бесплатно рефераты
 

Образование в XIX веке

капельмейстеры и артисты придворных театров. Значительно хуже обстояло дело

с обучением наукам. Комиссия народных училищ отмечала у воспитанниц «весьма

недостаточное знание языков инострвнных и особливо своего российского», а

так как все предметы преподавались на французском, «коего девицы довольно к

тому не разумеют», то и знания они получали весьма слабые. Позднее учить

стали на родном языке и положение несколько улучшилось. Но подлинный

перелом наступил лишь в середине девятнадцатого века, когда инспектором

классов обоих заведений был назначен замечательный педагог-демократ

Константин Дмитриевич Ушинский.

Проведя коренную реформу воспитания и обучения, Ушинский привлёк к

преподаванию в институте и училище молодых, демократически настроенных

педагогов, при нём впервые учебные программы в обоих заведениях были

уравнены. Ведущее место в них заняли родной язык и литература. Ушинский

сумел добиться почти полного искоренения традиционного пренебрежительного

отношения «благородных смолянок» к «мещанкам». Такая демократизация

Смольного, естественно, вызвало недовольство в «высших кругах». Начальница

института и консервативные преподаватели начали кампанию против Ушинского,

которая завершилась доносом, обвиняющим его в политической

неблагонадёжности. Возмущённый самим фактом доноса, Ушинский покинул

Смольный. Однако его прибывание там не прошло бесследно. «Благодаря энергии

и таланту одного человека, - отмечает историк, - в какие-нибудь три года

совершенно обновилось и зажило новою, полною жизнью огромное учебное

заведение, дотоле замкнутое, рутинное». Некоторые его выпускницы теперь

поступали на женские Высшие и педагогические курсы, в женский медицинский

институт.

Смольный институт был призван прежде всего внушать своим

питомцам «непоколебимую преданность престолу и благоговейную

признательность к августейшим их покровителям». Но не стоит, может быть,

забывать, что, наряду с фрейлинами императриц и фаворитками императоров,

его воспитанницами были жена Радищева, поехавшая за мужем в ссылку и там

погибшая, жёны и сёстры декабристов, мать героя Плевны генерала Скобелева,

сама в русско-турецкую войну служившая в лазарете и убитая в Болгарии, а

также матери и жёны других славных сынов России.

Здание Мещанского училища до сих пор используется в учебных целях – в

нём занимаются студенты географического факультета и факультета прикладной

математики Ленинградского университета.

Воспитательное общество благородных девиц находилось в монастырских

корпусах гораздо дольше, чем училище. Лишь в начале следующего столетия

архитектор Кваренги возвёл для него с южной стороны монастыря, на месте,

где находился «мастерский двор» со служительским лазаретом, пекарней,

сараями и прочим, новое здание.

Барышень учили не только языкам и манерам, но и терпению. Вот как

вспоминала годы учёбы бывшая «смолянка» Анна Владимировна Суслова:

- В Смольном была дисциплина, как в армии. Физически приходилось очень

тяжело. Первое моё впечатление от Смольного – холод. Холодно везде: в

спальнях, классах, в столовых. Температура не выше плюс 16 градусов. Утром

надо было умываться ледяной водой до пояса. За этим наблюдала классная дама

(воспитательница, прикреплённая к какому-либо классу). Потом все одевались

и шли по коридору в церковь, которая находилась в противоположном конце

здания. Во время молитвы следовало стоять неподвижно, глядя вперёд. Нельзя

повернуть голову, переступить с ноги на ногу. Праздничная служба

продолжалась долго, и девочки иногда падали в обморок.

Очень следили за осанкой. Девочки одевались в платья, в которые

вставлен китовый ус, чтобы талия была затянутая прямая. Упаси Бог

сгорбиться. Классная дама всегда находилась при нас и следила за осанкой,

за причёской. Надо было быть совершенно «зализанной», чтобы ни одна

волосинка не висела. Должна быть одна косичка, две не разрешалось. В неё

вплетали чёрную ленточку. Любое кокетство, желание выделиться

преследовалось очень строго. Ходили всегда парами, молча. Улыбаться нельзя.

