| |||||
МЕНЮ
| Дворянская усадьбакнязю Александру предполагалось отвести отдельный участок и предоставить земледельческие орудия. Он должен был основательно изучить многопольное хозяйство и устройство машин, освоить искусство межевания. Много внимания уделялось овладению столярными инструментами. Такое практическое воспитание имело назначение выработать в князе самостоятельность, деловитость, сознательное отношение к окружающей жизни. -43- В программу воспитания также входило развитие памяти путем заучивания наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось произнесением вслух речей, написанных самим учеником. В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на европейскую часть России и два года на азиатскую. Во время странствий князя Александра должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец; знакомый с латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий Россию, ее историю и законы; и главный педагог, на котором лежало руководство всем воспитанием. Вышеобозначенные учителя должны были ознакомить учащегося со своими предметами, а также с историей и статистикой посещаемых мест. По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на службу в министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо настаивал чтобы сын ни в коем случае не поступил на военную или дипломатическую службу: “Я прошу как милости, со стороны своей жены, не делать ни военного, ни придворного, ни дипломата. У нас и без того много героев, декорированных хвастунов, куртизанов” [29, 161]. После выхода в отставку, князь Александр должен был поселиться в усадьбе, чтобы “позаботиться о просвещении и благополучии своих крестьян и приучить их к занятию искусствами и ремеслами, которые увеличат его доходы и дадут вместе с тем занятия толпе праздной челяди” [29, 164]. В этих наставлениях явно ощущается влияние педагогических идей Руссо, ноеще больше отразился англдийский идеал богатого, родовитого, образованного землевладельца, осевшего в своем родовом поместье, который занимается окультивированием хозяйства и просвещением темного народа, находящегося в зависимости. Эти взгляды князя Иван Ивановича Барятинского сказались и в его духоаном завещании, по которому для князя Александра определялась образование майората в восемь тысяч душ. Остальное имущество распределялась между княгиней Марией Федоровной, тремя сыновьями и тремя дочерями. Образование обширного майората в пользу старшего сына имелось в виду поддержание рода, поэтому на князе Александре сосредотачивались сель блеск и роскошь княжеского рода Барятинских. -44- Надежды Иван Ивановича относительно будующей деятельности его сына не осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича отказался учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и прапорщиков, он был знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским. В последствии он станет генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа, закончившим войну в этом регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в Марьино. Таким образом, записку И.И.Барятинского можно назвать “манифестом правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи”. Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала крестьянская культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом религия. Даже на тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние церковные праздники, соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы на равных, принимали участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы воспитания дворянства О.С.Муравьева пишет: ”Сам патриархальный семейный быт дворянской, в особенности провинциальной, семьи перекликался с патриархальными традициями крестьянской жизни” [30, 164]. В отдельных дворянских семьях уважали крепостных крестьян и их труд. Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме архитектору К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из- за постройки дворца. Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков подчеркивалось и прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в усадьбе с крепостными, занятыми делом, которых трудно было не заметить. Иногда сами помещики пробовали поработать как крестьяне. Подобные примеры встречаются в разной по своим идеологическим воззрениям среде. Сергей Аксаков в детстве считал за счастье поехать вместе с отцом в поле, понаблюдать за работой крестьян. Лев Толстой внушал своим детям особенное уважение к крестьянам, которых неизменно называл “кормильцами”. Нельзя говорить о том, что дворяне понимали каково жить “в шкуре” крепостного, но все же, несмотря на “созерцательное” знание труда дворян, осознавали общность исторической и национальной среды. -45- Любопытно, что из-за такой общности крестьян и дворян последние легко находили общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман справедливо называл эту способность без наигрыша, естественно быть “своим” и в светском салоне, и с крестьянами на базаре, одним из “вершинных проявлений русской культуры”. “У русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом, которые вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне желающей этот народ осчастливить”, - подмечает О.