бесплатно рефераты
 

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

школьников, персональные и коллективные выставки художественных работ в

выставочных залах городской картинной галереи, участие в городских

спортивных соревнованиях и «срезовых» работах по физической культуре,

авторские концерты танцевального ансамбля.

Таким образом, стремление не стоять на месте стало ведущей ценностью

педагогического коллектива, в котором за последние три года появились два

отличника образования и культуры. В городе Новый Уренгой сеть

образовательных учреждений развивается как целостная система. Специалистами

Управления образования разработаны и успешно действуют следующие

направления:

|Изучаются возможности и создаются «сквозные» учебные комплексы, |

|объединяющие группы учреждений дошкольного, школьного и профессионального |

|образования: |

|– детские сады-школы; |

|– начальная школа-педагогический колледж (школа № 16); |

|Образовательно-воспитательный комплекс: |

|– школа № 7 – Центр технического творчества, |

|– школа № 12 – досуговый центр; |

|– Коротчаевская школа № 1 – Центр технического и художественного |

|творчества. |

|Внедрение сквозных программ: |

|– школа № 1 – Тюменский государственный университет; |

|– школа № 5 – Тюменский институт культуры; |

|– школа № 11 – Московский открытый социальный университет, Тюменский |

|международный колледж; |

|– школа № 16 – Новоуренгойское педагогическое училище – Тобольский |

|педагогический институт; |

|– школа - профилакторий № 12 – Тюменская государственная медицинская |

|академия; |

|– школа - лицей “Земля родная” № 2 – МГУ им. Ломоносова; |

|– школа № 4 – Российская академия им. Плеханова. |

|Организованы городские конкурсы среди школьников по решению реальных |

|научных, культурных, социальных проблем города: |

|– конференция «Экологическое состояние окружающей среды города Новый |

|Уренгой», общегородская игра «Голубая планета») |

|– конкурс телевизионных детско-юношеских передач «Серпантин» на |

|социально-экономическую тематику; |

|– ежегодный конкурс научных работ, докладов учащихся по |

|социально-экономической, культурной тематике; |

|– конкурс сочинений, отражающий реальные, научные, социально-культурные |

|проблемы города («Твои люди Уренгой», «Будущее города газодобытчиков» и |

|др.); |

|– проводятся телеигра «Мой город»; литературно-музыкальные конкурсы юных |

|певцов и поэтов «Слово о моем городе»; |

|– создается видеотека «Мой город – Новый Уренгой»; |

|– разработана программа факультативных курсов «Люблю тебя, горжусь тобой |

|...»; |

|– введены в планы воспитательной работы раздела «Воспитание патриотических|

|отношений к родному городу»; |

|– созданы в школе № 12 и школе-лицее № 2 «Земля родная» школьные |

|краеведческие музеи; |

|– организовываются ежегодные школьные и общегородские вернисажи детского |

|творчества. |

|Организованы постоянные связи по обмену учащимися и преподавателями с |

|другими странами и государствами: |

|– школа № 5, школа-лицей № 11 – г.Санкт-Петербург; |

|– школа № 8 – международный проект «Изучение немецкого языка по методике и|

|программам института имени Ф.Гете» (г.Мюнхен, Германия); |

|– гуманитарно-педагогический лицей г. Тобольска. |

|– школа лицей № 2 «Земля родная» – участие в международных проектах, |

|организованных ЮНЕСКО и Евроклубом – лаборатория дополнительного |

|образования “Открытие мира” РАО; |

|Разработаны и реализуются совместные межрегиональные и международные |

|научно-педагогические проекты сотрудничества: |

|– гимназия, школа-лицей № 1 – международный проект «Углубленное изучение |

|английского языка по методике и программам Московского государственного |

|института международных отношений»; |

|– школа № 4 – Киевский университет имени Т.Г.Шевченко; |

|– школа-лицей № 3 “Экоцентр” – Всероссийские программы экологизации |

|образования и “Граждановедения”, внедренческий центр “Гражданин” – |

|Российская Академия образования; |

|– школа-профилакторий № 12 – региональная программа охраны здоровья |

|школьников в условиях Крайнего Севера, институт им. Семьи Рауля Валенберга|

|города Санкт-Петербург[34]. |

Сделаны первые шаги по созданию “Детской академии”. Большинство

преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой, стали в