За улыбку сразу сбавляли несколько баллов за поведение.

Образование, в общем, было хорошим. Языки мы усвоили во многом

влагодаря тому, что нам не разрешалось разговаривать по-русски. Только по-

немецки или по-французски. Везде: в спальнях, во время отдыха и т.д. учили

нас стряпать, шить, вышивать, танцевать, играть на музыкальном инструменте.

Можно было выбрать один из трёх: скрипку, рояль или арфу.

Мне не нравилось в Смольном. Я зябла, кашляла и половину времени

провела в лазарете. Мне трудно было выдерживать этот режим. Но зато у меня

выработалось огроиное терпение. Оно мне в жизни очень пригодилось.

Царскосельский лицей

19 октября 1811года в Царском Селе под Петербургом сели за парты

тридцать мальчиков. Они могли считать себя одновременно и школьниками и

студентами: было им в среднем по 12 лет, но после окончания своего учебного

заведения они могли больше нигде не учиться. Это был первый курс

Царскосельского Лицея – нового для России учебного заведения, так и

оставшегося единственным в своём роде.

В этом учебном заведении, по замыслу Михаила Сперанского, ближайшего

советника царя Александра I, небольшое число дворянских детей должно было

учиться, чтобы потом учавствовать в управлении Росией.

Мальчиков было всего тридцать. Среди них были представители знатных

семей, такие, как князь Александр Горчаков; были дети царских чиновников,

как Иван Пущин, был среди них и правнук знаменитого «арапа Петра Великого»

- Абрама Петровича Ганнибала – Александр Пушкин.

Лицеистов ждали 6 лет учёбы. Строгий режим дня, в котором

чередовались «классы» и прогулки, «танцеванье» и фехтование. Домой ездить

было нельзя – все лицеисты жили в Лицее в небольших комнатках, на которые

деревянными, не доходящими до потолка перегородками, разделили большой зал.

Изучали множество предметов: иностранные языки, историю, географию,

математику, право (юридические науки), артиллерию и фортификацию (науку о

военных сооружениях), физику. На старших курсах занятия велись без строгой

программы – утверждённый устав определял лишь науки, подлежащие изучению:

предусматривались знания по разделам нравственных, физических,

математических, исторических наук, словесности и по языкам. Учились

серьёзно, но не упускали возможности и пошутить. Однажды на уроке лицеист

Мясоедов так описал в стихах восход солнца: «Блеснул на западе (!) румяный

царь природы...» Другой лицеист (Пушкин или Илличевский, точно неизвестно)

тут же продолжил:

«И изумлённые народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать».

Учителей уважали и любили. Они хорошо понимали своих воспитанников.

Сохранились воспоминания Ивана Пущина об учителе математики Карцове,

который вызвал Пушкина к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с

ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его

наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил:

«Нулю!» – «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём.

Садитесь на своё место и пишите стихи».

Пролетели шесть лет учёбы. Пятнадцать выпускных зкзаменов сданы за 17

дней. Лицей окончен 31 мая 1817 года. Лицейскую дружбу, память о «городе

Лицее» они сохранят на всю жизнь. Каждый год 19 октября будут они

праздновать лицейскую годовщину, вспоминая тех, кого уже нет... Первым

уйдёт Николай Ржевский (в 1817 году, вскоре после выпуска), последним –

Александр Горчаков (в 1883 году).

Горчаков станет канцлером (высшим чиновником), Кюхельбекер –

декабристом, Пушкин – «солнцем русской поэзии».

