бесплатно рефераты
 

М.М.Сперанский: реформатор от бюрократии

конвенция, согласно которой Россия и Англия совместно выступали против

наполеоновской Франции. Чуть позднее, осенью 1805 года, сложилась третья

антифранцузская коалиция в составе Англии, Австрии, России, Швеции и

Неаполитанского королевства. Немного позднее к ним присоединилась Пруссия.

2 декабря 1805 года союзные войска предприняли попытку дать генеральное

сражение французам около Аустерлица, которое, в результате, было проиграно

союзниками с большими потерями. Коалиция начала распадаться.

Осенью 1806 года была создана новая коалиция в составе Англии, Пруссии,

России и Швеции. Но она еще не успела собрать свои силы, как Наполеон

молниеносными ударами разгромил прусскую армию, занял Берлин и оккупировал

большую часть Пруссии. Война постепенно приближалась к границам России. В

июне 1807 года русские войска потерпели очередное поражение на немецкой

территории. Это побудило Александра I начать переговоры с Наполеоном о

перемирии. Итогом переговоров стал подписанный в Тильзите 7 июля 1807 года

мирный договор между Россией и Францией, который был откровенно направлен

против Англии и развязывал руки Наполеону в юго-восточной Европе. Самым

тяжелым для России условием Тильзитского мира было ее присоединение к

провозглашенной Наполеоном континентальной блокаде Британских островов.

Русское общественное мнение видело в Тильзитском соглашении унижение

национального достоинства. Даже соратники Александра I по "Негласному

комитету" отвернулись от него. Расстраивалась длительная и прочная торговля

с Англией, вследствие чего российское купечество и дворянство вынуждены

были нести крупные убытки. Цены на внутреннем рынке выросли, экономическое

положение населения ухудшилось. Распространившееся в российском обществе

недовольство Тильзитским договором приобретало устойчивый характер. В

создавшихся условиях Александр I был вынужден искать себе сторонников среди

знати и высокопоставленных чинов. Он их нашел в лице графа Н. П. Румянцева,

назначенного в феврале 1808 года на должность министра иностранных дел, А.

А. Аракчеева, назначенного в 1808 году военным министром и М. М.

Сперанского, авторитет которого среди российского чиновничества был

довольно высок. Швейцарский дипломат и историк, автор многих исторических

произведений, А. Валлотон объясняет быстрое возвышение Аракчеева и

Сперанского в 1808—1810 годах тем, что они были сторонниками союза России и

Франции16.

Осенью 1808 года состоялась встреча двух императоров, российского и

французского, в Эрфурте. Среди окружения Александра I был и М. М.

Сперанский. О его роли в государственных делах Российской империи Наполеон,

видимо, имел достаточную информацию и оценил способности молодого

чиновника. Он оказывал Сперанскому знаки особого внимания17. В разговоре с

Александром I, желая продемонстрировать свое уважение Михаилу Михайловичу,

Наполеон сказал: "Не угодно ли вам будет, государь, променять этого

человека на какое-нибудь королевство?"18 Через три года эта фраза,

достигшая ушей окружения российского императора, получит в общественном

мнении другое толкование и сыграет определенную роль в судьбе Сперанского.

По возвращению из Эрфурта, Александр I назначил Михаила Михайловича

товарищем, т. е. заместителем, Министра юстиции и одновременно советником

императора в государственных делах. С этого времени Сперанский вплотную

занялся подготовкой проектов реформ в России. Инициатором подготовки реформ

был Александр 1. Это подтверждает и сам Сперанский в письме на имя

императора. "В конце 1808 года, — писал Сперанский, — после разных частных

дел Ваше Величество начали занимать меня постояннее предметами высшего

управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей, доставляя мне бумаги,

прежде вошедшие к Вам, и нередко удостаивая провождать со мною целые вечера

в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Из всех сих упражнений, из

стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества

надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего

государственного преобразования" 19.

