бесплатно рефераты
 

История развития Феминизма в России

История развития Феминизма в России

Прогресс любого общества определяется

по положению в нем прекрасного пола.

Ш.Фурье.

введения.

Женское движение в России получило широкое

распространение в середине 19 в. Оно возникло и развилось за короткое время

и оказало большое влияние на многие аспекты жизни российского общества.

Безусловно, у него были предпосылки - социальные, экономические,

культурные. В данной работе мне хотелось бы сделать небольшой обзор

женского общественного движения середины 19 в.

На фоне европейских стран, идущих по пути модернизации, Россия в нач.

19 в. - крестьянская страна с феодальным укладом экономики, патриархальным

укладом жизни -^Патриархальность - есть то главное, историческое, но к

несчастью, совершенно народное зло, против которого мы обязаны бороться

всеми силами". (М.Бакунин Философия, социология, политика. М.1989, с. 515)

Идеи эмансипации изначально относились не к женщине, а к мужчине.

Патриархатные^ установки на господство/угнетение давили на мужскую

личность: мужчины воспринимали себя уже субъектом истории, ее ценностью.

Дух критики, сомнения в незыблемости существующего порядка, осмысление

идей о ценности и суверенности личности, правах человека и гражданина,

инициативности личности и т.д. привели к утверждению мысли о

принципиальном равенстве людей.

События Великой Французской революции, попытки изменить патриархатное

деление ролей на "мужские" и "женские", представления о "женственности" и

^мужественности", появление такого общественного феномена как новое женское

самосознания и его носительниц "новых" женщин - все эти знаки общественной

Одной из определяющих установок патриархатной модели мира является

установление в обществе специфических властных отношений в дихотомии

господство-подчинение. В отношении полоролевых норм

патриархатность проявляется в жестком разделении женских и мужских ролей,

определении женских-мужских качеств и свойств, обусловленных биологическими

различиями между полами. Ценностная система строится на признании за

мужчиной главной и ведущей роли в обществе, все проявления "мужского"

априорно воспринимаются как норма.

эмансипации не прошли незамеченными для России. И если Франция, по

выражению Людвига Берне, была циферблатом Европы и показывала европейское

время, то русское передовое общество внимательно следило за ним, соотнося

европейские умонастроения с российскими, воспринимая, усваивая и развивая

новые идеи.

Осознание российской реальности: позор рабовладения, патриархатная

зависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенно

угнетенное состояние такой социальной группы как женщины - все это

привело к росту общедемократических настроений и к включению женщин в

ряды подлежащих эмансипации. Требование эмансипации женщин стало одним из

общедемократических лозунгов. Тема эмансипации женщин оказалась актуальной

для

России, России переживала момент определения статуса женщины в публичной

сфере.

Процесс «выведения» женщины из сферы замкнутого феодального

домохозяйства начался давно. Как и многие значимые социальные процессы он

начался "сверху” - толчок ему дала деятельность Петра 1 по созданию

светского государства.

Женское образование было поставлено на уровень

государственной задачи, стало развиваться, распространяться по стране.

Решающую роль в становлении женского образования, его идеологии в начале 19

в. сыграла имп. Мария Федоровна, при ней расширился круг женских учебных

заведений, появились гимназии. Выведя для себя формулу "крепка семья -

крепка держава^ и определив главным действующим лицом в семье женщину, она

накинула педагогическую узду на женское воспитание и образование.

Итог: противоположный ожидаемому - эпоха Николая 1 -эпоха "непонятых^

женских натур, по свидетельству А.Афиногенова, в семейных трагедиях - борцы

за женскую эмансипацию. Конечно, ограниченный круг девушек обучался в

институтах, но постепенно шло приобщение русских женщин к культуре через

изучение языков, чтение, размышление, восприятие политических убеждений,

естественно монархических.

Таким образом, в начале XIX века формировался тип русской

женщины, характеризуемый такими качествами как начитанность, живость ума,

проявление интереса к искусствам и наукам. Лотман - сформировалась та

социальная среда, в которой книга (роман) стал привычным атрибутом женской

жизни как столичной, так и уездной барышни. Появилась первая женская

организация - Императорское женское патриотическое общество (1812 )

Патриотические настроения привели к участию женщин в общественной жизни.

Именно в расчете на этих женщин в нач. XIX века появились первые

женские журналы: "Журнал для милых" (с 1804 г.), "Московский Меркурий"

(с 1805 г.), "Дамский журнал" (с 1823 г), "Ваза" (с 1832). События 1825

года подтвердили появления в России нового женского самосознания.

Нельзя отрицать гражданского звучания поступка жен декабристов,

общественного значения их судеб. Их отъезд в Сибирь был воспринят

современниками, как поступок нравственных сообщниц, несмотря на все попытки

правительства представить его как проявления чувственной любви и

супружеского долга. Так же, как и их мужья, жены декабристов были детьми

Великой Французской революции и Отечественной войны 1812 года.

