бесплатно рефераты
 

Политическое развитие Японии во второй половине XX века

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического

развития Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения

демократии, в Западной Европе связанные с социал-демократической моделью

развития, здесь явились результатом важнейших реформ, проведенных

консервативно ориентированной политической элитой при непосредственном

участии оккупационных властей США. Для осуществления политики

демократизации власти достаточно широко использовали различные социальные

слои и политические силы рабочих, крестьян, пацифистов, либералов,

социалистов, определенную часть консерваторов, стремившихся к радикальным

переменам. Усилиями всех заинтересованных сторон в Японии была создана

система представительной или парламентской демократии.

В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада.

Быстрая замена после войны старых социально-экономических и политических

структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем

подъема страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах.

Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии,

фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях

демократизации.

- 17 -

Глава II Образование ЛДП и складывание современной политической

системы.

Заключение мирного договора с США покончило с периодом оккупации.

Возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной степени ограниченного

военными соглашениями с США, было важным рубежом в жизни страны. Япония

вступила в новый этап своего развития.

После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Франциского

мирного договора, “договора безопасности” между Японией и США и японо-

американского Административного соглашения политический статус Японии

изменился. Правительство Японии обрело суверенитет, ограниченный, однако

положениями этих японо-американских договоров и соглашением.

Все законы оккупационного времени автоматически аннулировались.

Ликвидировался контроль оккупационных властей над политической и

экономической деятельностью японского правительства. Тем не менее, на базе

заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США стали

еще теснее. Фактически были единственной страной, с которой Япония имела

такие взаимоотношения. Японо-американские отношения оказывали весьма

значительное воздействие на всю внутриполитическую обстановку в Японии.

После окончания оккупации состав кабинета и другие государственные

органы власти никаким изменениям не подверглись. По-прежнему правительство

возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая интересы

крупнейших монополий, стремившихся ко всемерному развитию связей с США.

Были предприняты шаги с целью ослабления ограничений, установленных

антимонополистическим законодательством, а также введение новых законов,

которые содействовали бы укреплению монополий. С другой стороны широко

осуществлялись мероприятия государственно-монополистического характера по

укреплению экономики страны и по усилению мобилизации средств на

реконструкцию и развитие японской промышленности.

К 1952 г. наметился раскол в самой правящей Либеральной партии,

образовались две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера,

и Хатояма Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос

перевооружения. Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и

постепенное укрепления сил самообороны. В то же время группа Хатояма

требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации Японии, что

с их точки зрения открывало большие перспективы для преодоления

экономического спада, неизбежного после окончания войны в Корее, а также

скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии.

- 18 -

В ноябре 1954 г. в условиях острого соперничества фракция Хатояма и

Прогрессивная партия ( Кайсинто ) образовали новую Демократическую партию

Японии ( Нихон Минсюто ). Председателем стал Хатояма Итиро.

В программе Демократической партии Японии, сосотоявшей из пятнадцати

пунктов, подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться

курса на усиление независимости и самостоятельности японской политики и

экономики. Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-

американский “договор безопасности”, с тем, чтобы превратить его в

двустороннее соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В

области внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было

сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной

экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США.

Также высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных

японских вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких

масштабах и рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.

Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя

Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном

продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его

внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики

более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.

В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических

партий Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был

избран Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое место были выдвинуты

задачи расширения и усиления повседневной массовой борьбы трудящихся за

экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ и

подчеркивалось, что осуществление социалистической революции возможно лишь

мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.

В июле 1955 г. состоялась VI национальная конференция КПЯ, которая

ликвидировала раскол, повергла критике допущенные ошибки, наметила

политический курс партии дружбы с Советским Союзом и другими

социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран Носака

Сандзо.

Консервативный лагерь Японии был потеснен объединением обеих

социалистических партий и сплочением КПЯ. В то же время разногласия и

соперничество среди консервативных партий и их лидеров “приобрели в 1954-

1955 годах столь острый характер, что стали рассматриваться монополиями как

опасные помехи для их политического господства”.№

_______________________________________________________________

№ История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 172

- 19 -

Политические позиции японских буржуазных партий стали недостаточно

прочными. Монополии решительнее и настойчивее вмешивались в политику.

В октябре 1955 г. состоялось внеочередное заседание Федерации

предпринимательских организаций Японии, на котором было принято решение об

объединении консервативных сил.

На учредительном съезде состоявшемся 19 ноября 1955 г.

Демократическая и Либеральная партия слились в единую Либерально-

демократическую партию Японии ( ЛДП ). Новая партия представляла интересы

японских монополий, защищала существование капиталистического строя в

Японии. На первый план программы партии выносилась идея создания условий

для обогащения всего народа, превращение его в “средний класс”, а страны в

“государство всеобщего благосостояния”.

