бесплатно рефераты
 

Реформация

Если Лютер на первое место ставил тезис об оправдании верой, был склонен

делить сферы жизни человека на мир внешней и внутренней религиозности,

отличался жесткостью и прямотой в своих определениях, то для Цвингли

характерны большая терпимость, гуманность, определенная диалектичность. Его

философскому принципу было присуще не механическое разделение категорий, а

их синтез. Природа и общество, естественное право и божественное право,

познание и вера для него были не противоположностями, а разными сторонами

глобального явления. Отсюда его тезис: «Верю, чтобы познать».

Знакомство с теорией евхаристии (таинство причастия) нидерландских

богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна, собственные размышления

побудили Цвингли увидеть в евхаристии лишь акцию напоминательного значения

о жертве Христовой.

Центральное место в доктрине Цвингли занимала идея божественного

провидения; божественное предопределение рассматривалось как ее составная

часть. Оно не персонифицировано и может распространяться на всех подлинных

членов истинной церкви. Такие и подобные им трактовки, республиканский дух

цвинглианства и предопределили расхождения между Цвингли и Лютером.

Исходный тезис социально-экономического и этического учения Цвингли

гласил: все, чем владеют люди, в том числе и богатство, есть милость божия,

и надо суметь этим благочестиво распорядиться. Лишнее нужно отдавать

безвозмездно навсегда или на срок. Но в человеческом обществе властями

узаконена частная собственность, ссуды под проценты. Эти нормы надо

выполнять. Крестьянина не должно обременять личной несвободой, но он обязан

безропотно нести установленные повинности, наемный работник — добросовестно

трудиться, а должник — платить проценты.

Нерабочими днями являются лишь воскресенья, и предназначены они не для

пьяного разгула, безделья, а для молитвы, воспитания детей в духе истинной

веры и благонравия. Такие нормы отвечали чаяниям прогрессивного бюргерства,

нарождающейся буржуазии, обеспечивали покорность трудового люда.

Необходимость государства и законов Цвингли выводил из признания

библейской традиции о первородном грехе и греховности общества. Светские

власти и законы созданы по господней воле для пресечения пороков и

преступлений. Но они праведны лишь постольку, поскольку выражают и

осуществляют предначертания законов божественных. В противном случае они

становятся беззаконием, а власти подлежат отрешению и замене. Следуя

политическим взглядам Аристотеля, реформатор лучшей формой государства

считал аристократическую. Цвингли учитывал и швейцарские политические

реалии. В условиях формального ежегодного «переизбрания властей народом» на

первый план выходило не тираноборчество, а создание, опираясь на народную

поддержку и с участием цвинглианской церкви, такого аппарата светской

власти и форм ее функционирования, которые бы соответствовали божественным

законам. На этом тернистом пути Цвингли, как и всем реформаторам, пришлось

не раз вступать в острые конфликты с властями и терпеть горькие неудачи.

Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли нашло живой отклик среди

бюргерства, городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его

фогтств. В 1522 г. магистрат отменил посты, безбрачие духовенства, порвал

связи с епископом Констанцским. В своих январских «67 тезисах» 1523 г.

Цвингли заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата,

отрицал всякие притязания на светскую власть, выражал согласие идти на

уступки в вопросах о феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести

переговоры о крещении детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе

анабаптистами. Магистрат вел себя осторожнее. В 1523 г. проводилась

секуляризация церковно-монастырских имуществ в кантоне, постепенно

закрывались монастыри. Повинности бывших монастырских крестьян остались

неизменными, но использовались на нужды городской благотворительности. Этим

вбивался клин недовольства между крестьянами и городским плебсом.

Цвингли вышел победителем из двух религиозных диспутов 1524 г. Реформация в

Цюрихе успешно развивалась в духе его учения. Прекратилось служение мессы,

иконы и предметы культа были удалены из церквей, светские лица получали

причащение под обоими видами. Проводились некоторые социально-политические

реформы в духе цвинглианства, например запрет военного наемничества и

получения пенсий от иноземных государей. Большинство мест в магистрате

перешло к представителям прогрессивных слоев бюргерства и цехов.

Цвинглианство объявлялось обязательным для всех жителей кантона. Проводил

эти меры и контролировал их исполнение магистрат, однако не без споров и

конфликтов с церковью. Противники Цвингли приписывали ему стремление

узурпировать светскую власть. Отвергая эти упреки, Цвингли заявлял, что он

имеет целью лишь «духовное узаконение государства» посредством тесного

контакта властей Цюриха с ним как с «уполномоченным проповедником».