В 30-40 гг. - постановка «женской проблемы» в

прессе: неравенство в браке, ложность женского воспитания и образования,

бесправие в семье и обществе. Тема женской судьбы в женской литературе -

выработка идеи права женщины на счастье, на самоопределение, что станет

одной из популярных идей феминизма.

Особое место в подготовке общественного мнения к восприятию проблем

женской личности в России занимает известная французская писательница Жорж

Санд. Появление в начале 30-х гг. в России романов Жорж Санд усилило

интерес к "женской" теме, вызвало к жизни обширную прессу.

Влияние Жорж Санд на русское общество 30 - 40-х годов, по

свидетельству современников, было огромным. Период между 1830 -1850 гг.

называли 20-летием "жоржзандизма". В ее романах проповедовались идеи

освобождения общества от предрассудков в защиту человеческих прав женщин, с

требованием равных прав мужчин и женщин в любви, браке, семье, была

двойственной.

Идеал женщины Жорж Санд вобрал в себя опыт общественной деятельности

женщин-республиканок, участниц французских революций 1830, 1848 гг.,

свидетельницей которых она была и которых имела возможность наблюдать в их

бурной общественной жизни.

Да и сам факт появления такой личности как Жорж Санд, практикой своей

жизни отрицавшей традиционные нормы поведения для женщины, взявшей на себя

новую для женщины роль -писательницы, общественной деятельницы, идеолога,

воспринимался современниками как образ "новой" женщины, способной обновить

мир.

Книги Жорж Санд заставляли задуматься о многих вещах, начиная с

отношений между мужчинами и женщинами, кончая вопросами предназначения

женщины, пренебрежения и предубеждения общества в отношении женщины. Это

понимали и сторонники и противники Ж. Санд. По свидетельству Н. В. Гоголя

Жорж Санд "... в немного лет произвела сильное изменение в нравах, чем все

писатели, заботящиеся о развращении людей". ^

Развитие социально-политических идей в 30-40-х годах, в том числе и

идеи эмансипации женщин, были вызваны внутренними процессами,

происходившими в стране, хотя, безусловно, сказывалось влияние

прогрессивных идей Запада; полемика в прессе - это способ осмысления,

выработки своей версии, попытка противостояния.

Женское литературное сословие развивало тему женской судьбы, неравной

борьбы, которую вела одаренная женщина с предрассудками общества,

деспотизмом семьи, предложило образы благородных, высоких женских натур в

романах Зенаиды Р-вой (Елена Ган) - "Напрасный дар" (1842), "Суд света"

(1840), "Теофания Аббиаджио" (1840); Марии Жуковой - ^Провинциалка" (1837),

"Две сестры" (1843), "Эпизод из жизни деревенской дамы" (1847),

Е.П.Растопчиной - "Нелюдимка", "Дочери Дон-Жуана".

"Женская" литература в 30-40 гг. переживала период расцвета,

пользовалась популярностью у читателя. Национальный идеал русской женщины -

пушкинская Татьяна - начал блекнуть в глазах передовой общественности. Так,

в переписке Белинского - Боткина Татьяна была осуждена за то, что

"добровольно

2 Гоголь Н.В. ПСС. М.. 1952. т. 8. с. 457.

осудила себя на проституцию со своим старым генералом", Белинский

соглашаясь с Боткиным пишет: "с тех пор, как она хочет век быть верною

своему генералу, ее прекрасный облик затемняется"*.

"Женская^ беллетристика 60-х годов продолжила традицию ^озвучания"

женского взгляда на мир - Евг .Тур, В.Крестовский (псевд. Н.Хвощинской), Ю.

Жадовская, С. Смирнова, О. Шапир и др.

За женщиной признавалось принципиальное право на счастье, на свою

женскую судьбу. Это был бесспорный шаг вперед, но воспринятый не бесспорно.

Такая версия с трудом пробивала себе дорогу в общественном мнении.

Дебатировался вопрос о женском долге, о пределах женской свободы. Писатели,

подхватившие идею женской свободы в любви подвергались общественному

осуждению. Так например, подвергся критике со стороны известной

общественной деятельности М.К. Цебриковой писатель М.В. Авдеев, который

сделал женскую тему стержневой в своем творчестве и на протяжении всей

своей жизни разрабатывал ее ("Подводный камень" - 1860, "Между двух огней"

- 1868 и др.). По мнению Цебриковой Авдеев отстаивал в своих романах не

свободу выбора в любви, а свободу адюльтера^ - такая постановка вопроса

является упрощением и дискредитацией проблемы женской независимости.

рефорлуа 1861 Г. И РАСКЛАД ПАТРИАРХАТНОГО УКЛАДА.

