

кальвинисты, члены союза. Базой восстания были Фландрия, Брабант, Турне,

Голландия, Зеландия, Утрехт. В окраинных аграрных областях иконоборчество

затронуло лишь отдельные районы и города. 23 августа 1566 г. наместница

вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, «плакатов»,

допущении кальвинистских проповедей там, где они уже проводились ранее, об

амнистии членам союза дворян. Окончательно решить все эти вопросы должен

был Филипп II.

Успех восстания мог быть закреплен лишь в случае развития движения и

сплоченности всех сил, которые выступили с оружием в руках. Однако ни

консистории, ни тем более Союз дворян не оказались способными взять власть

в свои руки. Они хотели «попугать» правительство и добиться с ним

соглашения, но испугались сами, увидев размах движения и услышав возгласы

восставших: «Поповской крови и имущества богачей!» Поэтому маневр

наместницы, рассчитанный на раскол движения, удался. Союз дворян принял ее

условия, самораспустился, а некоторые его члены, как и лидеры

аристократической оппозиции — граф Эгмонт и принц Оранский, начали

преследовать иконоборцев. Консистории вели переговоры с правительством,

добиваясь новых уступок, и уже отрекались от своего участия в восстании.

Примиренческая, нерешительная тактика консисторий лишила движение

руководства. Правительство воспользовалось этим, чтобы разоружить народные

отряды, собрало военные силы и перешло в наступление. К весне 1567 г.

иконоборческое восстание было подавлено, а вместе с ним поражением

завершился и первый этап Нидерландской революции. В Мадриде спешно готовили

карательный поход в Нидерланды под руководством герцога Альбы.

Реформация в Италии

Предреформационное движение началось в Италии в последние десятилетия XV в.

оно было связано с именем Джироламо Савонаролы. Идеи морального очищения

общества, религиозного обновления и реформы церкви в первые десятилетия XVI

в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них

находили отражение и классовые чаяния простого народа, и недовольство

церковной политикой (особенно деятельностью папства, постоянно

вмешивавшегося в своих корыстных целях в дела итальянских государств),

нараставшее в аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и

даже у части клира. В народе (в частности, среди крестьян) были сильны

традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев. Притягательными для

простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие

широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно

крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они

носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал

одним из главных центров Реформации. В 30-е годы здесь развернулась

деятельность кружка Хуана де Вальдеса, осмысливавшего с гуманистических

позиций основы христианской веры и, подобно другим реформаторам,

развивавшего тезис о необходимости отмены церковной иерархии.

Популяризацией идей Вальдеса в народе занялся известный проповедник

Бернардино Окино, разделявший также многие антицерковные позиции

Меланхтона.

Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и

Ферраре, ряде других городов. С одной стороны, к протестантским доктринам —

лютеранству, кальвинизму, цвинглианству, учению Меланхтона, — а также к

сложившейся на итальянской почве «философской ереси» проявляли интерес

образованные круги итальянского общества, включая представителей

гуманистической интеллигенции. Отсюда одна из особенностей Реформации в

Италии, проявлявшаяся в тесном переплетении религиозных и философских идей

и заметном влиянии гуманизма на реформационные теории. С другой стороны,

идеи Реформации находили многочисленных приверженцев в среде мелких

ремесленников и торговцев, городской бедноты. Здесь были и свои

проповедники, создавались секты, а религиозные идеи получали социальную

интерпретацию. Не всегда эти два течения сливались в единое русло

реформационного движения. Теоретическое осмысление реформационных учений,

характерное для кружков, включавших представителей аристократии, клира,

купеческой верхушки, интеллигенции, не имело четкой практической ориентации

и было очень пестрым в идейном отношении. Раздробленность сил Реформации,

не вылившейся в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу

церкви, перешедшей в активное наступление после Тридентского собора.

Реформация в Англии. Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах

явилась реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом

к ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля

Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла

V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь

Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви

короля. В основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан

создать национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма, а также

завладеть церковными землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и

1539 гг. в Англии были закрыты все монастыри, а их имущество и земли

конфискованы королем; в 1545 г. были закрыты все часовни, имуществом

которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге

увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии, а также значительно

пополнили королевскую казну. Новые собственники церковных земель, чтобы

увеличить свои доходы, сгоняли с земли крестьян — прежних ее держателей,

огораживали ее и повышали земельную ренту.

