бесплатно рефераты
 

История города Уфа

История города Уфа

РАНЯЯ ИСТОРИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ УФЫ

Ранняя история окрестностей Уфы уходит в далекое прошлое, во времена

древнекаменного века (палеолита), когда люди жили материнским родом.

Основным занятием являлась коллективная охота на крупных зверей. Орудия

труда изготовлялись из камня, кости и дерева.

Более полно здесь представлен среднекаменный век (мезолит, XV - V

тысячелетие до н.э.). Стоянки древних людей известны на правом берегу

р.Уфы, напротив деревни Дудкино и близ Затона у д.Миловка. Важнейшим

изобретением этой эпохи является лук и стрелы, позволившие успешно

охотиться на мелких животных. Немалую роль играет также и рыболовство.

Новокаменный век (неолит, V-III тысячелетия до н.э.) представлен на

территории Уфы лишь несколькими фрагментами глиняной посуды, найденными на

северной окраине д. Новые Турбаслы (ныне в составе Орджоникидзевского р-

на).

В эпоху бронзы (II-начало I тысячелетия до н.э.) первобытные племена

научились использовать металл (медь и бронзу), орудия из которого

постепенно вытесняют менее удобные каменные. Охота и рыболовство отступают

на второй план, основу хозяйства составляют скотоводство и земледелие.

Интересным памятником эпохи бронзы является Демская стоянка, обнаруженная в

1934 году у устья р.Демы в районе Бельского железнодорожного моста. Во

время раскопок здесь были найдены кости домашних животных (лошади, коровы,

свиньи), изделия из бронзы и кости. Скотоводство и металлургия выдвинули на

первый план мужчину; совершается переход от материнского рода к

патриархату.

Наибольшее количество археологических памятников на территории Уфы

относится к эпохе железа, которая начинается с VIII-VIIвв. до н.э.

Изготовление и применение в хозяйстве железных орудий заметно повысило

производительность труда, дало возможность накапливать значительные

богатства в руках отдельных родов. Военные набеги на соседей становятся

обычным явлением. Постоянная угроза нападения заставляет население

сооружать свои поселения на высоких труднодоступных берегех рек, укреплять

их валами и рвами. Одно из таких укрепленных поселений, известное ныне под

названием "Чертово городище", располагалось на крутом правом берегу р.Уфы

на территории нынешнего санатория "Зеленая Роща". Сооружение городища

относится IV-III векам до н.э. С трех сторон площадка ограничена крутыми

склонами, со стороны поля - земляным валом и рвом длиной 97 м. По верху

вала в древности шел частокол из бревен. Впервые упоминает о городище

П.С.Паллас (XVIII в.). В 1878 году Ф.Д.Нефедов произвел небольшие раскопки.

Во время раскопок 1910, 1912 (рук. В.В.Гольмстен) и 1972 (рук.Ю.А.Морозов)

были найдены обломки керамики, кости домашних животных, костяные

наконечники стрел, жел. ножи и др. предметы. Выявлены остатки землянки и

каменные вымостки. За валом располагался могильник, в котором было

исследовано около 30 грунтовых погребений. Скелеты лежали в могильных ямах

вытянуто на спине, преимущественно ногами к реке, рядом находились

бронзовые наконечники стрел и копий, височные кольца, перстни, разл. бляшки

и подвески. Находки с Чертова городища хранятся в историко-краеведческом

музее.

На узкой высокой стрелке правого берега р.Уфы находится Усть-Уфимское

городище. В 1967 году на правом берегу р.Белой, там где ныне располагается

памятник Салавату Юлаеву, обнаружены остатки укрепленного поселения,

которое было обитаемо не менее 3-4 столетий.

Остатки аналогичных поселений распространены на узкой прибрежной полосе

правого берега р.Белой от г.Стерлитамака до г.Бирска. По сравнительно полно

изученному городищу возле г.Благовещенска (у озера Кара-Абыз) эти памятники

объединены в так называемую кара-абызскую культуру. Ученые единодушно

считают, что кара-абызцы принадлежали к древним финно-угорским племенам.

Они вели оседлый образ жизни, занимались скотоводством и земледелием.

C III века нашей эры начинается эпоха "великого переселения народов",

вызванная движением гуннских племен на запад (гунны - кочевой народ,

сложился во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и

сарматов). В конце IV - начале V века в Южное Приуралье продвинулась

большая группа кочевых племен, скорее всего неоднородная в этническом

отношении. Они вступили в тесный контакт с местными оседлыми племенами.

Сохранилось много археологических памятников, оставленных пришлыми

племенами. Среди них наиболее полно исследован Ново-Турбаслинский курганный

могильник. Датируются курганы V-VII веками н.э. В связи с приходом

кочевников увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.