Экономический кризис привел к тому, что правительство вынуждено было пойти

на реформы. Медленно и мучительно шло реформирование - освобождение

крестьян, освоение новых форм экономических отношений, развитие

промышленности, земского и городского самоуправления, судебной,

образовательной реформ.

Поражением в Крымской войне царский режим

продемонстрировал свою неспособность решать военные, экономические и

политические проблемы страны.

В стране накопилось техническое, социальное, кадровое отставание.

Начался кризис дворянского государства, приведший его к краху.

Кризис поразил все стороны российской жизни. В экономике он назревал

давно. Существующее крепостное право сдерживало развитие промышленности,

сельского хозяйства. Кризисные явления проявлялись в низкой

производительности труда подневольных крестьян; развитие товарно-денежных

отношений подрывало барщинное хозяйство.

К сер. XIX в более 12% дворян-помещиков продали свои имения, в 1859 г.

были заложены имения с 7 млн. крепостных, т.е. 2/3 крепостного населения.

Процессы разорения крестьянства и дворянства шли одновременно.

Следствиями распада старого экономического уклада был выход на общественную

арену новой внесословной социальной группы - "разночинцев", становление и

утверждение новых классов - буржуазии и пролетариата.

Для женщин-дворянок это означало сокращение числа женихов, отвечающих

прежним представлениям об идеальном

Письмо Боткина от 20.03.184. Цит. по Пылину А.Н. Жизнь и переписка

В.Г.Белинского. СПб, 1876,с.143.

Письмо Белинского от 04.04.1841 г. Там же, с. 149. 5 Цебрикова М.И. -

Вестник Европы, 1881, № 6.

женихе, привело к сокращению возможности осуществить традиционный женский

жизненный путь: раннее замужество, жизнь в сфере семьи, выполнение

обязанностей жены-матери-хозяйки. т.е. тех функций и ролей, к которым ее

готовили. Разорение дворянских гнезд вело к высвобождению разного рода

женщин -бедных родственниц, просто "девушек из хороших семей", живших в них

на правах компаньонок, экономок, приживалок. Все они оказались вне рамок

традиционной женской жизни своей среды..

В этот исторический период происходит распад

патриархального уклада жизни, сопровождавшийся ростом недовольства и

критического отношения к традиционным ценностям, идеалам, нормам поведения,

поиску и утверждению новых отношений.

Шел процесс выработки новой ценностно-нормативной базы, моделей

поведения. Определялось новое видение мира, претензии на влияние.

Пересматривались нормы и для мужчин и для женщин.

Нововведения для мужчин вызывали раздражение у либерально-

консервативной части населения, что же до изменения норм поведения для

женщин, изменение их социального статуса, социальных ролей и т.д. - все это

вызывало бурный протест.

Для первой четверти XIX в. "новым" человеком, готовым к

реформаторству, социальным изменениям был дворянский революционер,

декабрист.

Кризис 1859-1861 гг. подвел черту под революционностью дворянства как

класса.

Для середины XIX в. агентом социальных перемен стал разночинец-

демократ. Человек более демократического происхождения, вступивший в мир в

менее благоприятных условиях, чем дворянин, имевший другой социальный опыт,

вышедший зачастую из "низов" и хорошо знавший народную жизнь.

Отличительными чертами разночинцев были: наличие образования, избавление от

родительской опеки, ига патриархальной семьи (разрыв-уход-побег из дома),

занятие полезной общественной деятельностью (работа в школах, больницах, в

науке, литературе... ).

Мироощущение, умонастроение разночинцев отличались критическим

отношением ко всем сторонам российской действительности, отрицанием

практически всех принятых ценностей, норм дореформенной России.

Непримиримость к социальной несправедливости, политическому и духовному

гнету, представления о долге перед народом, стремление служить ему,

ожидание перемен - характерные для этой среды умонастроения.

"Новые" люди концентрировались в обеих столицах, обновляя и развивая

идеи 30-40-х годов, разрушая старые общественные установки, утверждая

новые, задавая тон.

Эти умонастроения вылились в общественное движение, резко и

непримиримо

отрицавшее господствующую идеологию, мораль, нормы поведения, получившее

название "нигилизм". Вербовка сторонников нигилизма шла по принципу

неприятия существующей действительности. "Нигилизм у всех на языке", -

писал в 1863 г. в

"Современнике" М.А.Антонович, - "все о нем толкуют, как о предмете,

известном и определенном, хотя никому не приходит в

голову объяснить смысл этого слова и характер тех явлений, которые хотят им

обозначить"^.

Нигилисты отвергали идеалистическую философию, религию, деспотизм во

всех его проявлениях, либеральное обличительство... Требовали свободу

личности, равноправия женщины, проповедовали "разумный эгоизм",

утилитаризм, придавали большое значение естественным наукам и опытному

знанию.

