бесплатно рефераты
 

История развития Феминизма в России

слоев, социальных групп. Купечество -А.Н.Островский "Гроза" (1852) и др.

произведения; крестьянство - А.Д.Писемский "Горькая судьбина" (1859),

А.Н.Некрасов "Саша" (1855). Мещанская, чиновничья среда исследовалась

Н.Помяловским "Молотов" (1861), "Мещанское

счастье" (1861); А.Ф.Писемским "Тысяча душ" (1858), "Виновата ли она?"

(1855). Дворянская среда - И.С.Тургеневым "Рудин" (1856), "Накануне"

(1860), "Новь" (1878), Гончаровым

- "Обломов" (1857 - 1858) "Обрыв" (1860). Жизнь героинь всех этих романов

предстала перед

читателем полной неудовлетворенности. Они протестуют против тирании

патриархальной семьи, томятся от вынужденной бездеятельности, стремятся к

независимости, самостоятельности, служению "общему делу" . . .

Наметившееся с начала XIX в. в русской литературе "ядовитое

презрение к мужчине (еще с пушкинского "Евгения Онегина"), и уже не

отвечавший духу времени идеал женщины -Татьяны Лариной, привели к поиску

идеала, положительного образа женщины. В русской литературе появилась

череда образов мужчин, образованных, но слабых духом и женщин сильных

духом, готовых к действию, но скованных общественными установками,

отсутствием знаний и социального опыта, ищущих в мужчинах учителей и

разочаровавшихся в них. Это Обломов и Ольга Ильинская в "Обломове", помещик

Агарин и Саша в "Саше" Некрасова.

Литература фиксирует девальвацию ценностей брака и семьи в глазах

женщин. Но что взамен? Писатели не могли найти ответа. В поисках выхода они

предлагают решения малореальные, соединяя русских женщин узами брака с

иностранцами и с их помощью решают проблемы женщин. Елена Стахова из

"Накануне" уезжает с болгарином Инсаров служить чужой Отчизне, а Ольга

Ильинская из "Обломова" в браке с русским немцем Штольцем открывает в себе

деятельную личность и активно содействует делам мужа.

Влияние литературы на общественную жизнь России всегда было велико,

так как это был практически единственный канал распространения информации и

новых идей.

Художественная литература ввела термины, которые стали обозначать

представителей различных общественных движений, представителей того или

иного социального явления: "кисейная барышня", "нигилист", "нигилистка",

"новые люди".

"Тургенев создал слово "нигилист"... Помяловский создал выражение

"кисейная барышня", хотя и не пользующееся подобно слову "нигилист",

всесветской известностью, но всероссийской несомненно. Получить в 60-х гг.

прозвание "нигилист", "нигилистки" было почетно, "кисейная барышня" -

позорно, " -писала шестидесятница Е.А.Штакеншнейдер .

Конечно, такое отношение было лишь в среде людей, сочувствующих

переменам, содействующим им. Основное население страны с ужасом наблюдало

происходящее. "Все пошло в переборку" говорили в то время, имея ввиду, что

все подвергалось критическому переосмыслению начиная с основ российской

государственности, религиозных воззрений, моральных норм вплоть до

проявлений во внешнем облике.

В контексте идеи отмены рабства, ценности человеческой личности была

поднята проблема изменения отношений между мужчиной и женщиной в браке,

семье, вплотную подошли к постановке вопроса об общественной деятельности

женщин. Изменение положения женщин в обществе рассматривалось как

необходимый шаг на пути реформ.

Общий кризис отразился на состоянии семьи. Старая модель семьи -

патриархальная, тирания которой угнетала и мужскую и женскую личность,

вызвала к жизни мощный протест со стороны молодого поколения. Особенно

угнетенное положение в семье занимала женщина, зависимая экономически,

социально и психологически. Вся женская судьба находилась в прямой

зависимости от мужчины: отца, мужа, братьев.

Молодое поколение пересматривало морально-этические нормы,

зафиксированные в "Домострое" и перешедшие в

" Штакеншнейдер Е.А. "Дневники и записки" (1854-1886), М., Л., 1937, С.292.

