бесплатно рефераты
 

Петровская кунсткамера

герцога. Сам герцог был болен. Во время прощания опекун передал слова

герцога, что в знак благодарности за спасение города шлезвиг-голштинцы

дарят русскому царю глобус, так поразивший Петра.

Четыре года подарок был - в пути. От Тепингена до Ревеля (так раньше

называли город Таллинн) его везли морем. В Ревеле глобус поставили на

огромные сани. Сотня крепостных впряглась в сани и потащила их в Петербург,

обходя овраги, болота и леса. Там, где лес нельзя было обогнуть, прорубали

просеки.

Драгоценный дар Петр I , возможно, намеревался поместить в одной из

башен новой Кунсткамеры, которую уже замыслил построить. Но, как ни

долго был в пути глобус, его привезли в столицу раньше, чем началось

строительство здания. Временно «готторпское чудо», поставили в бывшем

слоновнике - зверовом дворе. Затем сколотили специальный балаган и открыли

в него доступ публике.

Глобус сильно пострадал от пожара в 18 веке, был восстановлен русским

мастером Тирютиным.

б). ИМПЕРАТОРСКИЙ КАБИНЕТ

Токарные резцы Петра, вырезанная им деревянная чаша для воды, им же

выкованная железная полоса.

Любимым занятием Петра в минуты отдыха было токарное дело: его станок редко

отдыхал. Особенно он любил вырезать предметы из слоновой кости и из дерева.

Сначала он работал на станке, изготовленном в Амстердаме, а потом приобрел

еще и французский станок. Несколько станков сделал и Андрей Нартов,

"любимый токарь" Петра, первый русский инженер. Сержант Никита Кашин,

описавший домашнюю жизнь Петра, вспоминал, как государь встававший за два

часа до света, "входил в токарню и точил разные вещи из кости и дерева."

Яков Штелин рассказал и о том, как царь, проработав как-то раз целый день в

кузне, получил за выкованные им железные полосы 18 алтын (по расценкам,

установленным хозяином кузни,) и сказал: "На эти деньги куплю я себе новые

башмаки, в которых мне теперь нужда". Он и в самом деле купил себе башмаки

и потом хвастался: "Вот башмаки, которые выработал я себе тяжелою работою".

Один из комплектов хирургических инструментов Петра; часть коллекции

удаленных им зубов; анатомические модели человеческих глаза и уха,

вырезанные Петром из слоновой кости.

Медицина, а точнее, хирургия, пользовалась особым уважением и даже любовью

русского царя. Эта любовь приводила нередко его приближенных в трепет, так

как Петр часто предлагал им свои услуги: футляр с хирургическими

инструментами он всегда носил с собой, а вырванные зубы аккуратно складывал

в мешочек. Понаблюдав, как делают операции, он счел себя авторитетом в этой

области и решил, что вполне может и сам их делать. Случалось, он рвал не

только больные, но и здоровые зубы. Уже знакомый нам Берхгольц в 1724 году

записал в своем дневнике, как племянница Петра "находится в большом страхе,

что император скоро примется за ее больную ногу: известно, что он считает

себя великим хирургом и охотно сам берется за всякого рода операции над

больными."

Степень риска и мастерство Петра мог - или уже не мог - оценить только сам

пациент. Впрочем, если операция оказывалась неудачной и заканчивалась, как

мы сказали бы, летальным исходом, Петр с не меньшим энтузиазмом и знанием

дела препарировал труп в анатомическом театре: он был неплохим

патологоанатомом и увлекался анатомией

Измерительные инструменты Петра.

Петр интересовался многими отраслями знаний, но предпочтение отдавал точным

наукам, к тому же имеющим практическое значение. Мы бы назвали его типичным

технократом. Коллекционировать инструменты в эпоху Петра было модно, и царь

с удовольствием предавался этой страсти. Глядя на эти инструменты, можно

представить себе, с каким увлечением он измерял все, что только можно

измерить! Это вполне соответствовало неуемному оптимизму эпохи, в которую

он жил, когда человеческий разум начал упиваться своим торжеством над

силами природы. Представление об этом чувстве дают строки поэта А. Поупа,

современника И.Ньютона:

Взвесь воздух, в гордых замыслах паря,

Измерив землю, измеряй моря...

Костюм Петра.

Петр боролся с ненавистной ему с детства "стариной", вводя "регулярство" во

все сферы жизни, в том числе и в одежду. 1700-й год открывался указом, в

котором предписывалось "носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною

по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием..." Видимо, тогда же

вышел указ о бритье бород. Длиннополые кафтаны, однорядки, ферязи, охабни и

бороды уходили в прошлое. На одной из старинных гравюр изображен человек,

стоящий на коленях в грязи, у которого солдат овечьими ножницами отрезает

полу "запрещенного" кафтана вровень с землей.