В VIII-X веках в связи с активизацией в евразийских степях кочевого,

преимущественно тюркоязычного населения, на территорию Южного Урала

продвинулись значительные группы кочевников монголоидного облика. Курганные

могильники этих племен широко представлены в южных и северо-восточных

районах Башкирии. Приход большой массы кочевников привел к глубоким

изменениям в жизни местных племен. Часть из них вынуждена была уйти на

запад или северо-запад, часть - поглощена пришельцами, которых многие

исследователи относят к древнебашкирской народности. В связи с кочевым

образом жизни пришлого древнебашкирского населения территория Уфимского

полуострова приходит в относительное "запустение". Во всяком случае,

оседлое земледельческое население становится очень редким.

ОСНОВАНИЕ ГОРОДА

Территория современной Уфы имеет своеобразное и удобное для поселения людей

географическое положение. Ранняя история района современной Уфы уходит в

далекое прошлое, во времена палеолита.

В XI-XIII веках, особенно в период монгольского нашествия, бассейн р.Белой

становится ареной постоянных передвижений многих тюркоязычных племен.

Основная часть башкир была покорена монголами в 1219-1220 годах. Монголы,

утвердившись в юго-западной части страны башкир, превратили ее в главную

базу для дальнейших завоеваний. Остальная часть края была завоевана к 1223

году. К 1236г. монголы подчинили земли булгар, кыпчаков, буртасов и мордвы.

Земли, заселенные башкирами, были разделены между двумя улусами.

Приуральские башкиры вошли в состав личного улуса хана Батыя, зауральские -

улуса хана Шибана (младший брат Батыя). Граница между улусами проходила по

р.Яик.

Как и др. покоренные народы, башкиры облагались ясаком, несли дорожную,

почтовую, мостовую и др. службы, должны были отдавать в войско хана вооруж.

людей с годовым запасом продовольствия. Основную тяжесть налогового

обложения и др. повинностей ложилась на рядовых башкир. Местные феодалы

выступали в роли посредников между ними и центр. ханской властью.

Недовольные своим положением башкиры не раз поднимали восстания.

В XIV веке в бассейне р.Демы и в низовьях р.Уфы расселяется одно из самых

крупных башкирских племен - племя мин. Ярким свидетельством прочной

заселенности территории являются замечательные памятники средневековой

архитектуры - мавзолеи (кэшенэ - иран. "Дом мертвых" ) Тура-хана (XIV-XVв.,

расположен близ Уфы в бассейне р.Дема) и Хусейн-бека, (XIVв., расположен

близ ж.д.станции Чишмы, в 60 км от г.Уфы. Надземная часть с куполом

построена в 1911г.).

В период феодальной раздробленности Золотой орды (со 2-й пол. XIV в.)

территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения

противоборствующих группировок. Одно из крупных сражений произошло 18 июня

1391 г. на р.Кундурче. В середине XV века Золотая Орда распалась на

несколько ханств. Территория Башкирии была расчленена между Сибирским,

Казанским ханствами и Ногайской Ордой. территория современной Уфы оказалась

под властью Ногайской орды.

После разгрома Казанского ханства и взятия Казани (1552г.) войсками царя

Ивана Грозного русское подданство приняли западные башкирские племена,

бывшие ранее под властью казанских ханов. В 1555-1556 годах в состав

Русского государства вошли земли, подчинявшиеся Ногайской орде, в том числе

территория и окрестности современной Уфы. В 1556-1557 годах башкирские

послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением

условий их вхождения в состав Русского государства. Царь Иван Грозный

"жаловал" своих новых подданных специальными грамотами, в которых

признавалось вотчинное право башкир на их земли и давались гарантии защиты

от военных набегов. За это башкиры обязывались платить ясак (вначале

пушниной и медом, позднее - деньгами).

В 1957 в Уфе в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому

государству установлен монумент Дружбы.

Несколько позже в состав России вошли зауральские башкиры. Они приняли

русское подданство в 80-90-е годы XVI в. - нач. 20-х годов XVII в. в

процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства. Русское правительство

гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от

вторжения внешних врагов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими

земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и

не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю.

жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских

биев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за

свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак)

медом и пушниной.

Управление Башкирией осуществлялось московским приказом Казанского дворца.

Территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги

(области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Такое деление

происходило из былой политической раздробленности края и примерно

соответствовало прежним владениям Казанского и Сибирского ханств и

Ногайской Орды. Осинская дорога охватывала узкую полосу между Сибирской и

Казанской дорогами. Термин "дорога" происходит от монгольского даруга,

который означал должность начальника области или города в Золотой Орде. Уже

в XV веке термин "даруга" имел значение не столько административной

должности, сколько территориальной, т.е. даругами назывались определенные

области Башкирии. Дороги делились на волости, которые распадались на роды

(аймаки). Границы всех четырех дорог сходились там, где сливаются реки

Белая и Уфа. Это место является естественно-географическим и

административно-экономическим центром Башкирии.