Реформация проводилась путем жесточайшего террора. От англичан требовали

полного подчинения новой организации церкви. За отрицание ее основных

принципов полагалась смертная казнь. Опасаясь роста народной оппозиции по

отношению к новой церкви, Генрих VIII запретил самостоятельно читать и

толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам, потому что

они могли истолковать ее в духе радикальных сектантских учений.

Активнейшими деятелями Реформации были Томас Кромвель — канцлер

королевства, и Томас Кранмер, занявший после Реформации пост архиепископа

Кентерберийского.

При Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой

католичке, вышедшей замуж за наследника Карла V Габсбурга и будущего короля

Испании Филиппа II, в Англии восторжествовала католическая реакция.

Используя поддержку не довольных абсолютистской политикой дворян, главным

образом из экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила

католичество и стала преследовать деятелей Реформации, за что получила

прозвище «Кровавой». Однако Мария не решилась возвратить церкви

монастырские земли и имущества, отнятые короной при ее отце и перешедшие в

руки светских владельцев. Уже известие о готовящемся браке Марии и Филиппа

II в 1554 г. вызвало крупное восстание, начавшееся в Кенте и руководимое

выходцем из нового дворянства Томасом Уайатом. Собрав отряд численностью до

10 тыс. человек, главным образом из кентских крестьян, он двинулся на

Лондон с двумя целями: защитить Англию от угрозы ее порабощения испанцами и

освободить королеву от ее происпански настроенных советников. Но страх

дворян и богатых горожан перед народным восстанием привел это выступление к

поражению, хотя отряд Уайатта подошел к Лондону. Уайатт был казнен. Однако

недовольство в Англии союзом с Испанией все более росло. Мария помогала

своему мужу деньгами и оружием и начала войну с Францией. Но в 1558 г.

французские войска овладели городом Кале, последним владением Англии на

континенте.

После смерти Марии английская корона перешла к Елизавете I (1558—1603),

дочери Генриха VIII от второго брака, который не был признан папой. При

Елизавете абсолютизм еще более укрепился. Она восстановила реформированную

церковь, в этом ее поддержало большинство дворян и буржуазии. При ней была

составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так

называемые «39 статей»), которую принял парламент в 1571 г. Англиканизм —

умеренное течение в протестантизме. В его символе веры признавался догмат о

спасении людей от грехов посредством веры в искупительную жертву Христа и в

Священное писание как источник этой веры, но при этом не отвергались и

«добрые дела», которые должны совершать верующие в пользу церкви, как

проявление этой веры. Признавались два таинства - крещение и причащение.

Церковь стала национальной, богослужение велось на английском языке,

отвергались власть папы над ней, индульгенции, почитание икон и мощей,

уменьшалось число праздников. Вместе с тем в реформированной церкви

сохранялась иерархия духовенства, возглавляемая епископами, владевшими

своими землями. Духовенство подчинялось только королю как часть его

государственного аппарата и было обязано пропагандировать среди мирян идею

о полном и беспрекословном их подчинении королю и его должностным лицам и о

недопустимости мятежей. По-прежнему взималась десятина, которая стала

поступать в пользу короля и превратилась в важный источник его доходов.

Реформация во Франции.

В 20-е годы XVI века во Франции начали распрост раниться реформационные

идеи. В идейной подготовке Реформации важную роль сыграло гуманистическое

движение. Центром распространения гуманистических знаний с 1530 г.

сделалась Коллегия королевских лекторов в Париже. Под влиянием гуманизма во

Франции задолго до Реформации распространялись идеи реформы церкви. Магистр

свободных искусств Лефевр д'Этапль, сторонник очищения церкви, еще в 1512

г. (за пять лет до выступления Лютера) сформулировал два основополагающих

принципа будущей Реформации — оправдание верой и понимание Священного

писания как единственного источника религиозной истины.

Французское реформационное движение делится на три периода. Первый период

(20-е — начало 30-х годов XVI в.) был связан с умеренным распространением

лютеранства (преимущественно в городах). К 20-м годам XVI в. относится

первое выступление богословского факультета Парижского университета —

Сорбонны — против ереси. В 1521 г. были осуждены Лефевр д'Этапль и его

единомышленники. Реформационные идеи являлись формой социального протеста

для большинства ремесленников, эксплуатируемых цеховыми мастерами.

