бесплатно рефераты
 

Культура ставропольцев в XIX ВЕКЕ

устраивали для жилья также «балаганы» — делали в земле углубление,

прикрывали его бурьяном, а затем сеном.

С конца XVIII до середины XIX веков переселенцы на Ставрополье строили

свои дома из дерева. Это объяснялось не только наличием тогда строительного

материала, но и тем, что колонисты из центральных губерний страны принесли

навыки деревянного строительства и не сразу привыкли к «привычному для них

саманному. Однако в 60-е годы большинство долов в сёлах построены были уже

из самана, и только дома старожилов оставались деревянными. С начала XX

века в крестьянском строительстве стали шире, чем во второй половине XIX

века, применяться деревянные тоски, которые крестьяне приобретали на

железнодорожных станциях.

В 70-е гг. XIX в. в Ставропольской губернии соотношение строительного

материала, использовавшегося крестьянами при строительстве домов, было

следующее. Домов, построенных из камня или обожжённого кирпича, в сёлах

было 0,23 проц., деревянных домов — 19,14 проц., саманных — 80,63 проц.1

Дома крестьян, построенные на хуторах, были из такого же строительного

материала, как и в сёлах.

Саманный кирпич — этот основной строительный материал на Ставрополье —

изготавливали из глины, смешанной с резаной соломой и навозом. Для

постройки средней крестьянской хаты требовалось две тысячи кирпичей. Яму

для фундамента рыли неглубокую — «в две лопаты», её обкладывали «диким»

камнем. Камень для строительства в изобилии имелся на Ставрополье около

большинства сёл. Порог в доме делали бревенчатый, а пол — земляной,

крестьяне называли его «земью».2 «3емь» крестьяне обмазывали жёлтой глиной,

подмазывали её каждую субботу и посыпали жёлтым песочком.

Крыша крестьянских домов во второй половине XIX — начале XX вв.

была двух-, реже — четырёхскатная, установленная на стропилах, крытая

камышом или соломой. С 70-х годов XIX в. начинают повсеместно появляться

черепичные крыши.

Отапливали дома в конце XIX — начале XX веков — в отличие от более

раннего периода, когда ещё в изобилии имелись дрова, — соломой, сухим

бурьяном, кизяком, «объедьями» (несъеденным кормом). Это топливо быстро

прогорало, поэтому на зиму его запасали очень много. Трубы в домах делали

из досок, камыша или хвороста и обмазывали глиной. В противопожарных целях

местные власти отдавали распоряжения заменять такие трубы каменными, однако

это редко выполнялось. Двери в крестьянских домах были деревянные,

изготавливавшиеся из покупных досок.

В каждой комнате или, как говорили крестьяне, «половине» дома делалось по

два окна на улицу и по два-три окна во двор. Окна в чистой комнате

делались нередко больших размеров, чем в жилой, поэтому её иногда называли

«светлицей». Окна закрывались деревянными ставнями, большей частью

неокрашенными, украшались наличниками с незатейливой резьбой.3 Дома

крестьяне обязательно белили и внутри, и снаружи белой глиной, цоколь

белили серой или жёлтой глиной. Для ставропольских сёл было характерно то,

что белились не только саманные дома и турлучные постройки, но и деревянные

дома, дома из камня и обожжённого кирпича.

Жилища (типа хаты) у ставропольских крестьян были, как правило, двух- или

трёхкамерные. В плане они представляли собой вытянутые прямоугольники,

стоящие длинной стороной, реже фасадом, к улице. На Ставрополье получили

распространение два основных вида планировки крестьянской хаты. В первом

случае жилище состояло из одной комнаты и сеней, реже — из двух смежных

комнат и сеней. Во втором случае хата-«связь» состояла из двух комнат,

разделённых сенцами. В начале XX века некоторые богатые крестьяне стали

строить квадратные в плане — «круглые», как их называли, дома. Планировку

таких домов, как и название, ставропольские крестьяне заимствовали у

зажиточного казачества Кубани и Дона. Сени в крестьянских домах делались

большими, особенно если жилище имело всего одну комнату, иногда — больше

самой комнаты. Напротив входной двери (если в сенях не было второй двери,

ведущей на улицу) находился чулан, сделанный из сосновых досок. Потолка в

сенях не было, там находился лаз на чердак с приставленной к нему

лестницей. В начале XX века к домам иногда стали пристраивать открытую

веранду — «коридор».