В 1809 году М. М. Сперанский подготовил записку "Введение к уложению

государственных законов", в которой изложил программу широких

преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, М. М. Сперанский не мог не обращаться

к политическому опыту европейских государств. По его мнению, этот опыт

показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к

республиканскому". Он писал, что трудно противостоять этому процессу.

"Тщетно власть державная силилась удержать его напряжение; сопротивление ее

воспалило только страсти, произвело волнение, но не остановило перелома"20.

Анализируя обстановку в Российской Империи, он писал: "Тот же самый ряд

происшествий представляет нам история нашего Отечества". И далее:

"...настоящая система правления не свойственна уже более состоянию

общественного духа, и настало время переменить ее и основать новый вещей

порядок"21. Россия шла, по его мнению, одним путем с Западной Европой.

В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал положить

принцип разделения властей, размежевав законодательные, исполнительные и

судебные функции. На местах, по его мнению, следовало создать волостные,

окружные и губернские Думы, а в центре — Государственную думу.

Избирательное право предполагалось предоставить всем дворянам и людям

"среднего сословия", обладающим определенным имущественным цензом. Судебные

инстанции вплоть до губернского суда также должны были избираться, а состав

высшей судебной инстанции — Сената — назначаться императором пожизненно из

числа представителей, избранных губернскими Думами. Законодательная власть

должна осуществляться совместно императором и Государственной думой, причем

право инициативы законов принадлежало бы только монарху. Государственной

думе предоставлялось право делать запросы о государственных нуждах.

Исполнительная же власть должна принадлежать правительству. Начало

разделения властей планировалось проводить последовательно от центральных

учреждений до местных. Однако предложения, изложенные М. М. Сперанским,

никогда в полном объеме осуществлены не были.

Понимая, что успехи планирующихся преобразований в Российской империи во

многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал

проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками, если не

сотнями деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки

российских чиновников. Сам, являясь одним из важнейших чиновников

государства, он прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих

реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и

работоспособной.

В начале августа 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ

6 новых правилах производства в чины по гражданской службе. Можно лишь

представить, сколько недоброжелателей появилось у Михаила Михайловича лишь

благодаря одному этому Указу. Отныне чин коллежского асессора, который

ранее можно было получить по выслуге лет, получали только те чиновники,

которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в

одном из российских университетов или выдержавшие экзамены по специальной

программе. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка,

знаний по одному из иностранных языков, естественного, римского,

государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории,

государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин

коллежского асессора соответствовал 8-му разряду "Табеля о рангах". Начиная

с этого разряда и выше, чиновники имели большие привилегии и высокие

оклады. Кроме того, 8-й разряд давал право потомственного дворянства22. Не

сложно догадаться, что желающих получить чин коллежского асессора было

много, а сдавать экзамены большинству претендентов, находившихся, как

правило, в возрасте, было просто не под силу. Ненависть к М. М. Сперанскому

охватила часть российского чиновничества.

С весны этого же года недовольство преобразованиями Сперанского начала

выражать определенная часть дворянства. Это было вызвано Указом от 3 апреля

1809 года. По этому Указу менялся порядок, введенный еще в правление

Екатерины II, согласно; которому дворяне, даже не состоявшие на

государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера, а,

следовательно, и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало

рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии

получали только те, кто нес государственную службу23. Указ был подписан

императором, но ни для кого не было секретом, кто является его

действительным автором.

Вполне понятно, что эти преобразования Сперанского, направленные на

укрепление государственной власти, были враждебно встречены частью

дворянства и чиновничества. Эти настроения еще более усилились в связи с

проведенной М. М. Сперанским финансовой реформой. Прекращался выпуск

бумажных ассигнаций, который вел к обесцениванию рубля. С целью пополнения

государственной казны были увеличены размеры податей и пошлин, установлены

налоги для дворян.

Негативное отношение к Сперанскому усугублялось тем, что лишь немногие

знали и представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание

общества не было подготовлено к этим преобразованиям. Российское

общественное сознание еще не отошло от испуга, вызванного Великой

французской революцией, и в преобразованиях, которые проводил Сперанский,

представители имущих классов и сословий увидели ее отдаленные последствия.

