бесплатно рефераты
 

Истоки и корни народа русского

бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти»? Они также задавались

вопросом, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях?

Древние «дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой

напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть

призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает

ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет

его образ, или второе «я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела:

жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а

призрак показывается людям вдали от него» (Э.Тайлор, с.212).

Дикарям-философам нетрудно было сделать и второй шаг...Дело

заключалось просто в том, чтобы соединить жизнь и призрак. Если то и другое

присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не

быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно

рассматривать как связанные между собой. В результате и появляется

общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-

душой. Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть

определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий

образ, по своей природу нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет

причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она

независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного

обладателя в прошлом и в настоящем. Она способна покидать тело и

переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и

невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и

бодрствующим. Преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела,

но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже

вещей, овладевать ими в влиять на них» (Э.Тайлор, с.213).

Неизбежный выводом из анимизма (одушевления) представляется верование

в продолжение существования души за гробом.

Здесь мы прервемся и дадим трактовку зарождения понятий духа и души с

точки зрения теории пансоматизма, которую В.Шкуратов представил в своей

книге.

«Первобытность, подобно любой исторической эпохе, помещает человека в

отношения с природой и обществом при помощи культурных норм. Особенность

доистории в том, что главный материал, который поставляет инструменты для

воздействия на природу - это само тело, часть природы. Природу и культуру,

сошедшиеся так близко, трудно представить...Опорой человеческого порядка

служит тело, смыкающее природу и общество через свои фундаментальные

потребности...Освоению природы, социальному обустройству и самопознанию

сопутствуют манипуляции с корпоратурой (телом). Человек распределяет по

частям, органам и функциям, рассекает (в представлениях и буквально) свою

непосредственную биологическую данность, а затем воссоединяет ее уже в

окультуренном единстве...

Тело имеет культурно-психологическое качество, это не просто мясо и

кости, а носитель опыта, который может разделяться в пространстве и

передаваться другим людям, не теряя при этом физической наглядности и

вполне ощутимой питательности (каннибальский способ приобщения к мудрости

или храбрости другого человека).

Отыскиваются и другие подобия психофизиологического существования.

Человек дублирует свои текущие состояния, ищет двойников. Рождение

близнецов вызывает любопытство и замешательство. Первое устойчивое

раздвоение, которое человек наблюдает со стороны, дарит ему смерть. Труп -

неподвижное подобие живого тела. Труп можно передвигать, как вещь, изучать,

разбирать. Древнейшее значение греческого слова «сома» (тело) - труп...

Архаичнейшие из знаков - это трупы и части трупов. Зрелище

прекратившейся жизни вызывает проблеск сознания и первое культурное

суждение, правда пока в форме действия: первый известный нам ритуал, в

центре которого находится человек - похороны. Бдение над телесной

оболочкой, с которой нельзя обходиться, как со здравствующим, влечет

вопросы: куда он ушел и что от него осталось? Проекция этих вопросов - иной

мир и другая жизнь, которую ведут люди в измененном качестве...»

(В.Шкуратов, сс. 203, 204, 206).

Первоначально суть человека усматривается в его теле. Сравнение живого

с трупом дает пищу для размышлений о душе. Эти представления мало схожи с

нашим пониманием религиозной и этической сущности человека. Для

первобытного человека душа физически наглядна...Душа понимается как другое

тело, его слабый ущербный, но внешне подобный двойник. Эта запасная

телесность оказывается кстати, когда с основной что-то случается. Сон,

обморок или смерть - моменты, когда двойник облачком пара или дыма вылетает

из своего жилища и устремляется в место, отведенное ему подобным. Душа -

сколок с тела, и ее функция - представлять последнего по принципу hic et

illi («здесь и там»). Усиленная разработка этого принципа вызывает к жизни

множество артефактов-двойников...

«Пройдет много времени, пока душа из телесного двойника станет тем,

что мы понимает под ней сейчас. Освобождаясь от уподобления физическому

облику и частям организма (первобытные люди наделяли душами и отдельные

органы), она становилась жизненной силой, олицетворением того, что движет

телесную оболочку человека...