официальную идеологию, частично в Свод законов Российской империи.

Разрыв молодого поколения со старым, проблема "отцов и детей" стала

характерной чертой 60-х гг. XIX в. Семья воспринималась молодежью обоего

пола как препятствие к личной свободе. "Мне то и дело приходилось быть

свидетельницей, как молодежь обоего пола уходила из-под родительского

крова", -вспоминала шестидесятница Е.Н.Водовозова^.

Об этом писала и С.Ковалевская: "Можно сказать, что в этот промежуток

времени, от начала 60-х до начала 70-х гг., все интеллигентные слои

русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом

между старыми и молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время,

о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за

каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а

единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера. "Не

сошлись убеждениями!" - вот только и всего, но это "только" вполне

достаточно, чтобы заставить детей побросать родителей, а родителей отречься

от детей. Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия

какая-то - убегать из родительского дома. В нашем непосредственном

соседстве пока еще, бог миловал, все обстояло благополучно; но из других

мест уже приходили слухи: то у того, то у другого помещика убежала дочь,

которая за границу - учиться, которая в Петербург - к "нигилисткам"^.

Толкали девушек на уход из дома не только

экономические причины, но и появившееся понимание права на собственное ^я",

и осознание ценности своей личности, и ощущение деспотизма патриархальной

семьи, протест против рутинной жизни в рамках этой семьи с необходимым

подчинением как определяющим моментом женской жизни. Кризис семьи вылился в

пренебрежении к

официальному, единственно признаваемому законом, церковному браку.

Пренебрежительное отношение к закону, ценностям и нормам предшествующих

поколений мы можем видеть в массовом распространении среди молодежи

фиктивного брака, использовании церковного брака как средства высвобождения

женщин из плена семьи. То, что фиктивный брак стал только что не

разновидностью обычного брака в среде русской интеллигенции,

свидетельствуют многочисленные мемуары современников. "Фиктивные браки с

целью освобождения генеральских и купеческих дочек из-под ига семейного

деспотизма... сделались обыденным явлением жизни", -утверждал Скабичевский

А.М/°

"Фиктивный брак был, конечно, мерой отчаянной", - писал Шелгунов. -

"Он являлся последним средством для выхода, когда не оставалось никаких

других средств. Конечно, он был явлением ненормальным, но ведь и порядок,

вызвавший его, был тоже ненормальным. . . " ^. Традиционный, иерархический

брак перестал

соответствовать изменившимся нормам жизни. Такие известные женщины, как

М.В.Трубникова, Е.И.Конради, В.Н.Фигнер,

» Водовозова Е.Н. К свету (из жизни людей 60-х годов). - Голос минувшего,

1916^4, с.5. ^ Ковалевская С. Воспоминания. Повести. М. 1974, с. 57. ^

Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М., Л., 1928, С.249-250. II

Шелгунов, Шелгунова, Михайлов. Воспоминания. М., Л., т. 1, с. 140.

княгиня-нигилистка З.С.Оболенская, писательница Е.В.Салиас де Турнемир,

О.Р.Скарятина^ были инициаторами разрыва с мужьями, прежде всего по

"несогласию во взглядах".

Уход женщины от мужа стал явлением возможным, почти что обыденным и

соответственно воспринимался современниками.

Поиски идеала супружеских отношений, новых форм брака шли в среде

дворянской и разночинной интеллигенции. Большинство соглашалось с мнением,

что старая семья с ее писанными и неписаными законами, нормами поведения,

духом подчинения себя изжила, что нужна новая, построенная на более

разумных началах.

В демократических рядах не было сомнений в необходимости реорганизации

семейно-брачных отношений. Проблема была разработана прежде всего

Чернышевским. По Чернышевскому, чтобы добиться свободы и равенства в

будущем, нужно бороться с проявлениями рабства, начиная с личной жизни, с

семьи, положения в ней женщины.