Объединенная Либерально-демократическая партия стала располагать 298

мандатами из 467 в палате представителей и 119 из 252 в палате советников

японского парламента. Власть консерваторов стала прочнее. Главный

оппозиционной партией надолго стала Социалистическая партия Японии ( СПЯ ).

Таким образом, сложился так называемый, “феномен ЛДП”, т.е.

практически уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти,

в то время как в ведущих капиталистических странах преобладают

двухпартийные системы, при которых на политической арене стабильно

доминируют две крупные партии, попеременно сменяющие друг друга. Также

некоторые другие особенности внутренней организации японских консерваторов

привлекают в правящей партии Японии неослабевающий интерес.№

Как политическую партию ЛДП характеризует наличие оформленной

структуры строящейся на кадровой основе, с централизованным бюрократическим

аппаратом и строгой внутренней субординацией.

Устав ЛДП предусматривает существование разветвленной сети

региональных организаций – “префектуральных организаций отделений партии”,

и громоздкой центральной организации, подразделяющиеся на исполнительные

органы: аппарат партии и так называемые постановляющие органы ( “Кэцуги

кикан” ).

Председатель ЛДП осуществляет на высшем уровне контакты с финансовой

монополистической верхушкой, в ходе которых согласовываются наиболее важные

вопросы партийной политики, и определяются основные направления

национальной политики.

Важнейшим аспектом деятельности председателя ЛДП является также

руководство парламентской политики партии. Он лично занимается

№ Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 78

- 20 -

подбором лиц, занимающихся ее разработкой и претворением в жизнь:

председателей обеих палат, председателе й важнейших парламентских

комиссий, руководство комитета парламентской политики а аппарате ЛДП.

Совет общих вопросов ( Сэмукай ) или как его часто называет,

исполнительный или административный совет ЛДП, согласно уставу, наделен

большими полномочиями. По своим функциям он напоминает центральный комитет

других политических партий Японии. В частности в нем составляются списки

кандидатов, выдвигаемых партией на парламентских выборах. Формально все

вырабатываемые в аппарате ЛДП решения должны получать одобрение Совета.

Главным звеном в списке принятия важнейших политических решения в

аппарате ЛДП является “мозговой трест” партии – совет по изучению

политических вопросов ( Сэйму тёсакай ). Согласно сложившейся в практике,

все законопроекты вносимые на рассмотрение парламента, от лица

правительства, не считаются действительными до рассмотрения и одобрения их

Советом по изучению политических вопросов.

Совет имеет очень сложную внутреннюю структуру. В его состав входят:

секции ( букай ) – постоянно действующие подразделения, дублирующие систему

министерств и ведомств центральной администрации; исследовательские советы

( тёсакай ); социальные комитеты ( токубэцу иинкай ). Последние являются

подразделениями, созданными для рассматривания конкретных вопросов,

например, о малых и средних предприятиях, конституционного вопроса,

трудовых вопросов и т.п.

Совет играет значительную роль в формировании важнейшего

законопроекта, выдвижение которого входит в компетенцию правительства,

законопроекта о бюджете. Согласно сложившейся практике, ежегодно бюджетные

заявки министерств и ведомств, проходят предварительное слушание в

соответствующих отделах совета и лишь, потом поступают в министерство

финансов ответственное за состояние бюджета. Совет формирует основные

направления бюджетной политики в Совете общих вопросов ЛДП и на заседании

кабинета министров, затем согласовывается с проектом, подготовленным к

этому времени министерством финансов.№

Совет по изучению политических вопросов ЛДП представляет собой арену

сложного хитросплетения различных нередко конфликтующих интересов отдельных

фракций в ЛДП, правительственного чиновничества, различных “групп

давления”.

№ Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 21

- 21 -

Одной из характерных особенностей ЛДП является наличие в ее

парламентском представительстве в значительной степени независимых от

центрального руководства группировок.

Высший элемент ЛДП представляет собой в высшей степени усложненную,

“многоярусную” структуру, в которой наряду с официально оформленной

системой центральных партийных органов сосуществуюет параллельный механизм,

включающий в себя несколько типов группировок ( “фракции”, “групп по

изучению политики”, “кланы” ). Эти группировки, внешне строящиеся по

клубному принципу, отличаются друг от друга, как по степени формализации,

так и по выполняемым функциям.

Стабильному пребыванию ЛДП у власти не в последнюю очередь

способствует то, что место привычной для Запада двухпартийных “качелей” в

значительной степени занимает модель соперничества фракций внутри ЛДП:

“Преобладание одной партии ЛДП – в течении длительного времени переносит

поле практической конкуренции из сферы межпартийной политики к

внутрипартийной политике ЛДП. Поэтому соперничество вокруг политической

власти стало главным образом проблемой компоновки фракционной коалиции

внутри ЛДП”.№

Система фракций во многом смогла уберечь ЛДП от идейного и кадрового

застоя. Таким образом, традиционная структура ЛДП представляет собой

организационный фундамент альтернативности во внутрипартийной политике.

