| |||||
МЕНЮ
| Формирование и развитие городов России. Новороссийскзавершением строительства Новороссийской ветки сократился путь для выхода зерновых грузов к Чёрному морю через Новороссийский порт и его экспорт вместо прежнего направления через Ростов в Азовское море. Сельское хозяйство Предкавказья всё более приобретает экспортный характер. Юг России становится основным поставщиком пшеницы на экспорт. Сооружение в 1888 году Новороссийской ветки Владикавказской железной дороги повлекло за собой бурное развитие торгового порта. По соглашению с правительством Общество Владикавказской железной дороги взяло строительство порта в свои руки. Это было предусмотрено и уставом Общества, принятым в 1884 году. При этом было оговорено, что строительство порта будет завершено к сроку окончания постройки железной дороги, т.е. к 1884 году. Общество ещё в 1881 году поручило инженеру Лисовскому составить проект порта пропускной способностью в 44 млн. пудов (700 тыс. тонн) в год. Расположенный в северо- западной части Цемесской бухты, порт был чрезвычайно удобен для судоходства. В 1887-88 годах были построены первые три причала для приёма железнодорожных грузов, у которых могли грузиться 12 больших пароходов дальнего плавания, Эти пристани, построенные как временные, действуют до настоящего времени (теперь это причалы №3,4,5). В 1890 году полная грузоподъёмность грузов составляла 30 млн. пудов. Пристанями пользовались и суда каботажного плавания, за что взималась плата 100 руб. в сутки. Так что эти сборы полностью покрыли затраты Общества на сооружение пристаней (около 1 млн. руб.). К 90-м годам общая сумма затрат на оборудование порта достигла 16 млн. руб. При строительстве и оборудовании его используются последние достижения науки и техники. К этому времени Общество уже имело четыре пристани, где могли одновременно грузиться 16 пароходов. Было построено 14 каменных и 54 деревянных амбара для 16 млн. пудов грузов, в том числе для 14 млн. пудов хлеба. Сооружен по американскому типу элеватор более чем на 3 млн. пудов зерна, не имеющих себе равных не только в России, но и в Европе. Зерно на элеватор и пристани подавалось транспортёрами. К строительству элеватора приступили в апреле 1891 года. Руководил им талантливый русский инженер Александр Николаевич Шенснович. Фундамент грандиозного по тем временам здания из кирпича, камня и металла был заложен в скалистом грунте. Зернохранилище из 364 силосов могло вместить три миллиона пудов зерна одновременно. Главная особенность элеватора – наличие электростанции трёхфазного тока. Впервые в мире Новороссийский элеватор был оснащён индивидуальным приводом на электромоторах, изготовленных в местных мастерских по проекту создателя техники трёхфазного тока М.О.Доливо- Добровольского. Интенсивная работа по расширению причальной линии порта развернулась в 90-х годах. В чрезвычайно сжатые сроки строители оснастили порт новыми пристанями: элеваторной, угольной, цементной, каботажной. В 1895 году государственная комиссия приняла портовые сооружения от строителей. Из года в год рос грузооборот. В 1897 году построили новую пристань и обширные складские помещения. Для защиты судов, стоящих у причала, от штормовых судов с моря, портовыми рабочими почти вручную были сооружены два оградительных мола – западный и восточный. Они надёжно прикрыли внутреннюю акваторию порта и она стала одной из самых безопасных гаваней Черноморья. Общество Владикавказской железной дороги имело в порту собственные ремонтные и механические мастерские, в которых строились баржи и шаланды, два механических завода, выпускавших паровые котлы и производивших ремонт машин и небольших судов. Для эксплуатации всех сооружений в Новороссийске Общество Владикавказской железной дороги образовало в 1889 году Новороссийское коммерческое комиссионное агентство, для которого было выстроено на берегу моря недалеко от элеваторной линии красивое здание, в нём при советской власти разместилось управление торгового порта. Основной целью коммерческого агентства являлось привлечение и развитие перевозок железнодорожных грузов, главным образом хлеба, деятельность агентства вызывала интерес у хлеботорговцев. Им выдавались ссуды под принятые