бесплатно рефераты
 

История Отечества - краткий курс

История Отечества - краткий курс

История России IX-XX вв.

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории

1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение

славян. Общественный

строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

2. Образование и становление единого Древнерусского государства

(IХ-Хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты.

3. Древнерусское государство и общество в ХI-начале ХIIвв.

4. Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и

последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях

раздробленности.

5. Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с

Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского.

6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против

Ордынского ига (XIV- первая половина ХУв.).

7. Завершающий этап объединения русских земель и формирования

единого Российского государства (сер. ХУв.- первая треть XVI в.).

8. Государственный строй России в конце XV в.- начале ХУI в.

9. Начало правления Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины

ХУIв.

10. Опричнина и ее последствия. Деятельность Ивана Грозного в

оценках историков.

11. Внешняя политика России в правление Ивана IV.

12. Россия в эпоху Смутного времени. Причины, этапы, ход

событий, последствия Смуты.

13. Внутренняя политика первых Романовых. Сословно-

представительная монархия и ее перерастание в абсолютизм.

14. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Соборное

Уложение 1649 г. Оформление крепостного права и сословного строя.

15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт

светской и духовной власти 50-х-60-х гг. XVII в.

16. Социальные движения в ХУII в.

17. Внешняя политика России в XVII в. Не итоги.

18. Россия и последней четверти ХУII в. Предпосылки

преобразований. Начало государственной деятельности Петра 1.

19. Социально-экономические преобразования Петра I.

20. Реформы государственного управления Петра I.

21. Внешняя политика России в первой четверти ХУIIIв. Ее итоги.

22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762гг.).

23. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24. Внутренняя политика Екатерины 11 после крестьянской войны

под предводительством Е.И. Пугачева.

25. Социально-экономическое развитие. России во второй половине

XVIII в.

26. Внешняя политика России во второй половине ХУIIIв. Ее итоги.

27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала

ХIХв.

28. Движение декабристов.

29. Внешняя политика России в первой четверти ХIХв.

30. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-х-50-

х гг. ХIХв.

31. Внешняя политика России в правление Николая 1. Крымская

война и ее итоги.

32. Отмена крепостного права. Содержание крестьянской и

земельной реформ. Историческое значение.

33. Реформы 60-х- 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое

значение

34. Общественно- политические движения пореформенной России.

Начало формирования политических партий.

35. Правительственный курс 80-90-х гг . ХIХв. Политика

консервативной стабилизации.

36. Внешняя политика России во 2-й половине XIX в.

Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение

славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования

государства.

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов,

объединенных Близостью языков и общностью происхождения. Их

численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые

праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов,

которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной

территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими

родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и

пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли

общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племена —

скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние

хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне

населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром,

предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине

I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем

Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили

вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для

всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне

всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее

славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились

современные нации:

. западные славяне – поляки, чехи, словаки;

. южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы,

черногорцы, боснийцы;

. восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную

территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного

Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и

Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15

наиболее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела

следующим образом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем

Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера

Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра,

Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь,

карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами

строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян

составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах,

занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным

севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп,

мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было

подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола,

смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение

4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался.

Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными

сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они

занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а

также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство.

Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег.

Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда

приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было

производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой

часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные

наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство

также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной

формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки.

Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве

ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах

помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень

развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер

организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни

была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда,

сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт.

Однако по мере совершенствования способов обработки железа,

изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное

вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием

этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На

смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи

селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской

общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные

угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая

семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась

полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и

технологии выращивания различных культур обусловило возможность

получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к

имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины,

зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.

Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын

Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра),

Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В

честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере

усложнения социальной организации восточнославянского общества

происходили изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно-

служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо

деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались

языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось

усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати

превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими

насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну из

его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся

военными состязаниями.

Вопрос №2. Образование и становление единого Древнерусского

государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.

Становление государства у восточных славян проходило в непростых

внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной

Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со

славянами (словенами и кривичами) входили неславянские этносы (чудь,

меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в

Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне,

радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине

VII в. создавшее собственное государство — каганат. Центр Хазарского

каганата первоначально находился на территории современного Дагестана,

затем переместился в низовья Волги, где была построена столица — Итиль.

