бесплатно рефераты
 

Двуречье в период господства Аккада и Ура

Как уже упоминалось, в надписи одного из предшественников Урукагины

указывалось, что число «мужей» в городе Лагаше в то время равнялось только

3600.

Вообще не следует рассматривать 60 лет владычества гутеев над Двуречьем

как время полного упадка Шумера. В условиях гутейского господства Гудеа

смог развить крупное строительство, для которого он, по его утверждению,

привлекал одних мужчин, возможно — рабов. Строительный материал добывался

из Элама, Ливана, Маганаи Мелукхи(т. е., возможно, из Аравии). При Гудеа

начался расцвет шумерской литературы и искусства. Возможно, конечно, что

Гудеа создавал благополучие Лагаша за счёт других частей Двуречья и этим,

так же как и своей социальной политикой, вызывал недовольство крупной

рабовладельческой знати прочих городов Шумера.

Видимо, в течение всего периода своего господства в Двуречье гутеям

приходилось сталкиваться с мятежами и восстаниями в подвластных городах. В

конце концов гутеи были разбиты в войне с Уруком, а затем, в 2132 г. до н.

э., гегемония над Двуречьем перешла к Уру. В Уре в это время, согласно

царским спискам, правила третья его династия.

Двуречье в период гегемонии Ура (2132—2024 гг. до н. э.)

В течение более чем столетнего правления III династии Ура Двуречье

представляло собой сильное рабовладельческое государство. Основоположник

династии — Урнамму и его сын Шульги называли себя «царями Шумера и Аккада»,

подчёркивая этим объединение юга и севера страны. Могущество объединённого

государства ощущалось на западе — в Сирии, на северо-западе — в Малой Азии

и на востоке — в Эламе. Уже Урнамму похваляется, что он «направил свои

стопы от Нижнего к Верхнему морю», т. е. от Персидского залива к

Средиземному морю. Шульги (2114—2066) во второй половине своего

царствования закрепил власть Ура над окружающими Двуречье областями. Его

походы и важнейшие мероприятия внутренней политики отражены в названиях

отдельных годов его царствования. Так, название 16-го года его царствования

гласило: «Год, когда горожане Ура были взяты в качестве лучников». Речь

идёт, по-видимому, о важной военной реформе, сводившейся к тому, чтобы

использовать достижения военного искусства Акка да и заменить

неповоротливые фаланги тяжеловооружённой пехоты Шумера подвижной пехотой,

вооружённой луками. Вероятно, Шульги ввёл и новый способ обеспечения

постоянной армии царя, предоставив отдельным бойцам или же группам их

земельные наделы.

Реорганизованное войско Шульги одерживало победы в горных районах Элама.

На севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего

царствования Шульги принял титул «царя четырёх стран света». Подобно

Нарамсину он добивался своего полного обожествления. В царских списках,

составленных писцами несколько позднее, Шульги и его сын Бурсин прямо

названы «богами». Седьмой или десятый месяц в календарях различных городов

был назван в честь царя Шульги. Враждебные политические силы были подавлены

царской властью. Наследственные патеси были заменены чиновниками, носившими

лишь титул патеси. От каждой из областей своей державы царь получал

определённую додать.

Однако Шульги и его преемникам нелегко было удержать власть над обширным

государством. Для покорения некоторых восточных областей потребовались

многократные походы. Большие опасности грозили государству Шульги и с

запада. В степях на западе появились многочисленные аморейские племена,

говорившие на одном из семитических языков. Аморейские племена осели в ряде

районов Сирии, захватив в конце концов власть над ними. Вторжение грозило

теперь государству Шумера и Аккада. Ряд мелких государств в Месопотамии, по-

видимому, во вторую половину правления царей III династии Ура уже был

захвачен амореями.

