бесплатно рефераты
 

Муниципальные займы Нижнего Новгорода

Муниципальные займы Нижнего Новгорода

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ ГОРОДА

НИЖНЕГО НОВГОРОДА

( КОНЦА ((( - НАЧАЛА (( ВЕКА )

Исполнитель:

студент V курса, Д/О

Шитов Илья Николаевич

Научный руководитель:

к.и.н., доцент

Ковалева Тамара Ивановна.

Рецензент:

к.э.н., доцент

Ефимкин Андрей Петрович

Нижний Новгород

1999 г.

План

Введение.

Образование дефицитов бюджета Нижнего Новгорода с 1880 по 1892 г.г.

2.1. Заем 1895 г. для покрытия расходов по благоустройству города к

Всероссийской выставке 1896 г.

2.2. Заем 1904 г. на устройство собственного электрического освещения.

2.3. Заем 1909 г. на переустройство городской телефонной сети.

2.4. Заем 1911 г. на покрытие расходов по городскому хозяйству и покрытие

долгов и на переустройство водоподъемной станции.

2.5. Заем 1914 г. на выкуп трамвая.

2.6. Заем 1914 г. на устройство канализации и электрического освещения.

Заключение.

Введение

Такой сложный инструмент рынка ценных бумаг как облигации

государственных займов, имеет историю, уходящую своими корнями в глубь

(V((( века. Появление облигаций в Российской Империи знаменовало собой

определенную веху в развитии финансовой, денежной и кредитной систем

страны, всей ее экономической жизни. В нашем Отечестве долговые

правительственные обязательства проделали путь от государственных денежных

знаков до процентных ценных бумаг.

Долговая ценная бумага удостоверяет внесение ее владельцем денежных

средств и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость

этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного

процента. В России к числу таких бумаг относятся казначейские

обязательства, акции, бумаги государственной ренты, облигации

государственных внутренних и внешних займов, а также займов золотых и

выигрышных, облигации и закладные листы кредитных обществ и банков, билеты

государственного казначейства и облигации военных краткосрочных займов.

Наибольшее распространение имеют государственные долговые обязательства,

прежде всего, облигации долгосрочных займов.

История государственных ценных бумаг достаточно широко изучается

историками и экономистами. По ним опубликован ряд статей и издано несколько

книг. Огромный вклад в их изучение сделан Малышевым А.И., одним из

основателей Московской секции бонистов* . В своей книге «Бумажные денежные

знаки России и СССР», в 5-ой главе он рассказывает о наиболее значимых с

коллекционной точки зрения ценных бумагах. Это - сохранившиеся зачастую в

единичных экземплярах облигации и денежные обязательства конца (((-начала

(( века. К числу таких раритетов относятся депозитная металлическая

квитанция Государственного банка, билет Государственной комиссии погашения

долгов, ассигновка на золотой

слиток и закладной лист Государственного дворянского земельного банка.

Автором приводятся цветные иллюстрации описанных ценных бумаг. В приложении

к книге помещены иллюстрации купонов облигационных займов, каталог бумажных

денежных знаков, оформленный в виде таблицы с подробным указанием года

выпуска ассигнации, кредитного билета или облигации и ее купонов, а также

указаны номинал, размер, цвет и степень редкости. В довершение ко всему

автором были приведены рисунки водяных знаков ценных бумаг, выполненные с

очень высокой точностью, что существенно отличает книгу от всех остальных

изданий, выпущенных на данный момент.

В 1992 году в Тольятти вышла в свет монография В.И.Таранкова «Ценные

бумаги Государства Российского»( . В восьми главах книги автором детально

рассматривается каждый вид ценных бумаг, прослеживается процесс перехода от

ассигнаций к первым государственным облигациям Императорского Российского

Правительства. Параллельно с изучением ценных бумаг автор приводит данные о

деятельности банков и Министерства финансов Российской Империи.

Рассматривая деятельность последнего, автор подробно описывает вклад

каждого министра финансов в стабилизацию и развитие экономики Российской

Империи. Описывая каждый из видов ценных бумаг В.И. Таранков указывает

причины и обстоятельства данного выпуска. В 1861 году российское

правительство сняло ограничения на частную предпринимательскую

деятельность, следствием чего явился огромный отлив вкладов из банков** .

Для спасения положения министром финансов М.Х.Рейтерном (1862-1878 г.г.)