Фракционная структура ЛДП, механизм внутри- и межфракционных

отношений, феномен достижения единства партийной воли остаются определенной

загадкой для наблюдателей. Возникновение и жизненность фракций объясняют в

частности, тем, что “для члена парламента от ЛДП принадлежность к одной из

фракций важно по двум основным причинам.

Во-первых, фракции представляют, входящим парламентариям денежные

средства для борьбы на выборах. Во-вторых, каждая фракция составляет лист

старшинства своих членов, на основании которого она договаривается с

премьер-министром перед той или иной перестановкой в кабинете о кандидатах

в него”.№

Таким образом, мотивы для вхождения во фракцию выглядят в

достаточной степени “политико-меркантильными”. Однако, да не прозвучит это

цинично борьбы есть борьба, она требует финансово-материального обеспечения

ее конечной целью является власть. По- видимому, фракция оправдывает свое

существование как “организационно-технологическое” формирование в системе

политического процесса.

№ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -

М.: Наука, 1992, с. 99

- 22 -

В советской историографии Либерально-демократическую партию Японии

называли проводником интересов японских монополий и правящих кругов США,

обвиняли в проведении антинародной политики. Несомненно, в какой-то степени

это было так, особенно в послеоккупационный период, во время экономического

спада и разрухи в результате поражения во второй мировой войне. Но важным

аспектом функционирования ЛДП в политическом механизме является

деятельность определяемая ее партийными интересами. В условиях

существования в стране всеобщего избирательного права деятельности

оппозиционных партий ЛДП, заботясь о сохранении социальной базы, вынуждена

в определенной степени учитывать помимо интересов буржуазии интересы и

других слоев населения и осуществлять тактику социального маневрирования. И

в действительности она опирается на широкую социальную базу; особо

примечательно расширение ее мнения среди рабочих и молодежи. Естественно,

что ЛДП, так или иначе, откликается на нужды и чаяния всех поддерживающих

ее групп населения. Иначе электорат просто не потерпел бы ее. И это как

никакая другая политическая сила, улавливает ЛДП. Объективные потребности

развития японского общества в условиях современного витка НТР обусловили

деятельность ЛДП направленную на то, чтобы привнести в соответствие с этими

потребностями экономические, социальные политические характеристики

общества.

Распространенные “обвинения” гласили, что ЛДП удерживает власть

благодаря “социальной демагогии”, “манипулированию общественным сознанием”,

подавлению демократических и т.д. Однако привлекательность ЛДП состоит в

том, что за годы пребывания ее у власти резко повысилось состояние широких

масс, улучшились условия их жизни и труда, укрепилась социальная

защищенность граждан. Бросая взгляд почти на сороколетний период пребывания

у власти ЛДП, прогнозисты авторитетного в Японии исследовательского

института Митсубиси подчеркивают: “За это время наша страна выросла в

великую экономическую державу и нельзя отрицать роль, которую сыграла в

таком развитии экономики непрерывность политики”.№

Длительное пребывание ЛДП у власти создало возможности для более

тесной координации деятельности между государством и национальными

буржуазными кругами и на этой основе выработки долгосрочной стратегии в

экономической и других областях. Государственные пятилетние планы,

программы развития тех или иных приоритетных отраслей промышленности играют

важную роль в развитии экономики.

№ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -

М.: Наука, 1992, с. 102

- 23 -

Правда, они не являются обязательными в обществе с рыночной экономикой. Но

у государства есть целый ряд прежде всего политических и финансовых рычагов

для конструктивного диалога с предпринимателями.№

Руководство ЛДП рассматривает большой бизнес как наиболее важный

фактор динамизма Японии и поэтому политика всех консервативных кабинетов

направлена, прежде всего, на укрепление позиций японских монополий, как в

стране, так и за рубежом. В то же время заинтересованность политической и

социальной собственности в привлечении избирателей побуждает правящую

партию учитывать в той или иной степени интересы различных слоев населения.

Пребывание ЛДП у власти ведет иногда к недооценке роли оппозиционных

партий, их места в политической системе Японии, однако, в действительности,

они оказывают значительное влияние на положение дел в стране, и

консервативные круги вынуждены учитывать их позицию при реализации своей

внутренней и внешней политики.І

В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо ЛДП, СПЯ и

КПЯ выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма ( ПДС ) и

Партия Читой Политики ( Комэйто ).

В середине 70-х годов от правящей партии откололся и вскоре получил

статус самостоятельной партии Новой либеральный клуб (НЛК), а группа

вышедших из СПЯ, правореформистских деятелей основала Социал-

демократический союз (СДС).

Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость

теоретических основ, политического курса, характера политической

деятельности. Также этим трем партиям свойственна общность программ:

представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества

труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества,

представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.

26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.