В своем дневнике Чернышевский писал: "По моим понятиям, женщина

занимает недостойное место в семействе. Меня возмущает кроме того

неравенство. Женщина должна быть равна мужчине. Но когда палка была

искривлена в одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть в

другую сторону. Так и теперь: женщины ниже мужчин. Каждый порядочный

человек обязан по моим понятиям ставить свою жену выше себя - этот

временный перевес необходим для будущего равенства."

т.е. Чернышевский предлагает "позитивную дискриминацию" женщин,

необходимую для их самоутверждения, психологической адаптации в обществе в

новых ролях.

Равноправность женщины в браке - вот основополагающий принцип. Право

женщины следовать своему чувству - другой. Как безусловное составляющее

пути освобождения женщин - полная, безграничная свобода женщины в отношении

самой себя, по выражению Чернышевского "...о праве сердца быть всегда

свободным." Речь идет о свободе выбора в сексуальной сфере, в которой

особенно сильно табуирована жизнь женщины в традиционной культуре. В

которой женщина была скована моралью, традицией, обычаями и свободой

мужчины.

Позиции различных общественных движений в отношении "женского

вопроса" были различны. Сторонники решения "женских" проблем, а это кроме

консерваторов - представители всех направлений в общественных движениях,

были едины в том, что надо выводить женщин из зависимого положения,

поднимать их значение в обществе.

возникновения ^Ж^Н^КЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВТрК^НИЙ.

Новый общественный подъем начался в 1856 г. Смерть Николая 1,

совпавшая с поражением в войне, была воспринята как конец произвола.

Начался процесс активизации общественных сил страны. Определились

направления в общественном движении.

12 Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988, с.

70-71.

Начальный этап либерального движения, в рамках которого

зародилось женское движение, пришелся на 1857 - 1 половину 1858 г. В это

время формулируются идеи движения, выделяются его центры, создаются

различные кружки - в 50-х гг. XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге

образовалось много кружков единомышленников, в которых приняли участие

женщины, создавшие затем и свои кружки.

Из демократических рядов исходили идеи, что женщина должна активно

участвовать в жизни общества, что нельзя ограничивать ее сферой

узкосемейных интересов. Рупором этих идей был журнал ^Современник^ -

печатный орган революционно-демократических сил, один из наиболее

популярных и читаемых журналов той поры. Именно на его страницах и началась

дискуссия по женскому вопросу. Лагерь либералов продолжал эксплуатировать

тему

общественного значения женщины как воспитательницы молодого поколения ". По

сути женщину ориентировали на выполнение все тех же традиционных ролей, но

в более расширенном виде, в более качественном исполнении.

Либеральная тенденция плавно переходила в охранительную. Женское

мнение также прозвучало в прессе. Первая русская феминистка, одна из первых

в России женщин - экономистов, публицист М.Н.Вернадская^ подняла вопросы

женской трудовой деятельности на страницах журнала "Экономический

указатель". Она ратовала за возможность выбора женщиной жизненной

стратегии, считала, что традиционная жизненная программа женщины обедняет

ее жизнь: "Нельзя из каждой женщины сделать хозяйку и воспитательницу"^.

Но в России, с ее феодально-сословным устройством, с барским

пренебрежением к труду со стороны привилегированных сословий, все эти

призывы выглядели утопично. Не удивительно, что русские женщины стремились

исключительно к умственному труду. Это был прорыв, который не оценили

современники.

Вернадская рано умерла, не успев в полной мере раскрыться как

исследователь.

Признанными теоретиками "женского вопроса^ стали прежде всего

М.Л.Михайлов и Д.И.Писарев.

В 1860 г. "Современник напечатал статью М.Л.Михайлова "Женщины, их

воспитание и значение в семье и обществе"^, которая создала Михайлову славу

"творца женского вопроса" и вывела "Современник^ в лидеры.

Михайлов объявлял процесс продвижения общества в сторону женской

эмансипации самой главной характеристикой переживаемого времени. Ратовал за

преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам

доступа ко всем видам деятельности, гражданских прав. Видел в этом путь

выхода из кризиса.