был успешно реализован первый в российской истории выигрышный заем,

явившийся отправной точкой для всех последующих займов. Не обошел своим

вниманием автор и такой важный вид ценных бумаг, как облигации

железнодорожных займов.

Сделано дополнение к публикации конца ((( века Мигулина П.П. на эту тему*

. Освещены выпуски облигаций железнодорожных займов за 17 лет двадцатого

столетия. Деятельности страховых обществ, городских кредитных обществ и

городских земельных банков автор посвятил три главы в своей книге. Изучая

рынок ценных бумаг в Российской Империи, автор для полноты данного издания

рассказал историю бирж Российской Империи с момента создания в Санкт-

Петербурге в 1703 году до девяностых годов двадцатого столетия.

Говоря о государственных процентных бумагах, нельзя не отметить

издание такой книги, как «Бумажные денежные знаки России и СССР» А.И.

Васюкова** . Автор публикует материалы, рассказывающие о роли облигаций и

купонов в послереволюционном денежном обращении, когда из-за острой

потребности в денежных знаках были пущены в обращение облигации

аннулированных ранее займов, а также купоны процентных бумаг

Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного

банка, Российского 4%-го золотого займа, 5%-го с выигрышами займа 1864 года

( первого выпуска ), купоны от свидетельств Государственной 4%-ной ренты и

Российского 5%-го Государственного займа 1906 года. Как пишет автор, в этой

новой роли ценные бумаги и купоны просуществовали до осени 1918 года, но и

затем не прекратили своего существования. Получив специальные надпечатки

отделений банков различных городов, они на протяжении почти двух лет

выполняли функции денег, являясь из-за нехватки последних денежными

суррогатами.

Казалось бы, что сложив вместе материалы всех трех авторов,

помещенные в их изданиях, мы получили довольно полную картину истории

ценных бумаг Российской Империи, но только государственных ценных бумаг.

Никем ранее не освещались в литературе такие ценные бумаги, как

облигационные займы русских городов. Лишь в 1913 г. А.Брейтерманом была

выпущена книга «Облигационные займы русских городов»*( . В этой книге

приводится не полный их перечень, и она содержит в себе ошибки в датировках

и целях займов. Автором не приводятся данные о выпуске в 1904 г. 5% займа в

500000 руб. на устройство в городе собственного электрического освещения. В

материалах о займе 1909 г. А.Брейтерман допускает ошибку в указании даты

Высочайше утвержденного положения Совета Министров о выпуске займа в 300000

руб. и указывает 37-летний срок погашения, тогда как реальный срок

погашения был определен в 17 лет. Говоря же о выпуске займа в 575000 руб. в

1911 г., автор сообщает, что назначением займа было благоустройство города

и погашение долгов Николаевскому общественному банку, но не упоминает, что

одна из составных частей займа на сумму в 200000 руб. предназначалась на

переустройство водоподъемной станции в нагорной части города.

Предметом исследования настоящей работы являются долгосрочные

облигационные займы города Нижнего Новгорода. Особенность этого вида ценных

бумаг заключается в том, что они являются негосударственными, т.е.

негарантированными правительством. Целью работы автор ставит изучение

причин появления Нижегородских облигационных займов, тех обстоятельств,

которые вынудили городское общественное управление прибегнуть к займам и их

роли в финансовой жизни города.

Учитывая, что ни историками, ни экономистами не изучалась тема

городских облигационных займов города Нижнего Новгорода, настоящая работа

является первой попыткой рассмотрения этой проблемы.

Говоря о займе, вопрос этот следует разделить на две части: на заем

краткосрочный и заем долгосрочный. Данная работа посвящена долгосрочным

облигационным займам, которые являлись публичными, т.е. путем подписки они

предлагались к приобретению всеми желающими.