грузы, предоставлялись другие льготы. Новороссийское коммерческое агентство подчинило себе всю зерновую торговлю Кубани. Его деятельность привела к серьезным изменениям в организации хлебной торговли не только в России но и в Европе. С постройкой Новороссийского порта для сельского хозяйства Северного Кавказа открылись широкие возможности сбыта зерна и других товаров за границу. Сельское хозяйство Предкавказья всё больше приобретало экспортный характер. Возможность экспорта через Новороссийский порт стимулировала дальнейшее железнодорожное строительство, которое вовлекало в торговый оборот новые, богатые хлебом районы. С окончанием строительства Ставропольской ветки в 1897 году усилился зерновой поток из этого плодородного района. Сооружение ветки Тихорецкая – Новороссийск в 1899 году дало выход приволжскому хлебу. Общий грузооборот Новороссийского порта за 1890-1900 годы вырос с 30,3 до 66,8 млн. пудов, или более чем в два раза. Зерно продолжает оставаться главным предметом экспорта Новороссийского порта. Среди сельскохозяйственной продукции, проходящей через Новороссийский порт, следует назвать и животноводство. Ежегодно перевозилось до 25 тысяч голов крупного рогатого скота и до 50 тысяч голов овец, главным образом из Тверской и кубанской областей. По инициативе генерала Адамовича, имевшего в Новороссийске огромные запасы земли в личном пользовании, был построен большой холодильник в районе Цемесской бухты, и скотоводческие районы Юга и Юго-Востока, включая и астраханские степи, получили возможность сбыта через Новороссийск продуктов скотоводства за границу. Важное место в экспорте Новороссийского порта после хлебных и вообще сельскохозяйственных грузов занимали нефть и нефтепродукты. Первый пароход с Ильской нефтью обществом «Русский Стандарт» был отправлен из Новороссийского порта ещё в 1882 году. С сооружением в 1894 году железнодорожной линии Беслан-Петровск и Петровского порта, был открыт выход к Чёрному морю нефтяным грузам Закавказья и положено начало интенсивному развитию Грозненского нефтепромышленного района. В 1900 году через Новороссийский порт было отправлено 17,2млн. пудов или 82, 7% всех прибывших в порт нефтяных грузов. Соединённый железной дорогой с богатыми зерновыми районами и грозненскими нефтяными промыслами, Новороссийск к началу XX века превратился в порт общероссийского значения, стал «окном в Европу» для Северного Кавказа и всей Юго-Восточной России и занял видное место в системе внешней торговли России. На его долю приходилось до 80, 4% заграничного вывоза всех северокавказских портов. Новороссийск - губернский город. Быстро растущий спрос на цемент, расширение порта и торговли зерном в связи с подведением железной дороги, постоянный приток дешёвой рабочей силы и капитала обеспечили процветание промышленности и в то же время бурный рост Новороссийска. Из среднего военного укрепления он стремительно превращается в крупный промышленный центр юга России. В короткое время сооружается шоссейная дорога Новороссийск-Сухуми, начатая в 1891 году. С завершением строительства порта в 1888 году по экспорту хлеба он занимает второе место среди южных портов России. Через Новороссийск в центральные промышленные районы страны и Закавказья идут цемент, нефть, зерно, табак, рыба, фрукты. Вслед за постройкой в 1894 году элеватора в городе строится чугунолитейный, механический и нефтеперегонный заводы. В 1888 году в городском саду предприниматель и бывший актёр Семён Митяев построил первый деревянный театр с буфетом и эстрадой для оркестра. А годом раньше Новороссийскими мещанами Н. И. Преображенским и П.