Комнаты в крестьянских домах были, как правило, невысокие, часто не выше

двух метров. Комнату, где находилась печь, называли теплушкой, или

прихожей, а чистую комнату — горницей, в начале XX века — «залом». В

отапливаемой теплушке, или «хате», жили хозяева, горница без печи была

холодной и чистой. Эта комната служила в летнее время для приема гостей, а

зимой, бывало, иногда превращалась в кладовую. Жилая же комната «служит

настоящим обиталищем крестьянской семьи, в ней происходит вся домашняя

жизнь семьи: здесь в огромной печи печётся и варится пища, здесь происходит

столование, и производятся домашние работы, отдыхает и спит вся семья».4 В

некоторых сёлах зажиточные хозяева строили иногда дома из двух горниц,

спальни, сеней и чулана, коридора. «Дома по такому плану строят только

тогда, когда есть другой дом, который служит кухней и общей жилой хатой», —

писал современник,

В тех сёлах, где преимущественно был распространён вариант планировки

«две комнаты через сени» (Благодарное, Константиновское, Александровское и

других), у двери, ведущей из дома на улицу, устраивалось крыльцо, обычно

украшенное как можно лучше, обязательно с лавочками. Наличие крыльца в

саманных домах с земляными полами — специфика жилищ именно ставропольских

крестьян, так как в других южных губерниях, где бытовали жилища с земляным

полом, устраивать крыльцо бык не принято.

Если семья была очень большая, то на одном дворе ставили два доме, 15

проц. всех дворов было с двумя домами5. Готовили пищу в таком случае всё

равно в одном доме — в том, где жили старики.

Интерьер в крестьянских домах был незатейлив и не отличался

разнообразием. В сенях стояли вёдра с водой, находилась мелкая

хозяйственная утварь, здесь обычно снимали обувь при входе в дом. Часто в

сенях устраивали дощатые закрома для зерна. В чулане часто находились

сундуки с приданым, там же висела одежда на вешалках, которые представляли

собой колышки, забитые в стенку. Вешали одежду также на ремень, протянутый

от стеньг к стене чулана.

Вся обстановка комнат делалась в основном руками самих крестьян.

Покупали обычно только шкаф. В жилой комнате, а она часто была и

единственной, передний угол занимали стоящие на полке иконы; рядом с печью

или под образами находился деревянный стол, а также лавки у стен. Шкаф для

посуды находился у двери, здесь же стоял ткацкий станок и прялки. Ткацкий

станок находился в комнате только зимой, на лето его разбирали и выносили в

сарай.

Вдоль задней стены, от печи до противоположной стены, устраивали

деревянный «пол», или помост («примост», как его называли крестьяне) —

настил метровой высоты из досок. «Тесовый помост на ножках, вышиной около 1

аршина от полу... служит местом ночлега для всей семьи и заменяет разом

несколько кроватей», — писал современник. У зажиточных крестьян были лавки

со спинками и жёсткие деревянные диваны с несложной резьбой на спинке. Вся

деревянная мебель была некрашеная, красить ее желтой краской стали лишь в

начале XX века. Тогда же появляются у некоторых крестьян табуретки, а у

зажиточных даже стулья.

Если в доме была вторая комната — горница, предназначенная для приёма

гостей, то её убранство было таким же, как и жилой комнаты. В горнице же

находились наиболее ценные для семьи вещи. За столом, покрытым скатертью,

принимали самых дорогих гостей. Перед иконами в этой комнате отец

благословлял сына на военную службу или перед вступлением в брак. Здесь

стояла нарядно убранная кровать, и находились иногда сундуки с приданым.