Возможно, что такой ярко выраженный феминистский взгляд на

общественные процессы сложился у Михайлова под влиянием французской

феминистки Эжен Д^Эрикур, с которой Михайлов

^ Письма к русской женщине А.Х-ва. - Журнал для воспитания, 1857, т.1

Кривошеий М. Значение женщины. - Светоч, 1860, М 7. Соколовский Н. Наша

женская литература. - Светоч, 1860, № 12.. ^ Вернадская Мария Николаевна

(Шингарева), 1832-1861. ^ Там же, с.89. ^ М.Л.Михайлов. - Современник,

1860, ^ 4.

познакомился в Париже в 1858/59 гг. и которая утверждала, что ^Если мы

хотим освободить мужчин и вообще человечество, необходимо, чтобы женщины

стали свободны, образованны, начитаны и могли бы расцвести в соответствии с

собственным духом"".

"Современник" поднял тему поисков реальных путей решения. Журнал

первым поставил вопрос о необходимости высшего образования для женщин в

России. "Надо учиться, учиться в той же мере, в какой учится мужчина"",

"Вы сделаетесь умными, мыслящими и полезными людьми..."^, "Участие в труде

и промышленности, в науке и искусстве вообще должно быть доступно каждому

совершеннолетнему члену общества"^ - декларировали демократы.

С другой стороны революционные демократы - Чернышевский, Добролюбов,

Писарев, Слепцов связывали решение женский проблем с решением

социально-экономических проблем страны, рассматривали "женский вопрос" как

один из многих социальных вопросов, которые нужно решать одновременно. Это

была наиболее характерная точка зрения для русской общественной мысли.

Либеральный лагерь предлагал менее радикальный путь решения

экономических проблем женщин. Со стороны юристов (Кавелин, Любавский,

Беляев, Мотовилов и др.) раздавалось требование пересмотреть законы

наследования в интересах женщин, как один из путей нахождения средств к

существованию женщин привилегированных сословий^.

В либеральных кругах вызревала идея о необходимости социального

призрения определенных категорий женщин.

Появление в 1863 г. романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Не могла

быть расценена иначе, как появление учебника жизни, нового Евангелия для

прогрессистов, проповеди разврата - для консерваторов, тем более, что

появился он на страницах "Современника". Роман пользовался бешеным успехом,

имел длительное влияние на современников.

Вопросы положения женщины, образ "новой" женщины, вопрос о фиктивном

браке, как одном из путей выхода женщины из-под родительской опеки, о

"новой" семье, о новых взаимоотношениях между супругами, о труде женщин и

его значение в жизни женщины, о женских трудовых ассоциациях (артелях)

основанных на новых без эксплуатационных началах - вот круг проблем на

которые роман давал ответ.

Н.Г.Чернышевский знал о существовании реальных женских артелей и по сути

дела в художественной форме распространял этот опыт.

Особенно важно было то, что главной героиней романа была женщина,

которая находила счастье в трудовой деятельности. Героиня Чернышевского

знала выход - это было занятие "неотступным делом". Через то она стала

самодостаточной личностью, главным действующим лицом в своей собственной

жизни. Пример вдохновляющий.

^ Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Указ.соч., т.2, с.76. ^ М.Л.

Михайлов. - Современник., 1861, №4. ^ Д.И.Писарев. Сочинения: в 4-х тт.,

М., 1956, т.З, С.212. ^М.Л. Михайлов. Сочинения в 4-х тт., М, 1956, т.З, с.

428.

МЛ.Михайлов. - Современник, 1860, М 4, С.473. 21 Ограничения в наследовании

для женщин существовали до 1912 года.

Что же это за дело? Чернышевский рекомендовал своей героине и через

нее всем читающим женщинам заняться учением: медициной, присутствовать на

операциях (что было возможно в 60-е годы); создавать артели и трудиться в

них не благо женщин с более низким социальным статусом, выполняя в их среде

роль наставницы, учительницы жизни. Он увидел в реальной жизни новые формы

социальной организации, развил их, сильно идеализируя.

Вера Павловна стала идеалом для образованных женщин и девушек.

Серьезным оказалось влияние романа и на развитие семейно-брачных отношений.