Индивидуальность живет распределением и собиранием своих составных

частей в разных пространственно-временных плоскостях, и найти ее в той

эпохе, где всякий опыт выражался непосредственно и наглядно, для нас

трудно...Первобытная личность целостна, но только выражается ее целостность

не в едином понятии, а в едином теле. Размышление имеет меньшее значение

для собирания самости, чем действие в непосредственной, двигательно-

активной форме» (В.Шкуратов, с.207).

Но вернемся опять к Тайлору и его теории о духах и душе.

Верование в жизнь после смерти распадается на два главных учения (оба

эти учения тесно связаны между собой, даже переходят друг в друга, они

одинаково распространены по всему миру и «имеют глубокие корни в самых

низших слоях человеческой культуры»): учение о переселении душ

(реинкорнация) и учение о самостоятельном существовании личной души после

смерти. «Подобно тому, как первое представление о душе должно было быть

представлением о душе человека, которое затем по аналогии распространилось

на души животных, растений и т.д., так и первоначальное представление о

переселении душ заключалось в прямом и логичном заключении, что

человеческие души возрождаются в новых человеческих телах, причем они

узнаются по семейному сходству в последующих поколениях. Затем эта мысль

была расширена до степени возрождения души в образе животных и т.д...»

(Э.Тайлор, с.263).

Теория механизма вселенной у дикарей рассматривает явления природы как

произвольные действия составляющих ее личных духов. «Вовсе не свободный

вымысел, а разумное умозаключение, что следствие имеет свою причину,

заставило дикарей населить этими эфирными призраками свои собственные

жилища и убежища, всю обширную землю и простирающееся над нею небо. Духи

лишь олицетворенные причины. Подобно тому как причиной обычной жизни и

действий людей считались души, причиной всех счастливых и бедственных

событий, постигающих человечество, и многообразных физических проявлений

внешнего мира признавались существа, сходные с человеческой душой, - духи,

происхождение которых, в сущности, одинаково, несмотря на все поразительное

разнообразие их силы и деятельности» (Э.Тайлор, с.312). Здесь необходимо

отметить, что духовные существа создавались воображением человека по

образцам его первобытных понятий о своей человеческой душе; духи нужны

были ему, чтобы объяснить явления природы с точки зрения его первобытной,

детской философии, к которой вполне подходит название теории «одушевленной

природы». Для первобытных людей духовные существа, духи и тени умерших,

демоны и божества составляли живые личные причины мировой жизни. «Они (наши

предки) могли приписывать дружественным или враждебным духам все доброе и

злое в своей собственной жизни и все поразительные явления природы. Они

жили в тесном общении с живыми и могущественными душами своих умерших

предков, с духами потоков и рощ, равнин и гор. Они знали, что живое могучее

солнце изливает на них лучи света и тепла, что живое могучее море гонит

свои грозные волны на берег, что великие Небо и Земля охраняют и производят

все существующее. Подобно тому, как человеческое тело считалось живущим и

действующим силою обитающей в нем души, или духа, так и все явления

окружающего их мира имеют своим источником вмешательство различных духовных

существ» (Э.Тайлор, с.356).

Теперь посмотрим на проблему одушевления природы и природных явлений в

первобытном обществе с позиций пансоматизма. Последнее не опровергает

Тайлора, а , скорее, дополняет его трактовки и смещает акцент на

особенность первобытного человека мыслить телесно-предметными категориями,

когда любой образ зафиксирован на физическом теле. Кстати, Тайлор замечает

эту «предметную» особенность мировоззрений первобытного и дикого человека:

«Учения и обряды примитивных обществ представляют, согласно с их

философскими взглядами, результаты прямой физической очевидности и в то же

время акты практического смысла» (Э.Тайлор, с. 252), - но, к сожалению,

это была всего лишь констатация очевидного факта, а пойти дальше и

попытаться воспроизвести рассуждения на предметно-действенном уровне для

него не представлялось возможным.

Поскольку познание окружающего мира у первобытного человека

происходило через познание своего тела, то в его представлении все живое

должно было иметь подобную его телу структуру, а именно: живая форма (тело)

обладает определенными свойствами (растет, двигается, размножается, может

издавать звуки (владеет речью...), его можно расчленить на составляющие

части, у нее есть невидимый душа-двойник. Поэтому все, что имеет тело,

обладающее свойствами, которыми обладает человеческое тело (движется,

растет, говорит и т.д.) должно быть живым и иметь свой двойником - душу.