Проводя исследования в Государственном архиве Нижегородской области,

автор изучил материалы фонда Нижегородской Городской Управы( . Именно она

являлась инициатором выпуска любого займа. Также были исследованы

предложения и доклады, направленные Городской Управой в Нижегородскую

Городскую Думу для рассмотрения и принятия по ним решения. Были исследованы

фонд Нижегородской Городской Думы, а также ежегодные сборники протоколов ее

заседаний и своды постановлений, без которых изучение данной проблемы было

бы невозможным. Большой вклад в написание работы внесли материалы,

публикуемые в таких важных источниках, как издания периодической печати. В

общероссийских изданиях - «Вестнике финансов, промышленности и торговли» и

«Правительственном вестнике» печатались указы министерства финансов о

разрешении выпусков того или иного займа и биржевые котировки.**(( В

региональных изданиях - «Нижегородском листке», «Нижегородских Губернских

ведомостях» и «Волгаре» содержатся условия выпуска Нижегородской Городской

Думой облигационных займов и тиражные таблицы их погашения.

Именно в Нижнем Новгороде , впервые в России после 1917 года были

выпущены муниципальные займы и это делает настоящее исследование особенно

актуальным. Основные цели, преследуемые выпуском этих займов - сбор денег

для местных инвестиционных проектов (на городское строительство и развитие

ведущих отраслей ) и компенсация дефицита городского бюджета. Именно

хронические дефициты бюджетов всех уровней при нехватке «живых денег» и

тотальных неплатежах, стимулировали возрождение интереса к арсеналу

инструментов внутренних заимствований, сделав необходимым изучение

накопленного опыта дореволюционного Нижнего Новгорода в организации

экономики и финансов.

1. Образование дефицитов бюджета

Нижнего Новгорода с 1880 по 1892 г.г.

Обращаясь к вопросу о займах Нижнего Новгорода, необходимо

ознакомиться как с обстоятельствами, которые поставили город в

затруднительное положение относительно удовлетворения его главных и

неотложных нужд, так и с образованием дефицитов бюджета в городских

средствах до начала 1880-х годов и в 1890-1892 г.г.

Единственным источником для покрытия общих городских расходов служат

суммы так называемых общих городских средств. До 1880 года бюджет этих

средств в Нижнем Новгороде не превышал в среднем 250000-275000 рублей. В

течение последующих 10-12 лет этот род городских доходов возрос ровно вдвое

и дошел до 525000 рублей.* Но параллельно с ростом доходов города росли и

его расходы, благодаря сильному расширению потребностей городского

хозяйства. Назревали и выдвигались на первый план такие нужды,

удовлетворение которых становилось неотложным и вызывало большие затраты.

Таким образом, за очень небольшим исключением, всегда расходовалось

столько, сколько получалось. Исключение составляли только такие годы, когда

или образовывались небольшие бюджетные остатки, не составлявшие по своей

незначительности подспорья в городском хозяйстве, или же получались

дефициты, которые при своем сравнительно небольшом размере не ложились

бременем на городской бюджет и почти всегда покрывались из поступлений

следующего года.

В отношении дефицитов следует сказать, что они не составляли явления

исключительно одного какого-либо года, а с давних пор переходили из года в

год, видоизменяясь лишь в своих размерах. Такое положение установилось еще

в то время, когда доходы одного года сливались с доходами другого и

расходовались без различия в бюджетах. Впоследствии с введением в 1881

году правильной системы счетоводства такое

смешивание доходов было прекращено, и как доходы, так и расходы стали

подвергаться строгому разделению и относиться на надлежащие бюджеты. Это

разделение обнаружило расходование средств одного года на нужды другого,

вследствие чего в бюджете того года, суммы которого употреблялись на

пополнение расходов предыдущего, образовывался в соответствующем размере

дефицит, который в свою очередь покрывался из доходов последующего года.