своих школах организаторами детских научных обществ. Первая научно-

практическая конференция учащихся, проведенная в 1997 году в рамках

“Детской академии” выявила большую группу ребят, склонных научно-

исследовательской работе, и талантливых педагогов. В работе научной

конференции приняли участие ученые Тюменского государственного

университета, всего было представлено 24 доклада учащихся УВК “Школа-лицей

№ 1”, гимназии, “Экоцентра”, школы - лицея № 2 “Земля родная”.

Систематически проводится большая работа по выполнению программы

«Одаренные дети».

Как известно, в Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс

«Школа года». Дипломами этого конкурса в Новом Уренгое награждены:

городская гимназия, «Школа-лицей № 1», школа-лицей № 2 «Земля родная»,

«Экоцентр», общеобразовательные школы № 5 и 13.

В этих школах сложились гуманные, добрые отношения между учителями,

учащимися и родителями. Дети здесь интересно учатся. Учителя испытывают

моральные и профессиональное удовлетворение от своего труда. Директорам

этих школ присвоено почетное звание «Директор года».

Таким образом, большинство общеобразовательных школ Нового Уренгоя

успешно прошли период становления. Многие из них получили статус лицеев и

гимназий различного профиля. Налажено успешное сотрудничество с многими

ведущими вузами страны. Все это способствует развитию эффективного учебного

процесса.

2.2. Дошкольное образование и воспитание.

В настоящее время, когда в стране происходит коренная перестройка

всех сторон общественной жизни, особое значение приобретает идейно-

нравственное, идейно-патриотическое воспитание, формирование чувства

ответственности, гражданской позиции. Решаются эти важные задачи в основном

в школе, но фундамент, начало начал, закладывается на первой ступени – в

детском саду. Дошкольное воспитание является равноправной составной частью

общей цепи народного образования, это своего рода нулевой цикл – фундамент

в строительстве человеческой личности.

Сколько бы критики ни раздавалось в адрес детских садов, их

полезность и необходимость признают все. А недостатки могут быть в любом

деле, и их надо стараться устранять.

Исходным положением при определении основных направлений развития

дошкольного образования является признание дошкольного образования как

подсистемы общего образования, имеющей определенную структуру

(образовательные программы; сеть детских дошкольных учреждений различных

организационно-правовых форм, типов и видов; систему органов управления

детскими дошкольными учреждениями) и при званной удовлетворять запросы

граждан по оказанию профессиональных педагогических услуг семье в деле

воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и

психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой

коррекции недостатков развития в подготовке к школе с учетом национальных и

региональных особенностей, характера быта и труда населения.

Из этого положения вытекают следующие основные направления развития

детского дошкольного образования в городе:

– обеспечение защиты детства от негативных проявлений окружающей

действительности, сосредоточение внимания взрослых на приоритетности

личности, жизни и здоровья ребенка, развитие его индивидуальных качеств,

потенциальных способностей и возможностей;

– создание социальных, финансовых, материальных условий и нормативной

базы, кадровое обеспечение в целях более успешного решения задач, стоящих

перед педагогическими коллективами;

– преодоление единообразия в системе детских дошкольных учреждений,

дальнейшее развитие и совершенствование сети детских дошкольных учреждений,

в т.ч. специализированных, приведение ее структуры в соответствие с

изменившимися запросами населения, обеспечение гражданам возможности выбора

между различными формами общественного и семейного воспитание, создание

условий для их разумного сочетания и доступности;

– сохранение и развитие положительных национальных традиций воспитания

детей дошкольного возраста поиск оптимальных путей и форм организации

дошкольного образования детей разных национальностей;

– совершенствование механизма управления, финансирования и

материального обеспечения детских образовательных учреждений, развития

дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг населению;

– социальная защита работников детских дошкольных учреждений [35].