Е. Чапуриным основана первая в городе типография. В скоре вышла газета «Новороссийский листок». С ростом населения поднимается культурнообразовательный уровень города. Решением Кавказского учебного округа в августе 1894 года в Новороссийске открывается мужская гимназия из 4-х классов. В следующем, 1895 году открывается женская гимназия. В 1894 году 1 марта у города появляется своя библиотека, подаренная профессором Э. Э. Баллионом в количестве 2909 томов книг. В мае 1896 года в Новороссийск становится губернским городом. Положением «Высочайше» утверждённым 23 мая 1896 года из Черноморского округа была образованна Черноморская губерния - самая малая по величине губерния в Российской империи. Образована она была в составе трёх округов - Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. Губернатором вновь образованной Черноморской губернии 19 мая 1896 года был назначен Евграф Филиппович Тиханов. Он управлял губернией до 1901 года. Всех населённых мест в губернии насчитывалось, кроме городов, 59. Преобладающее население по губернии составляли русские и украинцы, а также, армяне, греки, чехи, молдаване и др. Еще накануне утверждения Положения о создании Черноморской губернии, в будущём губернском городе Новороссийске вводится городское самоуправление. В период с 21 по 28 ноября намечалось провести выборы. Тайным голосованием были избранны члены управы, её секретарь и городской Голова. Первым городским Головой был избран врач Михаил Федорович Пенчул, уважаемый в городе человек, один из первых переселенцев, занимавший должность медика при начальнике Черноморского округа. Первым делом отцы города пытаются наладить хозяйственное и культурное строительство, позаботиться об улучшении образования увеличивающегося населения губернской столицы. В 1896 году дума выносит постановление об открытии при мужской гимназии пятого и следующих классов. Из городского бюджета выделены средства для строительства гимназии. Для города это событие было незаурядным. Специально из столицы был выписан инженер- архитектор Лукашевич. А проект утверждённый самим императором Николаем II, был создан немецким архитектором. Через два года красивое здание мужской гимназии было построено на улице Дмитриевской (Энгельса). Здание женской гимназии было построено в 1901 году по проекту архитектора Н. Н. Карлинского по улице Вельяминовской ( Революции 1901 года). Выпуск первой городской газеты в декабре 1902 года организовал Ф. С. Леонтович, называлась она «Черноморское побережье». Её редактору удалось объединить многих журналистов, привлечь к участию литераторов, краеведов, пишущую интеллигенцию. В этой газете были напечатоны первые стихи Мариэтты Шагинян, жившей тогда в Геленджике - «Геленджикские мотивы». Всё более привлекательным в Новороссийске местом отдыха в летний период как для горожан так и для гостей города являлось купание в море. Городские купальни также находились под постоянным контролем Городской думы. С 1 июня 1896 года новые купальни Д.С. Серафимова были открыты в районе нынешнего парка Фрунзе. В распространённом объявлении указывалось что «образцовые купальни Д. С. Серафимова в Новороссийске… по устройству, удобствам и обширности лучшие на всём Черноморском побережье». 1900 году был решён, наконец, затянувшийся вопрос о включении в состав города Зацемесской стороны. Присоединение Зацемесской стороны имело важное значение для дальнейшего развития Новороссийска. Признавая большую роль в этом главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерала князя Григория Сергеевича Голицына, Новороссийская городская Дума 9 сентября 1900 года приняла решение об избрании его Почётным гражданином г. Новороссийска и утверждении стипендии его имени. Одним из животрепещущих вопросов города являлось обеспечение водой. Население города пользовалось водой из городских колодцев. В городе было 32 колодца, но в засушливое лето воды не хватало. В 1894 году в долине реки Цемес был построен водосбор и начато строительство штольни из Маркотхского хребта для железной дороги. На заседании 14 декабря 1897 года Дума избирает комиссию по прокладке водопровода из пяти человек. Приступили к строительству в 1900 году водопровода из Вербовой балки, пущенного через год. К началу века в Новороссийске имелись консулы нескольких государств: Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Турции, Франции и Германии, что свидетельствует о всёвозрастающей торговле через Новороссийский порт во многие страны мира. Бурные годы «Новороссийской республики». Под влиянием усиливающейся пропаганды в революционных кружках в начале века в Новороссийске, как и других городах Чернономорья и Кубани, создаются общероссийские или национальные революционные партии. Наиболее влиятельной среди них была партия социал-революционеров. Первые группы и кружки