Старые семейные отношения изживали себя, семья переживала кризис. Новому

поколению была нужна другая семья, построенная на новых разумных началах.

Но было не ясно какая семья, на каких принципах основанная должна придти на

смену.

Чернышевский предложил вариант решения вопросов семьи/брака и

любви. В романе утверждались новые нравственные нормы, за которые в

официальном отзыве цензора О.А.Пржецлавского роман был квалифицирован как

"аморальный, отрицающий христианскую идею брака" и проповедующий вместо ее

"чистый разврат"^.

Возможность фиктивного брака, отношение мужа к жене как к другу,

соратнице, равноправность женщины в браке и даже право жены на другую

любовь, которую муж принимает с уважением - вот принципы новой семьи по

Чернышевскому. В 1869 г. вышла книга Дж.Ст.Милля "Подчиненность

женщины^, которая разъясняла проблемы женщин, поставив их в прямую

зависимость от интересов мужчин. ^Женщины -искусственные продукты",

утверждал Милль, "И будут ими до тех пор пока общественные учреждения не

дадут женщинам такой возможности, как мужчинам развивать свободно

собственную своеобразную личность"" . Он обращал внимание на суть женского

воспитания, которое по его словам порабощало ум женщины и "...было бы

чудом, если бы наука нравиться мужчинам не стала бы полярной звездой

женского воспитания и женского характера" "

Милль указывал женщинам путь - "иметь возможность зарабатывать деньги -

необходимое условие достоинства женщины". "

В результате общенациональной дискуссии 1860 -1870-х гг. по поводу

"женского вопроса", как в публицистике, так и на страницах художественной

литературы, идея эмансипации женщины была понята в России на часть общей

проблемы освобождения человеческой личности. Как проблема становления и

реализации личности женщины в интересах самой себя и общества. Эта

определило широкое общественное звучание темы, поддержку всех классов и

сословий, в таком виде эта идея вошла в общественное сознание, стала частью

общей задачи по демократическому переустройству России.

В результате дискуссии, женских инициатив в 1850 -1870-х гг., в

России произошли изменения в общественном сознании. Был поколеблен идеал

женственности,

22 Цит. по Рейсер С.А. Некоторые проблемы изучения романа Чернышевского

"Что делать?". Л., 1975, С.829.

23 Милль Дж.Ст. Подчиненность женщины, СПб, 1869, с.бЗ. 2^ Там же, с. 37.

25 Там же, с. 120.

сформулированный императрицей Александрой Федоровной в послании к смолянкам

в 1836 году: "В каком бы Вы положении не очутились, пусть в Вас замечают не

Ваш ум, не Ваш талант, а Вашу скромность, сдержанность и женскую

добродетель. Не старайтесь блистать, но исполняйте строго и добросовестно

Ваши обязанности. . . "

Новый взгляд на женщину как на гражданку, без сознательного участия

который не может существовать современное цивилизованное общество,

воздействовал на женщин, привел к росту женской активности и в дальнейшем к

становлению женского движения как такового.

Отличительной чертой становления женского движения в России был тот

факт, что его становление проходило при деятельном участии мужчин. Женская

молодежь, воспринявшая новые идеи, была

вынуждена задуматься об не только о цели женской жизни, но и об

экономической стороне ее.

Все эти женщины стремились в Санкт-Петербург - город европейской

ориентации, снискавший в начале 60-х гг. славу города, где можно обустроить

свою жизнь по-новому.

особенности ^к^н^крго ДЩ1ЖРЩЯ СЕРЕДИНЫ XIX в.

1857- первая половина 1858 - начальный этап либерального движения, в

рамках которого зародилось женское движение. Формулируются идеи - на первом

этапе усваиваются идеи политического либерализма, возникают центры движения

-Петербург, Москва. Формируются либеральные кружки, в которых принимают

участие женщины, а затем собственно женские - "Общество доставления дешевых

квартир жителям СПб^ (1858 -) в духе либеральной идеологии достойного

существования всех социальных слоев, поддержки их инициатив. Разочарование

- не удалось сделать "всех участвующих равноправными^ партнерами. Поиск

новой социальной Среды. Первая волна женского движения - рубеж 50-60-х гг.