Самого же Петра привыкли видеть вечно спешащим, со знаменитой палкой в

руке, в потертом кафтане, стоптанных грубых башмаках и чулках, заштопанных

его коронованной супругой, царицей Екатериной, которая в шутку сама себя

называла "старой портомоей". Простота облика и демократическая манера

общения с людьми разных сословий больше всего поражала тех, кто знал царя.

Один из его современников писал: "Его величество бывает обыкновенно в таком

простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь

великого государя."

Скелет Буржуа

"Скелет огромный, что французом был когда-то..." Эти стихотворные строки

взяты из поэмы Иоганна Тремера из Данцига "Прощание с Петербургом". Они

относятся к скелету Буржуа, до сих пор хранящемуся в Кунсткамере. Мода

XVIII века предписывала правителям иметь при дворе карликов и великанов:

первые использовались для потехи, а вторые имели большой спрос как гайдуки,

т.е. выездные лакеи, и как личная охрана. Петр тоже отдал дань этой моде. В

1717 году во Франции в городе Кале он увидел на ярмарке великана Буржуа

ростом 2 метра 27 сантиметров. Петр его нанял к себе на службу и привез в

Россию. Ему нравилось, когда Буржуа при выездах стоял на запятках царской

кареты. Через семь лет Буржуа скончался. Его труп препарировали, кости

выварили и скрепили в скелет. А череп пришлось заменить: настоящий череп

Буржуа сгорел при пожаре 1747 года.

в). МЮНЦ-КАБИНЕТ

Корейские и японские монеты.

Культура Кореи и Японии развивалась под сильным влиянием Китая. Форма

и функции корейских и японских монет также были заимствованы из Китая

Китайский даосский меч из старинных монет, для изгнания злых демонов.

Даосские маги и гадатели славились в Китае как специалисты, способные

уберечь человека от влияния злых духов и неблагоприятного воздействия

природных и сверхъестественных сил. Одним из мощных магических

"инструментов" был меч, изготовленный из монет, скрепленных через

отверстия. Монеты были включены в систему китайских магических символов и

глубинно связаны с общекультурным контекстом. На их форму, название и

легенды влияли нумерологические классификационные схемы. Все это определяло

роль монет как амулетов, оберегов и обусловило их использование в магико-

охранительных целях. Меч, сделанный из таких монет, обещал человеку охрану

от злонамеренных воздействий и благоприятное существование не только в

материальной, но и в духовной сфере.

Китайские монеты и орден "Двойного дракона" (голубой степени).

В Китае монеты были не обычным средством денежного обращения. Их облик,

выбор материала и взаимоотношения между отдельными средствами денежного

обращения были продиктованы в первую очередь мировоззренческими

соображениями. Основным материалом для изготовления монет на протяжении

почти всей истории императорского Китая была медь. К меди сохранялось

особое отношение как к единственному металлу, стоимость которого всегда

неизменна и не зависит от рыночной конъюнктуры как в случае с драгоценными

металлами.

Форма монет утвердилась еще в III в. до новой эры: в основном их делали

круглыми с отверстиями посередине, круглыми или квадратными. Легенда на

лицевой стороне состояла обычно из четырех знаков: два первые, как правило,

составляли девиз правления, а два другие - одно из самоназваний монеты,

например, "ходячая драгоценность", "тяжелая драгоценность" и т.п. Монеты

нанизывали на шнурок; связка монет и служила денежной единицей. Связки

могли быть большими или малыми, от 1000 до 500 штук. При весе одной монеты

3,5 г одна связка весила от 3 до 1,5 кг.

Монеты использовались и как сакральные предметы - амулеты, талисманы,

носители благой силы. Глубоко символично и изображение дракона на ордене:

он вообще играл большую роль в жизни китайцев. Драконы почитались как

божества рек и озер, как патроны местности и дома, а кроме того они были

олицетворением императорской власти.

г). НАТУР-КАБИНЕТ

Аналог минералогической коллекции, купленной Петром I в Германии в 1716

году

В XVIII веке представления о строении земли были фантастическими. Известный

минералог И.Г.Леман, например, утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во

время горных работ, не что иное, как побеги огромного ствола, коренящегося

в самой глубине земли". Молодая минералогия была наукой описательной. Она

еще только пыталась систематизировать материал по сбивчивым внешним

признакам. М.В.Ломоносов пытался поставить ее на прочное теоретическое

основание.

