бесплатно рефераты
 

Политическое развитие Японии во второй половине XX века

Политическое развитие Японии во второй половине XX века

Содержание

Введение ……………………………………………………..…… стр. 1-2

ГЛАВА I Глава I Политические реформы

в Японии 40-50 годов.

…………. стр. 3-16

ГЛАВА II Глава II Образование ЛДП и складывание

современной политической системы. ……… стр. 17-28

Заключение……………………………………………………….. стр. 29-30

Список использованной литературы…………………………. стр. 31

- 1 -

Введение

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе

внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить

“загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В

прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности,

слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего

большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие

сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и

общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с

оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках

его очередного передела ?

Особенно сильный всплеск интереса к Японии был вызван феноменом ее

почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во второй

мировой войне, в результате которого страна к началу XXI века превратилась

в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики.

Политическая история Японии представляет собой процесс далеко не

прямолинейный, с участием торможения и даже отката, развития

демократических институтов, принципов и норм, накапливания демократической

практики.

Эволюция политической системы в Японии протекала как аналог такого

же процесса в других странах, не только воспринимая оттуда опосредованным

образом ведущие варианты и тенденции развития, но и испытывая порой

добровольно или вынужденно – и прямое воздействие, конечно национальная

специфика сохранялась в любом случае.

Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй

половине XX в., отметить характерные черты этого развития, оценить

политические преобразования в Японии на изучаемом этапе.

Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в

Японии на разных этапах, попытка дать оценку проводившимся реформам,

изучение сложившегося государственного строя страны, а также определение

характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить

специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.

- 2 -

Историография данного вопроса представлена в работах Вербицкого

С.И.№, Еремина В.Н.І, Макарова А.А.і, следует отметить коллективную

монографию ведущих российских японоведов, выпущенную сравнительно недавно

(1999 г.)?, именно в этих работах подробно освещен изучаемый вопрос

японской политической истории. В качестве основного источника будет

рассматриваться Конституция Японии от 1947 г.? Работа делится на две

главы. В первой главе ( ''Политические реформы 40-50 годов'' ) речь пойдет

о послевоенных реформах проводимых в условиях оккупации администрацией США.

Также изучению подлежит новая Конституция Японии 1947 г., как основной

закон страны, определивший ее дальнейшее развитие. Во второй главе (

''Образование ЛДП и складывание современной политической системы'' ) будет

изучаться политическое развитие Японии в 50-60 годы. Т.к. именно в этот

период был сформирован механизм политической власти, который функционирует

вплоть до настоящего времени. В частности образование ЛДП и феномен ее

длительного пребывания у власти, особенности политической системы Японии

сформировавшихся в результате деятельности ЛДП как правящей партии,

начиная с 1955 г.

№ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века - М.: Знание, 1988

І Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества -

М.: Наука, 1992

і Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988

? Коллективная монография Япония мифы и реальность - М.: Восточная

литература РАН, 1999

? Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,

том 3 - М.: Издательство социально экономической литературы, 1961 с.

689-709

- 3 -

Глава I Политические реформы в Японии 40-50 годов

Поражение во второй мировой войне существенно подорвало

внутриполитические и экономические позиции правящих кругов Японии.

Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в

том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской

оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли

эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее

интересы господствующих классов.

Этап оккупации Японии не был однозначным по своему содержанию.

Главная особенность периоды оккупации заключается в том, что США, преследуя

свои собственные цели в отношении Японии, все же в какой-то степени считали

себя связанными Потсдамской декларацией союзных держав от 26 июля 1945 г.

В которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм

в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических

тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и

мышления, уважать основные человеческие права.

Победа над милитаристской Японией неотъемлемой частью победы союзных

держав в войне против гитлеровской коалиции. Поэтому США не могли открыто

сразу же после капитуляции Японии отказаться от Потсдамской декларации,

являвшейся общей программой союзных держав в отношении Японии. Кроме того,

они вынуждены были считаться с послевоенным подъемом японского народа за

мирный и демократический путь развития страны.

Одновременно американские власти стремились воспользоваться победой

для проведения линии демилитаризации Японии и ослабления ее экономической

мощи.

