бесплатно рефераты
 

История высшего образования в Украине

благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи

(1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в

Одессе.

Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного

высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только

16 ноября 1874 года совет министров Австрии, рассматривая вопрос об

основании нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870

году в Черновцах была открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря

1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета.

Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать

его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком

преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким

образом, интересы коренного населения, и, прежде всего, его наибольшей

этнической группы – украинцев – игнорировались.

В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале

XIX в. не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком

преподавания. Во Львовском университете преподавание велось на польском, в

Черновицком университете – на немецком, с 1920 – на румынском языке.

В 60-70-е гг. XIX в. постепенно формировалась система подготовки

учителей, в частности для начальных школ. В конце 60-70-х гг. были созданы

трехлетние учительские семинарии, строившие свою работу на базе

двухклассных училищ. Среди первых учительских семинарий – Коростышевская

(основана в 1869 г.), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская

(1878). На западно-украинских землях учителей для народных школ готовили

учительские семинарии – Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и

др. Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных

и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский

институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26

учительских семинарий и 6 учительских институтов.

Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине

XIX – начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической

мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д.

Алчевская, С.М. Ковалив и др.

Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности

обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли,

подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др.

специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе)

университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно-

украинских землях – Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для

промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный

институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский

политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище

(1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной

медицины во Львове (1897) и др. Функционировали высшие женские курсы в

Киеве (с 1878 г.), Одессе (с 1906 г.), Харькове (c 1913 г.), женский

медицинский институт в Киеве (с 1907 г.).

Харьковский университет основан в 1805 г. по инициативе

В.Н.Каразина. До революции в его составе было 4 факультета: физико-

математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8

научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека.

Многочисленные научные школы, возникшие в Харьковском университете,

содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и

работали известные ученые: математики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов,

В.А.Стеклов, поэт П.П.Гулак-Артемовский, биолог И.И.Мечников, историк

Н.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель М.П.Старицкий и др.

Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры

украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал «Украинский вестник», в

1824-1825 гг. – «Украинский журнал». За годы Советской власти университет

вырос в одно из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе

существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного

образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико-

химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический

факультеты были преобразованы в самостоятельные институты.

Новороссийский университет был основан по инициативе Н.И.Пирогова в

Одессе в 1865 г. на базе Ришельевского лицея. После 1917 г.

реорганизовывался в ряд самостоятельных вузов. С 1933 года носит имя

Одесского. С Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся

ученых: И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, А.О.Ковалевского, Е.Н.Щепкина и др.

Нежинский историко-филологический институт был создан в 1875 г. на

базе Нежинского лицея. Институт готовил учителей классических языков,

русского языка и истории для средних учебных заведений. Среди студентов

были представители крестьян, мещан и других слоев населения. Окончили его

историк Н.С.Державин, художник Н.С.Самокиш, педагог П.К.Волынский и др. В

1920 г. реорганизован в Нежинский институт народного образования.

Следует подчеркнуть, что с начала XIX в. в отечественном

университетском образовании начинает набирать силу образовательная

тенденция. В первую очередь это связано с формировавшейся в 1-й половине

XIX в. концепцией государственной образовательной политики, которая в

качестве главной задачи отечественной высшей школы определила подготовку

высококвалифицированных кадров для обслуживания государственного аппарата.

Подтверждением этого является вышедший в 1809 г. знаменитый указ,

требовавший от всякого желавшего получить чин колежского асессора

«выдержания экзамена в университете». Университеты постепенно начинают

утрачивать положение учреждений «чистой науки», а на первое место выходят

функции управления системой народного просвещения, подготовки

педагогических кадров, интеллектуальной и государственной элиты.

Университеты как центры учебных округов способствуют быстрому

расширению сети гимназий, лицеев, уездных и коммерческих училищ, школ.

Созданные при университетах педагогические институты впервые в истории

университетского педагогического образования поставили вопрос о специальной

подготовке учителей как в условиях очной формы, так и экстерном. Ученые и

ведущие преподаватели университетов активно помогают школе, просвещению

народа. При университетах организуются курсы для учителей гимназий,

проводятся первые учительские съезды. Созданные учеными университетов

научные общества объединяют не только преподавателей университетов, но и

учителей, широкую педагогическую общественность. Харьковский университет в

период с 1805 по 1834 гг. являлся, по существу, центром организационно-

методического руководства народным просвещением в Украине и на юге России.

К началу 60-х годов XIX в. Харьковский университет подготовил более 3200

врачей, юристов, педагогов. Среди его выпускников более 550 работали

преподавателями в средних учебных заведениях, около 80 – профессорами

отечественных университетов и лицеев.