Спала вся семья на «помосте», дети же и старики обычно на печи. Летом

молодёжь спала во дворе или на «земи» в хате. В зажиточных семьях, где были

деревянные кровати, в будние дни застилали их подстилками, а в праздничные

убирали простынями, украшенными кружевами или вышивкой, а также

«косячковыми» (из лоскутков) одеялами и наволочками с кружевами. На таком

нарядном белье не спали, а стелили его только для красоты.

Во второй половине XIX века комнаты крестьянского дома украшались

вышитыми рушниками на стенах. В начале XX века в зажиточных семьях на

стенах появляются ковры.

Освещалась комната подвешенным к потолку светильником, который

представлял собой сало и фитиль из ваты, помещённые в железную посуду.

Использовали крестьяне для освещения также самодельные свечи из говяжьего

жира. В конце XIX в. появились в домах крестьян и керосиновые лампы.

В каждом крестьянском дворе, кроме жилого дома, были одна (или несколько)

пунек — небольших однокамерных строений без печи, использовавшихся в

качестве подсобных помещений (там стояли кадушки с мукой, люльки, хранились

посуда, одежда). У украинских переселенцев было принято устраивать во дворе

летнюю кухню с русской печью. Это частично переняли и русские, которые

зачастую стали использовать вместо кухни сарай, поставив там печь. Часто

кухню во дворе делали с чуланом, а иногда там устраивали и деревянный

помост вдоль стены; таким образом, кухня фактически превращалась во второй

дом. Амбар находился во дворе напротив дома. На заднем дворе находились

помещения для скота. Обычно во дворе устраивали или три отдельных база —

для коров, волов с быками и овец, или же перегораживали один большой баз на

три части.

Во дворе крестьяне устраивали обязательно и погреба. Называли их «выход».

Устраивались и ледники, выложенные камнем. Зажиточные крестьяне строили в

селе бани, в которые приходили мыться односельчане каждую субботу. Чаще

такие бани строили у себя во дворе, но если в селе была река, то бани

строили иногда у берега.

В результате Столыпинской аграрной политики многие крестьяне выходят из

общины и выделяются на хутора. Власти поощряли образование хуторов, для

возведения хуторских построек крестьянам выдавалась ссуда. Ссуда давалась

сроком на 15 лет, однако получить её могли только зажиточные крестьяне,

которые должны были представить гарантию своей платежеспособности. Как

правило, у большинства крестьян, просивших ссуду, в селе имелась усадьба с

постройками (1915 — 1916 гг.). Все постройки на хуторах делались по типовым

проектам из огнеупорных материалов; строили их наемные рабочие. «Образцовая

хуторская постройка» представляла собой многокомнатный дом на каменном

фундаменте или фундаменте из жжёного кирпича, с каменным цоколем и

саманными стенами. Стоила такая постройка в целом 1200 — 1300 рублей.

Самобытность поселений и жилищ ставропольских крестьян и казаков

выражалась в специфическом сочетании отдельных элементов, привнесённых

переселенцами из разных губерний России и Украины. На характер поселений и

типов жилищ крестьян Ставрополья наложили свой отпечаток также и природные

условия края.

В жилище крестьян Ставрополья ярче, чем в других районах страны,

проявлялось резкое социальное расслоение. Если жилища бедных и средних

крестьян представляли собой однокомнатные саманные хаты, то зажиточные

хозяева имели просторные деревянные многокомнатные дома с деревянным полом

и железной крышей. Имущественная дифференциация сказывалась и на внутреннем

убранстве жилища. Различие проявлялось также в хозяйственных постройках: у

зажиточных крестьян было не только больше помещений для скота и других

хозяйственных нужд, но и все постройки были добротнее, из лучших

материалов. У сельской верхушки в начале XX века в жилище и интерьере

появляются элементы, сближающие их культуру с городской.

III-II. Одежда.