Главным итогом работы отдела дошкольного воспитания Управления

образования города является то, что несмотря на все сложности переходного

периода, социально-экономическую нестабильность, острый дефицит

финансирования, снижение уровня социальной защиты участников

педагогического процесса, сеть дошкольных учреждений не только сохранилась,

но и продолжает содержательно развиваться.

На территории города Новый Уренгой, а также поселках Коротчаево и

Лимбяяха функционирует 42 дошкольных образовательных учреждений, в том

числе 20 – муниципальных, 22 – ведомственных. В них воспитываются 7983

ребенка, при проектной численности 7.620 мест, 27 детей коренной

национальности посещают детские сады города [36].

В дошкольных образовательных учреждениях города идут глубокие

перемены, обновление содержания образования. Детские сады ушли от

одинакового тотального образования и переходят на вариативное обучение;

образование по выбору, развивающее познавательную мотивацию, способности

детей, обеспечивающее процесс совместной деятельности со сверстниками и

взрослыми; становление личностной культуры (“Радуга”, “Развитие”,

“Гармония”, “Детство”, “Синтез”). Тем самым родители и дети получают

возможность расти и развиваться в соответствии со своими возможностями,

интересами, способностями и состоянием здоровья. Цель дошкольных

образовательных учреждений – способствовать ребенку развиваться, принимать

самостоятельные решения с учетом возраста, не ребенок для детского сада, а

сад – для ребенка.

В связи с этим значительно изменилась структура и содержание

образования, структура образовательных учреждений, технология обучения,

экономический фундамент дошкольных учреждений. Некоторые дошкольные

учреждения стали самостоятельными во всех отношениях. Они организуют

контроль и несут ответственность за качество обучения и воспитания. Вместе

с тем имеются большие сложности с оценкой творческого развития ребенка.

Есть потребность в разработке региональных подходов к диагностике развития

ребенка. Повысились требования к уровню подготовки выпускников. Созданы

условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого

рода, развития его индивидуальности, повышается мотивация детей на

продолжение образования; реформирование речевого образования обеспечивается

развитием психологической службы помощи детям. По новому строится

сотрудничество детских учреждений со школами, внешкольными учреждениям,

отказались от понимания преемственности как формальных внешних связей между

детским садом и школой. Большинство школ и детских учреждений четко

определились в целях и задачах преемственности, содержательно реализуют их

на практике, перестроили систему подготовки и переподготовки кадров с

ориентацией на различные профили и услуги.

Положительные изменения затронули не только содержание, но и формы

обучения: в детских образовательных учреждениях создаются студии, секции,

кружки и др., что позволяет в большей степени удовлетворять индивидуальные

интересы и потребности детей, делает педагогический процесс более

дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого

ребенка. Новые формы работы способствуют также расширению спектра общения

ребенка с другими детьми, в тои числе разного возраста, обогащая его

социальный опыт. Проведена общегородская выставка детского художественного

творчества «Мир глазами детей», посвященная Международному дню защиты

детей.

Продолжается переход на новую, стимулирующую по характеру, систему

аттестации, что позволяет повышать мотивацию работников образования к

росту профессионального педагогического мастерства. За 1998–1999 годы

аттестовано 164 воспитателя; из них на высшую категорию – 10 человек, на

1 категорию – 48 человек, 11 категорию – 106 человек, аттестовано 4

дошкольных учреждения два на первую квалификационную категорию; два – на

вторую категорию[37].

Система повышения квалификации педагогов строится таким образом, что

педагогу становится выгодно повышать квалификацию не формально, а для

творческого роста, роста своего благосостояния. В 1998 году прошли

курсовую переподготовку 131 педагог, из них 120 человек на курсах

повышения квалификации в г. Новый Уренгой, 7 человек – в г. Москве, 4

человека – за рубежом. Имеются определенные сложности с переподготовкой

кадров ведомственных дошкольных учреждений. Эта работа требует

регулирования и настройки, формирования обратной связи [38].

