бесплатно рефераты
 

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

|Министерство образования Российской Федерации |

|Уральский ордена Трудового Красного Знамени |

|Государственный университет им. А.М.Горького |

|Исторический факультет |

|Кафедра архивоведения |

| |

| |

| |

| |

|Развитие народного образования в городе |

|Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.) |

| |

|Дипломная работа |

|студентки V курса |

|Энгельгардт Елены |

|Владимировны |

| |

|Научный руководитель: |

|канд. ист. наук, доц. |

|Черноухов Эдуард |

|Анатольевич |

| |

| |

| |

|Екатеринбург |

|2000 |

Содержание

| |С. |

|Введение |3 |

|Глава 1. Управление образования в системе Администрации города | |

|Новый Уренгой |14 |

|1.1. Структура, полномочия и функции Управления образования | |

| |14 |

|1.2. Основные направления деятельности Управления образования | |

| |21 |

|Глава 2. Состояние, тенденции и проблемы развития народного | |

|образования в Новом Уренгое |27 |

|2.1. Становление общеобразовательной школы в городе Новый | |

|Уренгой |27 |

|2.2. Дошкольное образование и воспитание |46 |

|2.3. Национальная школа |60 |

|2.4. Профессиональное образование |63 |

|Глава 3. Школы компенсирующего обучения и организация досуга |67 |

|учащихся вне стен учебных заведений | |

|3.1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения |67 |

|3.2. Дополнительное внешкольное образование |72 |

|Заключение |79 |

|Источники и литература |83 |

|Приложение |86 |

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории и современного состояния народного образования

традиционно является одним из ключевых направлений отечественной науки.

Ведь национально-особый тип мироотношения предполагает и соответствующий

ему способ передачи, хранения, воспроизведения опыта поколений, то есть

национально-особые формы образования. «Понять систему образования данного

общества – значит понять строй его жизни», – метко подметил С.И.Гессен [1].

В настоящее время выбор модели образования совершается различными

путями практически внутри новой общественной системы. Вектор его будущего

состояния слагается как равнодействующая многих сил и тенденций.

Ситуация определенного выбора в системе образовании – отражение

общего состояния современного общества. Единое образовательное пространства

в значительной степени разрушено. На территории России практически сбивчиво

и импульсивно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия

типов школ, идет вынужденная коммерциализация средней и высшей школ,

поскольку они не получает должного бюджетного финансирования.

Образовательная политика России в условиях перманентного финансового

кризиса все более склоняется к выполнению различных рекомендаций зарубежных

кредиторов.

Бюрократизация всех сторон жизни страны естественно проявилась и в

организации народного образования. Единые государственные программы и

методики, выполняя в целом прогрессивную роль, вместе с тем сковывали и, с

учетом постоянного роста всевозможной школьной отчетности, во многом

продолжают сковывать творческие силы лучших педагогов страны и города Новый

Уренгой в частности. Прежняя система требовала от школы благополучия

социального поведения учащихся и всеобщей успеваемости. Вынужденное

лицемерие педагогов способствовало распространению инфантилизма и лени

среди учащихся. Следствием этого явилось снижение качества воспитания и

образования молодого поколения, а среди большинства педагогов –

определенная неудовлетворенность своим трудом.

Одной из главных причин падения качества образования продолжает

оставаться так называемый “остаточный принцип” финансирования народного

образования. Основные средства на Севере России различными путями

традиционно направлялись и направляются на открытие новых месторождений

нефти и газа, строительство трубопроводов и т.п. Мизерная доля материальных

средств, выделяемая из государственного бюджета страны на социальную сферу,

привела к зачастую бедственному состоянию материальной базы ряда школ, их

перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических кадров и

к снижению их качества [2].

Было бы глубоко ошибочно видеть в современном положении школы лишь

негативные моменты. Учитель гораздо чаще имеет возможность говорить правду

о прошлом и настоящем страны, ее проблемах. Школа освобождается от

определенного формализма в преподавании, от достаточно традиционного

невнимания к личностным особенностям учащихся. Учитель получил большие

возможности для самостоятельной творческой деятельности, в учебных

заведениях появились многочисленные новые учебники, создающие возможность

выбора.

Однако далеко не все эти благоприятные возможности используются

школой. Их реализации препятствует не только тяжелейшее материальное

положение школы, косность и привычка работать по-старому ряда учителей, но

и недостаточная теоретическая разработка коренных теоретических проблем

педагогической науки.

В соответствии с перестройкой общеобразовательной школы происходят

определенные изменения в образовании школьников. По школьной программе в

1998 году обучалось 43% детей шестилетнего возраста. В большинстве школ

имеются учебные кабинеты по основным предметам, телевизоры, магнитофоны и

другое учебное оборудование. В связи с компьютеризацией в старших классах

введен курс «Основы информатики и компьютерных знаний». Учащиеся X – XI

классов проходят профессиональное образование в специально организованных

межшкольных учебно-производственных комбинатах.

