бесплатно рефераты
 

Формирование и развитие городов России. Новороссийск

завершением строительства Новороссийской ветки сократился путь для выхода

зерновых грузов к Чёрному морю через Новороссийский порт и его экспорт

вместо прежнего направления через Ростов в Азовское море. Сельское

хозяйство Предкавказья всё более приобретает экспортный характер. Юг России

становится основным поставщиком пшеницы на экспорт.

Сооружение в 1888 году Новороссийской ветки Владикавказской железной

дороги повлекло за собой бурное развитие торгового порта. По соглашению с

правительством Общество Владикавказской железной дороги взяло строительство

порта в свои руки. Это было предусмотрено и уставом Общества, принятым в

1884 году. При этом было оговорено, что строительство порта будет завершено

к сроку окончания постройки железной дороги, т.е. к 1884 году. Общество ещё

в 1881 году поручило инженеру Лисовскому составить проект порта пропускной

способностью в 44 млн. пудов (700 тыс. тонн) в год. Расположенный в северо-

западной части Цемесской бухты, порт был чрезвычайно удобен для

судоходства.

В 1887-88 годах были построены первые три причала для приёма

железнодорожных грузов, у которых могли грузиться 12 больших пароходов

дальнего плавания, Эти пристани, построенные как временные, действуют до

настоящего времени (теперь это причалы №3,4,5). В 1890 году полная

грузоподъёмность грузов составляла 30 млн. пудов. Пристанями пользовались и

суда каботажного плавания, за что взималась плата 100 руб. в сутки. Так что

эти сборы полностью покрыли затраты Общества на сооружение пристаней (около

1 млн. руб.). К 90-м годам общая сумма затрат на оборудование порта

достигла 16 млн. руб. При строительстве и оборудовании его используются

последние достижения науки и техники. К этому времени Общество уже имело

четыре пристани, где могли одновременно грузиться 16 пароходов. Было

построено 14 каменных и 54 деревянных амбара для 16 млн. пудов грузов, в

том числе для 14 млн. пудов хлеба. Сооружен по американскому типу элеватор

более чем на 3 млн. пудов зерна, не имеющих себе равных не только в России,

но и в Европе. Зерно на элеватор и пристани подавалось транспортёрами. К

строительству элеватора приступили в апреле 1891 года. Руководил им

талантливый русский инженер Александр Николаевич Шенснович. Фундамент

грандиозного по тем временам здания из кирпича, камня и металла был заложен

в скалистом грунте. Зернохранилище из 364 силосов могло вместить три

миллиона пудов зерна одновременно. Главная особенность элеватора – наличие

электростанции трёхфазного тока. Впервые в мире Новороссийский элеватор был

оснащён индивидуальным приводом на электромоторах, изготовленных в местных

мастерских по проекту создателя техники трёхфазного тока М.О.Доливо-

Добровольского.

Интенсивная работа по расширению причальной линии порта развернулась в

90-х годах. В чрезвычайно сжатые сроки строители оснастили порт новыми

пристанями: элеваторной, угольной, цементной, каботажной. В 1895 году

государственная комиссия приняла портовые сооружения от строителей. Из года

в год рос грузооборот. В 1897 году построили новую пристань и обширные

складские помещения. Для защиты судов, стоящих у причала, от штормовых

судов с моря, портовыми рабочими почти вручную были сооружены два

оградительных мола – западный и восточный.

Они надёжно прикрыли внутреннюю акваторию порта и она стала одной из

самых безопасных гаваней Черноморья. Общество Владикавказской железной

дороги имело в порту собственные ремонтные и механические мастерские, в

которых строились баржи и шаланды, два механических завода, выпускавших

паровые котлы и производивших ремонт машин и небольших судов.

Для эксплуатации всех сооружений в Новороссийске Общество

Владикавказской железной дороги образовало в 1889 году Новороссийское

коммерческое комиссионное агентство, для которого было выстроено на берегу

моря недалеко от элеваторной линии красивое здание, в нём при советской

власти разместилось управление торгового порта. Основной целью

коммерческого агентства являлось привлечение и развитие перевозок

железнодорожных грузов, главным образом хлеба, деятельность агентства

вызывала интерес у хлеботорговцев. Им выдавались ссуды под принятые грузы,

предоставлялись другие льготы. Новороссийское коммерческое агентство

подчинило себе всю зерновую торговлю Кубани. Его деятельность привела к

серьезным изменениям в организации хлебной торговли не только в России но и

в Европе.