Французский король, не видя в этом движении большой опасности, пока занимал

позицию веротерпимости.

Второй период (1534—1559) характеризовался решительным выступлением

сторонников новой веры, ростом числа еретиков и постепенным расширением

социальной базы Реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши,

составленные приверженцами Реформации, были расклеены даже в королевском

дворце. Это выступление, оцененное Франциском I как неслыханная дерзость,

побудило короля отказаться от политики веротерпимости и принять серьезные

меры. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков и около 300 заключено в тюрьму. В

1536 г. вышло первое издание «Наставления в христианской вере» Кальвина , и

кальвинизм стал вытеснять лютеранство. Успехи нового реформационного учения

и его воинствующий характер заставили Генриха II в 1547 г. учредить

«Огненную палату» для суда над еретиками. Основную массу осужденных

составляли черное духовенство и ремесленники. Преследования лишь усилили

тягу сторонников кальвинизма к организационному объединению. В 1559 г. в

Париже собрался первый синод кальвинистских церквей Франции, на котором

были представлены двенадцать кальвинистских общин, в том числе Парижа,

Орлеана и Руана. С 1560 г. Реформация вступила в новую стадию, которая

характеризовалась значительным расширением движения за счет примкнувшего к

нему дворянства. Это внесло существенное изменение в характер Реформации.

Монарх вновь занял позицию веротерпимости и, более того, склонял папу к

умеренной, в духе гусизма, реформе церкви: он хотел предоставить мирянам

право причащаться под обоими видами, отменить обет безбрачия для

духовенства и ввести национальный язык в богослужении. Такая реформа не

ущемила бы материальные интересы монархии, однако могла умалить авторитет

папы, и римская церковь не дала согласие на преобразования. С 1560 г.

начались гражданские, или религиозные (гугенотские), войны, составившие

третий, самый длительный период Реформации.

Реформационное движение было неоднородно в социальном отношении. В нем

можно выделить два основных направления — буржуазное и дворянское.

Буржуазное направление в Реформации. В сравнении с дворянским буржуазное

направление в Реформации имело более ранние и более прочные корни. Уже в

первые десятилетия XVI в. реформационные идеи, близкие к лютеранству, стали

формой выражения социального протеста для части городского населения,

страдавшего от эксплуатации и непосильных налогов. Реформационные идеи

усваивались главным образом подмастерьями и наемными рабочими.

Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера в

основном держались королевской веры — католицизма.

В 40-е годы XVI в. в торгово-промышленных слоях города нашел питательную

среду кальвинизм. Кальвинистские идеи отвечали интересам складывающейся

буржуазии и использовались преуспевающими представителями торгово-

промышленной части города. При этом следует подчеркнуть политическую

сторону использования кальвинизма. Молодая буржуазия тяготилась абсолютной

властью монарха: цеховой политикой, налогообложением, подчинением

государственной системе управления вместо городской. В XVI в. она еще

защищала свои локальные интересы. В стремлении устранить препятствия для

своей деятельности буржуазия под знаменем кальвинизма выступала против

абсолютизма за сохранение муниципальных привилегий. Подобная позиция

толкала буржуазию на объединение с сепаратистски настроенной частью

феодальной аристократии и дворянства. В большинстве случаев этот союз был

не очень прочным, инициатива в нем находилась в руках дворянства, что в

значительной степени повлияло на исход Реформации.

Особенности социально-политического развития Франции обусловили

распространение кальвинизма преимущественно в южных и юго-западных городах

страны, хотя сторонники нового реформационного учения были и в городах

других областей Франции. В юго-западных городах провинций Они, Перигор,

Керси и в Лангедоке сосредоточивалось около 2/3 всех протестантов Франции.

К тому же города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье и Ним являлись

крупными торгово-промышленными центрами, социально-экономическое развитие

которых способствовало обострению борьбы между городской верхушкой и

торгово-предпринимательской частью городов. Внутригородская борьба

оправдывала вмешательство королевской власти и ликвидацию режима

коммунального управления. Так, в Ларошели правление торгово-промышленной

олигархии (купцов, арматоров, домовладельцов, землевладельцев), вызвавшее

внутригородскую борьбу уже в 1535 г., привело к вмешательству Франциска I и

к отмене коммунального управления, место которого заняла постоянная мэрия.