Величина таких дефицитов была неодинакова, но в среднем не превышала 40000

рублей. Так шло дело до 1891 года, и, если до этого времени город не мог

накопить запасного капитала, то он в то же время не имел и долгов, не

говоря, конечно, о таких, которые по их незначительности не обременяли

городского бюджета. Однако, такое на первый взгляд благоприятное положение

дела не дает оснований к выводу твердого заключения о прочности бывшего до

1891 года состояния городских финансов. При более внимательном обзоре этих

финансов за прошлое время оказывается, что ресурсы города, приспособленные

и бывшие достаточными для покрытия его обыкновенных, хотя и больших по

размерам текущих нужд, являлись совершенно несостоятельными при

предъявлении к ним требований в случае появления каких-либо экстренных и

более значительных по сумме расходов. Несостоятельность эта заключалась

всецело в отсутствии городского запасного капитала, из источников которого

можно было бы покрыть все непредвиденные большие расходы. Подобное

положение городских финансов никогда не было чем-то новым и неожиданным для

внимательного наблюдателя. Нужду в средствах город давно уже чувствовал, но

каждый раз отдалял лишь на неопределенный срок выполнение таких

потребностей, которые почему либо выдвигались в данное время на первый

план. Таким образом, были оставлены без удовлетворения многие очень важные

мероприятия по городскому хозяйству и благоустройству, о которых будет

сказано ниже. Само собой разумеется, что система отсрочек в выполнении

необходимых потребностей, принятая лишь поневоле, не могла долго

практиковаться и при первом же непредусмотренном сметой значительном

расходе город сразу должен был стать в положение крупного должника. Именно

так потом и получилось, когда в 1891 и 1892 годах потребовались

экстраординарные и большие расходы на постройку Макарьевского водопровода,

заготовку хлеба для обеспечения продовольствием городского населения и на

борьбу с холерной эпидемией. К этим расходам никакой системы отсрочек

применить уже было нельзя. С них то, главным образом, начала формироваться

задолженность города.

Таковы, в общих чертах, обстоятельства, приведшие городское

общественное управление к чуждой для него прежде мысли о заключении

городского займа.

Городские финансы были в корне подорваны расходами на постройку

Макарьевского водопровода, заготовку хлеба и борьбу с холерной эпидемией.

Свыше обыкновенных сметных расходов к 1 января 1893 года городом было

израсходовано 275000 руб. и, кроме того, осталось уплатить 25000 руб., а

всего - 300000 руб. Средства на покрытие этих расходов городское

общественное управление получило из следующих источников: часть расходов в

200000 руб. оно покрыло отсрочкой уплаты займа по заготовке хлеба, другую

часть в 75000 руб. - временно позаимствовало из наличных средств разных

специальных и передаточных сумм, а третью в 25000 руб. - оставило в числе

неисполненных расходов по борьбе с холерной эпидемией. Удовлетворив таким

путем экстренные и большие расходы, город сразу задолжал городскому

общественному банку около 300000 руб.* Не имея собственных средств,

городское общественное управление, чтобы уплатить этот долг, должно было

совершить новый заем и притом в такой сумме, которая дала бы возможность,

во-первых, оплатить все оставшиеся неоплаченными расходы по борьбе с

холерной эпидемией, во-вторых, удовлетворить беспрепятственно все текущие

платежи из тех средств, суммы которых были заимообразно израсходованы на

вышеуказанные городские потребности. А так как в текущем году могут

встретиться новые и большие предвиденные и непредвиденные расходы , то,

чтобы не поставить городскую кассу по прошлогоднему в затруднительное

положение, необходимо все эти суммы принять во внимание при заключении

долгосрочного займа. Совершение долгосрочного займа является необходимым

для приведения городских финансов в полный порядок путем для города

необременительным, причем суммой этого займа должны покрыться как все

лежащие на городских средствах долги, так и многие, предстоящие в недалеком

будущем расходы по разным неотложным городским нуждам. Обращаясь к

долгосрочному займу Городская Управа представила доклад в Городскую Думу с

подробными и точными сведениями о тех расходах, на покрытие которых

требуется заем. Сумма этих расходов определялась почти в 1 млн. руб. Сюда

вошло покрытие дефицитов, получившихся по общим сметным расходам в 1890-

1892 г.г. в размере до 30000 руб., и так называемых преходящих дефицитов,

образовавшихся в городских средствах до начала 1880 годов в сумме 40000

руб.; уплата Николаевскому банку долга по краткосрочным займам, уплату

долга передаточных сумм, образовавшихся от перерасхода сверх полученных от

Н.В.Бугрова пожертвований на постройку корпуса ночлежного приюта на

Зеленском съезде и на постройку Грузинских казарм; уплату долгов по

постройке здания реального училища; расходы, необходимые на окончание

городских общественных работ, усиление водоснабжения нагорного водопровода,

устройство городских скотобоен, расходы по переносу городских кладбищ на

новые места, с устройством оград, часовен, караульных домов и подъездных

путей; устройство дополнительного помещения при здании реального училища

для механико-технического училища и др.(

Представляя все вышеизложенное на усмотрение Городской Думы,

Городская Управа, в случае утвердительного разрешения вопроса о

долгосрочном облигационном займе, не замедлит с представлением проекта

этого займа с указанием источников погашения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.