К 1526 г. Реформация завершилась в Цюрихе, но продолжала распространяться

по стране и к 1528 г. победила в Берне и Базеле. Берн сделал известные

уступки крестьянам своей округи, более демократическим по составу стал его

магистрат. Политический строй и порядки в Базеле остались неизменными.

Цвинглианство восторжествовало также в Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе,

здесь города стали насаждать его в своих сельских округах и фогтствах.

Конфессионально-политический раскол Швайцарии достиг предела. Сложились

протестантский союз (Цюрих, Берн, Шаффхаузен, Констанц) и католический

(Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Валлис), заключивший соглашение с

Австрией.

Окрыленный успехами Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной

федерации из протестантских кантонов и имперских княжеств. В 1529 г. в

Марбурге была организована встреча заинтересованных сторон для решения

этого вопроса, но она закончилась неудачей. Лютер упорно отстаивал свои

религиозно-политические взгляды и отказался пойти на компромисс с Цвингли.

Не желая медлить, Цвингли в том же году двинул к Каппелю хорошо

организованную армию с целью сломить католический союз кантонов и добился

успеха. В 1529 г. по «Белому миру» союз католических кантонов с Австрией

был расторгнут, а в совместно управляющихся фогтствах стала проводиться

Реформация. Тем не менее вражда сохранилась. Осложнилось положение Цвингли

в самом Цюрихе, где враги обвинили его в узурпации власти. Вторая

Каппельская война 1531 г. ставила задачу уничтожить союз католических

кантонов, но решающая битва закончилась разгромом войск Цвингли и его

гибелью.

По второму Каппельскому миру 1531 г. союз протестантских кантонов был

распущен. Для других земель устанавливалось правило — «чья власть, того и

вера», на практике означавшее возврат ряда областей к католицизму. Центр

реформационного движения сместился на юго-запад Швейцарии.

Кальвинистское вероучение и церковь. В своем вероучении Кальвин не только

использовал общереформационные положения. Во многом он дополнил их, а также

довершил разработку ряда вопросов, поставленных его предшественниками, или

по-новому расставил акценты. Лютер и Цвингли сформировали в основных чертах

теорию божественного предопределения. Кальвин сделал акцент на его

абсолютности и неизменности. Одни априорно осуждены богом на погибель,

другие предызбраны к вечному спасению, при этом господь может выносить свой

приговор не только в отношении отдельных лиц, но даже целых народов.

Бесполезно та кие решения отгадывать, нельзя их изменить показной

набожностью, добрыми делами и прочими способами. Лишь внушенное святым

духом неотступное следование канонам кальвинизма, добродетельная и

деятельная жизнь «во славу божию» могут восприниматься как признак

предызбранности к вечному блаженству.

Такая постановка вопроса устраняла фатальность, пассивность, вселяла

надежду и даже убежденность у кальвиниста, что он является избранником

божиим, побуждала прилагать все силы и энергию для выполнения своего долга.

В этом проявлялась независимая от воли самого человека, заложенная в нем

божественность. Характеризуя материальную подоплеку учения Кальвина о

божественном предопределении, Энгельс подчеркивал: «Его учение о

предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли

и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или

искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих»'.

В органической связи с учением о предопределении находилась вся

теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма.

Собственность (владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. То, чем

владеют люди, должно оцениваться как милость божия, использоваться на общее

благо. Обязанностью владельца является бережливость, приумножение владения

«на благо общине». Кто этого не делает по нерадению или неумению, тот

нарушает божественные заповеди. Богатство духовное выше богатства земного.

Бог может дать его и взять обратно. Если же владелец утратит его из-за

греховных побуждений и обанкротится, его должна постигнуть и мирская, и

духовная кара. В то же время богач, охваченный корыстью и видящий в

богатстве земном идола, утрачивает покровительство божье. Однако бог

испытывает людей не только богатством, но и бедностью. Бедняк должен нести

свое бремя с достоинством. Бедность не равнозначна, однако, святости, а

бедняки, ставшие бродягами, попрошайками и ворами, утрачивают защиту

господню, являются преступниками. Труд земной есть божий дар, и его главная

цель — поддерживать жизнь общества, охранять и приумножать дары земли.

Поэтому самый достойный труд — крестьянский. Лень — величайший порок. Дни

отдыха — лишь воскресенья и пять крупных праздников в году. В духе времени

Кальвин содействовал даже попыткам создания кальвинистской колонии в

Бразилии «для распространения истинной веры».

Военное наемничество, как богопротивное, запретили.

Большое внимание Кальвин уделял проблемам государства. Человек и общество

грешны и порочны. Чтобы разумно, по божественной воле управлять ими,

существуют государство, светские власти. Им даны меч и право, исходящее из

божественных законов, что обеспечивает подлинный авторитет светским

властям, которым люди обязаны повиноваться. Власть государя ограничена

божественным промыслом и необходимостью обеспечивать благо его подданных.