В первой половине XIX века ещё не сложился единый комплекс одежды,

характерный для всего крестьянского населения Ставрополья. Складывание

общих форм народного костюма на Ставрополье началось со второй половины XIX

века и закончилось примерно к 70 — 80-м годам.

В конце XIX — начале XX веков для одежды крестьян Ставрополь! была

характерна довольно большая зависимость от городской моды. В начале XX века

в связи с бурным развитием капитализма в этом районе здесь резче, чем в

центральной России, проявилась имущественная дифференциация среди крестьян,

что сказывалось и на одежде. Зажиточность ставропольских крестьян была

выше, чем в целом по России, поэтому здесь происходило сравнительно быстрое

вытеснение домотканых материалов фабричными. Зажиточные крестьяне имели

возможность шить одежду из дорогих покупных материалов, заимствуя элементы

городской моды, тогда как бедняки довольствовались традиционными

домоткаными изделиями, у середняков же праздничная одежда шилась из

покупных материалов, а домашняя и рабочая — из домотканых.1

Одежду до конца XIX века крестьяне шили за редким исключением сами, в

начале XX века в сёлах Ставрополья появляются модистки и портные, которым

отдавали шить праздничную одежду не только зажиточные, но и среднего

достатка крестьяне. Деревенские портные шили верхнюю одежду за натуральную

плату или за деньги, часто разъезжая по сёлам в поисках заказов.

Повседневную одежду, как правило, шили сами. В начале XX века в зажиточных

семьях появляются швейные машинки, бедняки продолжали шить одежду руками.

Социальные различия сказывались в основном на качестве материала и на

количестве одежды, а не на её покрое и фасоне, хотя несомненно, что новая

модная одежда появлялась в первую очередь у кулацкой верхушки и сельских

богатеев.

Большую часть одежды в XIX веке (а бедняки и в начале XXвека)

изготовляли из домотканого холста («замашнины») и домотканого сукна. Ткали

холст из конопли, реже из льна. За зиму мастерицы успевали наткать по семь

кусков холста в 33 аршина длиной (аршин — 0,71 м). Вытканные холсты были

серого цвета, поэтому крестьянки их отбеливали.2

Основу женского костюма в конце XIX — начале XX веков составляли рубаха

и юбка с кофтой. В первой половине XIX века крестьянки на Ставрополье,

наряду с рубахами и юбками, носили также ситцевые сарафаны, привезённые с

собой на Северный Кавказ переселенцами из Воронежской губернии. Праздничные

сарафаны шили из канауса, украшая их лентами и позументами. В 60-е годы в

некоторых сёлах шёлковые и шерстяные сарафаны носили как праздничную

одежду, однако в 70-е годы они уже целиком исчезли из комплекса женской

одежды. В конце XIX — начале XX веков женщины и взрослые девушки ходили

дома в рубахе, надев поверх неё юбку; выходя же из дома на улицу, поверх

рубахи обязательно надевали кофту.

Часто женские рубахи шили из двух частей — стана и подставы. В первой

половине XIX века и стан, и подстава были домотканые, однако подстава

шилась из более грубого холста, а стан из белого и тонкого. В конце XIX

века стан рубашки стали шить из ситца или другого покупного материала, а

подставу из домотканого холста «замашную» или же бязевую, из миткаля,

ситца, отделывая их на груди и внизу прошвой или вязаным кружевом шириной в

ладонь. Подол рубашки часто вышивали, а юбку в таких случаях подтыкали,

чтобы виднелась вышивка.

Юбки и кофты шились, в зависимости от достатка и назначения, из шерсти,

поплина, миткаля, ситца, домотканого сукна. В начале XX века вошли в моду

«парочки» — юбки с кофтами, сшитые из одного материала. Зажиточные

крестьянки носили «парочки» с матросским воротником, сшитые из бархата.