Цели 1-го этапа - достижение права на образование, на труд. Создание

структур, через которые можно было осуществить эти идеи - ВЖК, Женский

медицинский институт. Женская Издательская артель, женские усвоенные

обществом, вроде той, что необразованная зависимая женщина не в состоянии

воспитать достойных граждан. Можно сказать, что все легальные средства

признавались годными в достижении цели.

В результате женское движение стало реальностью в общественной жизни

страны. Институализировалось как особая разновидность благотворительной

деятельности женщин в интересах женщин всех сословий и состояний,

характеризовалась эмансипационной идеологией.

В конце 19 в. в СПб помимо вышеназванных существовали женские

организации: Первый дамский художественный кружок, Общество взаимной помощи

женщин-врачей, Общество поощрения женского профессионального образования,

Общество попечения о молодых девушках в СПб, Общество охранения здоровья

женщин, Женская артель бухгалтерш и кассирш в СПб.

Часть организаций имела благотворительный характер, часть - объединяла

женщин по профессиональному признаку с целью орагнизации взаимной поддержки

в освоении новых сфер деятельности. Женские орагнизации также активно

создавались в других крупных городах и в провинци. Возник женский клуб в

Саратове, который просуществовал не долго - Министерство Внутренних Дел не

утвердило устав клуба. Правительство относилось с подозрением к различным

женским инициативам, не разрешало деятельность не традиционного, не

благотворительного толка. Активистки саратовского клуба преобразовали свою

инициативу в женский Комитет при Обществе пособия беднейшим, под

председательством А.А.Кальманович, в будущем известной феминистки, члена ЦК

Союза Равноправности Женщин.

Собственной отдельной идеологии не было, использовались либеральная

идеология. Число организаций, поддерживающих эмансипационные

настроения женщин всех сословий, увеличивалось. Цель их была одна -

поддержка, направления и формы деятельности разные.

Можно с уверенностью констатировать тот факт, что женское движение в

России на начальном этапе характеризовалось эмансипационными настроениями,

идеологией, целями: за образование равное мужскому, за право на труд в

общественном производстве, за право участия в общественной жизни

(избирательные права женщин не имелись в виду), за равенство в браке. Оно

получило признание в обществе, право на

существование, институализировалось. Активисток движения этого периода

называли "деятельницами по благотворению и просвещению^. Не смотря на

очевидные успехи в деле эмансипации: многие проблемы женщин в принципе

стали решаемыми (в вопросах образования, трудоустройства, семейно-брачных

отношениях), но до приобретения ими равных прав и возможностей (эта идея

обсуждалась), до качественно иного положения в структуре общества было еще

далеко. Появившиеся в 60-х гг. "новые^ женщины,

"шестидесятницы": писательницы, издательницы, журналистки, переводчицы,

врачи, общественные деятельницы были результатом эмансипационного процесса,

эмансипационной идеологии. Следуя идеям времени, они осуществляли свое

право на труд. Даже не имея острой необходимости в заработке, эти женщины

переплетные мастерские. Исключительно частная инициатива, лоббирование

через "каналы^ своего сословия.

Женское движение 19 в. определялось главной идеей -ценностью женской

личности для общественного прогресса, главной целью имело - расширение

гражданских прав и свобод женщин в экономической, культурной, общественной

сферах жизни общества. Для достижения этих целей был выбран путь -получение

женщинами качественного образования, для внедрения в новые сферы

деятельности, усвоение новых социальных ролей и через то повышение своего

социального статуса в обществе. Тактика вырабатывалась специально для

каждого объекта воздействия, в каждом конкретном случае использовались

аргументы доступные пониманию и входящие в сферу интересов объекта. Так,

для Военного министерства использовались одни доводы, для Министерства

Народного Просвещения - другие.. . Активно использовались личные связи;

мотивы, идеи уже тем не менее появились в конторах, магазинах, швейных

артелях, переплетных мастерских, ломая устоявшиеся представления о

приличном дамском поведении, подрывая патриархальные устои и традиции

российского общества. (Энгельгартд)

К концу 19 в., когда передовая общественность вслух заговорила о

Конституции и всеобщем избирательном праве, стало очевидным, что понятие

всеобщности на женщин не распостраняется. Даже самые прогрессивные

общественные деятели считали политические права женщин чем-то немыслимым.