Нечестивых государей, тиранов постигает кара божья, могущая проявиться и в

восстаниях народа. Но это был лишь общий постулат, заимствованный Кальвином

из Библии, призванный служить отвлеченной угрозой безбожным и тираническим

правителям. На практике Кальвин проявлял большую осторожность в трактовке

права на сопротивление тирании. Оно, по мнению Кальвина, принадлежало

только нижестоящим властям, сословно-представительным учреждениям. Сначала

надо было исчерпать все меры легального и пассивного сопротивления, а

насилие применять лишь как исключительную меру. Просьбу гугенотов в 1560 г.

поддержать их план заговора против короля Франции Кальвин на этом основании

отверг. Концепция государства у Кальвина основывалась на французских

реалиях. Уступки, делавшиеся в Женеве, определялись местной спецификой.

Лучшей формой государственного правления Кальвин считал олигархию, худшей —

демократию.

Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость

церкви от государственной власти. Она должна помогать церкви и охранять ее

доктрину, служителям же церкви надлежит молиться за нее, не вмешиваться в

ее дела. Властям необходимо также внимать советам служителей церкви,

насаждающих слово и законы божьи. На практике такой гармонии достигнуть не

удалось.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе

общины стояли старшины, избиравшиеся из числа богатых светских лиц, и

опытные проповедники-министры, получавшие скромную фиксированную оплату.

Этот совет (консистория) ведал всей религиозной жизнью общины, рассматривал

дела, связанные с проступками против религии и морали. Вопросы о догматах

кальвинизма решались на особых собраниях министров — конгрегациях, позднее

превратившихся в местные, а затем и «национальные» синоды. Основной их

задачей являлась борьба с отклонениями от ортодоксальной доктрины и

ересями. Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и

благотворительность.

Историческое значение и судьбы швейцарской реформации. Швейцарский союз,

продолжая в XVI в. формироваться в самостоятельное государство, органически

вписывался в складывавшуюся систему европейских держав с присущими ей

процессами взаимосвязей и взаимовлияний. Поэтому и Реформация в Швейцарии

составляла часть широкого и многоликого реформационного движения,

распространившегося, хотя и в разной мере, в большинстве европейских стран.

Цвинглианство, выражавшее собственно швейцарские потребности, весьма

энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение. Попытка его

выйти за пределы Швейцарии и дать идеологическое знамя новой федерации

реформированных швейцарских кантонов и имперских княжеств потерпела крах.

Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка. Известные успехи

промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, возникновение

раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую

базу, хозяйственная конъюнктура отличалась неустойчивостью, капиталов не

хватало, предпринимательством занимались преимущественно выходцы из Франции

и Северной Италии. Подъем сменился спадом, а затем и кризисом. Успехи более

динамичного кальвинизма сузили зону распространения цвинглианства. Реальная

действительность требовала приспособления к новым условиям. Преемник

Цвингли — Буллингер — пошел по такому пути, делая уступки Кальвину. Это

нашло свое выражение в текстах общего символа веры (1549).

Иначе сложились судьбы кальвинизма. Женева была для него лишь

обусловленным рядом причин трамплином. Будучи объективно религией самой

смелой части тогдашней буржуазии, кальвинизм во всех своих социально-

идеологических приоритетах, поведенческих нормативах, моральном кодексе

выражал потребности не швейцарской кантональной провинциальности, а

общеевропейского исторического процесса. Поэтому в противоположность

цвинглианству он вышел на европейскую арену. В условиях острого

противоборства между силами прогресса и феодальной реакции республиканизм и

организационные принципы кальвинизма использовались французскими

дворянскими гугенотами для борьбы против абсолютизма, польскими панами —

для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальвинизм

перемещался и в колониальные владения европейских стран.

Реформационное движение в Нидерландах

Усиление феодально- католической реакции. В XV в. значительная часть

нидерландских земель входила в состав герцогства Бургундского. Его

длительная борьба с Францией за гегемонию в регионе завершилась поражением

бургундской армии в битве при Нанси в 1477 г. (см. т. 1, гл. 9). Массовые

восстания в Бургундии принудили наследницу престола Марию Бургундскую

издать Великую привилегию, восстанавливавшую попранные Карлом Смелым

привилегии страны, а для укрепления своего положения вступить в брак с

Максимилианом Габсбургом, который позднее стал германским императором.