эсеров возникли в Екатеринодаре, Новороссийске и Сочи. Одним из руководителей кружка эсеров в Новороссийске являлся А. С. Калинский, активный участник в городе в 1902-1904 годах. К концу 1904 года в целом по стране складывается сложная социально- политическая обстановка, усугублённая поражением России в продолжавшейся войне с Японией. Под влиянием всё более возрастающих экономических трудностей, усилением революционной пропаганды многочисленных политических партий, во многих крупнейших промышленных городах России происходят массовые выступления трудящихся не только с экономическими, но всё более политическими требованиями против самодержавного строя. Началом первой русской революции явилось 9 января 1905 года в Петербурге - расстрел 150-тысячного мирного шествия рабочих столицы к Зимнему дворцу с просьбой к царю защитить от непосильного труда, голода, нищеты и политического бесправия. В Кубанской области и Черноморской губернии известие о событиях 9 января в Петербурге также было встречено массовыми политическими митингами, демонстрациями и стачками. На состоявшейся 27 апреля 1905 года в ущелье Маркотхского хребта сходке, в которой приняли участие до 500 рабочих со всех предприятий города, было решено провести демонстрации 1 мая и 2-х дневную забастовку. 1 мая 1905 года в Новороссийске состоялась грандиозная политическая демонстрация с участием вооружённой боевой дружины. С утра на условленном месте на Старобазарной площади (ныне площадь Героев) собрались массы рабочих. Построившись в колонны, собравшиеся направились по главной магистрали города - Серебряковской улице. Демонстранты шли под красными знамёнами, на которых были сделаны надписи на русском и грузинском языках: «Долой самодержавие! Да здравствует свобода и 8-часовой рабочий день!» Вызванная исполняющим обязанности губернатора А. А.Березниковым для охраны порядка казачья сотня не нападала на демонстрантов. На следующий день, 2 мая 2905 года была проведена ещё более мощная и многочисленная политическая демонстрация. 3 мая рабочие железнодорожных мастерских, не получив ответов на свои экономические требования, отказались стать к станкам. Администрация закрыла мастерские и вызвала войска для охраны. Начались репрессии к руководителям демонстрации. В результате повсеместных революционных выступлений в стране царь Никола II был вынужден подписать 17 октября 1905 года манифест о даровании некоторых свобод населению империи. По объявленной амнистии были освобождены из тюрем политические заключённые. Новая волна революционных выступлений против самодержавия поднимается в стране в декабре 1905 года. 8 декабря Новороссийский рабочий класс поддержал московский пролетариат стачкой. К началу восстания был собран совет и дружина, насчитывающая около тысячи человек. Военный гарнизон практически вышел из подчинения властей. В такой обстановке вице-губернатор и окружавшие его офицеры 12 декабря бежали из города и поселились в вагоне товарного двора железнодорожной станции. Таким образом, в городе и округе была свергнута царская власть и установлена власть революционного народа в лице Совета рабочих депутатов. В истории Новороссийска наступил кратковременный период, который в официальных документах и исторической литературе получил название «Новороссийская республика». Всего 14 дней продолжался этот период. Совет рабочих депутатов осуществил ряд революционных мероприятий в интересах рабочего класса: ввёл 8-часовой рабочий день, трудоустроил всех безработных, установил прогрессивный налог на буржуазию, установил контроль над всеми видами транспорта и торговлей, осуществил политические свободы собраний, слова, печати. Первоначально с образованием Совета продолжала действовать и Городская дума и её Голова сотрудничал с Советом. В дальнейшем. когда Совет оформил собственные органы управления, работа думы была прекращена, как и деятельность всех старых органов самоуправления, за исключением казначейства и банка. 