С постройкой Новороссийского порта для сельского хозяйства Северного

Кавказа открылись широкие возможности сбыта зерна и других товаров за

границу. Сельское хозяйство Предкавказья всё больше приобретало

экспортный характер. Возможность экспорта через Новороссийский порт

стимулировала дальнейшее железнодорожное строительство, которое вовлекало в

торговый оборот новые, богатые хлебом районы. С окончанием строительства

Ставропольской ветки в 1897 году усилился зерновой поток из этого

плодородного района. Сооружение ветки Тихорецкая – Новороссийск в 1899 году

дало выход приволжскому хлебу. Общий грузооборот Новороссийского порта за

1890-1900 годы вырос с 30,3 до 66,8 млн. пудов, или более чем в два раза.

Зерно продолжает оставаться главным предметом экспорта Новороссийского

порта.

Среди сельскохозяйственной продукции, проходящей через Новороссийский

порт, следует назвать и животноводство. Ежегодно перевозилось до 25 тысяч

голов крупного рогатого скота и до 50 тысяч голов овец, главным образом из

Тверской и кубанской областей. По инициативе генерала Адамовича, имевшего в

Новороссийске огромные запасы земли в личном пользовании, был построен

большой холодильник в районе Цемесской бухты, и скотоводческие районы Юга и

Юго-Востока, включая и астраханские степи, получили возможность сбыта через

Новороссийск продуктов скотоводства за границу.

Важное место в экспорте Новороссийского порта после хлебных и вообще

сельскохозяйственных грузов занимали нефть и нефтепродукты. Первый пароход

с Ильской нефтью обществом «Русский Стандарт» был отправлен из

Новороссийского порта ещё в 1882 году. С сооружением в 1894 году

железнодорожной линии Беслан-Петровск и Петровского порта, был открыт выход

к Чёрному морю нефтяным грузам Закавказья и положено начало интенсивному

развитию Грозненского нефтепромышленного района. В 1900 году через

Новороссийский порт было отправлено 17,2млн. пудов или 82, 7% всех

прибывших в порт нефтяных грузов.

Соединённый железной дорогой с богатыми зерновыми районами и

грозненскими нефтяными промыслами, Новороссийск к началу XX века

превратился в порт общероссийского значения, стал «окном в Европу» для

Северного Кавказа и всей Юго-Восточной России и занял видное место в

системе внешней торговли России. На его долю приходилось до 80, 4%

заграничного вывоза всех северокавказских портов.

Новороссийск - губернский город.

Быстро растущий спрос на цемент, расширение порта и торговли зерном в

связи с подведением железной дороги, постоянный приток дешёвой рабочей силы

и капитала обеспечили процветание промышленности и в то же время бурный

рост Новороссийска. Из среднего военного укрепления он стремительно

превращается в крупный промышленный центр юга России. В короткое время

сооружается шоссейная дорога Новороссийск-Сухуми, начатая в 1891 году. С

завершением строительства порта в 1888 году по экспорту хлеба он занимает

второе место среди южных портов России. Через Новороссийск в центральные

промышленные районы страны и Закавказья идут цемент, нефть, зерно, табак,

рыба, фрукты. Вслед за постройкой в 1894 году элеватора в городе строится

чугунолитейный, механический и нефтеперегонный заводы.

В 1888 году в городском саду предприниматель и бывший актёр Семён

Митяев построил первый деревянный театр с буфетом и эстрадой для оркестра.

А годом раньше Новороссийскими мещанами Н. И. Преображенским и П.Е.

Чапуриным основана первая в городе типография. В скоре вышла газета

«Новороссийский листок». С ростом населения поднимается

культурнообразовательный уровень города. Решением Кавказского учебного

округа в августе 1894 года в Новороссийске открывается мужская гимназия из

4-х классов. В следующем, 1895 году открывается женская гимназия. В 1894

году 1 марта у города появляется своя библиотека, подаренная профессором

Э. Э. Баллионом в количестве 2909 томов книг.