В период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и

демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями

дальневосточной комиссии, состоявшей из представителей 11 стран: США, СССР,

Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии

и Филиппин.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в

Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с

большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения

американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными

войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и

самостоятельно ему направлять, так называемые, “временные директивы”. В то

же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни

одного мероприятия в Японии.

- 4 -

Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они

полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили

под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление

государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.

В области дипломатии японское правительство было лишено права

устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все

функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей

или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел

Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период

оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к

поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

Сразу же после капитуляции Японии США предприняли ряд мер,

направленных на смягчение ограничений буржуазно-демократических прав и

политической деятельности. Было официально объявлено о роспуске

ультранационалистических обществ, секретных правых организаций. 11 октября

1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении

пяти крупных реформ – предоставлении рабочим права не организацию

профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма,

уравнении в правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали

директивы о замораживании собственности головных держательских компаний (

дзайбацу ), императорского дома и роспуске “дзайбацу”. В декабре были

опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об

отделении “синто” от государства. С целью ослабления культа императора 1

января 1946 г. Состоялось его публичное отречение от мифа о божественном

происхождении правящей династии.

Таким образом, установление так называемого косвенного управления

Японией, фактически передача японскому правительству ряда полномочий по

осуществлению оккупационной политики США означали, что руководящая роль в

послевоенном устройстве Японии признавалась не за демократическими силами,

а за господствующим классом. Консервативные силы, пользуясь представленной

им властью стремились в максимальной степени сохранить старый политический

строй, и прежде всего императорскую систему.№

№ История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 16

- 5 -

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них

создана единая политическая организация – Политическая ассоциация Великой

Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и

возникать новые партии различного направления.

В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание

Социалистической партии Японии ( СПЯ ) путем объединения последователей

различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных

вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков –

от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с

Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ

правые социалисты.

Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги

демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных

реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.

При содействии оккупационных властей стали формироваться буржуазные

политические партии. 9 ноября 1945 г. Была образована Либеральная партия (

Дзюито ), основное ядро которой составляли члены довоенной буржуазно-

помещичьей партии Сэйюкай. Либеральная партия возникла как партия наиболее

влиятельных групп крупной монополистической буржуазии. 16 ноября 1945 г.

появилась Прогрессивная партия ( Симпото ), в которую вошли члены других

довоенных буржуазных партий Минсэйто и Сэйюкай. Прогрессивная партия

представляла интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и

верхних слоев крестьянства. 18 декабря 1945 г. была создана японская

партия сотрудничества, известная также под названием Японской кооперативной

партии ( Нихон кёдото ). В мае 1946 г. она была переименована в

Кооперативно-демократическую ( Кёдо минсюто ). Программа партии, базируясь

на принципе классового сотрудничества, основное внимание уделяла вопросам

кооперирования, модернизации сельского хозяйства, рыбного промысла и т.д.

Таким образом, партия явилась выразительницей интересов средней и отчасти

мелкой буржуазии. В то же время под лозунгами мир, рис, землю и

свободу, за создание народного правительства на политическую арену выходит

Коммунистическая партия Японии ( КПЯ ), запрещенная на протяжении 19 лет.№

В апреле 1946 г. состоялись первые после окончания войны выборы в

парламент. Наибольшее число мест получила Либеральная партия - 140 мест,

за ней следовала Прогрессивная – 94 места и Социалистическая – 92 места.

Коммунисты получили 5 всего мест.№

№ История Японии 1945-1975 гг. – М.: Наука, 1978, с. 18-20

- 6 -

Лидер Либеральной партии Ёсида сформировал правительство, в котором

приняла участие и Прогрессивная партия.

В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии,

которая вступила в силу 3 мая 1947 г. При разработке конституции

американские оккупационные власти и японские правящие круги вынуждены были

считаться с волей японского народа и мировой демократической

общественности, требовавших коренной демилитаризации страны.