24 декабря 1905 года для разгрома революционного движения в Новороссийске из Екатеринодара был направлен карательный отряд под командованием генерал-майора Пржевальского, а в порт прибыл броненосец «Ростислав». Попытка взорвать поезд с отрядом Пржевальского в тоннелях или спустить его без тормозов через Эстакадную пристань в море не удалась. Отряд, выгрузившись из вагонов на станции в Тоннельной, через горы проследовал в Новороссийск. Совет обсудил создавшееся положение, решили: ввиду безнадёжности сопротивления и в интересах сохранения революционных сил в бой с царскими войсками не вступать и совет рабочих депутатов распустить. «Новороссийская республика» прекратила своё существование. Новороссийск в период первой мировой войны (1914-1917). 19 июля 1914 года Германия объявила войну России. Об это уже 20 июля была получена телеграмма в Новороссийске и вышли сообщения в городских газетах. В первые дни в Екатеринодаре, а затем и в других городах, в том числе и Новороссийске прошли манифестации в поддержку войны организованные властями. Её начало вызвало патриотический подъём среди разных слоёв населения. Многие её считали оправданной и вынужденной для России. И только позже в массах начинает нарастать отрицательное отношение к ней. Собранное по предложению Черноморского губернатора 5 марта 1915 года Особое совещание врачей и представителей города по вопросу о возможностях Новороссийска принятии воинов, нуждающихся в бальнеологическом лечении, пришло заключение что в Новороссийск могут быть приняты 115 больных воинских чинов. В Новороссийск эвакуируются учебные заведения западных областей России и городская дума принимает меры по их размещению в городе. Сразу же после объявления войны, 19 июля началась мобилизация запасных нижних чинов. К сентябрю 1914 года в армейские части из Черноморской губернии было направленно 7 тысяч человек. В октябре 1914 года война подступила непосредственно к городу Новороссийску. 16 октября 1914 года город был подвергнут обстрелу германо- турецкими судами. Закончив бомбардировку крейсера ушли из бухты и скрылись за горизонтом. Пожар бушевал несколько суток, тушение его осложнилось тем, что мощные портовые и железнодорожные противопожарные средства были уничтожены огненной стихией, а городской пожарной команде такие масштабы были не по плечу. Следует отметить, что во время этих событий Турция формально ещё не находилась в состоянии войны с Россией, но, являясь союзниками германии и Австро-Венгрии, фактически в войну вступила. Официально же Турция объявила войну России 2 ноября 1914 года. Как стало известно в последствии, одновременно с разбойным нападением на Новороссийск, германо-турецкими судами были обстреляны и другие российские горда на черноморском побережье. С вступлением Турции в войну против России, на базе Кавказского военного округа 1 ноября 1914 года начала развёртываться Кавказская действующая армия. Её командующим был назначен наместник на Кавказе, командующий Кавказским военным округом генерал-адъютант граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. С началом войны в Черноморской губернии и таманском отделе кубанской области было введено военное положение. Был усилен полицейский контроль за населением. В ходе войны усилилась морская мощь России. На Черном море вступают в строй новые корабли. За годы войны заметно изменилось общественное настроение в городах, станицах и сёлах. Патриотический подъём первых месяцев войны сменился недовольством затянувшейся войной, падением жизненного уровня. Нарастало демократическое движение, распространялись революционные воззвания. В апреле 1916 года начальник Кубанского областного жандармского управления сообщает в Петроград, что «как среди интеллигенции, так равно и рабочего класса почти в открытую ведутся переговоры о том, что после окончания войны, а может быть и раньше, произойдёт революционное движение, в котором примут участие и войсковые части, в достаточной степени уже для этого подготовленные и что это движение выльется в несравненно более острую форму, чем в 1905 году». Список литературы 1. Ю. Д. Журкин, А. К. Ерёменко, В. М. Тищенко. Город-герой Новороссийск – М., «Мышь», 1983. 2. Б. Д. Герасименко. Очерки истории Новороссийска – Н., 2001. 3. А. Герасименко, С. Санев. Новороссийск – от укрепления к губернскому городу – К., 1998. 4. А. К. Ерёменко. Имена в истории Новороссийска: Очерки – Н., «Юпитер», 2001. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|