бесплатно рефераты
 

Ирак

1965—1969 гг. на развитие промышленности направилось 187,2 млн динаров, или

около 31% всех капиталовложений, то но пятилетнему плану на 1970—1974 гг. —

уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался ежегодный

прирост промышленной продукции на 12%.

В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению

с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который

был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной

продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным

землевладельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян

от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феодалам. Значительно

ускорилось распределение участков в бессрочное и бесплатное пользование

среди безземельных и малоземельных крестьян. Только за два года после

принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов —

значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г.

было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7

крестьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантированными

арендаторами государственных земель. В целом около половины всех

крестьянских семей получили землю на правах собственности или

гарантированной крестьянской аренды. Таким образом, было значительно

ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.

Преобразования в экономике сопровождались важными социальными мерами.

Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном

и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона! способствовали повышению

жизненного уровня и улучшению условий труда.

Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политические партии и

общественные организации в целях достижения в стране стабильности и

обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало

урегулировать мирным путем курдскую проблему, восстановить гражданские

права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических

партий. Наиболее серьезным политическим оппонентом баасистов оказалась

компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное

командование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Центральный

комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты предложили обеим

фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование

отклонило это предложение. Целтраль-ный комитет (ЦК) склонился к

компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и

армии. Признание политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ

коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны.

Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — центральной

внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти

этому способствовало то, что еще в 1960-х годах в политическом движении

Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась

мелкобуржуазная националистическая группа во главе с Талабани. Эта группа

оформилась в самостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшуюся'

к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы,

возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вести войну с иракскими

властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан

перешел под контроль правительственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак.

Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию

Курдистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистского режима. 11

марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского

Курдистана. Большинство членов и руководства ДПК согласились с

предоставленной правительством автономией Иракского Курдистана. В 1975 г.

ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее

представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять

курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автономном районе

образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы

показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен.

Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны

продолжала вести борьбу против режима.

Присоединение к баасистскому режиму Д ПК и ИКП существенно

изменило соотношение политических сил в стране. Руководству ПАСВ удалось

расколоть ряды основных оппозиционных партий и утвердить свой политический

авторитет. С этого времени баасист-ская партия становилась движением

светского типа, в рядах которого нашли представительство почти все слои

иракского общества. Политическая борьба переносилась в саму ПАСВ.

7 июля1979 г. А.Х. аль-Бакр был отстранен от всех постов в

государстве и армии. Он был взят под Саддама Хусейна домашний арест, а по

официальной версии — ушел в отставку по болезни. Президентская власть

передавалась С.Хусейну, который становился одновременно президентом

республики, премьер-министром, главой Совета революционного командования,

главнокомандующим вооруженными силами и генеральным секретарем партии.

Таким образом, С.Хусейн сосредоточил в своих руках абсолютную власть в

стране.

Одной из первоочередных задач правящей партии и ее лидера стало

установление своего полного идеологического, политического и

административного контроля над государством. На ответственные должности в

партии, армии и государственном аппарате назначались лица, преданные

баасистской партии и лично С.Хусейну. Особое внимание уделялось баасизации

средств массовой информации, огромные средства выделялись на

совершенствование методов и форм пропаганды и социальной демагогии.

Идеологизированный характер приобретали сферы культуры и просвещения,

ориентируемые на воспитание людей в духе баасизма. В массовых

профессиональных и общественных организациях также насаждались баасистские

идеи, устанавливался жесткий контроль над ними.

Компартия оказалась единственной серьезной оппозиционной силой,

остававшейся на пути утверждения абсолютной власти одной партии — ПАСВ.

Воспользовавшись требованием коммунистов отменить в стране чрезвычайное

положение и провести выборы в Национальную ассамблею, СРК запретил

деятельность ИКП в массовых организациях. В мае 1979 г. более 30

коммунистов и их сторонников были обвинены С.Хусейном в предательстве

иракской революции и создании своих ячеек в армии и были казнены. Новое

руководство Ирака разорвано связи с СССР. В апреле 1979 г. министры-

коммунисты вышли из правительства, компартия прекратила свое участие в

Национальном фронте, а ее руководители покинули страну. С разгромом ИКП в

Ираке устанавливается однопартийная система с монополией баасистской партии

на власть и тотальной идеологизацией общества страны.