В северных, западных и центральных провинциях Франции одной из причин

распространения кальвинизма была налоговая политика абсолютной монархии.

Особое место в городском реформационном движении занимал плебс. Активность

городских низов наиболее отчетливо проявилась в иконоборческом движении, в

разгроме и грабеже церквей, монастырей в районах Ларошели, в Пуату, Бретани

и Западной Нормандии. Городские низы являлись непременными, иногда главными

участниками волнений в городах Юго-Западной Франции. Их выступления

осложняли борьбу, обнажая социально-экономическую подоплеку Реформации. Но

это самое разрушительное движение не выдвинуло ни собственных

руководителей, ни программ. Оно не было самостоятельным. Что касается

крестьянства, то оно в основном оставалось верным католицизму. Во

французской деревне реформационные идеи имели незначительное

распространение, и главным образом в Юго-Западной Франции.

Дворянское направление. Ядром антиабсолютистской оппозиции в целом стала

часть феодальной аристократии при дворе и в провинции. Опору ее составляли

представители рядового дворянства, еще сохранившие зависимость от

аристократии. Новая централизованная система вассальных связей, которую

утверждал абсолютизм, нарушала прежний характер вассалитета, ослабляя

власть знати в отношениях между королем и провинциальным дворянством,

настраивая аристократию на поиски средств укрепления своего изменившегося

положения. Средство для укрепления своих связей с провинциальным

дворянством титулованная знать увидела в кальвинизме. В 1560 г. на

ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора

на выбор религии для себя и своих подданных.

Особенностью этой антиабсолютистской оппозиции являлись разрозненные

выступления дворянства, разделенного на два соперничавших в борьбе за

власть лагеря. Кальвинистский лагерь локализовался преимущественно в юго-

западных и южных областях Франции. Аристократия и дворянство юга видели в

кальвинистской Реформации средство к улучшению своего экономического

положения за счет секуляризации церковных владений. Приверженцы этого

феодально-аристократического лагеря назывались гугенотами. Их вождями были

представители боковой линии царствующей династии — король Наварры Антуан

Бурбон (после 1562 г. — его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих

IV) и принц Конде. Гугенотскому дворянству противостояло дворянство

католического лагеря, базировавшегося в старинном домене короля — северо-

восточных и центральных провинциях. Входя в Королевский совет и пользуясь

преимуществом при назначении на церковные должности

и потому не будучи заинтересованным в секуляризации церковных •земель, это

дворянство считало себя защитником престола и католической веры. Но оно

тяготилось опекой монарха, ревниво относилось к успехам нового дворянства

при дворе и стремилось воспрепятствовать централизаторской политике короны.

Вождями этого лагеря были герцог Франсуа Гиз, главнокомандующий королевской

армией, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гич. Однако непреодолимой

грани между этими двумя лагерями не существовало. В ходе движения многие

дворяне не раз меняли свое вероисповедание, что свидетельствовало о том,

что конфессиональная принадлежность была у них не убеждением, а вопросом

тактики ведения политической борьбы.

Интересы дворян-гугенотов нашли отражение в памфлетах так называемых

монархомахов (тираноборцев), в которых прокламировалось право подданных на

свержение и даже убийство монархов, забывших свой долг и превратившихся в

тиранов. Из кальвинистского вероучения было взято определение

тирановластия, которое позволило монархомахам обосновать право на свержение

тирана, презревшего волю бога и нарушившего древние привилегии и вольности

народа. При этом под «народом» монархомахи понимали феодальную

аристократию. Политическим идеалом монархомахов являлась ограниченная

монархия. Автор известного трактата «Франко-Галлия», представитель

«дворянства мантии» Франсуа Отман (1524—1590), пытался исторически

обосновать притязания гугенотской феодальной аристократии на политическую

власть, апеллируя к далекому прошлому, когда знать принимала участие в

выборах монарха. Вместе с тем как представители привилегированного сословия

монархомахи защищали свои классовые интересы перед лицом народных

восстаний, солидаризируясь в этом с дворянами-католиками. «Берегитесь

господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению

дворян», — подчеркивалось в одном из памфлетов. Однако в дворянском

направлении в Реформации прослеживалась и другая линия, представленная, в

частности, убежденными кальвинистами — адмиралом Гаспаром де Колиньи и

видным военачальником, ближайшим сподвижником Колиньи Франсуа де Лану.