В мае 1896 года в Новороссийск становится губернским городом.

Положением «Высочайше» утверждённым 23 мая 1896 года из Черноморского

округа была образованна Черноморская губерния - самая малая по величине

губерния в Российской империи. Образована она была в составе трёх округов -

Новороссийского, Туапсинского и Сочинского. Губернатором вновь образованной

Черноморской губернии 19 мая 1896 года был назначен Евграф Филиппович

Тиханов. Он управлял губернией до 1901 года. Всех населённых мест в

губернии насчитывалось, кроме городов, 59. Преобладающее население по

губернии составляли русские и украинцы, а также, армяне, греки, чехи,

молдаване и др. Еще накануне утверждения Положения о создании Черноморской

губернии, в будущём губернском городе Новороссийске вводится городское

самоуправление.

В период с 21 по 28 ноября намечалось провести выборы. Тайным

голосованием были избранны члены управы, её секретарь и городской Голова.

Первым городским Головой был избран врач Михаил Федорович Пенчул, уважаемый

в городе человек, один из первых переселенцев, занимавший должность медика

при начальнике Черноморского округа.

Первым делом отцы города пытаются наладить хозяйственное и культурное

строительство, позаботиться об улучшении образования увеличивающегося

населения губернской столицы. В 1896 году дума выносит постановление об

открытии при мужской гимназии пятого и следующих классов. Из городского

бюджета выделены средства для строительства гимназии. Для города это

событие было незаурядным. Специально из столицы был выписан инженер-

архитектор Лукашевич. А проект утверждённый самим императором Николаем II,

был создан немецким архитектором. Через два года красивое здание мужской

гимназии было построено на улице Дмитриевской (Энгельса).

Здание женской гимназии было построено в 1901 году по проекту

архитектора Н. Н. Карлинского по улице Вельяминовской ( Революции 1901

года).

Выпуск первой городской газеты в декабре 1902 года организовал Ф. С.

Леонтович, называлась она «Черноморское побережье». Её редактору удалось

объединить многих журналистов, привлечь к участию литераторов, краеведов,

пишущую интеллигенцию. В этой газете были напечатоны первые стихи Мариэтты

Шагинян, жившей тогда в Геленджике - «Геленджикские мотивы».

Всё более привлекательным в Новороссийске местом отдыха в летний период

как для горожан так и для гостей города являлось купание в море. Городские

купальни также находились под постоянным контролем Городской думы. С 1 июня

1896 года новые купальни Д.С. Серафимова были открыты в районе нынешнего

парка Фрунзе. В распространённом объявлении указывалось что «образцовые

купальни Д. С. Серафимова в Новороссийске… по устройству, удобствам и

обширности лучшие на всём Черноморском побережье».

1900 году был решён, наконец, затянувшийся вопрос о включении в состав

города Зацемесской стороны. Присоединение Зацемесской стороны имело важное

значение для дальнейшего развития Новороссийска. Признавая большую роль в

этом главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерала князя

Григория Сергеевича Голицына, Новороссийская городская Дума 9 сентября 1900

года приняла решение об избрании его Почётным гражданином г. Новороссийска

и утверждении стипендии его имени.

Одним из животрепещущих вопросов города являлось обеспечение водой.

Население города пользовалось водой из городских колодцев. В городе было 32

колодца, но в засушливое лето воды не хватало. В 1894 году в долине реки

Цемес был построен водосбор и начато строительство штольни из Маркотхского

хребта для железной дороги. На заседании 14 декабря 1897 года Дума избирает

комиссию по прокладке водопровода из пяти человек. Приступили к

строительству в 1900 году водопровода из Вербовой балки, пущенного через

год.

К началу века в Новороссийске имелись консулы нескольких государств:

Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Турции, Франции и Германии, что

свидетельствует о всёвозрастающей торговле через Новороссийский порт во

многие страны мира.

Бурные годы «Новороссийской республики».