В городе проводится большая работа по повышению профессионального

мастерства педагогов, проводятся семинары – практикумы, методические

объединения, консультации, учеба, проведена городская конференция

педагогических работников дошкольных учреждений по теме: «Состояние и

перспективы развития дошкольного образования в городе», для руководителей

ДОУ: «Аттестация как основная форма государственно-общественного контроля

за образовательной деятельностью дошкольного учреждения».

Реформируется работа по семейному воспитанию, возрождению

патриотизма, духовной коммуникации детей и взрослых. В дошкольных

учреждениях сформированы банки данных семей воспитанников, обеспечивается

дифференцированный подход к разным группам семей.

В дошкольных учреждениях города расширяется перечень дополнительных

бесплатных услуг, в штатное расписание вводятся нетрадиционные

специалисты: психологи, логопеды, хореографы, воспитатели ИЗО,

компьютерной грамотности, иностранного языка.

Во всех дошкольных учреждениях города организовано пятиразовое

питание с учетом возрастных групп детей: ясельной, дошкольной, школьной.

Все детские учреждения с 01.06.96 года работают по новым нормам

суточного набора продуктов питания для регионов Крайнего Севера, что

предусматривает увеличение нормы дневного рациона за счет белков, жиров,

углеводов. Круглогодично проводится С-витаминизация пищи (третьего блюда).

В детском саду “Руслан” организована общая столовая, которая создала более

широкие возможности для приобщения детей к культуре поведения за столом

во время еды, для приобретения социального опыта младшими детьми на

примере старших, способствует поддержанию чистоты в групповых помещениях

и разгрузке персонала.

Есть в городе своеобразное, единственное учебное заведение – учебно-

воспитательный комплекс «Центр детства», созданный в 1993 году на базе

детского сада «Золотой ключик». Это образовательное учреждение нового типа,

в котором дети начинают обучение с 5 лет и при переходе в 1-й класс

остаются в детском саду, в привычной для них обстановке и так до десяти

лет. Гибкий режим дня позволяет чередовать умственные и физические занятия,

включая и прогулки на свежем воздухе. Во второй половине дня дети под

наблюдением воспитателя выполняют домашнее задание и посещают различные

кружки и секции: спортивные, хореографии, эстетического цикла,

экологические, которые ведут прекрасные специалисты - Ж.В.Двиняникова,

У.В.Багазей, И.В.Агафонова, Л.А.Давитошвили.

Коллектив постоянно в творческом поиске новых форм работы с детьми,

решая основные задачи: оздоровление и развитие ребенка, создание той

развивающей среды, которая необходима каждой возрастной категории.

Главная проблема-это преемственность детского сада и начальной школы. Центр

детства выпустил второе поколение детей в 5-й класс.

Значительные изменения произошли в среде развития ребенка.

Практически во всех детских садах обстановка стала более домашней и

уютной, появились уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего

интерьера. Создаются разнообразные “уголки уединения” с использованием

ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха

ребенка. Рационально стали использоваться все помещения - групповые

комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения разнообразных зон.

Такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет

создать условия для развития ребенка и его эмоционального благополучия,

дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, общаться с

детьми других возрастов и взрослыми, создает у ребенка чувство

уверенности в себе и защищенности.

Среди новых, прогрессивных тенденций хочется отметить создание

условий для проведения лечебных и профилактических процедур, которые

способствуют проведению оздоровительных мероприятий. Однако медицинского

оборудования в дошкольных учреждениях города не хватает. Отдел дошкольного

образования поддерживает тесный контакт с детской поликлиникой,

проводится углубленный осмотр детей узкими специалистами. И как следствие

планомерной и взаимодействующей работы отдела и специалистов городской

детской поликлиники рост заболеваемости не наблюдается.

В связи с обострением межнациональных отношений, нарастанием

правовой и социальной неуверенности граждан и, как следствие этого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.