Под воздействием внутренних перемен и ряда внешних факторов

изменялась внешняя политика Ирака. После кэмп-дэвидского договора между

Израилем и Египтом, приведшего к свертыванию сотрудничества Египта с

арабскими государствами, иракское руководство пыталось представить себя

преемником курса Насера в арабском мире. В противостоянии Израилю Ирак

пошел на союз с Сирией. Из-за глубоких идеологических разногласий союз

Ирака с Сирией оказался недолговечным. На политику С.Хусейна оказала

влияние «исламская революция* в Иране, грозившая дестабилизировать

политические режимы соседних государств, прежде всего Ирака. Под

воздействием революционных перемен в Иране баасистский Ирак пошел на

сближение с Саудовской Аравией, Иорданией, Ливией и монархиями Персидского

залива. Правители арабских стран возлагали надежды на Ирак в защите

арабского мира от наступления «исламской революции» Ирана.

Учитывая политические перемены на Ближнем Востоке, утверждавшийся

режим С.Хусейна усиленно пропагандировал идею об особой миссии Ирака и стал

претендовать на роль панарабского лидера, демонстрировать готовность

восстановить честь и достоинство арабов, попранные израильской агрессией и

великодержавной политикой США. Ужесточение курса внешней политики

использовалось в целях милитаризации экономики и всей политической жизни

Ирака. Курс на милитаризацию режима сочетался с пропагандистскими призывами

к созданию «единого фронта против агрессии* Израиля и США, против

экспансионистских устремлений исламского режима С.Хомейни в Иране.

Становление тоталитарного режима С.Хусейна происходило в годы

длительной ирано-иракской войны и тяжелой для Ирака войны 1991 г. в

Персидском заливе.

«Исламская революция» в соседнем Иране, свергшая в феврале 1979

г. власть шаха, вызвала серьезную тревогу у правителей Ирака. Глубокие

религиозные, идеологические, национальные и политические противоречия, а

также взаимные территориальные притязания разделили две страны. Исламское

правительство Ирана призвало мусульман-шиитов к джихаду против «пагубной и

атеистической иракской верхушки». Призывы лидера «исламской революции»

воодушевили оппозиционную шиитскую общину Ирака на антиправительственные

выступления. В иранском городе Куме состоялась встреча лидеров иракской

партии Ад-Даава (Партия призыва), где было решено поднять иракский народ на

восстание и свергнуть баасистское правительство путем подрывной

деятельности, саботажа и террора. Осуществление этих установок брали на

себя «солдаты имама» (боевики партии Ад-Даава). В ответ на акты террора

иракское правительство прибегло к высылке шиитов из страны, ужесточило

политику в отношении национальных меньшинств. Иракские власти обвинили

С.Хомейни в намерениях осуществить экспансию в отношении не только Ирака,

но и других стран региона Персидского залива.

Поводом для начала военных действий Ирака против шиитского Ирана стал

отказ режима «исламской революции» от договора 1975 г., подписанного в

Багдаде иранским шахом Пехлеви и Хусейном. Договор обязывал Иран передать

некоторые приграничные территории Ираку, 17 сентября 1980 г. иракское

правительство объявило о восстановлении своего суверенитета над Шатт-элъ-

Арабом и отказало Ирану в праве судоходства по реке. Территориальная

проблема послужила предлогом для начала войны. Но главной проблемой следует

считать непримиримую враждебность друг к другу политических систем и

идеологий, а также стремления лидеров обеих стран к гегемонизму в районах

Персидского залива. Война становилась результатом столкновения двух держав,

которые претендовали на роль лидера исламского (Иран) и арабского (Ирак)

миров, В случае победы режим С.Хусейна намеревался обезопасить себя от

«шиитской революции» и поднять свой престиж в арабском мире, на

международной арене.

22 сентября 1980 г. иракские войска начали боевые действия и вторглись

в пределы Ирана. С.Хусейн рассчитывал на то, что вооруженные силы Ирана

ослаблены вследствие революции. Однако, чтобы выиграть войну, необходимо

было обеспечить надежный тыл. Ради этой цели С.Хусейн разгромил

оппозиционное (просирийское) крыло в баасистской партии и правительстве,

объединил военное командование. С установлением военного положения режиму

удалось достичь национального согласия. Иракский лидер надеялся на

поддержку суннитских арабов иранской провинции Хузистан. Но, когда иракские

войска вторглись в провинцию, этнические арабы и сунниты Хузистана,

составлявшие большинство населения .провинции, оказали упорное

сопротивление агрессору и встали на защиту иранской государственности.