Подобная структура объясняет одушевление животных, деревьев и растений

(обладают свойствами тела - растут, движутся...), рек (движутся,

разговаривают...) и любых других телесных форм со свойствами человеческого

тела.

Но первобытного человека окружали не только те или иные телесные

формы, он постоянно сталкивался с природными явлениями, такими как дождь,

ветер, снег, гроза, гром, град, землетрясение, роса и др., которые по сути

своей являлись проявлениями или свойствами чего-то. Но чего? Как мог

объяснить себе это первобытный человек, который пока еще изучает и знает

более менее хорошо свое тело, и связывает те или иные функциональные

проявления тела с его отдельными частями: ноги ходят, руки манипулируют с

предметами, глаза видят и могут порождать воду - слезы и т.д. Тогда ветер -

это дыхание огромного рта, гром - огромные руки кидают камни, дождь -

срезы, текущие из огромных глаз или же «естественные воды» огромного тела,

гроза - огромные руки высекают огонь и т.д. А если есть часть, значит есть

где-то и тело, только его не видно, так как оно высоко на небе. Так

рождается живое существо, отвечающее за природные явления, оно огромное,

грозное и, как и все живое, должно иметь душу.

Мы знаем, что первобытный человек наделял духом-двойником не только

тело, но и его части. Поэтому части тела великана-природы также

наделялись своим духом: дух дыхания (губ)-ветра; дух рук, высекающих огонь

- грозы; дух органа, рождающего воду - дождя и т.д.

Почему же люди стали поклоняться тем или иным духам? В начале, по-

видимому, поклонения как такового не было, а были попытки наладить контакт

с другими жителями земли - его природными соседями (с животными, с

растениями, с природным великаном и т.п.). Человек, развиваясь психически,

вычленяет из окружающего его мира сначала себя (свои ощущения), потом себе

подобных, а затем другие физические тела, все, что можно, уподобляет себе

(все чужое, непонятное вызывает страх, а если это нечто похоже на тебя, то

и бояться его не стоит), а затем пытается строит определенные (социальные)

отношения с предметами-телами этого мира. И вот тут мы должны вспомнить,

что в понимании первобытного человека все живое обладает «ущербным»

невидимым двойником (а ведь чужое все-таки пугает), а общаться с двойником-

духом менее страшно, чем с самим телом. Но как позвать дух? Тело - его

части - дух - это все-таки почти одно и тоже, поэтому достаточно

воспользоваться какой-то частью тела (например черепом или лапой),

поговорить с духом этой части, чтобы дух, а значит и тело узнали, что от

него хотят.

Разногласия между людьми вели к ссорам, ссоры - к дракам, а значит к

телесным повреждениям и физическим страданиям. Разъяренное животное могло

убить или тяжело ранить человека. Гнев или ярость человека или кого-либо

другого вели к увечьям, страданиям и смерти. Следовательно, увечья и смерть

людей, вызванные тем или иным природным явлением, должны были объясняться

физическим направленным действием того или иного разгневанного духа этого

природного явления или же самого природного великана. Но как умилостивить

и успокоить тот или иной разбушевавшийся природный дух? Да так же, как,

например, можно наладить контакт с рассерженным родственником - подарком и

уговорить.

Итак, одушевление природы было необходимо первобытному человеку,

который вступал в новый, осознаваемый им, мир и пытался строить отношения с

частями этого мира как с себеподобными существами.

Все представления первобытных людей не выходили за пределы его

непосредственной функциональной сферы, с развитием последней они

усложнялись и усовершенствовались. Так представления о живых душах-

двойниках, пройдя ряд изменений и дополнений, получили свое выражение в

ярких мифологических образах.

Духи - мифологические божества получили свое постоянное место

жительства: небо, земля или подземное царство, - в соответствие с системой

космологических представлений, причем настолько прочное, что в тех или иных

религиозных концепциях сохраняли его на протяжении многих веков вплоть до

настоящего времени.