Вторжение амореев в Двуречье было чревато тем большей опасностью, что в

стране имелось немало аморейских рабов. Походы царей III династии Ура на

запад, очевидно, были обусловлены главным образом стремлением обуздать

беспокойные аморейские племена. Попытки вторжения этих племён на территорию

государства Шумера и Аккада стали настолько опасными к концу III династии

Ура, что царь Шусин, преемник Бурсина, вынужден был в 4-м году своего

правления воздвигнуть линию укреплений против них.

Развитие сельскохозяйственной и ирригационной техники, усиленная

обработка высоких полей, развитие металлургии, расцвет ремесла

способствовали укреплению экономической мощи крупных рабовладельцев.

Социальная дифференциация, усилившаяся во время династии Аккада и несколько

замедлившаяся в десятилетия гутейского владычества, стала теперь вновь

усиливаться. Среди народных масс Шумера и Аккада начинают появляться не

только люди, оторванные от средств производства, но и люди, потерявшие

личную свободу, т. е. рабы-должники. Вместе с захваченными на войне и

купленными рабами они представляли низший слой шумерского общества. Рабы-

должники, как и прочие рабы, использовались на всех тех работах, которые

требовались в рабовладельческом хозяйстве Шумера конца III тысячелетия до

н. э. Но, Вероятно, рабов-должников, как соплеменников, нельзя было,

подобно скоту, приносить в жертву.

Об использовании рабского труда говорят многочисленные документы

хозяйственной отчётности царско-храмовых хозяйств времени III династии Ура.

Эти документы являются одним из самых ценных исторических источников всей

рабовладельческой эпохи. Таких документов времени III династии Ура,

написанных на глиняных табличках, доило до нас громадное количество из

архивов городов Лагаша, Уммы, Ниппура и его пригорода Пузриш-Дагана

(современный Дрехем). В последнее время стали известны таблички из архивов

ещё двух городов — Ура и Адаба. Число табличек превышает в настоящее время

уже несколько сот тысяч. Документы хозяйственной отчётности III династии

Ура относятся к самым различным сторонам большого царско-храмового

хозяйства. Тексты касаются земледелия, скотоводства, судоходства,

кораблестроения, столярных, гончарных, кузнечных, ткацких мастерских,

мельниц, складов, где хранились дерево, металл, шерсть и т. д. Многие

тексты посвящены использованию рабочей силы на сельскохозяйственных и

прочих работах.

Большой интерес представляют таблички, которые посвящены операциям с

рабочей силой, особенно таблички с годовыми отчётами надзирателей над

партиями работников царско-храмового хозяйства об использовании рабочей

силы, находившейся в их распоряжении.

Наряду с работниками, трудившимися в хозяйстве весь год, имелись и

временные наёмные работники Постоянные работники часто не получали

определённого урока, наёмным ню людям всегда указывался урок. Работавшие

круглый год получали, как свидетельствуют документы, ежедневное кормление,

а наёмные — натуральную плату, в два-три раза превышавшую «зерно

кормления», выдаваемое первым. Среди постоянных работников были мужчины,

женщины и дети, а среди наемных — только одни мужчины.

На основании годовых отчётных сводок надзирателей со всей точностью

устанавливается, что основная масса работников царско-храмового хозяйства

трудилась в нем в течение всего года. В таком случае они, разумеется,

должны были быть людьми, оторванными от средств производства. Поскольку же

эти работники в сводках противопоставляются наёмным людям, то они могут

быть определены только как рабы, хотя тексты именуют их просто «молодцами»

(гуруш) и лишь женщин — «рабынями» (гим).

Специфической особенностью рабовладельческого хозяйства, как его нам

рисуют документы царско-храмового хозяйства III династии Ура, было наличие

рабов-должников. В архивах царско-храмового хозяйства имеется много

документов, фиксировавших ростовщические сделки. Сохранились частноправовые

документы, свидетельствующие о продаже должниками членов своей семьи и

самих себя в рабство.

