бесплатно рефераты
 

История высшего образования в Украине

В 1920 году Наркомпрос Украины ликвидировал университеты в Киеве,

Харькове, Одессе, Екатеринославле и Симферополе. Начался этап утверждения

военно-коммунистического стиля управления высшим образованием. Прямыми

наследниками ликвидированных университетов стали самостоятельные

медицинские и юридические институты и временные высшие педагогические

курсы, созданные на базе историко-филологических и физико-математических

факультетов. Студенты физико-математических факультетов, проявившие

склонность к техническим дисциплинам, переходили в соответствующие группы

специальных индустриально-технических институтов.

Временные высшие педагогические курсы оказались учреждениями

нежизнеспособными. Попытка придать наиболее «теоретическим», оторванным от

жизни факультетам педагогический профиль не вызвала поддержки ни среди

профессоров, ни среди студентов.

На базе факультетов университетов были созданы институты физико-

математических наук, а историко-филологические факультеты были

преобразованы в институты гуманитарно-общественных наук. Также возникли

новые высшие учебные заведения – Академии теоретических знаний, состоявшие

из института общественных наук и института физико-математических наук.

В 1921 г. Наркомпрос УССР начал на основе старых университетов

создавать Институты народного образования: Киевский, Харьковский, Одесский,

Екатеринославский. В 1930 г. на базе соответствующих факультетов институтов

народного образования созданы институты профессионального образования,

выпускавшие преподавателей для техникумов, школ ФЗУ, рабфаков. На базе

факультетов социального воспитания – институты социального воспитания,

готовившие кадры учителей для общеобразовательных школ, внешкольных

работников и др. Вскоре институты социального воспитания были преобразованы

в педагогические институты.

Временные высшие педагогические курсы, институты физико-

математических наук, институты гуманитарно-общественных наук, академии

теоретических знаний и институты народного образования представляли собой

различные «экспериментальные» формы высшего образования в период с 1920 по

1933 гг.

Большим событием в развитии системы высшего образования явилось

воссоздание университетов в Украине. Было решено с 1 сентября 1932 г.

открыть университеты в Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске. За

короткий срок университеты стали научными и образовательными центрами

Украины. К функционирующим факультетам добавлялись новые, создавались

вечерние, заочные отделения, что явилось положительным результатом

реорганизации высшего образования. Таким образом, только к началу 1939 г.

сложилась определенная отечественная система университетского

педагогического образования. После присоединения к Украине западно-

украинских земель в эту систему вошли Львовский и Черновицкий университеты.

Всего к началу 1938/39 учебного года в УССР насчитывалось 129

высших учебных заведений.

В 1938 г. были утверждены однотипные для всех университетов страны

учебные планы. Особенность их состояла в том, что они отражали черты

университетского образования, опирающегося на широкую научно-теоретическую

базу. Окончательно была определена структура учебного плана:

общетеоретическая подготовка, общеспециальная подготовка и на последних

курсах – подготовка по конкретной специальности. В планах предусматривались

курсы по выбору.

Развитию научных исследований способствовало введение новой системы

ученых степеней и ученых званий и порядка присуждения их.

Следует подчеркнуть, что институты народного образования стали

развиваться как украинские высшие учебные заведения, готовившие

педагогические кадры для органов образования Украины. Преподавание в

Киевском, Харьковском, Днепропетровском ИНО было украинизировано: вводились

предметы, знакомящие с географией, историей, литературой, языком,

культурой, бытом украинского народа.

Оценивая период 1917-1941 гг., необходимо подчеркнуть, что он имеет

огромное значение в истории развития университетского педагогического

образования в Украине. В связи с воссоединением западно-украинских земель с

Украиной стали государственными национальными университетами Львовский и

Черновицкий университеты (1940). Накануне Великой Отечественной войны

сложилась университетская система в Украине, состоящая из шести

классических университетов – Киевского, Харьковского, Львовского,

Одесского, Днепропетровского и Черновицкого университетов.

Великая Отечественная война нарушила созидательную жизнь.

Позитивные изменения, происходившие в высшем образовании, были

приостановлены. В связи с надвигающейся оккупацией Украины государственные

вузы были эвакуированы в восточные районы СССР.

Только к концу 1943 года эвакуированные украинские университеты и

институты начали возвращаться в родные города. После освобождения временно

оккупированной территории Украины на ней действовало 154 высших учебных

заведения.

Сразу же после окончания войны и присоединения Закарпатья к Украине

в университетскую систему влился еще один вуз - Ужгородский государственный

университет, первый вуз в Закарпатье.

