бесплатно рефераты
 

Ирак

Ирак

§ 5. Ирак

Общая демократизация общественной жизни в послевоенный период вызвала новый

подъем национально-освободительного движения в Ираке в ' конце 1940-х

гг. Более активное участие в политической жизни стали принимать крестьяне,

молодежь, прогрессивная интеллигенция и национальная буржуазия, позиции

которой упрочились за годы войны. Усилилась роль рабочего класса,

профсоюзов и Иракской коммунистической партии (ИКП).В годы войны возник

целый ряд патриотических партий, и среди них Партия народа и Партия

национального единства. Обе пользовались значительным влиянием среди

интеллигенции, учащихся, мелких торговцев и ремесленников. Партию народа

возглавил Азиз Шериф, Партию национального единства — Абдель Фаттах

Ибрагим. В апреле 1946 г. организационно оформилась Национально-

демократическая партия Ирака (НДПИ), выражавшая интересы широких слоев

интеллигенции и мелкой буржуазии города. Начали действовать Партия

либералов и Партия независимости. Первая из них объединяла либеральных

помещиков и крупных буржуа. Несмотря на малочисленность, она пользовалась

влиянием в парламентских кругах и деревне. Партия независимости выражала

интересы националистически настроенной крупной буржуазии и феодалов. В 1946

г. начала действовать Демократическая партия Курдистана (ДПК), защищавшая

национальные интересы курдского народа.

23 февраля 1946 г. деятель либерального толка Тауфик ас-Сувейди сформировал

первый кабинет мирного времени. Новое правительство отменило военное

положение в стране, цензуру печати. В апреле оно легализировало многие

политические партии.

Во многом знаменательным оказался 1947 г. В условиях политических

репрессий в марте состоялись парламентские выборы. В парламенте оказались

ставленники монархических властей. Большого напряжения достигла борьба

вокруг нового неравноправного англо-иракского договора, подписанного в

январе 1948 г. в Портсмуте. Этот договор подводил итоги английской военной

оккупации и сохранял зависимое положение Ирака. Договор в принципиальных

положениях повторял договор 1930 г. По-прежнему англичане сохраняли

контроль над иракскими вооруженными силами, использовали военно-воздушные

базы и другие военные объекты Ирака. Иракское правительство не получало

самостоятельности во внешней политике. Новый договор с Англией вызвал

всплеск массового выступления протеста. Королевские власти так и не смогли

его ратифицировать. 2 февраля новое правительство во главе с Мухаммедом ас-

Садром вынуждено было не только отклонить договор, но и заявить о намерении

пересмотреть англо-иракский договор 1930 г. Политические выступления в

Багдаде вовлекли провинцию и переросли в национальное антианглийское и

антимонархическое восстание. Восставшие организовали Комитет национального

сотрудничества, объединивший НДПИ, ИКП, ДПК, Партию национального

освобождения и Партию народа, а также ряд общественных организаций.

Волна народных выступлений вынудила правящие круги согласиться с

требованиями восставших. Было объявлено о расторжении Портсмутского

договора и о намерении пересмотреть договор 1930 г. Казалось, что январское

восстание закончилось победой, но закрепить достигнутое им не удалось. С

марта 1948 г. начались массовые преследования участников восстания.

Введение в стране военного положения в связи с арабо-израильской войной в

мае 1948 г. позволило группировке генерала-монархиста Нури Сайда усилить

нажим на оппозицию. Основные репрессии обрушились на ИКП. Ее руководители

Ю.С.Юсеф, Х.М. аш-Шабиби и З.М.Басим были осуждены Верховным трибуналом и

казнены в феврале 1949 г. Массовые репрессии позволили правящему режиму на

время ослабить накал антианглийских выступлений в стране.

Начало 1950-х гг, во всем арабском мире было отмечено новым

подъемом национально-освободительной борьбы, всколыхнувшей патриотическую

общественность и в Ираке. Возникли организации сторонников мира и массовые

демократические организации. Были созданы также филиалы таких общеарабских

националистических леворадикальных организаций, как Партия арабского

социалистического возрождения (Т1АСВ или БААС), Движение арабских

националистов (ДАН) и др.

Вместе с тем консолидировала свои силы реакция. В ноябре 1949 г. Нури

Саид создал свою партию Конституционный союз, а в июне 1951 г. оформилась

Национально-социалистическая партия Салеха Джабра. Однако осенью 1952 г.

правительство согласилось на проведение прямых выборов в парламент. Выборы

состоялись в 1953 г., в ходе их было оказано грубое давление на

избирателей, что позволило провести в парламент сторонников монархического

строя.