Среди массы рабов царско-храмового хозяйства III династии Ура были

квалифицированные и неквалифицированные работники. Так, среди рабынь были

работницы, имевшие определённую специальность,— прядильщицы и ткачихи. Но в

случае нехватки рабочей силы эти рабыни могли использоваться на самых

разнообразных работах, начиная с уборки урожая, ирригационных работ и

кончая тяжёлым бурлацким трудом, Рабы-ремесленники трудились в особых

мастерских, и их надзиратели также составляли подробные отчёты об

использовании имевшейся у них рабочей силы. До нас дошёл, например, отчёт

надзирателя столярной мастерской, где работало 32 раба.

Изучение документов хозяйственной отчётности позволяет сделать вывод, что

труд в сельском хозяйстве и в ремесле был организован примерно одинаково.

Рабы работали непрерывно, не имея дней отдыха. Рабыни не допускались к

работе лишь в течение нескольких дней месяца, когда женщины, по тогдашним

воззрениям, считались нечистыми. При такой напряженной и часто непосильной

работе организм рабов чрезвычайно быстро изнашивался, и поэтому смертность

среди них была очень высока. Так, в одном из царско-храмовых хозяйств в

течение года примерно из 170 рабынь умерло больше 50, а одна партия рабов в

44 человека только в течение пяти месяцев лишилась 14 человек.

Храмовое хозяйство уже лишено было даже номинальной связи с сельскими

общинами, окружавшими то или иное храмовое хозяйство. Эти хозяйства стали

теперь царско-храмовыми, т. е. находились в неограниченном распоряжении

царя, являвшегося выразителем интересов крупных рабовладельцев. Поэтому

общинники, работавшие в царско-храмовом хозяйстве Ура, были лишь наемными

людьми, они не имели больше никакой связи с хозяйством, в котором им

приходилось временно работать. В основном труд подёнщиков применялся во

время сбора урожая. На основании одного документа можно утверждать, что для

царско-храмовых хозяйств десяти городов Шумера и Аккада требовалась во

время жатвы примерно 21 тысяча подёнщиков.

Наряду с царско-храмовым хозяйством продолжали развиваться и

частновладельческие хозяйства. Правда, документов этих хозяйств до нас

дошло намного меньше, чем документов царско-храмового хозяйства, но на

основании их всё же можно установить, что и в частном хозяйстве наряду с

рабским трудом применялся труд подёнщиков. Об укреплении

частнособственнических отношений говорят и дошедшие до нас судебные

документы и шумерские законы, которые, правда, были составлены в

последующее время, но в конечном счёте восходят к законодательной

деятельности царей III династии Ура. В настоящее время найден сборник

законов, непосредственно восходящий ко времени Урнамму — первого царя III

династии Ура, но этот сборник законов ещё не изучен.

Документы говорят, что в это время развиваются обмен и торговля. До нас

дошли тексты, являвшиеся как бы страницами из счетоводных книг тамкаров,

которые вели торговлю по поручению царя и знати, но вместе с тем,

разумеется, обогащались и сами. Цены выражались в серебре, которое являлось

теперь общепринятым мерилом стоимости товаров. Единая система мер и весов,

введённая династией Аккада, продолжала существовать и при III династии Ура;

теперь эти меры назывались «царскими».

Мощь державы III династии Ура начала катастрофически ослабевать во второй

половине XXI в. до н. э. Постоянная армия несла потери в результате

непрерывных воин, а ополчение теряло своих бойцов, превращавшихся

вследствие алчности крупных рабовладельцев в жалких подёнщиков и

подневольных рабов-должников. Поэтому борьба на востоке — против Элама и

одновременно на западе — против аморейских племен, захвативших к тому

времени область среднего течения Евфрата и Тигра, стала непосильной для

преемников Шульги. Правда, Ибисин (2049—2024), последний царь III династии

Ура, в начале своего царствования одержал на востоке победу над горными

племенами, но очень скоро он должен был перейти к обороне. Аккад был

наводнён амореями; попытка же Ибисина отсрочить падение Шумера возведением

стен вокруг главных городов — Ншшура и Ура — не имела успеха, так как

начались восстания в самом Шумере.

