бесплатно рефераты
 

Культура ставропольцев в XIX ВЕКЕ

Духовного Училища был назначен кандидат богословия протоиерей Петр Савенко,

выпускник СтДС 1960 г. Новый учебный год студенты Училища встретили в

специально отстроенном трехэтажном здании с храмом в честь Святителя

Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского.

В январе 1990 г. на Ставропольскую кафедру назначен митрополит

Новосибирский и Барнаульский Гедеон. В праздник Сретения Господня Владыка

отслужил Божественную Литургию в своем Кафедральном Соборе и объявил о

возрождении в Ставрополе Духовной Семинарии, и пожертвовал семинарии 1000

томов из личной библиотеки и 45 тысяч рублей личных сбережений. Эта

радостная весть сразу же разнеслась по всем концам огромной епархии.

День 15 февраля 1990 г. вошел в историю, как день третьего возрождения

Ставропольской Духовной Семинарии. Первым Ректором возрожденной

Ставропольской Семинарии стал сам Владыка Митрополит Гедеон. Проректором

Семинарии был назначен кандидат богословия протоиерей Павел Рожков. Немного

позднее Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным

Синодом Ректором семинарии был назначен доктор теологии, профессор,

архимандрит Макарий (Веретенников).

В 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод назначили

Ректором Семинарии архимандрита Евгения (Решетникова ныне епископ). В

течении двух с половиной лет отец Евгений неустанно трудился на благо

Ставропольской Духовной Школы. В этот период значительно возросли

качественный уровень и количественные возможности библиотеки, был

упорядочен учебный процесс и воспитательная работа с учащимися. Заботами

архимандрита Евгения была учреждена газета СтДС - «Православное Слово». В

1994 г. определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода

архимандрит Евгений возведен в сан епископа Верейского и назначен

Председателем Учебного комитета при Священном Синоде, а так же Ректором МДА

и С.

13 мая 1996 г. в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова)

торжественно отмечалось 150-летие единственной на Юге России Православной

Духовной школы. Специальный доклад об истории Ставропольской Духовной

Семинарии прочитал Проректор СтДС протоиерей Павел Самойленко.

К началу 1996-97 учебного года для блага Церкви и Семинарии решением

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода

обязанности Ректора Ставропольской Духовной Семинарии были возложены на

управляющего Ставропольской епархией Высокопреосвященнейшего митрополита

Гедеона. Указом митрополита Гедеона Проректором Семинарии назначен

Секретарь Епархии протоиерей Павел Самойленко, Инспектором - выпускник СтДС

1958 г. протоиерей Павел Рожков, Духовником - настоятель Кафедрального

Собора св. Апостола Андрея Первозванного протоиерей Виктор Лукьянов.

С вступлением на ответственный и многотрудный пост Владыка Ректор со

всем усердием взялся за возобновление нормальной жизни его родной Духовной

Аlmа Маter. В короткий срок был восстановлен нормальный ход учебного

процесса, дисциплина воспитанников была приведена в нормы статуса Духовной

Школы. Для преподавания в Семинарии были призваны маститые и мудрые

протоиереи, многие являются выпускниками СтДС и имеют ученые степени

кандидатов богословия. Сейчас в Семинарии 23 преподавателя 17 из которых

имеют священный сан, что обеспечивает полноценный учебный процесс.9

Значительно увеличен фонд библиотеки, о чем особую заботу проявляет

Владыка Ректор. На сегодняшний день библиотека насчитывает около 18000

томов, 150 изданий на иностранных языках, 2470 учебных пособий и

конспектов. Библиотека располагает бесценным трудом Высокопреосвя-

щеннейшего Митрополита Гедеона. «История христианства на Северном Кавказе

до и после присоединения его к России». Это - кандидатская работа Владыки

Ректора, защищенная в 1960 г. в СПбДА, и изданная в 1990 г. в Москве

издательством «Наука». Библиотека оснащена современной техникой,

оборудованием, позволяющим формировать электронный каталог, множить

конспекты и осуществлять поиск литературы через Интернет. Распоряжением

Владыки Ректора библиотека размещена в пустовавшем Актовом зале. Имеет

оборудованный для индивидуальных занятий читальный зал, который также

служит местом проведения диспутов и конференций со студентами и

преподавателями ВУЗов, заинтересованных в связях с Православной Церковью.10

Самое пристальное внимание уделяет Владыка качеству образования

студентов, особенно богослужебному пению и чтению. Регулярно проводятся

нравственно-назидательные беседы Владыки Ректора с учащими и учащимися

Семинарии. Несмотря на отсутствие централизованного финансирования, наша

Семинария имеет все необходимое для осуществления нормального учебного

процесса. Студенты обеспечены общежитием, питанием. Лучшим из студентов

выплачиваются премии Митрополита, и всем нуждающимся Владыка Ректор всегда

оказывает помощь и поддержку.