Общеобразовательная школа должна обеспечить всех учащихся базовым

средним образованием, должна давать тот минимум знаний, умений и навыков,

которые необходимы каждому человеку для активного участия в общественной

жизни. Важное место в перестройке образования было отведено подготовке

рабочих и трудящихся на более высоком уровне профессиональных знаний и

быстром овладении новой техникой и новыми технологиями.

В последнее время воспитатели и педагоги пришли к выводу, что важны

не только знания, но и воспитание признания общечеловеческих ценностей,

зачастую превалирование интересов индивидуальных над общественными и

государственными. Для этого у нас должны быть грамотные педагоги, новые

учебники, потребность в демократизации школьного процесса.

Новый человек, получивший уже наше, современное образование, должен

иметь совершенно другое воспитание и обладать более широким кругозором.

Такие дисциплины, как экология, этика, эстетика, социология, психология,

экономика, информатика, будут, в определенной мере, мешать молодому

человеку нарушить данное слово, обидеть другого человека.

Право на образование в России обеспечивалось наличием, доступностью и

бесплатностью обучения. В 90-е гг. XX в. бесплатность обучения сохранилась

только в государственных школах и в некоторых средних специальных и высших

учебных заведениях. Любой гражданин нашего общества может получить

образование без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях

вузов и средних специальных учебных заведений.

Задачам удовлетворения образовательных потребностей личности отвечает

сеть кружков, курсов, возможность самообразования с использованием услуг

культурно-просветительных учреждений и учреждений искусства (музеи,

библиотеки).

Революционные преобразования социально-экономической жизни, которые

охватили Россию в конце 80 – начале 90-х годов, естественно, весьма

существенно затронули и такую жизненно важную сферу общества, как

образование. Прошедшие годы значительно изменили жизнь и деятельность

общеобразовательных школ всех видов, однако необходимо признать, что школа

и сегодня далека от выполнения ее основной задачи – готовить образованного,

культурного гражданина, работника, семьянина.

Автор дипломной работы выбрала тему развития народного образования в

городе Новый Уренгой, т.е. его истории и современного состояния, не

случайно. Во-первых, эта тема рассматривается на всех общественно-

политических уровнях, начиная с государственного и, заканчивая

индивидуально-семейным, когда во многих семьях решается вопрос: в какую

школу лучше отдать своего ребенка, где его обучат и воспитают согласно

требованиям современного мира. Во-вторых, автор дипломной работы, получив

среднее педагогическое образование, в настоящее время работает в системе

управления образованием и не может не интересоваться всем новым в различных

сферах, касающихся истории и современного состояния школы. В-третьих,

история народного образования в Новом Уренгое до сих пор не становилась

объектом специального исследования. Все это предопределяет актуальность и

практическую значимость предпринятого исследования.

Объект исследования стала система народного образования в городе

Новый Уренгой: процесс ее возникновения, развития и современного состояния.

Автор стремится объективно проанализировать деятельность различных типов

учебных заведений в неофициальной «газовой» столице России.

Город Новый Уренгой располагается на Крайнем севере Ямало-Ненецкого

автономного округа, практически на Полярном круге. В нем проживает около 99

тысяч человек (данные по состоянию на 01.01.1999 г.), четвертую часть

которых составляют дети в возрасте от 6 до 16 лет (около 24,5 тысяч

человек), одну пятидесятую – дети, занятые в учреждениях дополнительного

образования (примерно 2 тысячи человек), одну двадцать пятую часть – дети в

возрасте от 3 до 6 лет (4 тысячи человек)[3]. К этим показателям следует

прибавить и детей, которые живут и учатся в Центрах адаптации детей и

молодежи – около двухсот человек. Таким образом, общее число детей до 17

лет в городе – более 30 тысяч человек (т.е., примерно одна треть от общего

числа горожан).

Кроме того, следует учитывать и студентов филиалов высших учебных

заведений, профессионально-технических училищ и педагогического колледжа,

которых в городе также немало. Они также являются одним из объектов

предпринятого исследования.

Поэтому автор работы закономерно считает, что в городе с таким

«молодым» населением необходимо проследить путь развития системы

образования. К тому же сам автор является жителем города Новый Уренгой с

1981 года, и соответственно сама обучалась в различных заведениях системы

народного образования города.

Хронологические рамки исследования ограничены последней четвертью ХХ

века. Ведь городу Новый Уренгой в 2000 году исполняется 25 лет. Город

был образован в 1975 году как поселок Ягельный, а статус города он получил

16 июля 1980 году. В это время уложились и высадка первого десанта, и

название “поселок городского типа”, и создание первых учебных заведений, и

различные реформы в сфере народного образования. Какую бы отрасль

жизнедеятельности города ни возьми – ее возраст от 5 до 25 лет.