Занимал его, в числе прочего, и вопрос о происхождении янтаря. Он был

хорошо известен на русском севере: его называли там "морской ладан". Как

декоративный материал янтарь привлекал внимание двора Елизаветы. В XVIII

веке полагали, что янтарь произошел от соединения серной кислоты с

"каменным маслом", т.е. нефтью. Ломоносов же пытался доказать, что это

невозможно. Свидетелями своей геологической теории происхождения янтаря он

сделал мух и других насекомых, заключенных в нем. Ломоносов же обратил

внимание и на кристаллическое строение разных ископаемых. Он пытался

увидеть связь между внешней формой минералов и их внутренним строением.

Ученый выделил пять способов рождения минералов: затвердение, сгущение,

зернование, наращивание и проницание. Интересно, что современная наука

вполне признает эти процессы, но теперь они называются сложными научными

терминами, например, диагенез или коагуляция.

Образцы древесины из Сибири.

В число курьёзов входили и так называемые модные "обманки" - вещи,

которые "притворялись" не тем, за что себя выдавали, как, например, куски

древесины, оформленные как книжные тома

Гербарий с подписью лейб-медика Арескина и датой 1709 г.

Лейб-медик Петра, шотландец Роберт Эрскин или, как его назвали в России,

Арескин, сам с увлечением собирал российские природные диковинки,

называемые naturalia. Когда в 1714 году музей разместился в Летнем дворце и

для его обслуживания понадобился специальный штат, Арескину было поручено

"главное смотрение" за коллекциями. Собирая травы и следя за их собиранием,

он делал потом гербарии. Первый русский гербарий принадлежит именно ему.

Оформлялись они в стиле барокко: каждая травинка помещалась в затейливо

вырезанной подставке.

Коллекция Альберта Себы.

В 1716 году в Голландии было приобретено "Альберта Себы славное собрание

животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных

произведений Ост- и Вест-Индии". В Европе того времени было принято

коллекционировать разные диковинки природы - они назывались naturalia - и

искусные произведения человеческих рук, artificialia. Коллекционеры

называли себя "любителями", и это было действительно так: движущей силой

науки того времени было любопытство, а средства на жизнь "любители"

зарабатывали иными способами.

Себа, по профессии аптекарь, разделял экспонаты по традиции эпохи

Возрождения, т.е. по полезности. Так, например, в зависимости от того, едят

растение или им лечатся, оно попадало в определенный раздел. Но выкладывая

диковинные узоры из раковин, растений и других природных объектов, он

советовался с Линнеем и тем самым разрабатывал новую систематику.

д). АНАТОМИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Ни одна наука не уходит так глубоко своими корнями в прошлое, как анатомия.

Немалый анатомический опыт накопили уже люди каменного века, а сделанные в

Австралии много тысячелетий назад наскальные рисунки, на которых изображены

сросшиеся близнецы, можно, видимо, считать самым первым из дошедших до нас

подтверждений интереса человека к врожденным уродствам.

Однако история анатомии начинается с гораздо более близкого нам времени.

Кто не слышал о высоком искусстве бальзамирования, процветавшем у египтян?

Кто не знает имени Гиппократа - "отца медицины", создавшего греческую школу

врачей и анатомов?

В развитии анатомии, как и любой другой науки, были и периоды расцвета, и

времена упадка. В течение многих веков вскрытие человеческого тела

запрещалось господствовавшими в Европе и на Ближнем Востоке религиями. И

только эпоха возрождения, сняв эти запреты, дала возможность человеку

познать свое собственное строение и породила целую плеяду блестящих

анатомов, заложивших фундамент истинных представлений о строении и функциях

человеческого тела. На выставке представлены анатомические препараты

"золотого века" этой науки.

Одним из замечательной плеяды анатомов был Фредерик Рюйш - представитель

очень сильной анатомической школы, существовавшей в Университете г.Лейдена

в Нидерландах.

Хотя сейчас Рюйш известен прежде всего как выдающийся анатом-практик,

блестящий мастер изготовления препаратов по нормальной, патологической и

сравнительной анатомии, в свое время наибольшую славу он стяжал как

бальзамировщик. В этом искусстве ему не было равных и два столетия спустя.

Рюйш бальзамировал тела детей и взрослых, достигая такого эффекта, что они

казались живыми, спящими.