Сейчас в Семинарии обучаются 80 студентов очного и 141 студент заочного

отделения из Ставропольской, Краснодарской, Ростовской, Майкопской,

Бакинской и Элистинской епархий.

Одна из основных обязанностей студентов - участие в богослужениях

Кафедрального Собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Семинарского

храма Святителя Игнатия (Брянчанинова), а также других храмов города

Ставрополя и приходов обширной Ставропольской Митрополии.

Так молитвами и трудами Владыки Ректора Высокопреосвященнейшего

митрополита Гедеона возрождены замечательные традиции древней

Ставропольской Духовной Семинарии - вертограда духовного просвещения в

огнедышащем ныне Кавказском регионе. Небесное предстательство Святителя

Игнатия - покровителя Ставропольской Духовной Семинарии да пребудет с нами.

II-II. Последователи и ученики духовной семинарии.

Первый Епископ Кавказский ИЕРЕМИЯ (Соловьев) нашел свою паству в

недобром и колеблющемся состоянии. Но предаваться по этому поводу грустным

размышлениям или сетованиям было не в его характере. Владыка Иеремия был

строгий ревнитель Православия, полный сил и энергии, не останавливающийся

ни перед каким препятствием учитывая выдающуюся роль Преосвященного Иеремии

в деле становления и развития православного духовного образования на

Кавказе, считаем необходим кратко рассказать о нем самом. Сын бедного

причетника Орловской епархии, Ливенского уезда, Иродион Соловьев, так в

миру назывался Иеремия, родился 10 апреля 1799 года.1 В 1810 году он

поступил в Севское духовное училище, а затем в Орловскую Духовную

Семинарию, которую окончил в 1819 году. В родной семье он усвоил много

добрых обычаев, между прочим, любовь к церковности. Любовь эта выражалась в

его набожности, благочестии, необыкновенном смирении и сознании немощей

своих духовных сил. Эти черты его нравственного характера остались в нем

навсегда, с ними сошел он и в могилу. Но скромный, кроткий,

непритязательный в отношении к себе и другим, с горячею истинно

христианскою любовью, спешивший на помощь другим, он отличался в то же

время необыкновенною энергиею и силой воли, не выносил равнодушия к

Православию и, не взирая на лица и обстановку, смело и беспощадно

высказывал свое мнение, горячо отстаивая интересы Православия. Еще, будучи

учеником, он обратил на себя внимание своего начальства, в лице ректоров

Семинарии архимандритов Владимира и Гавриила (впоследствии архиепископа

Рязанского) и орловского епископа Досифея, своею набожностью, благонравием

и смирением. В 184 году он был посвящен в чтеца и книгодержца. Многие

товарищи не любили его за благочестие называли его ханжою и лицемером, в

особенности же не любили за то, что, при встрече с начальством и

товарищами, низко кланялся. Не все, впрочем, товарищи так относились к

нему, были и у него друзья, между которыми самым задушевным и неизменным

его другом был Иван Борисов, первый ученик в классе, впоследствии

знаменитый Иннокентий, архиепископ

Херсонский и Таврический. Иродион Соловьев и Иван Борисов неразлучно

просидели на одной парте в последнем богословском классе. Сознание немощей

своих духовных сил было у Соловьева так велико, что, несмотря на видимо

более чем хорошие успехи, он думал отказаться от продолжения семинарского

образования.2

В последний год пребывания в Семинарии Соловьев и Борисов много и

долго размышляли и беседовали о дальнейшей своей судьбе. Борисов, по

сильной склонности и жажде к знанию, думал поступить в Харьковский

университет для продолжения своего образования. Соловьев же, по своей

благочестивой настроенности, духовное звание предпочитал всем другим

званиям и состояниям и думал поступить в священники. Держась таких взглядов

относительно своего будущего, он сильно убеждал и Борисова не изменять

своему званию, не отказываться от служения Церкви и принять даже

пострижение в монашество. Эти интимные беседы не прошли бесследно в жизни

обоих. И тот и другой дали в заключение слово поступить в монашество.

По окончанию курса друзья расстались. Борисов поступил в Киевскую

Духовную Академию, а Соловьев, предназначенный вместе с Борисовым к

отправлению в Академию, по недоверию к своим силам, а, отчасти, из желания

помогать своим бедным родителям, уклонился от нее. Друзья встретились через

пять лет, но уже при другой обстановке. Борисов прожил четыре года в

Академии, в Киеве. По окончании курса наук в 1823 году он был назначен

инспектором и профессором богословских наук в Петербургскую Семинарию, а

через год бакалавром в Петербургскую Академию. 1823 году, в год окончания

курса, он исполнил обет, данный другу своему еще в Семинарии, принял

пострижение в монашество с именем Иннокентия. Соловьев же по окончании

семинарского курса четыре года прослужил в должности инспектора и учителя

греческого языка в Севском духовном училище.