Под влиянием усиливающейся пропаганды в революционных кружках в начале

века в Новороссийске, как и других городах Чернономорья и Кубани, создаются

общероссийские или национальные революционные партии. Наиболее влиятельной

среди них была партия социал-революционеров. Первые группы и кружки эсеров

возникли в Екатеринодаре, Новороссийске и Сочи. Одним из руководителей

кружка эсеров в Новороссийске являлся А. С. Калинский, активный участник в

городе в 1902-1904 годах.

К концу 1904 года в целом по стране складывается сложная социально-

политическая обстановка, усугублённая поражением России в продолжавшейся

войне с Японией. Под влиянием всё более возрастающих экономических

трудностей, усилением революционной пропаганды многочисленных политических

партий, во многих крупнейших промышленных городах России происходят

массовые выступления трудящихся не только с экономическими, но всё более

политическими требованиями против самодержавного строя.

Началом первой русской революции явилось 9 января 1905 года в

Петербурге - расстрел 150-тысячного мирного шествия рабочих столицы к

Зимнему дворцу с просьбой к царю защитить от непосильного труда, голода,

нищеты и политического бесправия.

В Кубанской области и Черноморской губернии известие о событиях 9

января в Петербурге также было встречено массовыми политическими митингами,

демонстрациями и стачками.

На состоявшейся 27 апреля 1905 года в ущелье Маркотхского хребта

сходке, в которой приняли участие до 500 рабочих со всех предприятий

города, было решено провести демонстрации 1 мая и 2-х дневную забастовку.

1 мая 1905 года в Новороссийске состоялась грандиозная политическая

демонстрация с участием вооружённой боевой дружины. С утра на условленном

месте на Старобазарной площади (ныне площадь Героев) собрались массы

рабочих. Построившись в колонны, собравшиеся направились по главной

магистрали города - Серебряковской улице. Демонстранты шли под красными

знамёнами, на которых были сделаны надписи на русском и грузинском языках:

«Долой самодержавие! Да здравствует свобода и 8-часовой рабочий день!»

Вызванная исполняющим обязанности губернатора А. А.Березниковым для охраны

порядка казачья сотня не нападала на демонстрантов. На следующий день, 2

мая 2905 года была проведена ещё более мощная и многочисленная политическая

демонстрация. 3 мая рабочие железнодорожных мастерских, не получив ответов

на свои экономические требования, отказались стать к станкам. Администрация

закрыла мастерские и вызвала войска для охраны. Начались репрессии к

руководителям демонстрации.

В результате повсеместных революционных выступлений в стране царь

Никола II был вынужден подписать 17 октября 1905 года манифест о даровании

некоторых свобод населению империи. По объявленной амнистии были

освобождены из тюрем политические заключённые.

Новая волна революционных выступлений против самодержавия поднимается в

стране в декабре 1905 года. 8 декабря Новороссийский рабочий класс

поддержал московский пролетариат стачкой. К началу восстания был собран

совет и дружина, насчитывающая около тысячи человек. Военный гарнизон

практически вышел из подчинения властей. В такой обстановке вице-губернатор

и окружавшие его офицеры 12 декабря бежали из города и поселились в вагоне

товарного двора железнодорожной станции.

Таким образом, в городе и округе была свергнута царская власть и

установлена власть революционного народа в лице Совета рабочих депутатов. В

истории Новороссийска наступил кратковременный период, который в

официальных документах и исторической литературе получил название

«Новороссийская республика». Всего 14 дней продолжался этот период. Совет

рабочих депутатов осуществил ряд революционных мероприятий в интересах

рабочего класса: ввёл 8-часовой рабочий день, трудоустроил всех

безработных, установил прогрессивный налог на буржуазию, установил контроль

над всеми видами транспорта и торговлей, осуществил политические свободы

собраний, слова, печати.

Первоначально с образованием Совета продолжала действовать и Городская

дума и её Голова сотрудничал с Советом. В дальнейшем. когда Совет оформил

собственные органы управления, работа думы была прекращена, как и

деятельность всех старых органов самоуправления, за исключением

казначейства и банка.

24 декабря 1905 года для разгрома революционного движения в

Новороссийске из Екатеринодара был направлен карательный отряд под

командованием генерал-майора Пржевальского, а в порт прибыл броненосец

«Ростислав». Попытка взорвать поезд с отрядом Пржевальского в тоннелях или

спустить его без тормозов через Эстакадную пристань в море не удалась.