С.Муравьева [30, 56]. В отличии от разночинцев, дворяне народ знали очень хорошо – они среди него жили. Так помещики волей – неволей должны были хоть как-то разбираться в сельском хозяйстве и крестьянской жизни. Военные, естественно, постоянно общались со своими солдатами, в сущности, теми же крестьянами. Наконец, у каждого дворянского ребенка были друзья-товарищи по играм среди крепостных. Насколько можно судить по мемуарам и художественной литературе, дворянство сумело сохранить часть своих семейных традиций вплоть до последних лет существования царской России. Однако в наиболее чистом виде они представлены в первой половине XIX века. Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основных элементов патриархального иерархического общества. В почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский настаивал, чтобы его сын не был военным, либо дипломатом. И князь Александр подчинился отцовской воле. Лишь смерть Ивана Ивановича освободила его в выборе карьеры. О.С.Муравьева пишет: “Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентированно на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона” [30, 154]. В то же время “отцы семейств” стремились как бы то ни было разнообразить досуг своих чад. В ход шли весьма громоздкие прожекты. Большое распространение получили так называемые “провинциальные театры”. Помещики занимались не только их -46- устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали в постановках. “Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные артисты. Эти затеи бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но все- таки развивали в крепостных людях, обреченных жить в невежестве, грамотность и понятия об изящном”,- пишет Пыляев [33, 532]. Итак, театр был в то время не только данью моде и способом удовлетворения личных нужд помещика, но и способствовал некоторому просвещению “невежественных” крепостных. Встает вопрос: сколько же театров было в Курской губернии( В целом по Российской империи “из существовавших во второй половине XVIII и начале XIX века 173 театра…установлено местонахождение 155…103 относятся к городскому типу, и 52 были устроены в усадьбах в 23 губерниях”,- приводит данные Т.Д.Дынник [12, 327]. Любопытно, что в Курской губернии другое соотношение: ”на один городской театр приходится 5 усадебных: в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых” [15, 115]. Это только не театры, репертуар и местонахождение которых точно известны. На представлениях присутствовали соседи-помещики, друзья хозяина, “чада и домочадцы”, а также крепостные окрестных деревень. О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: ”Так как граф имел хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для разнообразия удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей, которым было от десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди утешались этою забавою, а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею выдумкой. Он так рассуждал, что доставит детям забаву, музыкантам занятие, а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести время полезнее, нежели за картами или в питейном доме…” [49, 380]. Таким образом можно отметить еще одну функцию театра – замена “вредного” досуга на полезное времяпровождение. Итак, главной отличительной чертой дворянского воспитания была нормативность. С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали ему знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным ориентирам, важнейшим из которых была честь. Именно усвоение мира ценностей создавало дворянина. Быть дворянином – это не результат воспитания, это образ жизни. -48- §3. Воспитание детей крепостных крестьян. Воспитание крепостных детей в крестьянских семьях на протяжении веков менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII, и в XIX, и в начале XX в. Сразу необходимо отметить, что крестьянское воспитание было во многом схоже во всех центральных регионах Российской империи. Так описывает семейное воспитание в русской деревне В.Ильинский: « Вся северная и средняя Россия была покрыта деревьями с маленькими избами под почерневшими крышами, с амбарами около изб и овинами позади деревень. В крестьянской избе в правом переднем, или «красном» углу стояли на полочках или в киоте образа. Так заведено было у русского крестьянина исстари… чем крестьянин зажиточнее, тем больше образов у него было в доме. В этом же углу находился стол, за которым ели и пили. Он потому ставился там, что крестьяне не только садился за еду и вставал из=за нее с молитвой, но и во все продолжение обеда не позволял себе ни пустых, ни шутливых разговоров, считая это грехом. Правый угол около двери принадлежал хозяину: там висели его армяк и шапка, сбруя… и т.