Первоначально непосредственную власть и сбор дани осуществлял казанский

наместник. Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае,

организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в

казахские степи и Сибирь царскому правительству был нужен опорный пункт. В

свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков,

нуждались в постоянной вооруженной помощи Русского государства. Такую

помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам город нужен

был и как место уплаты ясака, который до этого они вынуждены были возить в

далекую Казань.

В 1574 году отряд русских стрельцов под руководством воеводы Ивана

Григорьевича Нагого на высоком правом берегу р.Белой недалеко от устья реки

Уфы построил небольшой укрепленный пункт, который располагался

исключительно выгодно с оборонной точки зрения. На юге река Белая

представляла степняков почти непреодолимую преграду. Протекавшая с севера

на юг река Сутолока защищала укрепление с востока. С северо-востока оно

оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись до конца

XIX века.

Основу будущего города первоначально составлял "кремль", заложенный в 1574-

1586 годах. Он занимал южную оконечность высокого мыса на правом берегу

р.Сутолоки, пр впадении ее в р.Белую. Вид кремля представлял собой ломаный

четырехугольник, общая площадь которого не превышала 1,5 гектара, длина его

стен составляла примерно 440-450 метров. Стены были сооружены из

поставленных вертикально огромных дубовых бревен, поэтому башкиры сначала

Уфу называли Имэн кала (Дубовая крепость или Дубовый город). Кроме того в

состав укреплений входили три рубленые из дуба башни, две из которых были

проезжие, а одна - пешеходная. Обе проездные башни были двухярусными

(восьмигранник на восьмиграннике) и завершались высокими шатровыми

покрытиями. Северная башня называлась Михайловской, южная - Никольской

(Сутолоцкой).

Относительно происхождения названия города Уфы существует несколько

гипотез, однако наиболее вероятным кажется именование нового города по

имени реки Уфы (вспомним, например, г.Тобольск, основанный в 1587 году на

Иртыше близ устья реки Тобол).

Город Уфа, по словам П.И.Рычкова, был окружен великими горами и находился

"между восьми великих и глубоких буераков, из которых в одном, кой идет

поперек города, течет речка, именуемая Сутолокой". На левом берегу Сутолоки

располагались посады, где жили служилые люди.

В 1579 году в Уфе "освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей

матери". Существование каменной церкви говорит о наличии значительного для

того времени населения, составившего церковный приход. В 1586 году Уфа

получила статус города. Уфа становится административным центром Башкирии.

Управление краем осуществлялось уфимским воеводой, подчиненным казанскому

наместнику.

Появление города-крепости в центре Башкирии степными соседями башкир

(ногайскими мурзами, сибирским ханом и другими кочевниками) было встречено

крайне враждебно. На Уфу совершались неоднократные нападения, но все они

успешно отражались гарнизоном.

УФА В XVII - XVIII ВЕКАХ

На протяжении XVII и первых десятилетий XVIII века Уфа оставалась

пограничной крепостью, выдвинутой далеко на юго-восток от общей линии

укреплений России, и служила опорным пунктом в организации защиты

государственных границ от набегов соседних кочевых народов.

XVII век

Постоянное население города в первой половине XVII века было небольшим.

Некоторое представление о размерах города дает переписная книга Уфы 1647

года, в которой учтено всего 66 дворов. С учетом дворов стрелецкого отряда

(около 100) общее количество дворов в городе вряд ли превышало 200.

Основной состав населения был русский, но в числе первых уфимцев были и

представители татар, башкир, мордвы и некоторое число иноземцев. Почти все

они вскоре приняли христианскую веру ("новокрещеные").

Однако историю формирования г.Уфы невозможно представить без слобод,

деревень и сел, появившихся на Уфимском полуострове и тесно связанных с

городом. В самом начале XVII века в 18 км от города появляется небольшая

деревня под названием Новая Слобода, которую основал Иван Кадомец (крещеный

башкир). С 1613г. слободу стали называть Кадомцевой деревней. После

постройки церкви в 1622 году деревня стала называться иначе - село

Богородское. В дальнейшем Богородское стало весьма значительным селом,

здесь находился волостной центр, была ежегодная ярмарка (ныне микрорайон

ИНОРС).

С 1591-1592 годов в северной части современной Уфы в отводной книге

упоминается "подгородная татарская слобода" на р.Урюзя. По имени основателя

Шугур-Али Конкузова слободу начали называть Шугуровой деревней или просто

Шугуровкой. Речку Урюзя тоже стали называть Шугуровкой (Шугуркой). Деревня

ныне поглощена городом, а речка течет, хотя и обмелела.