Это бьшо первое общественно-политическое движение востребовавшее

женщин и имевшее их в своих рядах. Представление о нигилистках мы можем

составить по

мемуарной и художественной литературе. Образ их очерчен и в той и в другой

литературе карикатурно: стриженные волосы, круглые синие очки, бесформенная

небрежная одежда, зачастую мужского кроя, папироса в руках, заученные,

неестественные речи.

Основной характеристикой нигилисток, судя по литературе, являлась

безнравственность, проявляющаяся:

1. В отрицании церковного брака, (гражданские браки).

2. В посещении, в силу каких-то низменных и тайных побуждений, лекций по

естественным наукам и чтении соответствующей литературы.

3. В критике своих родителей, разрыве с семьей (т.е. в пренебрежении своими

традиционными ролями, обязанностями жен, дочерей).

4. В подражании мужской манере поведения, в ношении одежды с элементами

мужского костюма. Женский нигилизм, как и мужской, проявлялся в

антиповедении, в эпатаже общества. Но, возможно, нигилистки в большей

степени акцентировали внимание на своей внешности, выражая через

антиженственный, антиэстетический вид свой радикализм. Их внешний вид,

манера поведения демонстрировали всем их протест против науки "нравиться",

их отказ от традиционной женской роли.

Поскольку нигилистки разделяли идею равенства мужчин и женщин, то

заимствованием предметов мужского гардероба (красная косоворотка из-под

плисовой поддевки, мужская шляпа), делался акцент на этой версии жизни, тем

самым нарушалось традиционное восприятие женщины как эстетического объекта,

как носителя определенных социальных функций. Их одежда, скорее, была

бесполой. Реакция общества на нигилисток была однозначно

отрицательной. Помимо выражения своих убеждений через внешний вид, это была

также и демонстрация пренебрежения общественным мнением.

Дочери обедневших дворян, чиновников, мещан одевались подобным

образом и мысли о женской хрупкости, покорности, инфантилизме,

несостоятельности отступали. Идеал женской красоты: тонкая талия,

субтильность, нежные руки, бледный цвет лица, отражавший предпочтительные

социальные женские роли - девушки на выданье (невесты), светской дамы

(жены), подвергался пересмотру.

Такие составляющие женского костюма XIX в., которые

препятствовали какой-либо деятельности - кринолин, корсет, тонкие, легко

рвущиеся ткани, а также длинные волосы,

Современник", 1863, янв-февр., с.95.

требующие особого ухода - безжалостно искоренялись .Новое самосознание,

самоощущение женщины, претензия на новые социальные роли в общественной

жизни кодировались через новый образ. "Новые" женщины 60-х, не впадая в

крайность

нигилисток также пересмотрели нормы красоты и изменили свой внешний облик.

Они отказались от кринолинов, дорогих тканей, платье стало проще,

практичнее, дешевле. На какое-то время это стало модным. В Одессе появилось

даже "Общество ситцевых платьев".

На несколько десятилетий образованные женщины, с претензией на

"другую" жизнь, или как тогда говорили ^женщины с тенденциями^, оделись в

своеобразную униформу: черное шерстяное платье (в противовес светлому шелку

аристократок) без всяких украшений, иногда с белым воротничком и манжетами.

Зачастую, как нигилистки, стригли волосы. В таком внешнем облике нашло

отражение и

материального положения и жизненные установки "новых" женщин

- стыдно тратить деньги на женские прихоти, гг. Их решимость, выраженная

как в их внешнем виде, так и в их деятельности - в частности, участие в

Слепцовской коммуне на Знаменской улице (1863 г.), в которой проживали

совместно и мужчины и женщины, их просветительская, литературная

деятельность, а иногда и ничегонеделанье - перепугали насмерть российскую

интеллигенцию, вызвали к жизни особую "антинигилистическую" литературу.

Это романы Н.С.Лескова "На ножах" (1870-1871), "Некуда" (1864),

Клюшникова В.П."Марево" (1869); Вс.В.Крестовского "Папургово стадо" (1869)

- обличали нигилизм, новую идеологию, ее носителей. Особенно в невыгодном

свете решены образы женщин, ищущих свой путь в жизни. Осуждался ими

выбранный путь - участие в "общем деле".

Одновременно предпринималась попытка идеализации традиционного

женского образа. Но она проходила с трудом. Положительные героини выходили

весьма условными и схематичными на фоне с блеском описанных барышень и

барынь, мучающихся скукой и впадающих в грех общественной активности.

Вопросы любви, семьи, брака, будущего русской женщины были настолько

актуальны, что мимо них не мог пройти ни один литератор. Писатели

вглядывались в окружающую действительность, фиксировали новые явления,

пытались их понять, дать оценку, зачастую противоречили себе, меняли свои

взгляды... Они исследовали женскую жизнь различных классов, социальных

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.