Юбок крестьянки носили всегда несколько, шились они широкими, в пять-шесть

полос, часто с «брызжей» — широкой оборкой до подолу. Самая нижняя юбка

была обязательно белая (замашная или миткальная), часто с прошвой, которая

виднелась из-под верхней юбки. Праздничные юбки украшались по подолу

кружевом, стеклярусом; в начале века стало модно пришивать на юбку два

вертикальных ряда пуговиц.3

Кофты ставропольские крестьянки шили короткие, носили их навыпуск, они

доходили до бёдер. Шили их, как правило, прямыми или чуть расширенными, с

длинными узкими рукавами. Назывались такие кофты холодайки». В начале XX

века наиболее распространёнными стали нарядные кофты с большой гипюровой

вставкой на груди. На груди пришивали также в несколько рядов кружево:

богатые — покупное, бедные — домашней вязки. Кофты также украшали защипами,

пришивали тесьму, декоративные пуговицы, шили на ситцевой подкладке, иногда

даже на вате.

В качестве зимней верхней одежды женщины носили длинные «кохты», или

«пальтушки», как их ещё кое-где называли. Их шили на вате, покрывали репсам

или другим плотным материалом, подкладку делали из ситца, простёгивая её

вместе с ватой. Кохты шили без застёжки, с широким запахом, чтобы можно

было завернуть в полу ребёнка. До конца XIX века в качестве теплой верхней

одежды женщины, как впрочем, и мужчины, носили «халаты», которые шили

обычно из домотканого сукна или нанки на вате, без воротника. В начале XX

века халаты вышли из употребления, уступив место «шубкам» («шубейкам») —

чёрным суконным пальто на вате с меховым воротником. Шубки шили длинными,

часто до пят, на ситцевой или фланелевой подкладке, с хорьковым, реже

лисьим шалевым воротником, иногда с манжетами. Носили их как праздничную

одежду. Каждой девушке в начале XX века родители старались приобрести к

замужеству модную шубку.4

В морозные дни женщины носили белые шубы с опушкой, сшитые из недублёной

овчины, с большим овчинным же воротником. Богатые крестьянки носили

овчинные шубы, крытые плотным шёлком, китайкой с хорьковым воротником и

манжетами. А самые богатые крестьянки шили себе шубы на лисьем меху,

покрывая их трико или каким-либо другим дорогим материалом.

Необходимой принадлежностью женского костюма были платки и шали. В начале

XIX века ставропольские крестьянки носили, кроме того, кокошники и

позатыльникн. Нарядные кокошники шили из бархата, украшали их серебром и

позументами, глазетами. У богатых крестьянок были позатыльники с

«бархатной насыпкой», причём стоили они очень дорого (так, в 1805 г.

бархатный кокошник стоил 3 рубля, позатыльник 2 рубля, тогда как ветхая

изба с сенями стоила 6 рублей, а «кокошник бархатной распоротой с

позументами и сеткою» стоил 12 рублей). Во второй половине XIX — начале XX

веков крестьянки носили небольшой платок — подшальник, а сверху надевали,

выходя из дому, шаль. Зажиточные крестьянки носили кашемировые или шёлковые

шали с кистями. В некоторых сёлах, как в станицах, вместо под тальника

женщины носили шлычку — небольшую шапочку в форме чепчика, надевавшуюся на

пучок волос.

Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Нижняя («исподняя»)

рубаха была обычно полотняная домотканая. Верхнюю рубашку, в зависимости от

достатка, шили из ситца, шерсти, атласа, поплина. Бедняки и верхние рубахи

шили из «замашины». В конце XIX — начале XX веков вошли в моду косоворотки.

На холщовых рубахах вышивали грудь вдоль разреза и манжеты. Нарядные рубахи

предпочитали шить ярких цветов — красного, малинового.

Носили рубахи по-русски, навыпуск, подпоясав суконным или бумажным

кушаком, а иногда шёлковым поясом, вышитым крестом, или же тканым шерстяным

поясом с геометрическим узором и кистями. Такие пояса было принято дарить

жениху или приглянувшемуся парню. Щеголи носили кавказские кожаные пояса с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.