При жизни анатома его "Кабинет", где были выставлены в маленьких гробиках

бальзамированные тела детей в кружевных платьицах, украшенные бусами,

цветами и маленькими свечками, 2 раза в неделю за плату был открыт для

посещения. В книге записи посетителей можно увидеть много хорошо известных

имен, но самым замечательным гостем бесспорно был русский царь Петр I,

приехавший в Амстердам в 1697 г. и оставивший свою запись на тринадцатой

странице. Царь, по рассказу его голландского современника, был поражен

искусством Рюйша-бальзамировщика: "Остановившись у трупика ребенка,

сохранившегося так хорошо, что, казалось, ребенок еще жив и на лице его как

бы играет еще улыбка, Петр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку".

Несколько раз приходил царь в "Кабинет" Рюйша, именно тогда у него возникло

желание купить знаменитое собрание. Однако покупка была совершена 20 лет

спустя, когда Петр снова посетил Голландию. Стремясь всемерно развивать

науку в России, Петр заботился о приобретении наглядных пособий. Он хотел

иметь в своей столице музей с разнообразными коллекциями. Вот почему Петр

не скупился при покупке музейных экспонатов, заплатив за коллекции Рюйша

баснословную для того времени сумму - 30 тыс. гульденов.

Собрание Рюйша, купленное Россией, было благополучно перевезено в

Петербург. С 1728 г. оно хранится в Кунсткамере.

Говоря об анатомии в Кунсткамере, было бы несправедливым не упомянуть о

русских анатомических коллекциях. В 1706 г. Петр I учредил военный

госпиталь вместе с госпитальной школой, здесь же имелся анатомический

театр, в котором начали изготовлять анатомические препараты. Интересы

русских анатомов того времени были сосредоточены на эмбриологии и

тератологии (науке об уродствах). В соответствии с этими интересами и

создавались препараты. Существовал анатомический театр и в Кунсткамере.

В 1718 г. последовал знаменитый указ царя о собирании монстров, в котором

сделана попытка объяснить происхождение уродств, даны четкие инструкции,

как сохранять и доставлять в столицу уродов. В первое десятилетие после

опубликования этого указа и мертвые, и живые монстры стали регулярно

поступать в Кунсткамеру.

Уродства во все времена привлекали внимание людей. В главном тексте

"Талмуда" (II в. н.э.) уже приводится перечень более 100 видов врожденных

пороков. Образцы подобных уродств есть и среди препаратов, собранных в

Кунсткамере, так же как и всевозможные степени и формы соединения

близнецов. Эти пороки развития, наблюдаемые человеком с глубокой древности,

послужили основанием мифов о русалках, Полифеме-циклопе, двуликом Янусе,

гарпиях и фавнах.

Коллекция уродов, собранная в Кунсткамере, служила и целям науки. Изучение

уродов стало основой грандиозного труда по "теории" уродств выдающегося

анатома и эмбриолога Каспара Фридриха Вольфа. В разное время эта коллекция

привлекала внимание многих исследователей

Коллекция Рюйша.

Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша.

Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого

посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в

сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому

можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах.

В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом

оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти. Унес он с собой в

могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их

так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил

сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном

перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их

бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как

восьмое чудо света.

Размещение экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его

коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и

быстротечности жизни. Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная

всемогущим творцом."

Тератологическая коллекция: уроды человеческие.

После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в

Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые.

Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то

время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было

показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по

причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание

взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их

препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них

экспонаты.

Тератологическая коллекция: чучело двухголового теленка.

"Уроды человеческие и животные" собирались по указу Петра со всех концов

России, поскольку они "во всех государствах сбираются как диковинки". Часть

из них сохраняется и поныне, как, например, этот двухголовый теленок.

е). КУНСТ-КАБИНЕТ

Раритеты Петровской Кунсткамеры: бутылочка с окаменевшим порохом, турецкие

ядра, каменное и чугунное, привезенные Петром из Прутского похода.

Эти ядра - свидетели самых трагических дней из жизни Петра. Царь

распорядился передать их "для памяти на предбудущее время". В 1711 году

Россия вела войну со Швецией, когда Турция тоже начала против нее военные

действия. Русские войска из Прибалтики двинулись ранней весной к границам

Валахии и Молдавии - вассальных государств Турции. Петр действовал как

умный и тонкий стратег, но его одолевали мрачные предчувствия. И они

оправдались. В июле турки отрезали русскую армию от тылов и окружили ее на

реке Прут. Вчерашние триумфаторы Полтавы оказались под плотным огнем

неприятеля и под палящим молдавским солнцем в безводной степи, опустошенной

саранчой. Турецкие орудия открывали огонь по каждому, кто пытался подойти к

берегу и набрать воды. На предложения о перемирии турки отвечали ядрами -

как раз такими, как выставлены на экспoзиции. Ситуация становилась

настолько критической, что Петр, по свидетельству Штелина, подумывал о

завещании. Он принял решение о прорыве. Это было равносильно самоубийству.