В 2024 г. до н. э. государство III династии Ура было разгромлено.

Ослабленное внутренними смутами, оно не могло сдержать натиск эламитов и

амореев. Ур был разрушен, а царь Ибисин был уведён в горы Элама. Гибели Ура

была посвящена «песня плача», составленная в первые века II тысячелетия до

н. э. ещё на шумерском языке, хотя и на юге страны этот древний язык стал

уже отмирать, уступая место семитическому языку Аккада.

Вавилон

Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени –

Двуречье, тогда почти еще изолированном от цивилизации Нильской долины, на

рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к

падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и

повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни. В

результате этих событий была разрушена систем громадных, сильно

централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов

людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась,

подобно Египту древнего царства, на множество мелких государств, в которых,

как это имело место и в Египте, все более развиваются рабовладельческие

хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают несколько иной

характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. Произошло новое объединение

почти все долины Двуречья вокруг города ВАВИЛОНА ( так называемое “Старо-

Вавилонское царство” в отличие от “ Ново-Вавилонского царства”,

сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе

необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей

долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения

страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город

Вавилон оставался важнейшим экономическим им культурным центром не только

Двуречья, но и всего древнего мира. Этим и объясняется, что позже все

древнее Двуречье часто называли Вавилонией.

Возникновение Старо-Вавилонского царства

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и

Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья,

основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране,

постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам,

вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы.

На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км

от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со

столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии

Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в

Ниппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов

пятого царя династии Исина, Липитиштара. Созданный по повелению царя-

аморея, т. е. семита, он был тем не менее написан на шумерском языке и

составлен, судя по введению, с учётом в первую очередь интересов населения

городов Ниппура, Ура и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в

законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом

и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в

правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими

населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди

амореев. Оно, по-видимому, вылилось в конце концов в открытое восстание.

Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено

преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать

Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её

господства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся

9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он

сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал

последних от произвола приёмных родителей. Имеются основания для

утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления

крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии

юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже

делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны лица, нанёсшего

ущерб.

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья.

Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-

западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на

северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных

областях были проведены многочисленные археологические исследования,

результаты которых пролили яркий свет на историю в культуру Передней Азии

начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому,

что был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства

Билаламы (начало XX в. до н. э.). В противоположность законам Исина и Ларсы

законы Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на

языке первых семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним

областях. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого

разнообразного содержания. Так, первые две статьи посвящены определению цен

на различные товары, причём цены в первой статье выражены в серебре, а во

второй — в зерне. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько

статей имели целью защитить собственность так называемых мушкену

(неполноправных свободных) и определить их место в обществе. Статьи,

касающиеся заёмных сделок, свидетельствуют о значительном развитии

ростовщичества. Как и в прочих древневосточных законах, большое место

занимают статьи, связанные о решением различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем, по своим установкам не

слишком отличаются от дошедших до нас я рассмотренных выше правовых

памятников Двуречья. Здесь, как и в Исине и Ларсе, кража или укрывательство

раба карались не казнью, а лить штрафом, взимаемым с виновного. При таких

условиях крупные рабовладельцы вполне могли рисковать, похищая рабов у

мелких рабовладельцев. В законодательстве Эшнунны начало сглаживаться

различие между полноправными гражданами (предположительно аморейскими

завоевателями) и мушкену («подчинёнными», «покорными»; как мы увидим, есть

различные объяснения этого термина). Телесные повреждения и по отношению к

полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом.

Правда, на юге — ив Исине, и в Ларсе — термин «подчинённый» постепенно

исчез, а в Эшнунне, хотя он и сохранился, но почти потерял своё

первоначальное значение. Сближение в правовом положении между завоевателями

и «подчиненными» (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания

Эшнунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.