Под давлением антиправительственных выступлений иракского народа в 1954

г. власти вынуждены были распустить парламент и назначить новые

парламентские выборы. На июньских выборах победу одержал Единый

национальный фронт, представлявший НДПИ, Партию независимости и организации

сторонников мира, женщин и молодежи, а также коммунистов (в качестве

самостоятельной организации ИКП во Фронте не участвовала). Парламентские

выборы проходили под лозунгом ликвидации британского военно-политического и

экономического засилья в Ираке, проведения демократических реформ и

независимой внешней политики. Монархическая верхушка Нури Саида решилась

пойти на государственный переворот. В августе 1954 г. она заявила о

роспуске только что избранного парламента и запретила деятельность всех

политических партий. В стране устанавливался режим открытой военной

диктатуры.

Монархический Ирак пошел на более тесное сближение с реакционными

режимами соседних мусульманских стран. В 1955 г. при активном участии

Англии в Багдаде был оформлен военно-политический блок с участием Ирака,

Ирана, Турции и Пакистана. В соответствии с англо-иракским соглашением 1955

г., заменившим договор 1930 г., Англия сохраняла военно-политический

контроль над Ираком и втягивала его в свои агрессивные акции на Ближнем и

Среднем Востоке, что вызывало недовольство иракского народа.

Выступления за выход Ирака из Багдадского пакта объединили все

национально-патриотические силы страны. Манифестации и забастовки протеста

в ноябре 1956 г. переросли в вооруженное восстание. Хотя к середине декабря

1956 г. восстание и было подавлено, оно убедило иракских патриотов в

необходимости объединения в совместных политических действиях и

антиправительственных акциях.

С1954 г. среди политических сил Ирака выделилось национальное

отделение арабской Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ

Баас). Баасисты выдвигали простые и понятные лозунги, они обещали народу

провести социальные реформы. Их партия становилась популярной среди

населения. Авторитет партии возрос в связи с активным участием в движении

против англо-франко-израильского военного вторжения в Египет в 1956 г.

Наибольшую поддержку ПАСВ нашла среди мелкой буржуазии и сторонников идеи

арабского национализма.

В начале февраля 1957 г. буржуазные Национально-демократическая

партия и Партия независимости, мелкобуржуазная ПАСВ и компартия приняли

решение объединиться во Фронт национального единства (ФНЕ). ДПК из-за

недоверчивого к ней отношения буржуазных участников Фронта не вошла в него,

но поддерживала с ним связь через ИКП. Программа ФНЕ предусматривала

отстранение от власти Нури Саида, выход страны из Багдадского пакта и

осуществление демократизации политического строя, освобождение Ирака от

иностранного вмешательства, проведение политики позитивного нейтралитета.

Программа ФНЕ получила поддержку со стороны патриотических организаций и

нелегальной армейской организации «Свободные офицеры»

Патриотически настроенные иракские военные во главе с генералом

А.К.Касемом и полковником А.С.Арефом выступили против правящего режима.

Военное выступление было согласовано с руководством ФНЕ. Выступление

произошло в ночь с 13 на 14 июля 1958 г., накануне вылета короля Фейсала II

и премьер-министра Нури Саида из Багдада в Стамбул для подписания

соглашения о присоединении Ирака к интервенции Турции против Ливана. Две

армейские бригады заняли королевский дворец и правительственные учреждения.

К военным присоединилось гражданское население. Столица и затем вся страна

оказались под контролем восставших. Король Фейсал и его семья, премьер-

министр Нури Сайд и некоторые деятели старого режима были арестованы и

убиты. Восставшие провозгласили Ирак независимой республикой.

В состав республиканского правительства вошли представители высшего

офицерства и деятелей ФНЕ. Было заявлено о выходе Ирака из Багдадского

пакта, о ликвидации иностранных военных баз на иракской территории. Главой

государства назначался А.К.Касем. 26 июля была введена временная

конституция, закреплявшая республиканские завоевания и провозгласившая

равенство всех граждан перед законом. Во главе государства стал президент,

он же являлся председателем Национального совета революционного

командования — высшего законодательного органа страны. Исполнительная

власть осуществлялась Советом министров, члены которого назначались

президентом.

Июльские революционные события 1958 г. можно характеризовать как

антиколониальную национальную революцию, успех которой обеспечило участие в

ней широких народных масс единство оппозиционных монархии сил.