Беспокоясь о судьбе страны, Колиньи и де Лану связывали будущее Франции не

только с активностью внешней политики: с войной против Испании, с

поддержкой освободительного движения в Нидерландах, с колонизацией Америки,

— но и с созидательной деятельностью дворянства на государственной службе и

на хозяйственном поприще.

Особое место в дворянском направлении занимало духовенство, проявившее себя

довольно активно уже во второй период реформационного движения. Судебные

протоколы «Огненной палаты» Генриха II свидетельствовали о распространении

протестантских идей главным образом среди низшего, разночинного по

происхождению духовенства. Своеобразное положение галликанской церкви под

патронатом монархии, ослабившее влияние папства, отнюдь не устранило

противоречия в среде французского духовенства. Напротив, вмешательство

монархии в дела галликанской церкви и подчинение последней государству

вносили немало осложнений в положение клира, углубляя противоречия между

князьями церкви — крупнейшими феодальными владыками — и мелкими сельскими и

городскими священниками, близкими к народным массам. Церковная политика

монархии разделила духовенство на сторонников и противников королевской

политики. Церковная оппозиция монархии сближалась с папством. Среди тех,

кто поддерживал монарха, не было единства в оценке степени зависимости

галликанской церкви от государства. Вследствие этого сословная программа

духовенства в Реформации не могла быть единой, и потому духовенство не

представляло самостоятельного направления в реформационном движении.

Папская ориентация части епископства была близка сепаратистской оппозиции

феодальной аристократии, тогда как реформационные идеи части низшего

духовенства объединяли ее с антифеодальными движениями городских низов, а

также с частью кальвинистски настроенной буржуазии.

Гражданские войны. Противоречия между двумя группировками феодально-

аристократической оппозиции, конфессионально разделенной, нашли воплощение

в Амбуазском заговоре (1560), ставшем прелюдией гражданских войн.

Первые вооруженные столкновения между гугенотами и католиками были

вызваны акцией герцога Гиза против гугенотов, собравшихся в Шампани в

местечке Васси в 1562 г. Убийство нескольких гугенотов и ранение около 100

участников собрания всколыхнули всю Францию, положив начало открытой

вооруженной борьбе.

В 1570 г. в Сен-Жермене был заключен мир, по которому кальвинистское

богослужение допускалось повсюду, кальвинистам разрешалось занимать

государственные должности. В качестве гарантии исполнения условий мира им

были предоставлены в полное владение четыре города-крепости Монтобан,

Коньяк, Ларошель и Лашарите. Однако гугеноты недолго праздновали победу: 24

августа 1572 г. в день святого Варфоломея началось новое наступление на

кальвинистов. Для этого была использована свадьба Генриха Наваррского с

сестрой Карла IX Маргаритой Валуа. К свадьбе в Париж съехались гугенотская

аристократия и представители рядового дворянства из южных провинций. С

санкции Карла IX Гизы приступили к осуществлению задуманной акции: в ту же

августовскую ночь началось избиение застигнутых врасплох гугенотов. Колиньи

был убит одним из первых. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя

в католичество. В Париже только к полудню 24 августа было убито 2 тыс.

гугенотов: дворян, купцов, ремесленников и даже иностранцев- немцев и

фламандцев. Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинции.

События в Париже вызвали восстание гугенотского дворянства на юге Франции.

В 1575 была создана гугенотская конфедерация, которая была воплощением

дворянского политического идеала — ограниченной штатами и знатью монархии.

Помимо королевской санкции на образование гугенотской конфедерации

протестантам была предоставлена свобода вероисповедания (кроме Парижа и

территории королевского двора), дано право судиться в своих палатах,

учрежденных в некоторых королевских судах, предоставлены восемь крепостей,

кроме полученных ранее, и право иметь свою армию.

Интересы гугенотов в известной мере были удовлетворены. Однако не был

положен конец войнам.