Эти четыре года прошли собственно в подготовке к монашеству. Влечение

к иночеству, к которому он по основным чертам своего характера был склонен

и прежде, усилилось во время училищной службы под руководством ректора

Севского училища иеромонаха Иакова (впоследствии епископа Саратовского и

Нижегородского). Готовясь к поступлению в монашество, Соловьев очень далек

был от честолюбивых помыслов, лично для себя не видел в иночестве карьеры,

готовился, по своей аскетической настроенности, к совершенному уединению и

полному отрешению от мира и церковнообщественной деятельности. Искренно и

глубоко он был убежден в спасительности монашества, как высокого подвига

нравственной жизни: других взглядов на дело, в применении к своей личности

иноческого служения, он не понимал и не разделял. О чистоте и искренности

его стремлений и побуждений свидетельствует обстановка, при которой он

поступил в монастырь.3 Прежде чем принять пострижение в монашество, он

решился пройти предварительно все степени послушания, испытать свои силы и

достойно приготовиться к служению Богу и ближним в звании инока.

Прошло четыре года училищной службы. Орловский епископ Гавриил, хорошо

знавший Соловьева, когда был ректором Семинарии, сам предложил ему место

священника. Соловьев сначала с благодарностью принял место, но его охватило

духовное раздумье. Колебания его, впрочем, были непродолжительны.

Отказавшись от места, он обратился к епископу назначить его послушником в

Площанскую пустынь, но Преосвященный определил его в Брянский Печерский

монастырь. С этого времени и началась его нелегкая трудовая жизнь в

положении послушника. Пешком, с кожаной котомкой за плечами, с палкою в

руках, совершил он в весеннюю распутицу двухсотверстный путь до

назначенного ему брянского монастыря. В монастыре встретили его

подозрительно: не было примера, чтобы инспектор и учитель училища начал

поступление в монашество с низших степеней послушания.

Приставлен он был первоначально к должности чернорабочего на дворе и

при кухне. Через четыре месяца он был назначен к вакансии пономаря в ранней

Литургии; в этом звании думал он остаться навсегда. Но Промысел Божий дал

его жизни и деятельности другое направление.

В то время, когда Соловьев упражнялся в подвигах послушания,

неожиданно для епархиального начальства пришло распоряжение Святейшего

Синода о немедленном отправлении послушника Соловьева на казенный счет в

Петербургскую Духовную Академию, и Соловьев снова очутился на школьной

скамье. Распоряжение это было делом его друга Борисова, в то время

бакалавра Академии. Только привычка к послушанию и к беспрекословному

исполнению всех велений начальства заставила Соловьева явиться в Петербург

и остаться в Академии. Невольное пребывание в Академии скрашивалось

сердечною дружбой и привязанностью Борисова. Зная хорошо духовные дарования

и душевные качества Соловьева, Борисов не мог допустить, чтобы они остались

без применения к делу на более широком поприще в области

церковнообщественной жизни и заглохли в стенах монастыря, и привлек его

поэтому в Академию, где мысли его должны были получить другое направление.

Поступив в Академию, Соловьев принял пострижение в монашество с именем

Иеремии. Пострижение совершено было в академической церкви 21 ноября 1824

года Ревельским епископом Григорием (впоследствии митрополитом

Петербургским).4 Иеремия пробыл в Академии только три года. Это трехлетнее

пребывание не убило в нем прежней мысли остаться в монастыре, в уединении.

При окончании курса он заявил начальству о своем намерении поступить в

монастырь и просил, чтобы его не удостаивали никакой академической степени.

Просьба строгого инока была исполнена, но в монастырь ему не скоро пришлось

поступить. Вскоре по окончании курса в 1827 году он был рукоположен в

иеромонаха и был назначен Законоучителем кадетского корпуса. В 1829 году

перемещен был из корпуса бакалавром в Академию. В 1830 году состоялось

назначение Иннокентия Борисова ректором Киевской Духовной Академии.