И сегодня нельзя без волнения читать знаменитые пушкинские строки:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и

характер многих реформ и начинаний «дней александровых прекрасного начала»:

блестящие обещания, широкие замыслы при полной непродуманности общих

задач, целей и плана. Размещению и внешнему распорядку нового учебного

заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов овсуждались

самим императором. Однако план преподавания был непродуман, состав

профессоров – случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и

педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал

выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно

определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны

были воспитываться также младшие братья Александра I – Николай и Михаил.

Мысль зта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим

передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры

великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей.

Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безразличность и

божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что

искусство управления состоит в «фельдфебельской науке»...

Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие императрицы Марии

Фёдоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся,

в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные

планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на

престол чудовищно неродготовленным... Лицей помещался в Царском Селе –

летней императорской резиденции, во флигеле Екатеринского дворца. Уже само

местоположение делало его как бы придворным учебным заведением. Однако,

видимо не без воздействия Сперанского, ненавидившего придворные круги и

стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и

влияние на императора, первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался

оградить своё учебное заведение от влияния двора путём строгой замкнутости:

Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы

его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, пеосещения родственников

ограничивались.

В лицейских занятиях была бесспорная положительная сторона: это был

тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого –

«пушкинского» – выпуска и который очень скоро сделался темой многочисленных

доносов. Именно этот «дух» позже старательно выбивал из Лицея николай I.

Когда создавался Лицей, предпологалось, что в нём будут учиться

великие князья – младшие братья императора Александра I. Поэтому многие

стремились поместить своих детей в это, говоря современным языком,

престижное (уважаемое) учебное заведение. Вот как пишет о первом лицейском

курсе Натан Яковлевич Эйдельман, писатель, историк, литературовед.

«...Члены царской фамилии в конце концов «не попали» в Лицей, но меж

тем летом 1811 года образовался конкурс, потому что на тридцать мест было

куда больше желающих. Одним (Горчакову) поможет звучный титул (князь –

Рюрикович). Другим – важные посты, занимаемые родственниками: у Модеста

Корфа отец -–генерал, видный чиновник юстиции; десятилетний Аркадий

Мартынов ещё мал для Лицея, зато он крестник самого Сперанского, а отец его

литератор, директор департамента народного просвещения; Ивану Малиновскому

пятнадцать лет, он уже называется «иностранной коллегии студент», но отец

его, Василий Фёдорович, назначается директором Лицея и хочет «испытать»

новое заведение на собственном сыне...

...Ещё и ещё – родители-царедворцы, или отставные, или невысокие

чиновники; отсутствуют отпрыски багатейших фамилий вроде Строгановых,

Юсуповых, Шереметевых... Аристократы своих детей в какой-то там Лицей не

отдают (тем более, когда выяснили, что царские братья туда не

определяются): ведь им пришлось бы в одном классе на равных учиться и,

может быть, получать подзатыльники от мелкопоместных, малочиновных или

(страшно подумать!), скажем, от Владимира Вольховского, сына бедного гусара

из Полтавской губернии; мальчик идёт в Лицей... как первый ученик

Московского университетского пансиона.

Из нниги Н. Я. Эйдельмана

«Прекрасен наш союз...»

60-90-е годы XIX века

Школа, просвещение и печать

Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали

серьёзные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос

уровень грамотности населения ( в среднем в 3 раза ), в городе больше, чем

в деревне ( 2,5 раза ). Согласно данным всеросийской переписи населения

1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%,

среди мужчин – 29,3%, среди женщин – 13,1%. При этом высшее и среднее

образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень

образованности в России до второй половины XIX в. определяла начальная

школа.

В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения.

«Положение о начальных народных училищах» 1864г. допускало, в частности,

открытие начальных школ общественными организациями ( органами городского

самоуправления и земствами на селе). Это позволило широкому общественному

движению за создание народных школ (Московский и Петербургский комитеты

грамотности и другие общественные просветительские организации ) претворять

в жизнь передовые педагогические идеи К. Д. Ушинского ( 1824 – 1870 / 71 )

и его учеников. Под влиянием общественности начальное образование получило

значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими

школами ( учителей для которых готовили церковно-учительские школы,

находившиеся в ведении Синода ), начали действовать земские трёхгодичные

школы ( в это время наиболее распространённый тип начальной школы),

преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило,

истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них было

поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов –

письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались

география, природоведение, история.

Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими

гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза

) давали училища – с 1864 года реальные ( учебный план включал большой

объём знаний по точным и естественным наукам ) и с 1873 года коммерческие (

где изучались – бухгалтерия, товароведение и др. ). В период реформ

открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200;

для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных

училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887

года закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем

образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный

университетский устав 1863 года, предоставивший этим учебным заведениям

автономию, привёл не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти в

3 раза), но и к демократизации их состава, правда, неравномерно (в 1897

году в Петербургском унивесситете доля детей дворян и чиновников составила

около 2/3, а в Харьковском – менее 40%). В университетах страны стали

сосредоточиваться лучшие научные кадры (А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К.

А. Тимирязев и др. ), оживилась научная работа и повысился образовательный

уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования –

высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в

Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы профессора В. И. Герье в

Москве, 1872; Бестужевские (названы по имени их директора историка,

профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители

передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного

образования: с 1859 года начали работать бесплатные воскресные школы,

программа которых была шире, чем в казённых школах, и включала знакомство с

основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в

ряде случаев выступало инициатором внешкольного овразования. Так, начиная с

1871 года, проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в

которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная

тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на

русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900 году). Окончательно

оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно-

художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего

значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник»,

«Русское слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло ещё стремительнее (в

1860-е90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Всё это было возможно, так

как полиграфическая база в России за три пореформенных десятилетия выросла

более чем в три раза (в 1864 году насчитывалось около 300 типографий, в

1894 году их было уже более тысячи). Среди издателей ведущее место занимали

частные фирмы М. О. Вольфа, Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина, выпускавшие

учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешёвые

издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до

3 тысяч в конце 90-ых годов). В городах и сёлах росло число библиотек и

читателей, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного

управления. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека в Москве

(сейчас Российская Государственная Библиотека). Главная роль в развитии

культурно-просветительных учреждений принадлежала интеллигенции, в том

числе земской.

Конец XIX века

Образование и просвещение

Система образования в России рубежа XIX-XX веков по-прежнему включала

три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища),

среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую

школу (университеты, институты ). По данным 1913 года, грамотные среди

подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет )

составляли в среднем 38-39%.

В значительной мере развитие народного образования было связано с

деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой

области не представляется последовательной. Так, в 1905 году Министерство

народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего

начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II

Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего,

в особенности технического, образования. Количество студентов многих

университетов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-ых годов до 35.5

тысяч в 1907 году. Получили распространение частные высшие учебные

заведения (Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический

институт В. М. Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908-

18 годах на средства либерального деятеля народного образования А. Л.

Шанявского (1837-1905) и давший высшее и среднее образование, сыграл важную

роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица

обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических

взглядов.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы

культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы

(например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие

выдающиеся учёные как И. М. Сеченов, В. И. Пичета и др.), просветительские

рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой,

актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С.

В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати

и книгоиздательства. Тираж массового литературно-художественного и научно-

популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 году выросло с 9 до

235 тысяч экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье

место в мире (после Германии и Японии).

Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835-1912) в Петербурге и И.

Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к

литературе, выпуская книги пог доступным ценам («Дешёвая библиотека»

Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1899 – 1913 годах в

Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Архитектурный ансамбль Смольного» Н. Семенникова Ленинград. «Искусство»

1980г.

«История отечественной культуры» Т. Балакина Москва. «Спектр-5» 1994г.

«Я познаю мир» Н. Чудакова Москва. «АСТ» 1996г.

«Русский язык» Р. Панкова/Л. Гришковская Каунас. «Швиеса» 2002г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.