Основным содержанием политического процесса после июльской революции 1958

г. стало сопер- ничество двух наиболее влиятельных партий —ПАСВ и ИКП. Обе

партии преследовали единую цель развития страны — построение национального

социализма и боролись за влияние на широкие народные; массы. Коммунисты

установили связи с ДПК и стали организовывать совместные

антиправительственные выступления, их базой становился Иракский Курдистан.

Борьба между баасистами и коммунистами привела к расколу ФНЕ весной 1959 г.

В январе 1960 г. правительство ввело закон о легализации политических

партий. ИКП было отказано в легализации.

В рядах буржуазной Национально-демократической партии наметился

раскол, в результате которого из партии выделилась Национально-

прогрессивная партия Ирака, ставшая склоняться к альянсу с ПАСВ,

Руководство НДПИ в октябре 1961 г. вынуждено было заявить о «замораживании»

деятельности партии «до окончания переходного периода» в стране. Фактически

такое заявление означало самороспуск партии.

Неопределенность политической ситуации отражалась и на экономической

деятельности правительства. 30 сентября 1958 г. был обнародован закон об

аграрной реформе. Этот закон носил половинчатый характер и полностью не

ликвидировал феодальное землевладение, но все же существенно ограничил его.

Предусматривалось изъятие у феодалов половины принадлежавших им земель, с

тем чтобы распределить конфискованные излишки среди безземельных крестьян.

Предусматривалась выплата денежной компенсации владельцам латифундий за

изъятые у них земли.

Активное участие в осуществлении аграрной реформы в 1958— 1960-х гг.

принимали крестьянские союзы. С их помощью изъятые у феодалов земли были

распределены среди крестьян в провинции Амара, успешно проводилась реформа

в провинциях Кут и Насирия. Правительство выдвинуло также программу

промышленного развития Ирака, для реализации которой оно намеревалось

привлечь все национальные ресурсы и патриотические силы страны.

Важное значение для становления экономики молодой Иракской Республики

имело развитие торгово-экономических отношений с СССР, последовавшее за

восстановлением дипломатических отношений 18 июля 1958г. 11 октября 1958 г.

в Багдаде было подписано советско-иракское торговое соглашение, по которому

Советский Союз в обмен на традиционные товары иракского экспорта обязался

поставлять в Ирак машины 'и комплектное оборудование для предприятий и

строек, а также потребительские товары. Вслед за первым последовал ряд

других договоров как экономической, так и гуманитарной направленности,

включавшие также льготные кредиты (1964 г.) и оборонные заказы.

Такого рода деятельность нового правительства вызвала ожесточенное

сопротивление феодальной и буржуазно-компрадорской реакции. В условиях

политической напряженности глава государства Касем стал укреплять личную

диктатуру, чем вызвал недовольство даже со стороны политических союзников:

в частности, в поддержке Касему отказали ПАСВ, ДАН и так называемые

иракские насеристы сторонники насеровского пути развития в Египте. Вместе

они организовали Социалистический блок оппозиционный правительству.

Сложившейся обстановкой воспользовались силы, стремившиеся к свертыванию

революционного процесса. 8—10 февраля политические противники Касема,

опираясь на преданные им армейские части, совершили государственный

переворот.

В результате переворота 8 февраля были созданыновые органы власти —

Национальный совет

революционного командования (НСРК) и правительство; ключевые посты в них

заняли члены

ПАСВ (баасисты). Президентом стал Абдель Сасалям Ареф премьер-министром —

Ахмед Хасан

аль-Бакир.

Сразу после установления нового режима начались репрессии против ИКП,

повлекшие большие жертвы. Но вместе с тем обострялись противоречия в лагере

недавних союзников по Социалистическому блоку. В частности — ПАСВ — с одной

стороны, иракские насеристы и ДАН — с другой разошлись во мнениях

относительно подхода к переговорам об объединении Ирака с Египтом,

проходившим в марте—мае 1963 г. 25 мая НРСК заявил о раскрытии заговора

насеристов. Их представители были выведены из правительства, а местные

организации перешли на нелегальное положение и с июня 1963 г. приняли

участие в антибаасистской политической коалиции.

Конфликт между баасистами и насеристами положил начало распаду

Социалистического блока. Вслед за насеристами из него вышли ДАН, ряд других

юнионистских организаций, а также военная группировка А.С.Арефа. К середине

лета все политические партии и группировки отказались от союза с ПАСВ.

Сложность положения, в котором оказалась ПАСВ в этот период, была

вызвана тем, что партия стремилась привлечь на свою сторону все без

исключения классы и слои общества на базе собственной концепции

«гармоничности арабского общества». Поэтому правительство хотело сочетать

введение рабочего контроля на крупных предприятиях, участие рабочих в

прибылях с удовлетворением требований национальной буржуазии, а намерение

национализировать крупный иностранный капитал — с разрешением иностранным

компаниям возобновить свою деятельность в Ираке.