Предстояла тяжелая, нежелательная для обоих друзей, разлука, так как, по

словам Иеремии "оба они (т.е. Иннокентий и Иеремия) надобны были для

поддержки в этом мудреном мире" (Преосвященный Иеремия. Биографический

очерк. М., 1897, стр.9). Но митрополит Серафим, которому хорошо была

известна жизнь двух друзей, пришел к мысли, что "Иеремия будет скучать без

него" (там же), т.е. Иннокентия, и решил снова соединить их. На следующий

день он предложил комиссии духовных училищ назначить Иеремию инспектором в

Киевскую Академию, г Друзья возблагодарили Бога за неожиданное

воссоединение и отправились в Киев, куда давно и всею душой стремился

Иеремия. С назначением на должность инспектора Академии последовало и

возведение Иеремии в сан архимандрита. В 1834 году он был перемещен

ректором Киевской Семинарии и настоятелем Киево-Выдубецкого монастыря. В

1839 году сделалась свободною должность ректора Киевской Духовной Академии:

Иннокентий друг Иеремии возведен был в сан епископа Чигиринского, викария

Киевской митрополии. Иеремия занял его место. "Исполнилось слово Спасителя,

говорит, цитированный нами автор биографического очерка Преосвященного

Иеремии, "всяк смиряя себя, вознесется" (Лк.ХУШ, 14). Сколько Иеремия не

уничижал себя, все напрасно: он добровольно принял на себя тяжелые

чернорабочие обязанности монастырского послушания, его против воли посылают

в высшее учебное заведение; добровольно он, оказывается, от ученой степени,

чтобы лишиться права получать высшие должности, его против воли назначают

на такую должность, которая дается только имеющим высшую степень".5

Друзья детства расстались, наконец, в 1841 году. Иннокентий переведен

был в Вологодскую епархию, а Иеремия, по обычаю, занял его место: назначен

был викарием Киевской митрополии, с возведением в сан епископа

Чигиринского. Разлука была тяжелая, но неизбежная. Оба они вступили уже в

такой возраст, когда благодаря продолжительному жизненному опыту, менее

могли нуждаться в нравственной взаимной поддержке и во взаимных

наставлениях и назиданиях. Не надолго после остался в Киеве и Иеремия.

Через два года он получил новое назначение: возведен в звание епископа

Кавказского и Черноморского.

На пути к Ставрополю еще раз произошла встреча Иеремии со своим другом

детства Иннокентием. Встреча произошла в Харькове. Иннокентий радовался

духовною радостью за своего друга Иеремию. Заветная, задушевная мечта

Иннокентия дать деятельности Иеремии направление, соответствующее его

духовным дарования и силам, осуществилась. В ревности и способностях своего

друга к труду для славы Божьей он никогда не сомневался; не сомневался и в

благих результатах этого труда и, как показали последствия архипастыре кой

деятельности первого Кавказского епископа, не ошибся в своих ожиданиях и

надеждах относительно его.(Васильев, 613)

Чтобы не дать угаснуть Православию на Кавказе, надо было заменить

существовавшее духовенство более образованным. Из опыта прошлых лет было

видно, что приглашение духовенства из других епархий не давало ожидаемого

результата. Нужны были местные силы, которыми могла бы свободно располагать

епархиальная власть и давать им надлежащее направление, а через них и всей

церковной жизни Северного Кавказа. Чтобы вызвать в духовенстве потребность

к образованию, уничтожить в жизни его все препятствия к получению

образования и создать из него способных и достойных служителей Слова Божья

среди разнородного населения Северного Кавказа, нужно было открыть свою

семинарию, и Преосвященный Иеремия с первых же дней вступления в управление

Епархией пришел к мысли, что без семинарии невозможно правильное

осуществление всех задач церковноепархиальной жизни, что пока не будет в

Епархии своей Семинарии, епархиальная власть не может считать себя полным

хозяином своего дела и действовать вполне самостоятельно. Мысль эта

сделалалсь господствующей архипастырской деятельности Преосвященного

Иеремии, всецело заняла его внимание, не давала ему покоя и нравственного

удовлетворения, пока не была осуществлена на деле. "Основание Духовной

Семинарии, говорил епископ Иеремия, я считаю не менее важным делом для

Церкви, как и покорение Кавказа для государства".6 Вопрос об открытии

Семинарии на Северном Кавказе возбужден был Преосвященным Иеремией вскоре

по прибытии его в епархию.

Глава III. Быт ставропольцев в XIXв.

III-I. Жилища.

Основным типом крестьянского жилища на Ставрополье во второй половине XIX

века были саманные хаты. Переселенцы, не успевшие еще отстроиться, жили в

землянках. Бедным семьям в них приходилось жить довольно долго, пока

собирались средства для постройки более основательного жилища. Землянку

вырывали целиком в земле, крышу тоже делали земляную на досках, при этом

она немного выступала над землёй. Вниз выкапывали ступеньки, стены внутри

обмазывали глиной и белили. В землянках, как и в хатах, устанавливали

русскую печь. В землянках крестьянe жили так же, как на «кочёвках» в степи.

Первые переселенцы на Ставрополье по приезде на новое, необжитое ещё место,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.