В конце XVI или самом начале XVII века в числе служилых людей из Москвы

приехал Иван Черников. Первый раз ему отвели земельную дачу в 1607 году. В

1615 году Черников подал царю челобитную с просьбой подтвердить ему старый

отвод и заново оформить документально, записав в новую книгу. Пользуясь

служебным положением (Черников служил дозорным, т.е. отводчиком и отмещиком

земли), при новом оформлении он увеличил размеры владения. Деревне

Черниковке суждено было в XX веке стать городом Черниковском, который

впоследствии соединился с Уфой и образовал ее северную часть.

С ростом города старые кремлевские укрепления и примитивные оборонительные

заграждения, возведенные вокруг слобод, стали недостаточными. К тому же

дубовые укрепления кремля к середине XVII века обветшали и потеряли свою

былую боеспособность. Решение о возведении новой оборонительной линии

московское правительство приняло в 1664 году. Строительство новой крепости

затянулось в связи с ее сравнительно большими размерами, так как стены

должны должны были охватить все поселение, включая пригородные слободы.

Новая крепость получила название "Нового" или "Большого" острога, кремль же

стал называться "старым" или "верхним городом". Стены новой крепости были

рублены из дуба и достигали высоты 2 сажен (более 4-х метров).

XVIII век

В начале XVIII века Уфа заняла видное место в сношениях России с казахскими

жузами. В 1730 году хан Младшего жуза (с XVIв. группа западно-казахстанских

племенных объединений) Абулхаир прислал в Уфу посольство с просьбой о

принятии его в русское подданство. Переговоры завершились тем, что 10

октября 1731 года хан Абулхаир и старшины Младшего жуза принесли присягу

русскому правительству.

В начале XVIII века город начинает расти в западном направлении - кварталы

жилых жомов строятся за Ильинскими и Фроловскими воротами, плотно

заселяется Шугуровская гора. Для связи ее с центром строится мост через

Ногайский овраг, также получивший название Ногайского. К этому времени в

Уфе насчитывалось уже свыше 650 дворов.

В 30-х годах XVIII века Уфа стала базой для строительства Оренбурга. В

связи с организацией Оренбургского казачьего войска в новый город переводят

185 уфимских казаков. Создание Оренбургской линии крепостей привело к

значительному отливу из Уфы и других групп служилого населения.

В связи с продвижением государственных границ далеко на юго-восток Уфа к

середине XVIII века потеряла свое прежнее стратегическое значение, хотя и

продолжала играть роль военного центра Башкирии. В 1736 году составляется

новый план Уфимской крепости, по которому предполагалось вокруг города

построить 12 земляных бастионов; овраги между горами планировалось

перегородить двойной линией палисадов, в которых устроить створчатые ворота

для спуска весенних вод. Но этот проект остался нереализованным, так же как

и более ранний проект 1728 года, который предусматривал перенос укреплений

на гору к западу от существующих. Были проведены только ремонтные работы и

некотороя модернизация укреплений. Двойное кольцо оборонительных сооружений

сохранялось вплоть до середины XVIII века.

Пожар 1759 года и его последствия

Губительным для кремля так же, как и для всего города, стал пожар 1759

года, сыгравший большую роль в изменении планировки Уфы. Пожар возник 23

мая от молнии, попавшей в Михайловскую башню кремля. с нее огонь

перекинулся на другие тесно стоявшие деревянные постройки. Бедствие не

ограничилось кремлем. Оно охватило ближайшие к нему улицы Малой Репной

слободы и даже часть стен большого города. Всего сгорело 210 дворов.

В делопроизводстве Уфимской провинциальной канцелярии сохранилось подробное

описание этого стихийного бедствия:

"... от которого (от пожара) состоявшая в кремле Михайловская башня, а от

оной гоубтвахтная, караульная изба с сеньми и воеводский дом, так и

канцелярия с некоторыми указами, протоколами, журналами и протчими делами

и несколько гербовой и простой бумаги, да в соборной церкви несколько ж

церковных украшений и на колокольне боевые часы, тюрьма с острогом,

девичий монастырь з двумя церквами и протчее ... згорело".

После пожара кремлевские укрепления уже не восстанавливались, так как в них

не было необходимости. Территория бывшего кремля превращается в

административный центр города; между ним и жилыми кварталами оставляется

свободная от застройки зона во избежание "опасных случаев".

Постепенно восстанавливаются поврежденные огнем укрепления большого города;

они существуют вплоть до Крестьянской войны 1773-1775 годов. Возрождаются и

жилые кварталы города. Окончательно оформляются его улицы и переулки.

Именно в третьей четверти XVIII века они получают свои названия, хотя еще и

неустойчивые. Некоторые улицы имеют двойные названия. Старые названия

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.