Противоречивые мероприятия правительства в экономической области вызвали

недоверие к нему как национальной буржуазии, так и иностранных компаний,

привели к нарастанию экономического хаоса в стране. Национальная буржуазия

начала закрывать предприятия и переводить капиталы за границу, что вызвало

рост безработицы и недовольство рабочих. Сократили свою торговлю с Ираком

иностранные компании. Одновременно ряд правительственных мер привел к

сокращению экономических связей с СССР и другими социалистическими

странами.

В аграрной области правительство приняло в апреле и июне 1963 г. законы

о сокращении выкупных платежей за землю и размер арендной платы. Вместе с

тем, когда крестьянство после обнародования законов стало стихийно

захватывать помещичьи земли, правительство под нажимом землевладельцев

прибегло к репрессиям. Тем самым доверие к политике властей было подорвано

как у феодалов, так и у крестьянства. К тому же в июне 1963 г. на севере

Ирака начались очередные военные действия между регулярной армией и

курдскими отрядами. Бои приняли ожесточенный характер.

Попытки ПАСВ найти выход из создавшегося положения привели к обострению

противоречий в партийном руководстве. В сентябре в нем образовались две

группировки, разногласия между которыми переросли в военные столкновения.

Создавшейся обстановкой воспользовалась группировка А.С Арефа. Заручившись

поддержкой юнионистов и значительной части военных, она совершила 18 ноября

1963 г. государственный переворот. Вся полнота власти сосредоточилась в

руках армии. Президентом стал А.С.Ареф, а после его гибели в авиационной

катастрофе (1966 г.) власть перешла к его брату — генералу Абдель Рахману

Арефу. Военные экстремистские группы пытались установить в стране жестокий

репрессивный режим. Многие видные участники революции 1958 г. и деятели

оппозиции были арестованы и физически уничтожены, против курдов

продолжались военные действия.

Воспользовавшись углублением раскола патриотических сил в стране,

правящая военная верхушка прибегла к демагогическим маневрам, ею была

разработана правительственная программа строительства в Ираке так

называемого «арабского социализма», проведения аграрной реформы, введения

плановой экономики и содействия частному сектору. Во внешней политике

провозглашалась верность идеям арабского единства. Программа была

обнародована 26 ноября 1963 г. Затем правительство приняло временную

конституцию, которая провозглашала равные права всех национальностей Ирака

и предусматривала избрание всеми гражданами страны Национального собрания.

Вместе с тем конституция запрещала деятельность политических партий, вместо

них создавался Арабский социалистический союз — правительственная

организация, объединившая различные политические группы и силы,

поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.

Не располагая общественной поддержкой, правящая верхушка А.Р.Арефа

опиралась на высшие чины в армии и госаппарате. Она пыталась балансировать

между помещиками и буржуазией, с одной стороны, и трудящимися — с.другой.

Но политическая нестабильность лишь углубляла государственный кризис в

стране.

Оппозиционные партии и группы воспользовались сложившейся

обстановкой и изоляцией Ирака в арабском мире, в связи с неучастием его в

отражении израильской агрессии 1967 г. на Ближнем Востоке.

Правительственные декларации о готовности провести демократические выборы и

сформировать коалиционное правительство не смогли спасти режим. 17 июля

1968 г. баасисты и армейские офицерские группы совершили государственный

переворот и взяли власть в свои руки. Президент Ареф был арестован и выслан

из страны, президентская власть перешла к лидеру партии баа-систов генералу

Ахмеду Хасану аль-Бакру.

Сразу же после захвата власти ПАСВ провела серьезную

перестройку в своих рядах, освободилась от правоэкстремистских элементов и

создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых

уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист

Саддам Хусейн.

16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, которая

провозглашала Ирак «народной демократической республикой». Высшим органом

государственной власти становился Совет революционного командования (СРК).

Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и

президентом республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован

проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной

выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака.

Крупным событием стало принятие правительством в 1972 г. решения о

национализации собственности «Ирак петролеум компании. Национализация всех

нефтяных ресурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные

богатства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен

серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В апреле 1972 г.

иракское правительство пошло на подписание Договора о дружбе и

сотрудничестве с СССР.

В эти же годы определенные изменения наметились в экономике страны:

начал неуклонно возрастать удельный вес государственного сектора.

Одновременно предприятиям госсектора были предоставлены льготы, в том числе

при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.

Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом.

Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном

выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.