И тут за дело взялась Екатерина, боевая подруга Петра. Пока царь отдыхал в

палатке, она провела совещание с генералами, убедила их послать очередное

письмо турецкому визирю и приложила к нему все свои драгоценности. Это и

решило исход дела. Визирь дал согласие на переговоры, и прутский кошмар

кончился. А в 1714 году Петр наградил свою жену только что учрежденным

орденом святой Екатерины. Его девиз - "За любовь и отечество".

Гальванокопии скифского золота, собиравшегося в Кунсткамеру по указу Петра

В 1715 году в "Государев кабинет" поступила знаменитая сибирская коллекция

скифских золотых вещей. Ее поднес Екатерине I в честь рождения царевича

Петра Петровича Н.А. Демидов, владелец Тагильских заводов. В коллекцию

вошли и предметы, "сысканные в земле древних поклаж" по указу Петра

сибирскими губернаторами князьями И.П.Гагариным и А.Н.Черкасским. Всего в

коллекции насчитывалось 1250 золотых вещей. После появления Эрмитажа почти

все древние драгоценные вещи были переданы туда.

Они представляют собой великолепные памятники искусства кочевников так

называемого "звериного стиля", неповторимого и самобытного художественного

явления. Так принято обозначать манеру мастеров-художников первой половины

- середины I тысячелетия до новой эры. Главная тема всех изображений -

звери и различные мифические зооморфные чудовища. Типичными были сцены

борьбы хищников или нападения хищников на копытных. По канону, хищников

показывали чаще всего стоящими, с опущенной вниз мордой, как будто что-то

вынюхивающими, а также свернувшимися кольцом или противостоящими друг

другу. Олени, лоси и другие копытные изображались обычно лежащими с

подогнутыми ногами. Глубинная основа искусства звериного стиля кочевников -

представления о происхождении людей от животных.

Изображения звериных фигур обычно украшали парадные и ритуальные костюмы,

оружие и конское снаряжение, предметы культа. Они имели магическое

значение: любая вещь, украшенная в зверином стиле, считалась амулетом и

оберегом. Скифы приписывали изображениям способность символически

передавать воину-всаднику, его оружию и коню зоркий глаз, быстрый бег, мощь

и другие качества животных. Каждый образ нес в себе конкретный смысл, но

нам его раскрыть далеко не всегда удается.

V. .ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВОГО РУССКОГО МУЗЕЯ

Кунсткамера, - первый государственный русский музей, - был создан "для

поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих

рук". Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли

не оставляли за собой все другие музеи Европы." Посетителей встречали

любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское

с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев

взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции

показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими

целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и

угощать, а не деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь

царскую причуду.

Скоро Кунсткамера стала одной из главных достопримечательностей новой

столицы и всей России. И отечественные, и иностранные "знатные персоны",

дипломаты, почетные гости, приезжавшие в столицу, обязательно посещали

первый русский музей, так что, по свидетельству современников, там было

всегда "великое людство" и множество "разного звания народу". Для доставки

знатных гостей устроили специальный перевоз, построили пристань и выделили

шлюпки, а простой люд добирался, как мог. И все дивились и любовались

"натуральными и художественными редкими вещам." А их в Кунсткамере было

немало.

В 1718 году библиотека, как и музей, была открыта для свободного обозрения

и пользования. "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились", - повторял Петр.

Когда сподвижник царя П.И.Ягужинский предложил установить плату за вход в

музей и за пользование библиотекой, Петр решительно отказался. Он сказал:

"Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет

с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе,

рюмкою вина или водки либо чем-нибудь иным в самых этих комнатах".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие

из них уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра

Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.

Музей Кунсткамера является старейшим государственным музеем России.

Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом

созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской)

Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени

силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук – РАН.

[pic]

C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-

исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской

Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит

присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Полное и официальное название

сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого

РАН.

Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего

времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны,

революции . Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали

и спасли коллекции мирового значения. Их можно увидеть, посетив музей на

Васильевском острове, или побродить по виртуальному музейному сайту и

увидеть эти коллекции, где бы ты ни находился: в Санкт-Петербурге или в

любой точке мира.

Литература.

1. Рудольф Итс «Кунсткамера». Лениздат, 1980.

2. П.П. Пирогов «Васильевский остров». Лениздат, 1966.

3. Ч.М. Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-

Петербург, 2000.

4. музейный сайт: www.kunstkamera.ru

5. Реформы Петра I. Сборник документов. Социально-экономическое

издательство. Москва-1937

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.