В послевоенный период в университетах стала ощутимой потребность к

укрупнению специальностей, расширению профиля специалистов. Были

пересмотрены учебные планы и программы высших учебных заведений. Произошло

укрупнение ряда высших учебных заведений. В больших вузах качество

подготовки специалистов было лучшим, меньше расходовалось средств на

подготовку каждого из них, рациональнее использовались материально-

техническая база вузов, профессорско-преподавательские кадры. В результате

укрупнения вузов с 1950 по 1960 гг. количество их в Украине сократилось со

160 до 135 при одновременном увеличении количества студентов более чем

вдвое: с 201,5 тыс. до 417,7 тыс. Осуществлялось приближение высших учебных

заведений Украины к производству, совершенствовалась их структура,

устранялся параллелизм в подготовке кадров. Открывались новые учебные

заведения на периферии. В 1956-1957 гг. были созданы медицинские институты

в Ворошиловграде и Тернополе, куда перевели часть студентов из Киевского и

Харьковского мединститутов. В 1958 году открылся горно-металлургический

институт в г. Ворошиловске.

В 1955-1957 гг. новые заочные и вечерние отделения и факультеты

открылись при 26 высших учебных заведениях. В 1956 году Министерство

высшего образования СССР утвердило положение о филиалах заочных высших

учебных заведений и об учебно-консультационных пунктах заочных отделений,

благодаря чему студенты заочных институтов, отделений и факультетов могли

получать необходимую им в учебе помощь, лучше овладевать знаниями.

Изменения в географическом размещении вузов способствовали более

полному охвату высшим образованием жителей всех областей, приближению

условий обучения к условиям труда будущих специалистов. Однако главными

вузовскими центрами в Украине все же оставались Харьков, Киев, Одесса и

Львов. В 1958 г. в этих городах находилось 70 вузов из 140, обучалось в них

59% от общей численности студентов. В Харькове было 24 вуза, в Киеве – 18,

в Одессе – 16, во Львове – 12 вузов.

Народному хозяйству страны постоянно требовались специалисты новых

профилей. Чтобы удовлетворить эти потребности, при институтах открывались

новые отделения, факультеты, кафедры. Особое внимание обращалось на

подготовку инженеров по таким специальностям, как приборостроение,

электромашиностроение, автоматика и телемеханика, диэлектрика и

полупроводники, промышленная электроника, конструирование и производство

радиоаппаратуры, автоматизация промышленных процессов, производство сборных

железобетонных изделий и конструкций для строительства, проектирование

телевизионной аппаратуры, технология производства искусственного волокна,

меха и кожи и др.

Уровень подготовки высококвалифицированных кадров в значительной

степени зависел от качественного и количественного состава научно-

педагогических работников вузов. Их количество за 10 лет (с 1950 до 1960

гг.) увеличилось с 14,5 тыс. до 24,7 тыс. человек.

Известные ученые, преподававшие в вузах, способствовали активизации

научной работы студентов. Так, в 1955 г. в институтах Украины членами

научных кружков были свыше 9 тыс. студентов, в 1958 г. их стало уже более

15 тыс.

Во второй половине 50-х годов начинается перестройка

университетского педагогического образования. Были пересмотрены учебные

планы и программы для студентов педагогических специальностей университетов

в сторону увеличения количества часов на преподавание педагогических,

психологических и методологических дисциплин. Обновление университетского

педагогического образования в большой степени коснулось практической

подготовки студентов к работе в средней школе. По времени педагогическая

практика увеличилась более, чем в три раза. Четко определились три вида

педпрактики: один раз в неделю осуществлялась практика без отрыва от

учебных занятий в школе и внешкольных учреждениях по воспитательной работе

с детьми, заканчивающаяся месячной практикой в летних пионерских лагерях,

практика с отрывом от занятий, проходящая преимущественно в городских

школах и стажерская практика в течение месяца, главным образом, в сельских

школах республики.

В начале 60-х гг. начинает расширяться сеть государственных

университетов путем преобразования в университеты крупных педагогических

институтов: Донецкий, Симферопольский.

Главными задачами высших учебных заведений является подготовка

высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими

знаниями и практическими навыками. Высшая школа постоянно совершенствует

качество подготовки специалистов с учетом требований современного

производства, науки, техники и культуры, перспектив их развития.

Неотъемлемой частью деятельности вузов является развитие научно-

исследовательской работы, создание учебников и учебных пособий, подготовка

научно-педагогических кадров, а также специалистов с высшим образованием,

занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Учебный процесс в вузах тесно сочетается с производственной

практикой. Подготовка специалистов всех профессий осуществляется на научно-

теоретическом уровне, устанавливаемом периодически в соответствии с

достижениями науки, техники и культуры для соответствующей группы

специальностей.