Равные права женщин в представлении российской общественности означали:

право на высшее образование, самостоятельный заработок, но не более.

активистки ^^Н^КРГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИХ^ЩЯ.

Лидерами женского движения на начальном этапе были: Н.В.Стасова 1822 г. р.,

дворянка, домашнее образование. А.П.Философова 1837 г.р., потомственная

дворянка, домашнее образование.

М.В.Трубникова 1835 г. р., хорошее домашнее образование. кн. А.А.Оболенская

(1817 г. гимназия приближенная по программе к мужской.).

Общественный подъем в среде интеллигентской молодежи вылился в

«...устройство кружков для взаимной помощи... в складчинах для устройства

библиотек, частных школ, курсов, чтений... в распространении образования и

в низших классах... в устройстве всякого рода ремесленных заведений на

общие средства... на началах ассоциации»^.

Коллективный энтузиазм эпохи не обошел женщин. Первые русские

феминистки принадлежали к привилегированному классу -дворянству. Идеи

равенства, братства, уважение к человеческой личности как таковой были

естественными для той среды из которой они вышли. Начали они с

благотворительности и прошли путь до

общественной деятельности. К моменту их встречи в 1859 г. за спиной каждой

из них был собственный жизненный опыт, который привел к мысли о

необходимости какой-либо полезной деятельности.

Женщина, вокруг которой произошло это объединение -Трубникова Мария

Васильевна.

Трубникова Мария Васильевна. (1835-1897)

Дочь декабриста Ивашева В. И француженки Камилы Ледантю, Родилась в

Сибири, в Петровском заводе. Родители ее рано умерли и сиротство отложило

на ней свой отпечаток - она была впечатлительной и отзывчивой натурой. В

доме тетки, кн. Хованской она получила хорошее

домашнее образование, обучаясь вместе с сыновьями Хованской. Знала

европейские языки, читала литературу исторического,

^ Стасов Д.В. Каракозовский процесс. Воспоминания. - Былое, 1906, М 4,

С.277-278.

философского содержания. Воспитывалась в уважении к подвигу декабристов, на

идее служения народу. В 1854 г. вышла по любви замуж за Константина

Трубникова. В 1855 г. переселяется в СПб и ведет широкий образ жизни, на

полученное ею значительное состояние. Продолжает заниматься

самообразованием, содержит либеральный салон. Вокруг Трубниковой собираются

кружки бывших лицеистов - два брата Серно-Соловьевича, Алейников,

Ламанский, Рихтер, Шамшин, Унковского. Посещают ее салон профессора

Петербургского Университета (в частности Кавелин), молодые женщины-

дворянки. Либеральный салон испытывает влияние более радикальных кругов,

т.к. члены кружка М.В.Трубниковой были близки к Чернышевскому. Так

Н.А.Серно-Соловьевич находился в непосредственном контакте с Чернышевским и

даже был арестован с ним в один день 7 июля 1862 года^. А.А.Рихтер по

свидетельству Л.Ф.Пантелеева был связан с «Землей и волей» и был

почитателем «Великорусса»^. В литературе имеются данные о том, что будущий

сенатор Шамшин был причастен к «Земле и воле», роль Унковского в

общественном движении в середине XIX века известна^. Трубникова состояла в

переписке с Э.Д^Эрикур,

Дж.С.Миллем, интересовалась вопросами женского воспитания и т.д. Муж

М.В.Трубниковой - Константин Трубников увлекся новыми перспективами

капиталистической деятельности. С конца 50-х годов в России наблюдалась

акционерная лихорадка и он издавал «Журнал для акционеров», что также

привлекало в их дом людей демократических и реформистки настроенных.