Правящая верхушка Хазарии исповедовала иудаизм). Стремление варягов и

хазар подчинить восточнославянские союзы племен во многом объяснялось

желанием контролировать важнейшие международные торговые трассы —

складывавшийся в IX в. путь из «варяг в греки» и волжский. Согласно

летописи, в 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали

варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации

возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих

условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью

пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем

разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три

брата — Рюрик (862—879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился

в Новгороде, второй — на Белоозере, третий — в Изборске, После смерти

Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879—912). В

882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости

захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи —

«мужей» Рюрика), и стал правителем объединенных под его властью

северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты для IX в.

условны, 882 год принято считать годом создания Древнерусского

государства со столицей в Киеве.

.

«Норманнская теория»

Сведения летописи о начале древнерусской государственности послужили

основой появления так называемой норманнской теории. Ее

основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для

работы в Петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер,

А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что

восточные славяне оказались неспособны к самостоятельному созданию

государства, оно было принесено извне варягами, русью. Резким

противником данной теории выступал М. В. Ломоносов, отстаивавший южные

истоки древнерусской государственности и отрицавший роль скандинавов в

его формировании. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами»

продолжалась десятилетиями. Противники норманнской теории отрицали

скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти

другие корни происхождения правящей династии. При этом называли и

Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-

шан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и

Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелив). В настоящее время большинство

ученых указывают ва длительный, объективный процесс возникновения

государства и субъективный, второстепенный фактор. Сегодня вполне

очевидна несостоятельность «норманнской теории», основанной на тезисе о

возможности «научить государству», между тем как государство (в том

числе Древнерусское) возникает только на основе длительного внутреннего

развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли

варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать

установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с

Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события.

Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег,

Игорь, Ольга, Аскольд — имена скандинавские; на территории Восточной

Европы найдены десятки сканди-навских захоронений. Следует

констатировать, что скандинавы приняли деятельное участие в создании

Древнерусского государства, дав его правящую династию. Но сами они

сравнительно быстро растворились в среде местного славянского

населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя

Святослав, что касается слова «русь», то относительно его происхождения

в науке нет единства мнений

Вопрос №3. Древнерусское государство и общество в XI – начале XII

вв.

В период с конца Х до примерно второй трети XII в. Русь представляла

собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся

представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял

киевский князь. Князья — правители волостей являлись его вассалами.

Волости сложились на основе территории союзов племенных княжеств, но их

границы не оставались неизменными. Они менялись в результате

деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Так,

в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого (1054—1078)

произошел раздел Русской земли между его сыновьями Изяславом,

Святославом и Всеволодом. Киев остался за старшим Изяславом, а города

Чернигов и Переяславль стали центрами княжений младших братьев, при

этом в волость Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод

получил Ростовскую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича

(1078—1093) на юго-западе Руси сформировались волости с центрами в

Перемышле и Теребовле.

Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце Х —

середине XII в. оставалась государственная дань — налог. В то же время

к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси

индивидуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская

вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. — в этот

период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в.

существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в

Русской Правде — юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в.

появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная

форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес

был незначителен, основная часть территории находилась в кооперативной

(государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой

через систему даней-налогов.

Корпорацией, в которую был организован господствующий слой Древней

Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины

у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации

была и внутренняя иерархия; верхушку дружинного слоя представляла

старейшая дружина', ее члены именовались боярами. Низшим слоем была

молодшая дружина. Ее представители назывались отроками', со второй

половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по

отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном

из молодшей дружины, а для менее зависимого от князей слоя внутри этой

последней начинает употребляться термин детские.

Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение

в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили

повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80

гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного

человека, в том числе младшего дружинника.

Со складыванием к концу Х в. структуры единого государства

формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В

качестве должностных лиц государственной администрации выступают

представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума),

представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья

назначают из дружинников посадников — наместников в городах; воевод —

предводителей различных по численности и назначению военных отрядов,

тысяцких — высших должностных лиц в так называемой десятичной системе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.