Отличительной особенностью университетов по сравнению с

пединститутами в вопросе подготовки педагогических кадров была научно-

исследовательская направленность университетского образования.

В 1960-1970 гг. основное внимание при планировании подготовки

кадров обращалось на те звенья высшего образования, которые обеспечивали

научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства,

дальнейший рост культуры и благосостояния трудящихся. Началась подготовка

кадров по многим новым специальностям, в частности по механизации учета и

вычислительных работ, обслуживанию приборов точной механики,

электроакустике и звуковой технике, обслуживанию электровакуумных машин,

оптических приборов, проектированию и эксплуатации атомных и энергетических

установок, электрических систем, полупроводниковых материалов, по

теплофизике, кибернетике, технологии полимерных материалов и др.

В 1974-1975 гг. на основе действующих учебных планов вузов были

созданы рабочие учебные планы, в которых определялось количество часов,

затрачиваемых студентами на самостоятельную работу по каждой дисциплине.

При этом внимание обращалось на сложность учебного курса, его трудоемкость

и значимость для специалистов данного профиля.

С целью профессиональной адаптации выпускников с 1972 г. была

введена годичная стажировка молодых специалистов на предприятиях народного

хозяйства. Всестороннее укрепление связей вузов с производством по всем

направлениям (производственная практика и стажировка, организация филиалов

профилирующих кафедр на производстве, лабораторий, учебно-научно-

производственных объединений и др.) и на этой основе улучшение

профессиональной подготовки специалистов являлись основными задачами высшей

школы. Этот этап развития высшей школы характеризуется не только

увеличением объема и расширением тематики научно-исследовательской работы,

но и возрастанием роли научной деятельности высшей школы в

общегосударственном масштабе.

В середине 70-х гг. была сделана попытка совершенствования процесса

формирования высококвалифицированных специалистов–педагогов в условиях

университетов. В методическое обеспечение были внедрены учебно-методические

комплексы, которые были призваны обеспечить единство фундаментальной,

специальной и психолого-педагогической подготовки. Однако, их реализация

носило в большей степени формальный характер. Определенную роль в

подготовке специалистов с высшим образованием сыграли комплексные планы,

которые ориентировали на всестороннее гармоническое развитие личности

студентов.

Прогрессивной тенденцией высшей школы 70-х гг. явилось новая форма

организации самостоятельной работы студентов, проведение внутрисеместровых

аттестаций.

Вместе с позитивными изменениями необходимо отметить и негативные,

имевшие место в истории высшего образования 60-70-х годов. Научно-

технический прогресс требовал мобильной системы подготовки специалистов, а

вузовские программы практически не менялись. Вузы были в плену инструкций и

предписаний, они не имели права изменять программы обучения. Погоня за

выполнением плана приема и выпуска специалистов приводила к тому, что

исключить нерадивого студента можно было только в случае, если он сам

прекращал посещать продолжительное время университет, либо совершал

криминальный поступок.

Учебный процесс строился на принципе параллельного,

непересекающегося преподавания общенаучных, специальных и профессиональных

дисциплин. В результате выпускники слабо представляли возможности

использования значительной части знаний в педагогической и производственной

деятельности.

В учебных планах педагогических специализаций приоритетное место

занимали теоретические дисциплины: общественно-политические, военно-

медицинские, которые никаким образом не были связаны с будущей

педагогической деятельностью. Педагогической практике уделялось все меньше

и меньше внимания, зачастую она проводилась формально, не оставляя никакого

впечатления у студентов.

Учебный процесс в целом осуществлялся экстенсивными методами.

Количество информации, которое необходимо было усвоить за весь период

обучения, постоянно возрастало. Увеличивалось число аудиторных занятий.

Организация самостоятельной деятельности студентов проходила формально,

преувеличивалась роль административных методов управления. У студентов

формировалась инертность мышления и деятельности.

За время с 1960 по 1980 г. был реорганизован ряд вузов, открыты

новые. На базе Донецкого педагогического института создан Донецкий

университет, на базе вечернего филиала Харьковского политехнического

института – Ворошиловградский вечерний машиностроительный и др.

В 1984 г. в УССР функционировало 146 высших учебных заведений, в

том числе университетов – 9, технических вузов – 50, сельскохозяйственных

вузов – 17, вузов по экономике и праву – 10, пединститутов – 30, вузов по

здравоохранению – 15, вузов по физкультуре и спорту – 3, культуре и

искусству – 12. К сети высших учебных заведений относятся также 25 филиалов

вузов Украины, 7 специализированных факультетов и отделений и 12

общетехнических факультетов.