Сознание господствующего класса, сформировавшегося во время правления

Екатерины II и Павла I, воспринимало любые изменения, затрагивающие

интересы дворянства, как преддверие революции.

1 января 1810 года Александр своим Манифестом учредил Государственный

совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного

секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный

совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и

отчеты для представления императору. Выступавшая внешне обыкновенной

канцелярской должностью функция государственного секретаря на практике

приобретала исключительную важность. В течение трех лет — с 1809-го по 1811

год — Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом,

фактически вторым после императора человеком в Российской империи.

Должность государственного секретаря давала Михаилу Михайловичу возможность

быть в курсе всех важнейших событий, происходящих как в России, так и за ее

границами. Решение большинства опросов было напрямую связано с тем, как

быстро и с какими комментариями и рекомендациями государственный секретарь

доложит их содержание императору. Это очень хорошо понимали в окружении

Александра I. Отношение к Сперанскому в высших кругах столичной знати было

сложным. С одной стороны, для устройства различных дел к нему вынуждены

были обращаться с просьбами даже высоко титулованные особы. С другой

стороны, они не могли забыть о происхождении Сперанского и зачастую в своем

окружении называли его "поповичем". Особое раздражение у знати вызывали

случаи отказа выполнить ту или иную просьбу, даже по причине ее

незаконности. Оценивая положение М. М. Сперанского в государственном

аппарате первой четверти XIX века, историк С. М. Середонин писал:

"Сперанский был совершенно исключительным явлением в нашей

администрации..."24.

К середине 1811 года Сперанский почувствовал, что светское общество

начало против него войну. Оскорбления, насмешки в его адрес делались

явлением обычным. В окружении Александра I сложился круг людей, которые по

той или иной причине были враждебно настроены к Сперанскому. В ход пошли

излюбленные средства интриганов — сплетни, подметные письма, обвинения во

взяточничестве (а кто в России не брал взяток?) и даже в государственной

измене. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и его

встречи с Наполеоном. Это обвинение в условиях обострившихся российско-

французских отношений, было особенно тяжелым.

Некоторое время император открыто не реагировал на то, что ему говорили о

Сперанском. Более того, в день своего 40-летия Сперанский был удостоен

очередной награды — ордена Александра Невского. Однако ритуал вручения

награды прошел непривычно строго официально, и для двора стало ясно, что

"звезда" реформатора начинает тускнеть. Но мало кто мог предвидеть, что

падение произойдет так скоро.

Почувствовав холодность Александра I в отношении своего государственного

секретаря, недоброжелатели Сперанского активизировались. Среди них были

лица, занимавшие высокие должности при дворе. Особенно выделялись шведский

барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии и А. Д.

Балашов, руководитель Министерства полиции. Оба имели право

непосредственных докладов императору и, к слову, получили назначения по

представлению Сперанского. Они передавали Александру все сплетни о

государственном секретаре. Да и сам, Михаил Михайлович порой не стеснялся в

выражениях в адрес Александра I за его непоследовательность в

государственных делах. Все это в совокупности вызывало раздражение

императора, который, по словам историка Н. К. Шильдера, в частных

разговорах обещал Сперанского расстрелять25 .

В воскресенье, 17 марта 1812 года фельдъегерь от императора, не застав

хозяина дома, разыскал его в гостях. Михаилу Михайловичу было вручено

предписание прибыть к 8-ми часам вечера в Зимний дворец. Там и состоялась

беседа между императором и государственным секретарем, о содержании которой

историки могут строить только догадки, а в доме Сперанского с предписанием

покинуть столицу его уже ждал Министр полиции Балашов. Почтовая кибитка с

полицейским чином стояла у ворот. Михаил Михайлович молча выслушал

повеление императора, лишь взглянул на двери комнаты, где спала его

двенадцатилетняя дочка, собрал часть имевшихся дома деловых бумаг для

Александра I и, написав прощальную записку дочери и теще, вышел из дома. Он

не мог предполагать, что ему суждено возвратиться в столицу только через 9

лет, в марте 1821 года.