Например, частным гостем в доме был Д.В.Стасов, сотрудник журнала, юрист,

преподаватель Университета, который сам создает в 1858 году один из первых

частных кружков для проработки будущей реформы суда. В 1859 году Стасов

совместно с А.Рубинштейном

создает Русское Музыкальное общество, вокруг него складывается группа

передовой молодежи.

Трубникова и Стасов имели общие взгляды, интересы. Его влияние на

Трубникову было несомненным. Следуя традиции, М.В. доверила мужу право на

распоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевых

операциях. В литературе встречается упоминание, что М.В. не была счастлива

в браке. Неудачное замужество, разорение семьи привели к разрыву.

Трубникова оставляет мужа и одна, без средств к существованию растит 4-х

дочерей, зарабатывая на жизнь переводами, литературной работой.

Напряжение сил в жизненной борьбе подорвали ее здоровье и физическое и

психическое. И несмотря на то, что умирает она в 1897 году, к тому времени

она уже давно отошла от общественной деятельности, проживая безвыездно в

деревне, в имении одной из своих замужних дочерей.

Стасова Надежда Васильевна. (1822-1895)

^ Н.А.Серно-Соловьевич. Публицистика. М., 1963, с.267, 369. ^

Л.Ф.Пантелеев. Воспоминания. М., 1958, С.340-341. 29 А.И.Герцен. ПСС,

т.ХУТ, ПГ, 1920, с.70.

Его жена стала известной феминисткой с

антиправительственными настроениями. Интересно, что такое счастливое

супружество вызывало недовольство в семье Дягилевых со стороны матери (отец

отошел от семейных дел). Мать Ноночки считала, что Философов слишком мягок

с ее дочерью, идет у нее на поводу.

Судя по всему, супруги Философовы были людьми одного поколения, одной

эпохи по своим воззрениям: антикрепостиническими и антипатриархальными в

своей сути.

Философова единственная перешла рубеж XX века, активно участвуя в

женском движении наряду с молодым поколением, воспринимая новые идеи. Она

прошла долгую жизнь, воплотила себя в традиционных женских ролях жены-

матери (имела 9 детей), была счастлива в них и сумела реализовать себя как

общественная деятельница, известная буквально по всей России, получившая

признание в международном женском движении. В мае 1859 г. они встретились.

Познакомившись со

Стасовой, Трубникова пригласила ее на следующий день к себе, где Стасова

застала баронессу Корф, Н.А.Белозерскую, А.П.Философову, баронессу

Штакельберг и В.В.Ивашеву (сестру Трубниковой).

Обменявшись мыслями о тяжелом положении беднейших жителей СПб,

особенно женщин, они вчерне написали Устав общества дешевых квартир и

наметили план действий. Основная идея общества заключалась в помощи

представителям социальных низов вести достойный человека образ жизни,

заключавшееся в проживании в приличной квартире, содержать которую будет

помогать общество на кооперативных началах.

^Хзан^ки^ ПРОЕКТЫ ВТОРОЙ половины XIX в.

Общество было поставлено на ноги быстро. Путем самообложения

собрали необходимую сумму в 500 руб. Председательницей общества избрали

Трубникову, казначеем В.В.Ивашеву.

Буквально сразу же в Обществе произошел раскол, т.к. часть участниц

настаивала на полном контроле над жителями квартиры. Другая часть

придерживалась более демократических

взглядов, исключая методы традиционной благотворительности. Они делали

акцент на уважении к человеческому достоинству опекаемых, на их активность,

самостоятельность и только помощь Общества в становлении их как свободных

граждан.

Часть кружковцев, ориентированных на традиционную

благотворительность, открыли «свою» квартиру в доме барона Фридерикса, а

кружок Трубниковой стал более однородным как по социальному положению его

участниц, так и по их взглядам.

Устав «Общества дешевых квартир и других пособий нуждающимся

жителям СПб» был зарегистрирован 3 февраля 1861 г., но работать общество

начало раньше.

Цель общества - «помогать встать на ноги, а не делать из бедных

паразитов общества... и помогать не

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.