В преамбуле и ст. 1 конституции, народ провозглашается носителем

суверенной власти, по конституции 1889 г. единственным обладателем всей

полноты власти был император.№

В конституции провозглашаются равенство всех граждан перед законом и

упразднение прежнего аристократического сословия с его привилегиями,

отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в

семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на

образование и на “поддержание минимального уровня здоровой и культурной

жизни.”І

Ст. 28 гарантирует “право трудящихся на создание организаций, а

также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия”і

Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и

демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний и

союзов. Ряд статей конституции определяют права граждан и правила действия

исполнительной и судебной властей при арестах, обысках жилищ, конфискации

имущества и разбирательства в суде.

Редким прецедентом в практике буржуазного государственного права

является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войны при

разрешении международных споров и запрещается создание в стране каких-либо

вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военно-

воздушные силы.?

Конституция защищает и закрепляет законодательным образом – частную

собственность на средства производства. В ст. 29 конституции говорится, что

“право собственности не должно нарушаться”.?

№ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,

том 3 - М.: 1961, с. 689

І Там же, с. 690

і Там же, с. 693

? Там же, с. 691

? Там же, с. 691

- 7 -

Император Японии не обладает суверенной властью. Согласно

конституции, он является “символом государства и единства народа”. №

Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в

соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым

парламентом”.І

В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет

императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи,

председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр,

начальник управления императорского двора, верховный судья и один член

Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра.

Вопросы, связанные с повседневным ведением дел императора и его дома,

решаются особым органом при кабинете министров, так называемым управлением

императорского двора.

В функции императора входит назначение премьер-министра по

представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению

кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей,

объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается

обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и

договоров. Он подтверждает назначение и отставки государственных министров

и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочия в

верительные грамоты послов и посланников. На него возложено также

подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний,

восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные

грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и

посланников и участвует в церемониалах. Все действия относящиеся к

государственным делам, император должен осуществлять по совету и с

одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них.

На практике роль императорской власти в политической жизни Японии не

ограничивается рамками определенными конституцией. Правящие круги, опираясь

на пережитки прежних монархических настроений, стремятся возродить культ

императора и распространяют в массах идею, что император в качестве

“символа единства народа” стоит над классами и партиями.і

Изменения в конституцию могут вносится только с одобрения двух трети

состава парламента с проведением затем народного референдума.?

№ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,

том 3 - М.: 1961, с. 693

І Там же, с. 694

і Там же, с. 695

? Там же, с. 697

- 8 -

Парламент, по конституции – высший орган государственной власти и

единственный законодательный орган государства. Он состоит из двух палат –

палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе

закона о выборах в общественные учреждения от 15 апреля 1950 г.

Право избирать имеют все граждане, достигшие 20 лет. В палату

представителей могут избираться лица, достигшие 25 лет, а в палату

советников – 30 лет. Для участия в выборах кандидат или выдвигающая его

партия должны внести большой денежный залог. Если кандидат не наберет

установленного минимума голосов, залог переходит в собственность казны.

Кроме того, кандидат и выдвигающая его партия должны внести в

государственную казну значительную денежную сумму в виде компенсации

государственных расходов по проведению выборов.

Палата представителей состоит из 511 депутатов. Выборы в нее

происходят по 130 избирательным округам. От каждого округа избираются в

зависимости от числа избирателей от трех до пяти депутатов.

Палата советников состоит из 252 депутатов: 152 из них избираются по

префектурам, которые в данном случае рассматриваются как избирательные

округа; остальные 100 депутатов избираются от страны в целом, которая

рассматривается как общенациональный избирательный округ. Избранными

считаются те кандидаты которые заняли первые места по количеству полученных

ими голосов, если это количество не ниже установленного минимума.

Палата представителей переизбирается целиком каждые четыре года, но

может быть распущены и досрочно. Срок полномочий членов палаты советников –

шесть лет. Каждые три года половина членов палаты советников

переизбираются. Выборы обеих палат парламента производятся за 30 дней до

истечения срока полномочий парламента, а в случае досрочного роспуска

нижней палаты – не позднее чем через 40 дней со дня роспуска. Порядок

работы парламента определяется конституцией, а также “Правилами палаты

представителей”, принятыми 28 июня 1947 г., и “Правилами палаты

советников”, принятыми 28 июля 1949 г.№

Очередные сессии парламента созываются обычно один раз в год.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.