В сентябре 1981 г. иракские войска потерпели первое поражение, а

летом 1982 г. иранцы вытеснили иракские войска со своей территории.

Иракские власти осознали, что дальнейшее продолжение военных действий могло

привести к дестабилизации внутриполитического положения и к возникновению

угрозы целостности Ирака. В стране обострились национальные отношения. Уже

после начала ирано-иракской войны, в 1980 г., в курдских районах были

образованы два объединения антиправительственных сил — Демократический

национально-патриотический фронт, в который вошел со своей организацией

Патриотический союз Курдистана с лидером Талабани, разочаровавшейся в

сотрудничестве с багдадскими властями, и Национально-демократический фронт,

наиболее значительной силой в котором стала Демократическая партия

Курдистана во главе с Масудом Барзани. Однако к середине 1980-х гг.

Демократический национально-патриотический фронт прекратил свою

деятельность, а Национально-демократический фронт ограничился

союзоммеждуДПКикоммунистами. Против ДПКи ПСК были направлены четыре армии

Ирака, с их помощью удалось разгромить силы курдских повстанцев и

установить военно-политический контроль над Иракским Курдистаном.

Ирано-иракская война приобрела затяжной характер, в ходе которой обе

воюющие стороны потеряли более миллиона человек убитыми и несколько

миллионов ранеными и пропавшими без вести. Материальный ущерб исчислялся

сотнями миллиардов долларов. Война была использована С.Хусейном в интересах

утверждения своего диктаторского режима. Но, столкнувшись с

внутриполитическим кризисом, в августе 1990 г. президент С.Хусейн заявил о

согласии с иранскими условиями урегулирования военного конфликта,

заключавшимися в выводе иракских войск с иранских территорий и обмене

пленными.

Во время ирано-иракской войны произошли перемены в расстановке

мировых сил. С ослаблением и затем развалом Советского Союза,

неспособностью новой России восстановить статус сверхдержавы произошла

смена двуполярного мира на однополярный. Перемены вскоре ощутили арабские

страны. Более отчетливо обозначилось противостояние Севера и Юга. Заметно

сузились возможности арабских стран к маневрированию на международной

своих руках Соединенные Штаты Америки. С.Хусейн намеревался превратить свою

страну в крупную державу Юга, противостоящую США, и первым шагом на этом

пути было развязывание военного конфликта между Ираком и Кувейтом.

Летом 1990 г. отношения между двумя соседними странами резко

обострились. Причинами того оказались экономические трудности, с которыми

столкнулись иракские власти после войны с Ираном. Багдадский режим вышел из

войны с огромным внешним долгом, составившим 80 млрд долларов, резко

сократились поступления в иракскую казну от продажи нефти. С.Хусейн

рассчитывал молниеносно захватить небольшой и богатый эмират. Обладание

кувейтской нефтью должно было дать Багдаду мощные рычаги регулирования

мировых цен на нефть и вывести Ирак в разряд ведущих нефтяных держав,

утвердить его ведущие позиции в заливе, поднять также его авторитет в

арабском мире.

2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в Кувейт и аннексировал его в

качестве своей «19-й провинции». Решение об аннексии иракское правительство

прикрывало лозунгами об освобождении арабов от империализма и заявило, что

кувейтская демократия «искусственно создана иностранцами*, а поэтому ее

следует заменить «народной демократией*-, выступающей за единство арабской

нации. Используя популистские лозунги, иракские власти представляли себя в

роли выразителей недовольства и защитников интересов арабов, независимо от

того, в каких странах они проживают. И арабская общественность вначале

восприняла С.Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак — мощной

державой, воевавшей сразу же с 30 странами, среди которых были СТА и

Великобритания. С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию

крупного государства посредством широкомасштабной войны и с использованием

современного оружия, включая ядерное. Ракетные атаки Ирака против Израиля,

союзника США, вызвали рост симпатий к С. Хусейну. В глазах

националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся

авангардом борьбы против империализма и сионизма на Арабском Востоке.

Организация освобождения Палестины, арабы Йемена, Ливии, Алжира, Туниса,

Судана, Иордании, Мавритании готовы были вступить в войну на стороне Ирака.

Не только арабы, но и другие народы Азии и Африки проявили солидарность с

режимом С. Хусейна. Все это свидетельствовало о том, что военный конфликт

угрожал перерасти в тотальную войну Юга против Севера.