Отправляясь в ссылку, Сперанский не знал, какой приговор вынесен ему в

Зимнем дворце. Это обстоятельство усложнило и отношение к нему местных

чиновников в Нижнем Новгороде, а затем и в Перми, где он находился в ссылке

в 1812—1814 годах. Различного рода сплетни и домыслы из столицы быстро

достигали ушей жителей провинции. Не осталось незамеченным и обвинение

Сперанского предателем, тем более в годы патриотического подъема,

вызванного нашествием французов. Пермский губернатор даже установил осенью

1812 года у дома ссыльного двух караульных. М. М. Сперанский неоднократно

обращался к императору и Министру полиции с просьбой разъяснить его

положение и оградить от оскорблений. Эти обращения возымели последствия:

распоряжением Александра повелевалось выплатить Сперанскому по 6 тысяч

рублей в год с момента высылки. Данный документ начинался словами:

"Прибывающему в Перми тайному советнику Сперанскому..." Можно лишь

предполагать о душевном состоянии пермского губернатора, получившего это

распоряжение, за сотни верст равного по чину Михаилу Михайловичу в округе

не было. Кроме того, это распоряжение было свидетельством, что император

Сперанского не забывает и ценит. Подтверждение не заставило себя долго

ждать, и I октября 1816 года М. М. Сперанский был возвращен на

государственную службу в должности пензенского губернатора.

По прибытию на место новой службы Михаил Михайлович не встретил "горячей"

поддержки со стороны местного чиновничества. По словам М. А, Корфа,

"...местные чиновники и до него, и при нем были жалкими, большей частью —

начиная с собственных губернаторов — совершенно безграмотные. Подьячих,

правда, он держал в страхе, но этим все ограничивалось... Секретарь

губернаторского правления, страдал запоем, а секретарь общественного

призрения был страстным картежником и не умел составить ни одной бумаги...,

заменить их было некем, и оттого губернатор все, сколько-нибудь важное,

должен был писать сам"26

Сперанский не успел проявить себя в этой должности, т. к. в марте 1819

года получил новое назначение на должность генерал-губернатора Сибири.

Чувствовалось, что Сперанский был нужен Александру I, возможно, последний

испытывал сожаление, что отдалил его от себя. Косвенным подтверждением

этого явился отзыв Михаила Михайловича из Сибири в марте 1820 года.

О деятельности Сперанского в Сибири его биограф М. А. Корф писал: "Если

вспомнить, что Сперанский провел в Сибири менее двух лет; что ему в это

время надлежало и управлять, и производить ревизию, и собирать материалы к

преобразованиям, и писать новые учреждения; что тогда Сибирь была, — по его

мнению и по общему отзыву, — настоящим дном злоупотреблений; и что по одной

Иркутской губернии следственные дела разрослись до множества томов; если,

наконец, принять в соображение сколько времени сенаторы, назначавшиеся туда

после него, употребляли на одну ревизию, при готовых уже данных, то нельзя,

конечно, не изумляться массе того, что он успел там совершить"27.

Летом 1822 года Александр I утвердил проект "Учреждения для управления

Сибирских губерний", разработанный Сперанским за время губернаторства в

Сибири. Это был его последний труд, связанный с реформаторской

деятельностью.

В ноябре 1825 года скончался Александр I. Его преемник, император Николай

I, то ли не смог, то ли не захотел использовать опыт и талант М. М.

Сперанского. Ему было поручено возглавить 2-е отделение Собственной Его

Императорского Величества канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов.

Под руководством Михаила Михайловича были составлены Полное собрание

законов Российской империи в 45 томах и свод законов в Российской империи в

15 томах. В 1835—1837 годах М. М. Сперанский был приглашен к императорскому

двору, где он преподавал юридические науки наследнику престола — будущему

императору Александру II.

1 января 1839 года, в день его 56-летия, высочайшим повелением М. М.

Сперанскому было пожаловано графское достоинство, но прожить Михаилу

Михайловичу с графским титулом суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839

года он умер от простуды.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.