Начальной датой исследования стало лето 1976 года – подготовка к

открытию первой школы на современной территории г. Новый Уренгой. Конечная

грань исследования достаточно условна (1999 год). По объективным причинам,

прежде всего, нахождению части документов Управления образования

Администрации Новый Уренгой в текущем документообороте и на стадии

подготовки к сдаче на государственной хранение, определенная часть

сведений, содержащихся в работе, ограничивается более ранним периодом.

Как уже отмечалось, развитие системы народного образования в городе

Новый Уренгой не становилось предметом специального исследования. Авторы,

обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь отдельные различные аспектам.

Причем это были, в основном, местные журналисты и публицисты, освещавшие

историю и современное состояние учебных заведений города на страницах

периодической печати.

В результате литература по теме представлена в основном статьями в

журналах «Образование» и «Педагогика», а также и в городской общественно-

политической газете «Правда Севера», которая выпускается с 01 января 1981

года. Автор, путем фронтального просмотра этих изданий за последнее

десятилетие, выявила десятки публикаций, посвященных развитию народного

образования на Крайнем Севере, в целом, и Новом Уренгое, в частности [4].

Кроме того использовались статьи и сообщения по этой проблеме, помещенные в

других региональных средствах массовой информации[5]. В них представлены

материалы о деятельности различных учебных заведений города: их успехах,

проблемах, перспективах. Естественно, исследователь должен критически

подходить к анализу этих публикаций, иногда носящих чисто публицистический

или юбилейный характер.

Помимо газетных и журнальных статей автором использовались

исследования различного уровня, рассказывающие об истории освоения Крайнего

Севера нашей страны. В них закономерно главное внимание уделено освоению

нефтегазовых месторождений, нелегкой трудовой деятельности северян. Однако

здесь же имеются и некоторые сведения о развитии социальной инфраструктуры

на Крайнем Севере, в том числе и зарождению здесь системы народного

образования[6].

Существенное внимание уделялось и новым учебникам и пособиям по

различным направлениям педагогики. Из них автором взяты ключевые новейшие

разработки исследователей по проблемам развития различных учебных заведений

на современном этапе[7].

Таким образом, историография рассматриваемой проблемы достаточно

невелика. Это предопределило обращение особого внимания на опубликованные и

неопубликованные источники, а также сведения, полученные в результате

непосредственного общения с работниками Администрации города Новый Уренгой,

прежде всего, Управления образования, а также Управления образования Ямало-

Ненецкого автономного округа в Салехарде. В частности, последние любезно

поделились материалами по развитию национальной школы в округе.

В результате автором были привлечены разнообразные источники. Их

условно можно разделить на несколько уровней: федеральный, окружной и

областной (Ямало-Ненецкий округ входит в состав Тюменской области),

городской и школьный. Большинство источников первых двух уровней

опубликованы. Значительная часть остальных – впервые вводится автором в

научный оборот.

Особо отметим федеральный закон «Об образовании», который возможно

станет, при выделении государством соответствующих средств, основой

законодательной базы образовательных учреждений. Он декларирует

общественную потребность в светском, лишенном идеологической и классовой

«шелухи» образовании. Этот закон представляет умным, настойчивым,

находчивым и богатым достаточно широкий спектр деятельности. И именно

сейчас мы на законном основание “врастаем” в жизнь общества и “ставим”

общественную пирамиду на огромное школьное образование[8].

Особо отметим и «Программу развития образования в городе Новый

Уренгой на 1996 – 2001 гг.», утвержденную 1 апреля 1996 года Городским

собранием депутатов Нового Уренгоя. В ней содержится информация о

практически всех образовательных учебных заведениях, раскрыты перспективы и

альтернативы дальнейшего развития народного образования в городе на этот

период времени[9].

Кроме того повышенное внимание уделялось отчетам структурных

подразделений Администрации города по образовательной системе. Часть из них

опубликована в местной периодической печати[10].

В работе использовались и другие отчеты за некоторые учебные годы

Управления образования, Управления молодежной и семейной политики

Администрации Нового Уренгоя. В них кратко описываются результаты работы

этих учреждений, а также содержаться Уставы школ и дошкольных учреждений.

Эти материалы извлечены автором из ведомственного архива Администрации

города и практически впервые вводятся в научный оборот[11].

Кроме того, в Управлении образования ведутся специальные стенды

«Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Отличник народного

просвещения Российской Федерации», куда регулярно помещаются

соответствующие сведения о работникам системы народного образования города,

получивших эти почетные звания. Эти материалы также нашли отражение в

исследовании.

Ряд документов, созданных в результате деятельности предшественников

Управления образования уже сданы на государственное хранение. В Городском

архиве Нового Уренгоя создан фонд Городского отдела народного образования

(ГорОНО). Автор использовала в работе некоторые его материалы, главным

образом, годовые отчеты и приказы по основной деятельности этого органа

управления[12].

Кроме того , автором использовались источники и несколько более

широкого (окружного и областного) уровней, в частности, материалы Тюменской

областной научной конференции, посвященной проблемам народного

образования[13] и «Программа развития народного образования в Ямало-

Ненецком автономном округе на период до 2001 года». В вышеназванной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.