После 1575 г. острее обнажились политические интересы другого лагеря

феодально-аристократической оппозиции, представленного католическим

дворянством северных и центральных провинций, вдохновителями выступлений

которого являлись Гизы. Провокаторы массовых убийств гугенотов, Гизы

посягали на овладение государственной властью, открыто переходя на путь

антидинастической борьбы. Для этой борьбы Гизам нужна была организация,

аналогичная гугенотской конфедерации. Такой организацией стала Католическая

лига, возникшая в 1576 г. Принадлежность к Лиге была объявлена обязательной

для всех католиков. Члены ее должны были повиноваться главе Лиги — герцогу

Генриху Гизу, претенденту на престол Франции.

Католическая лига объединила в своих рядах феодальную аристократию,

дворянство и формирующуюся буржуазию северных и центральных провинций

Франции., Однако этот союз, внешне противостоящий гугенотской конфедерации,

а по существу, долженствующий служить политическим интересам Гизов в их

династической борьбе, был непрочным. Несовпадение политических и

экономических интересов рядового дворянства, буржуазии и феодальной

аристократии ослабляло Лигу, сделало возможным использование этого союза

королем Генрихом III (1574—1589) в интересах укрепления монархии: он

объявил себя главой Лиги и отменил эдикт о, свободе вероисповедания.

Позиция Генриха III вызвала протест со стороны гугенотов, поспешивших

создать в Ларошели кальвинистскую унию, которую возглавил Генрих

Наваррский. Кальвинистскую унию поддержали шведский и датский короли,

английская королева и немецкие князья. Появление унии спровоцировало новую

войну между католиками и гугенотами, завершившуюся восстановлением эдикта о

свободе вероисповедания.

В 1593 г. Генрих Наваррский принял католичество и в 1594 г. Париж открыл

перед ним ворота. Генрих Наваррский стал королем Франции под именем Генриха

IV (1589—1610), положив начало правлению династии Бурбонов и предопределил

судьбу французской Реформации. Гражданские войны вскрыли все особенности

этого движения: антиреформационную позицию монархии, антиабсолютистский

характер выступлений феодально-аристократического лагеря, использовавшего

кальвинизм в сепаратистских интересах; слабость формирующейся буржуазии,

выразившуюся в том, что представители поднимающегося класса защищали

средневековые муниципальные привилегии и дали увлечь себя дворянству; силу

народных масс, выступления которых оказали наибольшее влияние на ход

событий в самый решающий момент гражданских войн.

Нантский эдикт 1598 г. Умный и осторожный политик Генрих IV начал с

примирения враждующих сторон. Его политика компромисса была продиктована

трезвой оценкой социально-политической ситуации в стране. В 1598 г. был

заключен мир с Испанией и издан Нантский эдикт, который объявил отныне

католичество официальной государственной религией и в то же время сохранил

за гугенотами право вероисповедания (кроме Парижа). Католическое

духовенство получило прежние права и имущество. Кальвинистам разрешалось

занимать государственные должности наравне с католиками. Кроме того,

гугеноты получили право созывать политические собрания, организованные по

образцу Генеральных штатов, и иметь при королевском дворе своих

представителей для сношений с королем; в качестве гарантии исполнения

эдикта им было отдано около 200 крепостей, главными из которых были

Ларошель, Сомюр и Монтобан. Эти права представляли собой «королевскую

милость» — они жаловались на определенный срок, по истечении которого

подлежали продлению или отмене.

Заключение

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила

внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала

нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских

стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой,

протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией

католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии

постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в

становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого

социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или

иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в

художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла

перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно

мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую

для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и

совесть могут подсказать ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества -

независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и

ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских

идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Литература

1. Философский словарь. - М., 1986 г.

2. Всемирная история: ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.

3. История философии в кратком изложении. /Пер. С чешского под ред. И.И.

Богута - М: Мысль. 1995 г.

4. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996 г.

5. Лютер. Избранные сочинения. - СП-Б. 1994 г.

6. Соловьев. Прошлое токует нас: (очерки по истории философии и культуры).

- М: Политиздат. 1991 г.

7.Некрасов Ю.К. Реформация и крестьянская война. Вологда, 1984

8. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская

война. 1955

9. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационные движения в Германии.

М.,1978

10. Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор Германской XVI // Средние века.

М.,1985 вып.48

11. Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и деятельность. СПб., 1891

12. Порозовская Б.Д. Ульрих Цвингли , его жизнь и деятельность. СПб., 1892

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.