Высшие учебные заведения, прежде всего университеты, царское

правительство рассматривало как оплот самодержавия, источник пополнения

государственного аппарата и промышленности благонадежными кадрами. Вся

жизнь университетов (научная, учебная, общественная) подлежала опеке и

регламентации со стороны правительства и учебной администрации. Правда, под

давлением революции 1905-1907 гг. правительство пошло на некоторые уступки,

упразднило инспекцию над студентами и некоторые ограничения в приеме и

вернуло университетам и другим вузам внутреннюю автономию. Однако после

поражения революции все эти уступки были ликвидированы.

Как и раньше, в университетах было 4 факультета: историко-

филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В каждом

из них имелись учебно-научные библиотеки и ряд научно-вспомогательных

учреждений (клиник, лабораторий, кабинетов и т.п.). Так, в Харьковском

университете было 30 кабинетов и лабораторий, обсерватория, исторический

музей и архив, музей изящных искусств и древностей. Достаточно широкую

научно-вспомогательную базу имели Киевский и Новороссийский университеты.

Количество студентов в университетах в начале XX в. увеличилось в

среднем более чем в 2 раза. Социальный состав студенчества университетов

оставался преимущественно дворянско-буржуазным, хотя революция 1905-1907

гг. заставило правительство несколько приоткрыть университетские двери для

выходцев из низших сословий. Это были, как правило, дети городской и

сельской буржуазии. Для выходцев из рабочих, среднего и беднейшего

крестьянства доступ в вузы по-прежнему оставался практически закрытым.

В это же время начали создаваться высшие учебные заведения для

женщин. Так, после почти двадцатилетних ходатайств в 1903 году в Одессе, по

инициативе профессоров Новороссийского университета Н.Н. Ланге, Е.Н.

Щепкина и других, были открыты Высшие женские педагогические курсы,

реорганизованные в 1906 году в Высшие женские курсы с историко-

филологическим и физико-математическим факультетами. В 1908 – 1910 гг. они

пополнились юридическим и медицинским факультетами. Последний позже был

преобразован в женский медицинский институт. В 1907 году Высшие женские

курсы открылись в Харькове с историко-филологическим, физико-математическим

и юридическим отделениями. В 1910 году в Харькове открылся женский

медицинский институт, ректором которого стал профессор Харьковского

университета В.Я. Данилевский. В Киеве в 1906 году, благодаря усилиям

профессоров университета, возобновили работу Высшие женские курсы, закрытые

в 1889 году. Сначала они состояли из историко-филологического и физико-

математического отделений, а в 1907-1909 гг. здесь открылись еще

юридическое, медицинское и экономическо-коммерческое отделения. В 1916 году

медицинское отделение было реорганизовано в Киевский женский медицинский

институт, возглавляемый профессором университета П.И. Морозовым.

В 1906 году в Киеве были открыты и Высшие общеобразовательные курсы

для лиц обоего пола с отделениями историко-филологическим и экономическо-

коммерческим. Через два года на базе последнего был создан коммерческий

институт, директором которого стал инициатор создания курсов профессор М.В.

Довнар-Запольский. В 1913 году состоялся первый выпуск окончивших учебу

студентов Киевского политехнического института. На выпускных экзаменах

присутствовал великий русский ученый Д.И. Менделеев.

Екатеринославское высшее горное училище в 1912 году было

преобразовано в горный институт. В течение 1903-1917 гг. институт окончило

457 человек, большинство из которых стали работать на промышленных

предприятиях Донбасса и металлургических заводах юга России.

Продолжали подготавливать специалистов с высшим образованием

Нежинский историко-филологический институт, технологический и ветеринарный

институты в Харькове, Киевская и Одесская консерватории и др. Всего на

Украине к 1917 году действовало 27 вузов, в которых обучалось свыше 35 тыс.

студентов.

На территории западноукраинских земель до 1918 года существовало 4

высших учебных заведения: университеты во Львове и Черновцах,

политехнический институт и академия ветеринарной медицины во Львове.

События 1917 г. изменили не только социальный строй, но и поставили

на повестку дня создание новой школы с новыми педагогическими кадрами.

Независимая Украина делала первые шаги в организации подготовки

национальных педагогических кадров. Программным документом явилась

декларация генерального секретариата от 26 июня 1917 года, в которой

определялись основные мероприятия, направленные на развитие национальной

школы и подготовку для нее кадров.

Началось становление системы украинского высшего образования. В

1918 г. университеты Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский

(Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на

базе Высших женских курсов открывается университет в Екатеринославле

(Днепропетровске). В Симферополе в 1918 г. начинаются занятия в Таврическом

филиале Киевского университета, а через полгода при полной поддержке и

помощи Киевского университета торжественно открывается Таврический

университет.

Возобновление деятельности Киевского, Харьковского, Новороссийского

университетов, открытие новых университетов в Екатеринославле и Симферополе

имели огромное значение для развития общества, культуры, образования.