По инициативе США 6 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН ввел

жесткие торгово-экономические санкции против Ирака. Ирак оказался в

международной блокаде. Американские военные базы и войска европейских

держав НАТО были переключены с защиты Западной Европы от Советского Союза

па нанесение сокрушительного удара по Ираку. Натовские бомбардировщики

разместились на военных базах Турции. По просьбе Саудовской Аравии США

направили в районы аравийской пустыни свои полумиллионные сухопутные и

авиационные войска для отражения иракского вторжения. В Персидский залив

прибыли боевые корабли США и некоторых других государств-членов НАТО. В

поддержку Кувейта направили свои военные контингента Египет, Сирия и

Марокко.

Совет Безопасности ООН предъявил Ираку ультиматум — до 15 января 1991

г. вывести войска агрессора из Кувейта, в противном случае ему объявлялась

война. Иракское руководство отвергло мирные предложения. Но начавшуюся

войну Ирак бесславно проиграл. Военные операции США под кодовым названием

«Буря в пустыне» длилась шесть недель. Американская авиация быстро вывела

из строя военную мощь Ирака. Американцы отказались от перенесения военных

действий на иракскую территорию, они были убеждены в скором падении

ослабленного режима С.Хусейна. В то же время западные политики опасались

возможного распада иракского государства и стремились не допустить

изменения баланса политических сил в зоне Персидского залива. 28 февраля

1991 г. Ирак согласился с ультимативными требованиями Совета Безопасности

ООН по Кувейту и пошел на безоговорочную капитуляцию.

После капитуляции ООН (под диктовку США) ввела жестокий санкционный

режим против багдадского режима. По-прежнему запрещены импорт из Ирака всех

видов сырья, включая нефть, и готовых изделий, поставки в Ирак всех видов

сырья и готовых изделий, продажа или передача вооружений и военной техники,

другие формы содействия в военной сфере и т.д. Очень жестко лимитирован

ввоз продовольствия и медикаментов, от чего, естественно, в первую очередь

страдает народ, обвиняя, кстати, в своих бедах не С.Хусейна, а США. Ирак

обязан также компенсировать ущерб, причиненный Кувейту и другим

государствам, пострадавшим от его вторжения. Выполнение этих обязательств

потребует десятки миллиардов долларов.

Готовя вторжение в Кувейт иракское руководство бесспорно не

предполагало, какую цену их стране придется заплатить. Общий экономический

ущерб, который понес Ирак только в результате военных действий, оценивается

в 50 млрд долларов. Было разрушено более 80% нефтедобывающих и

нефтеперерабатывающих мощностей страны, серьезно пострадали нефтяные

терминалы, нефтепроводы и другие важные объекты. Одни промышленные

предприятия были разрушены, другие остановились из-за нехватки сырья и

запасных частей. Были повреждены дороги, мосты, порты, аэродромы и т.д. Во

время боевых операций Ирак потерял более 50% продовольствия.

В последующие годы США, осуществляя жесткий контроль за военной

промышленностью Ирака, обвиняли С.Хусейна в многочисленных нарушениях

директив ООН. В частности, в 1995 г. предоставили 500 снимков,

свидетельствующих о том, что Ирак реконструировал большинство своих военных

объектов; использует военную технику, вывезенную из Кувейта; что в обход

эмбарго экспортировал через иранскую территорию 100 тыс.баррелей нефти и

столько же через Турцию и Иорданию.

В 1995 г. и 1998 г. американские и английские ВВС в нарушение

резолюций Совета Безопасности ООН бомбили Ирак, что привело к большим

жертвам среди мирного населения и вызвало крайне негативную реакцию в мире.

Поражение вызвало внутренние осложнения. Вновь восстали курды, требуя

создания собственного государства. Противники партии БААС призывали к

демократизации государства и свержению режима С. Хусейна.

Курдское патриотическое движение отказалось от сотрудничества с багдадским

правительством и выступила за создание правового демократического

государства. Антибаасистские политические силы также стали призывать к

демократизации государственного строя и требовали введения в стране

многопартийной политической системы. Зарубежная оппозиция призывала к

восстановлению в Ираке хашимитской королевской власти. Удержать контроль

над общественно-политической ситуацией в стране С.Хусейну удалось в

основном благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении политических

соперников диктаторского режима.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.