Итак, в общих чертах мы познакомились с основными положениями теории

анимизма Э.Тайлора, которые касались возникновения и развития первобытных

представлений о душе, с поправками к ней, исходя из более современной

теории пансоматизма, хотя последняя не является общепринятой и бесспорной,

но тем не менее оригинальна и заслуживает внимания.

В заключение хотелось бы дать следующий отрывок из книги Э.Тайлора,

который представляется важным: «Рассматривая религию одного языческого

народа за другим, мы ясно видим, что человек являлся типом, моделью

божества, и поэтому человеческое общество и управление было образцом, по

которому создано общество богов и управление в нем... Над бестелесными

душами и духами предков, местными гениями скал, источников и деревьев, над

толпой добрых и злых духов и всей остальной духовной иерархией стоят более

могучие божества, влияние которых не ограничивается местными или

индивидуальными интересами и которые могут непосредственно осуществлять

свои функции в обширной сфере или контролировать мир и влиять на него через

посредство низших духовных существ, своих слуг, агентов и посланников»

(Э.Тайлор, с.391).

С первобытными представлениями о душах и духах и их ключевой ролью в

жизни первобытного человека мы познакомились, и даже в двух интерпретациях.

Теперь следует более подробно разобрать то, как именно проявлялись эти

мировоззрения, то есть к возникновению каких обрядов могли они привести. В

этой части мы обратимся к «Исторической психологии» В.Шкуратова.

б) Древняя охотничья магия пещерных людей (В.Шкуратов).

Магия, в том определения термина, который ей дает историческая

психология - «это социально-ритуальная, частично познавательная практика,

которая включалась в обслуживание разнообразных задач, расширяла

манипуляторные приемы и символические аксессуары человека» (В.Шкуратов, с.

93). Охотничья магия - ритуальная снова мифологической культуры древнего

человека, многие приемы которой перешли затем в крестьянскую и другие

культуры, прослеживаясь вплоть до современности. Магию, по мнению

В.Шкуратова, можно рассматривать как порождение охотничьего отношения к

миру. «Психология магии не претендует на разъяснение содержания и

социальной функции магии, т.е. не подменяет религиоведения. Модель

телесного движения, порождающего из себя образы и знаки, очерчивает ядро

древнейшего психокультурного комплекса, который до сих пор дает основу для

массы практик и верований. В их основе - убеждение в способности с помощью

всевозможных манипуляций воздействовать на людей и природу... Охотничья

магия репетирует появление добычи и овладение ею. Но сводить действо к

тренировке невозможно. Магический образ создает «вторую реальность»,

которая воспринимается как подлинная, первая реальность. События

инсценируются, но представляются не как инсценировка, но как подлинные

события... Вычленение содержания первичного магического действа приводит к

определению древнейшего охотничьего культа - тотемизма. Тотемизм - вера в

животных прародителей (в меньшей степени - в растения и силы природы)...

Идентификация со зверем у современной личности является патологией,

атавизмом, в каменном веке - это норма...

«Ритм общей работы, таинственный успех коллективного труда в области,

где индивид бессилен, гипноз толпы - все это, как и многое другое, укрепило

веру и непобедимую мощь колдовских заклинаний, церемоний. Как и в развитии

языка, главную роль в эволюции магии играло коллективное творчество»

(А.Д.Столяр, О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в

становлении сознания (к постановке проблемы), М, 1972, с.45).

«Речь в своем зачаточном состоянии... еще не стала достаточным для

этого средством. Поэтому эмоции выражались на основе более простых,

преимущественно доречевых приемов. Таковыми были непроизвольно возникающие

элементарные символические действия - примитивное, глубоко чувственное

представление, в котором каждый как бы повторно исполнят свою роль в

завершившейся борьбе.

Так у туши убитого зверя, обозначившей смысловую цель, зарождалась

охотничья пантомима, давшая начало тем основным видом изобразительного и

выразительного творчества, которые и в дальнейшем существовали

преимущественно слитно, обретая самостоятельность и постепенно

дифференцируясь лишь в ходе долгого развития. Любая подобная пантомима - а

они были столь же многочисленны, как и повседневные акты охоты, - по-

видимому, дублировалась. Второй раз представление повторялось и

информационных целях, когда охотники с добычей возвращались на стойбище, и

здесь надо было наглядно, с помощью атрибутов зверя «рассказать» о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.