Отряд, выгрузившись из вагонов на станции в Тоннельной, через горы

проследовал в Новороссийск.

Совет обсудил создавшееся положение, решили: ввиду безнадёжности

сопротивления и в интересах сохранения революционных сил в бой с царскими

войсками не вступать и совет рабочих депутатов распустить. «Новороссийская

республика» прекратила своё существование.

Новороссийск в период первой мировой войны (1914-1917).

19 июля 1914 года Германия объявила войну России. Об это уже 20 июля

была получена телеграмма в Новороссийске и вышли сообщения в городских

газетах. В первые дни в Екатеринодаре, а затем и в других городах, в том

числе и Новороссийске прошли манифестации в поддержку войны организованные

властями. Её начало вызвало патриотический подъём среди разных слоёв

населения. Многие её считали оправданной и вынужденной для России. И только

позже в массах начинает нарастать отрицательное отношение к ней.

Собранное по предложению Черноморского губернатора 5 марта 1915 года

Особое совещание врачей и представителей города по вопросу о возможностях

Новороссийска принятии воинов, нуждающихся в бальнеологическом лечении,

пришло заключение что в Новороссийск могут быть приняты 115 больных

воинских чинов.

В Новороссийск эвакуируются учебные заведения западных областей России

и городская дума принимает меры по их размещению в городе.

Сразу же после объявления войны, 19 июля началась мобилизация запасных

нижних чинов. К сентябрю 1914 года в армейские части из Черноморской

губернии было направленно 7 тысяч человек.

В октябре 1914 года война подступила непосредственно к городу

Новороссийску. 16 октября 1914 года город был подвергнут обстрелу германо-

турецкими судами.

Закончив бомбардировку крейсера ушли из бухты и скрылись за горизонтом.

Пожар бушевал несколько суток, тушение его осложнилось тем, что мощные

портовые и железнодорожные противопожарные средства были уничтожены

огненной стихией, а городской пожарной команде такие масштабы были не по

плечу.

Следует отметить, что во время этих событий Турция формально ещё не

находилась в состоянии войны с Россией, но, являясь союзниками германии и

Австро-Венгрии, фактически в войну вступила. Официально же Турция объявила

войну России 2 ноября 1914 года. Как стало известно в последствии,

одновременно с разбойным нападением на Новороссийск, германо-турецкими

судами были обстреляны и другие российские горда на черноморском побережье.

С вступлением Турции в войну против России, на базе Кавказского

военного округа 1 ноября 1914 года начала развёртываться Кавказская

действующая армия. Её командующим был назначен наместник на Кавказе,

командующий Кавказским военным округом генерал-адъютант граф Илларион

Иванович Воронцов-Дашков.

С началом войны в Черноморской губернии и таманском отделе кубанской

области было введено военное положение. Был усилен полицейский контроль за

населением.

В ходе войны усилилась морская мощь России. На Черном море вступают в

строй новые корабли.

За годы войны заметно изменилось общественное настроение в городах,

станицах и сёлах. Патриотический подъём первых месяцев войны сменился

недовольством затянувшейся войной, падением жизненного уровня. Нарастало

демократическое движение, распространялись революционные воззвания. В

апреле 1916 года начальник Кубанского областного жандармского управления

сообщает в Петроград, что «как среди интеллигенции, так равно и рабочего

класса почти в открытую ведутся переговоры о том, что после окончания

войны, а может быть и раньше, произойдёт революционное движение, в котором

примут участие и войсковые части, в достаточной степени уже для этого

подготовленные и что это движение выльется в несравненно более острую

форму, чем в 1905 году».

Список литературы

1. Ю. Д. Журкин, А. К. Ерёменко, В. М. Тищенко. Город-герой

Новороссийск – М., «Мышь», 1983.

2. Б. Д. Герасименко. Очерки истории Новороссийска – Н., 2001.

3. А. Герасименко, С. Санев. Новороссийск – от укрепления к губернскому

городу – К., 1998.

4. А. К. Ерёменко. Имена в истории Новороссийска: Очерки – Н.,

«Юпитер», 2001.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.