бесплатно рефераты
 

Формирование и развитие городов России. Новороссийск

Новороссийскому и Черноморскому побережью Кавказа. Сразу же после окончания

Крымской войны он утверждал, что Новороссийск должен быть восстановлен как

город и торговый порт.

Умер Л.М. Серебряков в 1862 году в Петербурге и был похоронен на своей

родине в Карасубазаре. В мае 1955 года останки Л.М. Серебрякова были

торжественно перенесены на Братское кладбище в Севастополе и захоронены

рядом с могилой его сына.

Сегодня одна из красивейших улиц города-героя – набережная носит имя

адмирала Л.М. Серебрякова.

Втрое рождение.

Несмотря на жёсткие условия мирного договора 1856 года, запретившего

России иметь крепости и флот на Чёрном море, в 1858 году на месте развалин

Новороссийска было построено новое военное укрепление, получившее название

Константиновское. В 1862 году на его переднем крае выросла казачья станица

Новороссийская, которая продолжала существовать отдельно от города, причём

она превышала его по своему народонаселению. В последующие годы 12 казачьих

станиц расположились на участке побережья от Новороссийска до Туапсе.

10 марта 1866 года царское правительство утвердило положение об

административно-территориальном управлении Северо-Восточным побережьем

Чёрного моря. Оно было объявлено Черноморским округом с центром в городе

Новороссийске. Вторым городом округа стала Анапа. Торжественное открытие

города Новороссийска на месте Константиновского укрепления состоялось 27

сентября 1866 года.

Первым начальником Черноморского округа в январе 1867 года был назначен

начальник штаба кубанского казачьего войска полковник Дмитрий Васильевич

Пиленко (1830-1895). Ему принадлежит важная организаторская роль в освоении

и заселении нового российского края, развитии многих отраслей хозяйства. С

его именем связано также планирование и застройка городов Новороссийска и

Анапы.

Некоторое время царское правительство уделяло городу внимание. Центр

стал интенсивно застраиваться зданиями военного ведомства, торговыми и

жилыми домами. В 1869 году резко возросло число жителей, во-первых, за счёт

переселенцев из западных губерний России, которые каждое воскресенье

прибывали в Новороссийск из Одессы на колёсных пароходах русского общества

пароходства и торговли (РОПИТ), и, во-вторых, за счёт упразднения станицы

Новороссийской. Её жители были исключены из казачьего сословия и причислены

к городскому населению.

В начале 70-х годов в поток русских переселенцев влились турецкие

греки, армяне и даже чехи. Они создавали вокруг города свои посёлки: греки

и армяне – Мефодиевку, чехи – Чеховку. В Цемдолине выросли деревни

Глебовка, Владимировка, посёлок Гайдук, названный в честь агронома Ф.И.

Гайдука, занимавшегося землеустройством в долине реки Цемес.

Будучи образованным человеком, Дмитрий Васильевич Пиленко прекрасно

понимал значение образования в жизни и судьбе человека. В 1868 году он

ходатайствует перед главным управлением Наместника Кавказа об открытии в

Новороссийске двухклассного мужского училища для жителей города. Но из-за

бюрократической волокиты, отсутствия учителей и свободного помещения его

открытие затягивалось и состоялось два года спустя, 12 мая 1870 года. Это

было одноклассное мужское начальное училище на 45 учащихся, которое

помещалось в здании адмиралтейства. Оно учреждалось для детей всех

сословий. Но из-за тесноты помещений в первый набор было принято всего 34

ученика.

Одновременно начинаются хлопоты по открытию училища для девочек, но

добиться открытия казённого женского училища не удалось. Поэтому осенью

1872 года была открыта частная школа для девочек, которая содержалась на

пожертвования. Основательницами этого училища были Жозефина Станиславовна

Суходольская и жена Дмитрия Васильевича Пиленко – Надежда Борисовна. Они и

возглавили попечительский совет школы, который занимался всеми

хозяйственными делами.