Несмотря на крайне тяжелое положение Украинской республики в 1918-1920 гг.,

правительство Украины, Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты

оказывали помощь новым университетам. Екатеринославский университет был

преобразован в государственный и взят бюджет республики. Ощущал поддержку и

Таврический университет.

В условиях гражданской войны в Украине велась подготовительная

работа по открытию и других университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине.

Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая

академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-

Подольском.

В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по

строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918

г. на заседании комиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой

тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу

подготавливаемой реформы. Высказывалась мысль о существовании образцовых

политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и

университет. Однако окончательно было принято решение поставить в основу

реформы государственные университеты.

На прошедшем в 1918 г. Всероссийском совещании деятелей высшей

школы был рассмотрен проект «Положения о Российских университетах»,

согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и

просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы

возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному

влечению вид и способ научной или учебной деятельности.

Для более широкого привлечения трудящихся страны к высшему

образованию в 1919 г., в частности, в Киеве, Харькове, Екатеринославе были

открыты подготовительные курсы, в 1921 г. – созданы рабочие факультеты.

В 20-е – начале 30-х годов ясно проявились две противоположные

тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, в Украине открылся

новый университет в Екатеринославле, шел процесс интенсивной реорганизации

Киевского, Харьковского и Одесского университетов, испытывал на себе

огромное влияние со стороны украинских университетов Симферопольский

университет. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением

был упразднен ряд высших учебных заведений, в том числе университеты,

возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский

народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-

Подольском.

В 1919 г. было введено «Временное положение … об управлении высшими

учебными заведениями», в соответствии с которым всем вузам предписывалось

вести работу в трех направлениях: научном, научно-учебном и

просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие

советы, состоящие из делегатов факультетских советов. Руководство

хозяйственной деятельностью возлагалось на хозяйственный комитет. Должности

ректора и проректора упразднялись, а их функции выполняли комиссары вузов,

назначавшиеся Наркомпросом и имевшие чрезвычайные полномочия.

Общегосударственные вопросы передавались на обсуждение и решение

Наркомпроса. Таким образом, «Временное положение …» было основным

документом, положившим начало централизованной системе управления высшей

школой, в частности, университетским образованием.

Деятели образования начали строить систему высшего образования по

образцу профессионально-технических учебных заведений. Они считали, что

старые университеты были оторваны от жизни. Являясь высшими учебными

заведениями, они давали своим воспитанникам основательные теоретические

знания, но не обеспечивали овладение конкретными профессиональными

навыками. По мнению руководителей просвещения, университеты практически не

готовили специалистов определенного, явно очерченного профиля. Исключение

составляли лишь студенты медицинского и юридического факультетов. Особой

критике подвергалась система подготовки специалистов на историко-

филологическом и физико-математическом факультетах. Студенты, оканчивающие

именно эти факультеты, становились преподавателями школ, ремесленных

училищ, техникумов.

В первые годы советской власти возникли своеобразные формы

интеграции науки, высшего образования и производства. Одной из них явился

Институт инженеров электриков-производственников (ИИЭП). Система ИИЭП

исходила из того, что нет инженеров широкого и узкого профиля, а есть

инженеры для тех или иных потребностей промышленности и техники. По мнению

организатора института Я.Ф.Каган-Шабшая, инженер обязан начать работать

опытным специалистом, а не терять время на освоение производства с нуля.

Студент рассматривался как полноценный участник производственного процесса.

Четыре дня в неделю студенты работали на заводе, в течение двух дней по 10

часов занимались в институте. Не было зачетных сессий. Пройденный предмет

сдавался немедленно. Система ИИЭП являлась воплощением экономики: студенты,

работая на производстве, окупали свое содержание и участвовали в создании

материальных ценностей.

Новая концепция практицизма и профессионализма нашла свое отражение

в решении совещания «О реформе высшей школы» (1920 г.), которое

предусматривало создание в вузах узкоспециализированных факультетов с

трехгодичным сроком обучения. Это положение распространялось и на

университеты: вместо филологического и естественного факультетов должен

быть создан педагогический с различными специализациями. Это было

отражением тенденции развития высшего образования за рубежом, связанной с

появлением в начале XX в. педагогических факультетов в некоторых

американских университетах. Необходимость создания педагогических

факультетов в университетах диктовалась нуждами народного образования,

повышения качества подготовки учителей. Предполагалось, что в процессе

реорганизации университетов удастся определить профиль выпускников,

разработать новые учебные планы и программы, ввести общественные

дисциплины, подготовить новые профессорско-педагогические кадры.

Однако, реформа в украинских университетах пошла по иному пути.

Ликвидируя все негативное, что было в университетах, Комиссариат

просвещения стал на позиции ликвидации самих университетов.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.