Нидерландские земли оказались в династической зависимости от Габсбургов. В

XVI в. император Карл V Габсбург распространил свою власть на новые

области—Фрис-ландию, Утрехт, Оверэйссел, Хронинген, Дренту и Гелдерн. По

Аугсбургскому миру 1548 г. и Прагматической санкции 1549 г. 17 областей

Нидерландов: Артуа, Эно (Геннегау), Люксембург, Намюр, Фландрия, Лимбург,

Турне, Мехельн, французская Фландрия (Лилль, Дуэ, Орши), Голландия,

Зеландия, Утрехт, Фрислан-дия, Гелдерн, Оверэйссел (с Дрентой) — в качестве

неделимого наследственного округа включались в империю на условиях выплаты

ими символической квоты имперского налога. Епископство Льежское

пользовалось особым самостоятельным правовым статусом. После раздела

империи в 1555 г. Нидерланды отошли под власть короля Испании

Филиппа II.

В первой половине XVI в. в Нидерландах быстро шло разложение феодальных

отношений, развертывался процесс первоначального накопления и зарождались

капиталистические формы хозяйства. На их небольшой территории к этому

времени имелось около 300 городов и свыше 6500 деревень с населением

примерно в 3 млн. человек. Нидерланды часто называли «страной городов».

Бедствия эти усугубляла хищническая политика иноземных монархов. Они

хозяйничали в стране и давили ее налогами, разоряли династическими войнами,

поддерживали внутреннюю реакцию — феодальную аристократию, католическую

церковь, а в городах — верные им и католицизму правящие фракции патри-

цианско-цеховых олигархий. Это вызвало раскол. Менее покорные патрицианские

группы обособлялись, тайно склонялись к ереси. Нарождавшиеся новые классы —

буржуазия и мануфактурный пролетариат — болезненно испытывали на себе

последствия реакционной политики иноземного абсолютизма. Острые социальные

конфликты становились неизбежными. Они вылились в ряд восстаний. Наиболее

крупными были народное движение 1534— 1535 гг. в северных провинциях под

руководством революционных анабаптистов и Гентское восстание 1539—1540 гг.

Оба они отличались большой остротой и сложностью социальных противоречий,

которые сказались и в годы революции.

Политика Карла V характеризовалась нараставшей реакционностью. С 1521 г.

стали издаваться особые законы — «плакаты» — против еретиков, был учрежден

трибунал инквизиции. После массовых народных выступлений 1534—1535 гг.

преследования еретиков становятся особенно жестокими. Беспрерывные

династические войны с Францией подорвали финансы Нидерландов. Если для

Карла V Испания была важной составной частью его владений, то для Филиппа

II она стала главнейшей. Вся политика Филиппа II определялась интересами

испанского дворянства, стремившегося к беспощадному ограблению подвластных

стран.

Для достижения своих целей Филипп II наметил следующие меры: оставить в

Нидерландах испанские войска, введенные туда во время войны с Францией;

сосредоточить фактическую власть в стране в руках узкой группы членов

Государственного совета (консульты), рабски преданных монарху; увеличить

число епископов с 4 до 18, дав им полномочия инквизиторов для искоренения

ересей. Этим монарх не ограничился: чтобы освободиться от долгов, он

объявил в 1557 г. государственное банкротство, от чего нидерландские

финансисты понесли огромные убытки.

Нововведения Филиппа II задели интересы различных слоев населения

Нидерландов. Закон 1559 г. об учреждении новых епископств означал, что

отныне «плакаты» против еретиков будут применяться со всей жестокостью.

Оговорка о назначении епископами лишь богословов с университетским

образованием отнимала выгодные епископские синекуры у дворян, а намерение

содержат! епископов за счет монастырей грозило пребендам аббатов, также

выходцев из дворян. В 1560 г. в Испании была повышена вывозив» пошлина на

шерсть, в связи с чем ввоз ее в Нидерланды сократился почти в два раза.

Затем нидерландским купцам закрыли доступ в испанские колонии. Англо-

испанский конфликт парализовал нидерландско-английскую торговлю, что

оставило без работы тысячи людей.

Поскольку все эти акты исходили от чужеземных правителей они

приобретали характер национального угнетения, и их проводники в Нидерландах

— наместница Маргарита Пармская и кардинал Гоанвелла заслужили всеобщую

ненависть в стране.

Кальвинизм в Нидерландах

Под влиянием указанных выше причин, а также в связи с ростом дороговизны и

голодом в 1565—1566 гг. в Нидерландах началось сильное брожение среди

городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. Местами происходили

голодные бунты. На арену открыто выступил кальвинизм. С начала 60-х годов

кальвинистские консистории в крупных торгово-промышленных центрах (Турне,

Валансьене, Антверпене, Хондсхоте и других местах), которыми руководили в

большинстве случаев богатые буржуа, перешли к организации массовых

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.