В период правления Д. В. Пиленко Черноморским округом в Новороссийске

были проведены первые выборы в городское самоуправление. Всеми

хозяйственными делами, развитием города ведали полиция и двумя депутатами

от жителей города. Выборы первых депутатов в Новороссийске состоялись 6

декабря 1868 года. В этот день после литургии 62 избирателя выбрали двоих

депутатов: состоявшего в запасе флотского поручика Василия Ноздрина и

Темрюкского мещанина Григория Бубленникова. Избранные депутаты не

представляли круг своих обязанностей и полномочий и дважды обращались в

полицию за разъяснениями, указав при этом, что им неизвестно «как именно

находится городское хозяйство и какие поступают городские денежные сборы и

сколько таковых состоит». Деятельность депутатов встретила большие

препятствия и через пять месяцев депутат Ноздрин подал в отставку, а

депутат Бубленников «заболел». В спор вмешался начальник округа,

разъяснивший полицмейстеру майор Шереховскому, что «депутаты соответствуют

гласным городских дум, полицмейстер – городскому голове, поэтому без

участия депутатов не должно разбираться ни одно хозяйственное городское

дело».

Открытие движения по Ростово-Владикавказской железной дороге

способствовало развитию портов. Но Ростовский и Азовские порты имели низкую

пропускную способность. Поэтому в 1872 году правительственным указанием от

9 марта была организованна комиссия под председательством генерал-майора

Пиленко для проведения изысканий и выбора мест устройства портов в пунктах

северо-восточного побережья Чёрного моря – Анапе, Новороссийске,

Геленджике, Туапсе, Сухуми. После окончательных изысканий в октябре 1874

года шесть членов комиссии из одиннадцати высказались за строительство

главного порта России в Анапе, предлагая связать его каналом с рекой

Кубанью. В Новороссийске строительство главного порта было отвёргнуто

«вследствие дующих здесь иногда с большой силой северо-восточных ветров.

Комиссия рекомендовала строить в Новороссийске каботажный порт.

Слишком самостоятельная деятельность Д.В. Пиленко не нравилась

Тифлисской администрации Кавказского наместничества и вскоре он попал в

немилость. В 1876 году он оставляет должность начальника Черноморского

округа и назначается командиром Кубанской казачьей дивизии, которая

участвует в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

После ухода генерала Д.В. Пиленко с поста начальника Черноморского

округа в 1786 году, как всегда бывает в таких случаях, начались нападки на

его сподвижников и помощников. И первым из них оказался Фёдор Иванович

Гейдук. Всё, что им делалось, теперь осуждается. Принявший в управление

имения Абрау и Дагомыс бывший заведующий Ставропольской удельной конторой

упраздняет почти всё, что сделано его предшественником - Гейдуком: и конный

завод, и скотный двор с породистым скотом, а сады и виноградники оставляет

без надлежащего ухода.

Однако усилия Ф.И. Гейдука были не напрасными. В 1878 году, уже после

турецкой войны посаженные им виноградники, в частности в Абрау-Дюрсо,

несмотря на отсутствие всякого ухода за ними, дали первый урожай. Это

застало врасплох управление имением. Урожай кое-как сняли, но не знали, что

с ним делать. Обратились за советом к Гейдуку. Фёдор Иванович, не

задумываясь, скупил его и на своём хуторе в Цемесской долине в очень

трудных для виноделия условиях переработал на вино. Это первое вино из

первых виноградников Черноморского побережья было послано в Ялту на

винодельческую выставку 1881 года, в которой принимали участие лучшие

заграничные эксперты. Своё вино Ф.И. Гейдук представил под девизом «Новый

район русского виноделия». Того, что случилось на столь представительной

выставке, ни сам Гейдук, ни другие её участники не ожидали. Первое вино

Черноморского побережья получило высшую награду. Вино первого урожая

продавалось по цене от 6 до 10 рублей за ведро.