В середине 80-х гг. проводилась реформа общеобразовательной и

профессиональной школы. Высшие учебные заведения Украины вносили

значительный вклад в ее реализацию. Основные мероприятия, направленные на

решение вопросов Реформы, дали некоторые положительные результаты. Заметно

улучшилось качество обучения в вузах, как в плане научной подготовки

студентов, так и в отношении их психолого-педагогической готовности к

работе в школе. Этому способствовал курс на целевую подготовку учителей. На

основе совместной деятельности постепенно начала складываться система

довузовской подготовки и отбора абитуриентов. В университетах

функционировали юношеские предметные школы, Малые академии наук, факультеты

довузовской подготовки, проводились олимпиады по общественным, гуманитарным

и естественным наукам.

С 1984 года пединституты и университеты начали проводить целевой

прием по направлениям педсоветов школ, органов образования на факультеты,

готовящие педагогические кадры. Однако, реализация этого начинания имела не

всегда положительный результат. Направления для целевого поступления

нередко выдавались формально, а несовершенная диагностика направленности и

способностей абитуриентов не всегда позволяла принимать на учебу только

тех, кто склонен к педагогической деятельности. Тем не менее, система

мероприятий по профессиональной ориентации молодежи позволила сохранить в

течение 80-х годов высокий конкурс поступающих на педагогические

специализации.

После обретения независимости (1991) в суверенной Украине начала

формироваться собственная политика в области высшего образования. Она

ориентирована на достижение современного мирового уровня, возрождение

самобытного национального характера, коренное обновление содержания, форм и

методов обучения, приумножение интеллектуального потенциала страны.

В настоящее время в Украине действует 15 классических

университетов. В 90-е годы продолжала наблюдаться тенденция реорганизации

крупных педагогических институтов страны в университеты. Так, в 1992 году

на базе Ивано-Франковского пединститута был открыт Прикарпатский

университет. Луцкий пединститут в 1993 году преобразован в Волынский

университет. В 1994 году организован Восточноукраинский университет, при

котором функционирует Луганский пединститут. В 1995 году Черкасский и

Сумский пединституты стали государственными университетами.

Долгие годы отсутствовавшая традиция подготовки специалистов в

форме экстерната была возрождена в 1995 г.

В течение последних лет была преодолена государственная монополия в

области высшего образования. Открыты вузы с различными формами

собственности: коммерческие, частные, совместные, международные, которые

предоставляют возможность получения высшего образования большому количеству

выпускников средних и средне-специальных учебных заведений.

Развитие платного и бесплатного высшего образования, с одной

стороны, открывает возможность подготовки специалистов на коммерческой

основе по договорам; с другой стороны, резко уменьшает количество мест для

поступающих на госбюджетной основе и ограничивает доступ в вузы тех, кто не

имеет возможности оплатить свое обучение.

Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с

разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых

реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для

педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности.

Существование этих планов приблизило высшее образование к требованиям,

предъявляемым обществом и образованием к современному специалисту.

Обладая значительным научным потенциалом и будучи ведущими

учреждениями образования, университеты традиционно являются крупнейшими

центрами подготовки специалистов. Они призваны обеспечивать кадрами самых

различных профилей научно-исследовательские, политические, культурные и

правовые институты общества, административные, планирующие, директивные

органы государства, промышленность, сельское хозяйство, медицину, органы

образования.

Университеты, располагая значительным отрядом ведущих ученых-

педагогов, комплексом научно-исследовательских и образовательных

подразделений, являются крупными культурно-просветительскими центрами. Они

проводят большую работу по распространению знаний и достижений в области

естественных и гуманитарных наук среди учащейся молодежи, преподавателей

средних и средне-специальных учебных заведений, служащих и инженерно-

технической интеллигенции.

Для 90-х гг. характерна тенденция, связанная с подготовкой в

университетах высококвалифицированной педагогической интеллигенции. На пути

к достижению этой цели сделано уже немало: в государственные документы и

учебные планы заложены идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического

университетского образования, заметным стало место культурологических,

общеразвивающих дисциплин в содержании образования.

Университеты, наряду с педагогическими институтами, занимают

ведущее место в развитии и совершенствовании среднего, средне-специального

и высшего образования, подготовке преподавателей для средних школ, училищ,

техникумов и вузов. Ведущую роль играют университеты в системе непрерывного

образования, послевузовского повышения квалификации педагогических кадров,

учителей и руководителей школ, работников различных отраслей

государственного хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.