| |||||
МЕНЮ
| История Отечества - краткий курс• думный дворянин; • окольничий; • боярин. Служебное усердие позволяло думному дворянину получить окольничество или боярство. Ниже думных находились чипы дворцовые или придворные: •стольник; • стряпчий; • военачальники, дипломаты, составители писцовых книг. К ним примыкали чины московские: • жилец - дворянин постоянно находившийся в Москве; •дворянин московский. Провинциальное дворянство получило чины городовые: • дворянин выборный (привлекающийся для службы в Москве); • дворянин дворовой. К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору (или по набору). Они включали в себя стрельцов, пушкарей, мастеровых, служилых казаков, которые жили с семьями в пригородных слободах, получали жалованье или земельные наделы и имели право заниматься торговлей и ремеслом в свободное от службы время. Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий: владельческого черносошного крестьянства. Владельческим назвались крестьяне, жившие в вотчинах ид поместьях; они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодам Черносошное крестьянство проживало на окраинах страны - на Поморском Севере, Урале, в Сибири, на юге. Эти крестьяне несли тягло в пользу государства, и их положение было легче, чем у частновладельческих. Срединное положение занимали крестьяне дворцовые - слуги при царском дворе, Они имели собственное самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам. Основная масса городского населения называлась посадскими людьми (это были торговцы и ремесленники). Верхушку города составляли купцы, самые богатые, занимавшиеся заморской торговлей, объявлялись «гостями». Городские ремесленники объединялись до профессиональному признаку в слободы и сотни. Они также несли тягло в пользу государства. Духовенство составляло особое сословие. В него входили архиереи и монахи (черное духовенство) и священники (белое духовенство). Вольные люди - казаки, дети священников, служилых и посадских людей, которые не несли государственного тягла: из их числа набирались служилые люди по прибору. В XVII в. в сфере социальных отношений произошли следующие изменения: •резко увеличилась численность сословия служилых феодалов- землевладельцев; •произошла унификация феодального сословия; •увеличилось количество крупных землевладельцев за счет щедрых пожалований царем. Все это неизбежно вело к усилению эксплуатации крестьянства, усилению налогового бремени, а также унификации податных сословий. Тяжелое положение низших слоев населения привело в XVII в. к усилению социальной нестабильности общества. Экономическое развитие Разруха и разорение времен Смуты были преодолены в середине XVII в., к тому же времени относится и появление новых явлений в экономике России: •происходит специализация сельскохозяйственных и промышленных районов; •формируются районы, производящие товарный хлеб; •растет ремесленное производство и усиливается товаро-промышленная специализация; •происходит разложение натурального хозяйства и превращение ремесла в мелкотоварное производство; •возникают новые формы организации производства: промысловые села и мануфактуры; • начинается процесс первоначального накопления капитала. Богатства накапливаются у крупных землевладельцев; • складывается всероссийский рынок с важнейшими центрами торговли – ярмарками. Отличительные особенности социально-экономического развития России в XVII в. Для социально-экономической ситуации в России XVII в. было характерно продолжавшееся поступательное развитие феодальных отношений. Главной особенностью России, в отличие от стран Западной Европы, была гипертрофированная роль государства, влияющая на все стороны жизни государства. Соборное уложение (1649 г.) В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек, принял Соборное Уложение — важнейший законодательный документ, который действовал вплоть до 1832 г., т. е. более двухсот лет. Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало 1000 статей, регламентировавших самые разные стороны жизни общества: несение государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных групп и т.д. этот документ впервые был отпечатан типографским способом и переведен на европейские языки. Принятием Соборного Уложения завершился процесс юридического оформления крепостного права: • крестьяне с их семьями и имуществом становились собственностью феодала; • вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей. • подтверждался запрет Юрьева дня; • произошло юридически оформленное смешение статусов вотчины и поместья (дворяне получали право передачи поместий по наследству, при условии продолжения службы наследниками); •согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было нести тягло на государя; • запрещались не только переходы из одного посада в другой, но даже и женитьба на женщине из чужого посада. Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России абсолютной монархии. Вопрос №15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти. Дальнейшему укреплению государства и самодержавия должны были способствовать и церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой недолговременной политике приходит традиционный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии: • запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий; • передавало управление церковными делами специально учрежденному монастырскому приказу. Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возглавил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Перемены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшего настроения различных слоев общества: •недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения; •неприятие обществом усиления роли государства, его вторжения в сферу духовной жизни. Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен. Вопрос №16. Социальные движения в XVII веке. Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно получило у современников название «бунташного века». В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века. Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Восстание в Москве получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие города. Самые упорные и продолжительные восстания были в 1650 г. в Пскове и Новгороде, они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородские выборные власти не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И. Н. Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города. Полновластным хозяином города стала Земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены. В 1662 г. в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны «воровские письма» с воззванием к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие и «иноземного строя» полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 — публично повешены. Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина. Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением. Степан Тимофеевич Разин пользовался большим авторитетом. В 1667 г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик, где с боем был занят Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Летом 1669 г. казаки разгромили у Свиного острова флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию правительства по отношению к казакам. В начале октября Разин через Астрахань вернулся на Дон, где был встречен с триумфом. Окрыленный удачей, он занялся подготовкой нового похода, на этот раз «за доброго царя» против «изменников-бояр». Очередной поход казаков по Волге на север вылился в крестьянскую смуту. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья — мордвы, татар, чувашей — социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. - тысячный отряд С. Т. Разина овладел городом Царицыном, в это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Царицыне и Астрахани казачье управление, Разин двинулся а север — Саратов и Самара добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию — в августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям. Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668—-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен. Вопрос №17. Внешняя политика России в XVII веке. Её итоги. Смутное время оставило много нерешённых проблем, незаживших ран в области внешней политики России. Прежде всего, это - потеря Смоленска и выхода к Балтийскому морю. По мере восстановления сил Россия, её политические руководители снова и снова возвращались к мысли о возврате утерянного, о реванше. Уже к началу 30-ых годов энергичный, хотя и немолодой уже, Филарет и другие политики сочли возможным перевести эти замыслы и расчёты в практическую плоскость. ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. В 30-ые годы московское правительство готовилось к войне с Польшей, за возвращение потерянных во время интервенции земель. Принципиальное решение по этому вопросу было принято Земским собором 1622 года. Смоленская война 1632-1634 годов стала первой неудачной попыткой вернуть Смоленск. В апреле 1632 года русское войско под командованием воевод Б. Шеина и А. Измайлова начало осаду Смоленска. Она оказалась тяжёлой, затяжной (8 месяцев) и безуспешной. В русском стане начались брожения. Ситуация осложнялась известиями о набеге крымцев на Русь. Тем временем польский король Владислав IV организовал поход на выручку осаждённому Смоленску. Это привело к окружению русских войск под Смоленском и отходу их от города. В итоге в июне 1634 года был заключён Полянский мир, по условиям которого Польша сохраняла захваченные русские земли, а Владислав IV отказывался от претензий на русский престол. Основные причины поражения России в Смоленской войне: медлительность и бездарность воевод и военная слабость стрелецкого войска (после этого поражения создаются полки «нового строя»). Возможность вновь возобновить войну с Польшей появилась в 1648-1653 годах -во время активной борьбы украинского народа за независимость. Весной 1648 года на Украине началось восстание казаков во главе с Богданом Хмельницким. Победы восставших привели к заключению с Польшей Зборовского мира (1649 года), по которому Украине было представлено самоуправление. После новых побед украинских повстанцев и русско- украинских переговоров последовало решение Земского собора о готовности принять Украину в состав России и начать войну с Польшей. 1 октября 1654 года казачья Переяславская Рада приняла решение о вхождении Украины в состав России. Началась русско-польская война (1654 - 1667 гг.). В 1654 г. русскими ратниками был взят Смоленск и разгромлены основные польские силы, а в 1656 г., после подписания русско-польского перемирия (Виленское соглашение), начались совместные действия против Швеции. Во время 1657-1666 гг. военные действия и дипломатические переговоры между Россией и Польшей продолжались с переменным успехом; наконец в январе16б7 г. было заключено русско-польское Андрусовское перемирие на 13,5 лет с условиями: . Запорожская сечь оставалась в совместном подчинение; . к России отходили Смоленск, левобережная Украина и Киев; . за Польшей оставалась Белоруссия и правобережная Украина. В 1686 г. условия Андрусовского перемирия подтвердил «Вечный мир» с Польшей, предусматривающий совместные действия против возможной турецко- татарской агрессии. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. На севере западном направлении важнейшим вопросом внешней политики было возвращение России выхода на Балтику. В 1656-1658 гг. началась русско-шведская война. Несмотря на первоначальные успехи, России не удалось добиться быстрой победы. Возобновление русско-польской войны (1658 г.) вынудило правительство заключить Валисарское перемирие со Швецией. Однако Швеция, использую внешнеполитические промахи Москвы, заставила Россию пересмотреть статьи перемирия и заключить Кардисский мир. По его условиям Россия отказывалась от всех своих завоеваний на Балтике, так и не достигнув желаемого. ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. В первой половине XVII в. Россия сосредоточила усилия на строительстве оборонительной линии и крепостей для защиты от нападения крымских татар: в 40-е гг. XVII в. сооружена новая «засечная черта» из 29 крепостей. В 1641 г. отряд донских казаков захватил по своей инициативе крепость Азов и, закрепившись в ней, обратился за помощью к Москве. Учитывая неподготовленность России к войне с Османской империей, Земский собор отказал казакам в поддержке, Азов был оставлен (это событие вошло в историю под названием «Азовское сидение»). Однако ко второй половине XVII в. столкновений с Османской империей не удалось избежать. Летом 1667 г. впервые началась русско-турецкая война (1677- 1681 гг.). 120-тысячное войско двинулось на Чигирин. Осада турками этой крепости закончилась для них бесславно — бегством. Но летом 1678 г. начался новый поход 200-тысячного войска турок и татар на Чигирин. В этот раз город был взят, однако совместное русско-украинское войско (120 тыс.), дав несколько ожесточённый сражений, заставило турок Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|