Только после этого новое руководство удельного имения Абрау, фактически

забросившее виноградарство, как не доходное и не перспективное, вынуждено

было лихорадочно расширять площади под виноградники. Дело агронома Гейдука

восторжествовало. Однако имя его продолжали замалчивать. Больше того,

нашлись деятели, пытавшиеся присвоить его заслуги.

В 1876 году генерала Пиленко на должности начальника Черноморского

округа сменил полковник Б.М. Шелковников, переведённый сюда из Закавказья,

где он занимался административной деятельностью в Закатольском округе. За

период его короткого пребывания на посту начальника округа (1876-1879)

современники отмечают его усилия, направленные на улучшение благоустройство

города.

Но главным делом Шелковникова и вечным памятником ему стала закладка

городского сада, что явилось значительным вкладом в развитие культурной

жизни города. Напротив дома начальника округа, где ныне расположен колледж

градостроительства, был пустырь. По приказанию Шелковникова это место

разметили под посадку деревьев и будущей аллеи. В центре должен был

красоваться фонтан, воду для которого было решено провести с Вербовой балки

- нынешний 9-й микрорайон. Деревья частично заказали в Сочи, часть из

собственных питомников предложил Гейдук и другие сельские жители. Закладка

сада происходила в один из первых дней апреля и отмечалась особой

торжественностью. Горожане выкопали множество ямок, возле которых были

уложены горки привезённого чернозёма, лопаты и деревца. В центре сада всё

было приготовлено для молебна. Собрались горожане. Газета «Черноморское

побережье» так описывала это событие: «Церемониал закладки сада был начат

Шелковниковым, лично посадившим деревцо…затем присутствующие были

приглашены к завтраку в квартире начальника округа. В этот же день начали

обносить сад деревянным забором. И в тоже лето местная публика гуляла по

вновь созданному саду. Вода шла по канаве в довольно большом количестве для

поливки и фонтана».

Деятельность Шелковникова в Новороссийске была прервана начавшейся

русско-турецкой войной 1877-1878 годов, для участия в которой он и был

призван.

12 апреля 1877 года российские войска были направлены на два фронта –

Балканский и Кавказский. Турция объявила блокаду русского Черноморского

побережья, перебазировав броненосцы в свои черноморские порты –

Константинополь, Сулин, Батум.

Между тем проходящая война наложила свой отрицательный отпечаток на

Новороссийск и население Черноморского округа. Под угрозой высадки

вражеских десантов часть жителей покинула его.

Начало промышленного развития Новороссийска.

Год 1879-й стал для Новороссийска знаменательным в отношении выбора его

ведущей промышленности. В этом году в его окрестностях были открыты

огромные запасы мергеля – основного природного сырья для цементной

промышленности. Именно геологическое строение Маркотхского хребта с его

мощными и богатейшими залежами мергеля явились основанием зарождения и

процветания цементной промышленности в районе Новороссийска.

Осенью 1881 года группой лиц в составе В.П. Ливена, Л.Е. Адамовича и

других в правительственные учреждения подаётся прошение об учреждении их

общества, которое и последовало 29 января 1882 года. В документе об этом

говориться: «Государь император по положению Комитета министров Высочайше

повелеть соизволил: разрешить барону Этьену Артуровичу Жирард де-Сукатону,

торговому дому Э.М. Майер и К, генерал-майору Леониду Ефимовичу Адамовичу и

доктору Виктору Павловичу Ливену учредить акционерное общество

«Черноморского цементного производства», на основании устава, удостоенного

Высочайшего рассмотрения и учреждения в 22-й день января 1882 года».

Уставной капитал общества назначен был в 500 тысяч рублей. Общество

создавалось «для обработки и добывания цемента в южном крае империи,

преимущественно в прибрежьях Чёрного моря».

3 декабря 1882 года после молебна, как тогда было принято, завод,

названный хозяевами «Звезда», был пущен в эксплуатацию. Это название за

заводом не закрепилось, а упрочилось название «Черноморский». После

революции, в 1922 году он получил название «Пролетарий». 15 декабря 1882

года завод выпустил первую пробную партию цемента. Он был уже шестым

предприятием в России по производству портландцемента. В1883 году завод

выпустил уже 46 тысяч бочек цемента – это более 7 тысяч при вместительности

одной бочки 160 кг. Первенец цементной промышленности Юга России приступил

к работе в исключительно благоприятных условиях. Удивительная

доброкачественность сырья, удобное и неглубокое залегание его в больших

запасах значительно сократили издержки производства. Не вызывал затруднений

и сбыт продукции, так как повышенный спрос предъявляли строители морских

портов, железных дорог, городского хозяйства. Кроме того, удобный морской

путь обеспечивал доставку товара в разные пункты страны. Ещё большую

перспективу создавало подведение к Новороссийску железной дороги. В первый

год работы завод выдал 460 тысяч пудов продукции при проектной мощности 750

тысяч. Но уже третий год принес значительную прибыль.

Новороссийский цемент получает спрос и на международном рынке.

Английское правительство, например, для особо важных сооружений в

частности, строительство крепости Гибралтар, предписывало закупать

непременно новороссийский цемент.

На строительство завода и работы на нём потекла дешевая рабочая сила

российских губерний и национальных окраин, а так же переселенцы из Турции,

Персии, Австро-Венгрии – будущие коренные жители многонационального

Новороссийска.

Год 1879-й оказался знаменательным для Новороссийска в зарождении ещё

одного важного промышленного производства, связанного с эксплуатацией

нефти. Именно в этом году в Париже было образованно Русско-Французское

акционерное общество «Русский стандарт петролиум компани», основанное

французским инженером, предпринимателем, писателем, академиком и видным

государственным деятелем бароном Шарлем-Луи де Фрейсине (1828-1923),

избравшим Новороссийск местом переработки и вывоза кубанской (таманской)

нефти за границу.

Обширная строительная программа «Русского Стандарта» вызвала новый

приток рабочего люда со всей России. Этому способствовали частые неурожаи в

центральных губерниях Российской империи рассказы о благах, ожидавших людей

на Кубани и Черноморском побережье. Тведль, желая приманить к себе самых

опытных рабочих, платил довольно большие по тому времени деньги – около

одного рубля в день чернорабочему, что вдвое превышало имеющиеся заработки.

Быстро застраивается жилыми домами новый зацемесский посёлок,

получивший название «Стандарт» от имени обосновавшегося здесь акционерного

общества. За рекой Цемес на некогда пустующей территории быстро растут

корпуса нефтеперерабатывающего завода «Русский стандарт», построены

резервуары для хранения и приёма нефти, поступающей по чугунным трубам от

станицы Ильской. К апрелю 1882 года нефтеперегонный или, как тогда его

называли «фотогенный» завод был построен. Нефть перекачивалась с помощью

шести паровых машин по нефтепроводу, что явилось в то время большим

новшеством. Для вывоза нефти и нефтепродуктов оборудуются причалы для

нефтеналивных судов. 8 июля 1882 года от причала Тведля отошло первое судно

с сырой нефтью – английский пароход «Альфред» с грузом 80 тысяч пудов (1380

тонн).

В 1883 году произошла отставка Герберта Тведля с поста представителя

«Русского Стандарта» в Новороссийске и его сменил сам основатель

акционерного общества Шарль-Луи де Фрейсине, потерявший на время пост

министр-президента Франции. При нём продолжалось промышленное развитие

«Стандарта» и благоустройство зацемесского посёлка, перегоняя в этом

отношении центр города Новороссийска. Здесь строятся каменные дома, мощёные

улицы, этот район становится центром деловой жизни города. В Новороссийске

Ш-Л де Фрейсине пробыл до 1886 года, когда он снова возвратился на

государственную службу, занимая важные посты в правительстве Франции –

министра иностранных дел, военного и министра-президента.

Венцом его деятельности стало заключение при его содействии военно-

политического французско-русского союза в 1893 году. Его деятельность во

многом аналогична деятельности другого француза – герцога де Ришелье в

Одессе.

Решающее значение для экономического развития Новороссийска,

Причерноморья, Кубани, да и всего Северного Кавказа явилось железнодорожное

строительство. Без железных дорог черноморские порты, хлебная Кубань были

оторваны от промышленных центров страны. Поэтому местная администрация ещё

с середины 60-х годов 19-го века выступала с предложением о строительстве

железной дороги. Наконец, в 1869 году на специальном заседании Совета

министров под председательством самого Николая II был рассмотрен и одобрен

проект строительства железной дороги Ростов – Владикавказ. Осуществление

проекта было предложено передать в частные руки. Выбор пал на инженера-

путейца и богатого предпринимателя действительного статского советника

барона Штейнгеля Рудольфа Васильевича, известного уже как участника

проекта, а затем строителя Московско-Рязанской и Московско-Курской железных

дорог, главного инженера и строителя Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской

и Балтийской железных дорог.

В 1872 году было создано акционерное общество Ростов-Владикавказской

железной дороги во главе с Р.В.Штейнгелем, и началось её строительство. 2

июня 1875 года открывается движение по ней.

В 1882 году был разработан план дальнейшего развития рейсовой сети в

стране. В числе 17 железных дорог, указанных в представлении Министерства

путей сообщения в Комитете министров от 8 апреля 1882 года, была отмечена,

как одна из более необходимых ветвей Ростово-Владикавказской железной

дороги к Чёрному морю – Новороссийская. 14 февраля 1884 года Комитет

министров признал первостепенное значение Новороссийской ветки,

подчёркивая, что «после Сибирской линии она представляется необходимой из

всех, намеченных правительством железнодорожных линий». Осенью 1884 года

окончательно был решен вопрос о направлении ветки. Был принят проект линии

Тихорецкая-Новороссийск, имевший ряд преимуществ по сравнению с другими

проектами (соединение Владикавказской магистрали с Геленджиком или Анапой).

Линия Тихорецкая-Новороссийск проходила через западную и северо-западную

часть Кубанской области с развитым земледелием.

Строительство железнодорожной ветки Екатеринодар-Новороссийск

протяженностью 254 версты осуществлялось под руководством инженера Кербеды

Михаила Станиславовича. Под каждую версту рельсового пути укладывалось 1440

дубовых шпал. Перед конечной точкой пути – Новороссийском - на южной

окраине станицы Верхнее-Баканской в отрогах Маркотхского хребта по линии

железной дороги было сооружено два тоннеля, отчего железнодорожная станция

при этой станице получила наименование Тоннельной. Строили их итальянские

инженеры Мадлен и Физини.

По завершении строительства железной дороги Екатеринодар-Новороссийск

24 июня 1888 года состоялось её торжественное открытие. На нём

присутствовали в качестве почётных гостей Главноначальствующий Гражданской

частью на Кавказе князь Дондук-Корсуков, министр путей сообщения начальник

Кубанской области генерал-лейтенант Г.А.Леонов и другие высоко поставленные

лица. Депутаты от города Ильченко и Никульский поднесли министру хлеб-соль

и выразили признательность населения за постройку дороги.

Присутствовавший на торжествах по случаю открытия железнодорожного

сообщения в Екатеринодаре в сентябре 1888 года император Александр III с

семейством проследовал по только что отстроенной железнодорожной веткой на

Новороссийск. В Новороссийске 23 сентября 1888 года «выборные градских

обществ» были удостоены приёма императором. На приёме выборные депутаты

попросили царя включить в городскую черту земли нефтяного завода «Русский

Стандарт» с соседствующими с ними владениями генерала Адамовича и

территорию общества Черноморского цементного производства, чтобы их

владельцы участвовали в платежах налогов, по справедливости облегчив

отбывание городских повинностей жителями Новороссийска.

Начало эксплуатации железной дороги стимулировало развитие города. С

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.