п. Если он принимал у себя гостей, которые оставались ночевать, место для ночлега отводилось ему в этом же углу. Левая сторона избы считалась собственностью хозяйки. Левый задний угол был занят печкой; на полках у печи была расставлена посуда. В этом углу хозяйка в зимнее время занималась своими домашними работами: ткала, пряла, шила и пр. На ночь семья располагалась на лавках вдоль стен, на печи, на полатях - широких нарах над печкой, под самым потолком… Крестьяне, как зажиточные, так и простые, вставали рано: Летом с восходом солнца, а осенью и зимой за несколько часов до света. Вставая ото сна, русский тотчас искал глазами образа, чтобы взглянуть на них и перекреститься. Характер крестьянина формировался под сильным влиянием всей окружающей его с детства жизни. Жизни суровой и трудовой. В крестьянском быту женщина, как и другие члены семьи, выполняла много тяжелых работ: очень часто на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее. Немного больше уважения от окружающих выпадало лишь вдове, у которой были дети. Суровая трудовая крестьянская жизнь выработала и суровую этику… Весь склад крестьянской жизни был таков, что содержание неработающего члена семьи тяжелым бременем ложилось на всех его членов. Поэтому беременная женщина была для семьи в тягость, и в этом положении в крестьянских семьях ей не уделялось особого внимания. Обычным было в семье то, что женщина не имела никаких преимуществ, ни в труду, ни в пище, ни в отдыхе. Она трудилась наравне с другими членами семьи, и ей приходилось выполнять и во время беременности очень тяжелую работу. Еще меньше в крестьянской среде считались с душевным состоянием такой женщины и редко думали о сохранении ее душевного состояния. Тогда не понимали, что забота о здоровье ребенка должна начинаться еще до рождения его…'' [18, 64]. В крестьянской среде не существовало особой гигиены для женщины, готовящейся стать матерью. Беременная женщина освобождалась от работы за несколько дней, а нередко даже и часов до наступления родовю Нередко роды заставали женщину за работой, так, случай родов в поле при уборке хлеба были частыми. Такое отношение к ней в семье имело печальные последствия: смертность крестьянских детей была высокой. Но вот ребенок появлялся на свет. Нередко он нес в себе все скрытые и явные следы материальных дородовых переживаний – и физических и моральных. Но матери предстояло еще одно испытание: увидеть, довольны ли ее родные полом ребенка. Хорошо, если родился мальчик. Женщина могла быть спокойной. А если девочка?… Матери открыто, иногда в грубой форме, давали понять, что она родила не того, кого от нее ждали. Для благополучия ребенка в первый день ничего не делалось, считалось, что новорожденный может от этой заботы умереть. Уход за ребенком в первое время ложился на бабку-повитуху, обычно пожилую женщину, не имевшую никакой специальной подготовки и только хорошо осведомленной о разных приметах и поверьях. Сколько из-за невежества этих бабок гибло молодых жизней – это хорошо знали сельские священники… П.И.Симуш пишет: ''Рождение ребенка сопровождается праздничным торжеством... Крещение ребенка – праздник для всей семьи. Совершалось оно чаще всего в тот же день, когда ребенок родился, - главным образом по экономическим соображениям. Дело в том, что в комнате, где находился новорожденный, до крещения всю ночь должен был гореть огонь; иначе его может унести «нечистая сила» и заменить другим. После крещения ребенка можно было оставлять в -50- комнате и можно класть в люльку, тогда как до этого времени он лежал или на скамье, или на полу. С этого времени ребенок переходил на руки матери, и она заботилась о нем сама'' [35, 186]. В старину считали, что судьба ребенка зависела и от того, какие предметы находились в комнате в момент его появления на свет: если, например, рабочие инструменты, то это означало, что новорожденный будет хорошим мастером: имело значение и то, тихо или шумно было в то время, когда рождался ребенок: если кругом тишина, то ребенок будет кротким и послушным. Чтобы ребенок вышел хорошим человеком, старались устроить благоприятную обстановку в момент его рождения: под подушку новорожденного клали хлеб и соль, считалось, что они привлекут впоследствии к нему богатство. «Новорожденному ребенку мать отдавала всю свою любовь, делала для своего дитяти все, что подсказывала ее любовь и слабые знания. Мать теперь кормила его, купала и пеленала. Кормилица не допускалась ни в коем случае. Если мать почему-либо не могла сама кормить грудью, то ребенку давалось коровье или козье молоко» [18, 76]. Кормление было беспорядочным. Неправильно питались дети как бедных крестьянок, так и зажиточны, особенно в страду. Матери грудных детей трудились наравне со всеми другими членами семьи. Обычно, детей забирали с собой в поле. В лучшем случае младенцев укладывали в люльки, в худшем оставляли прямо на траве. Распространены были случаи, когда детей травмировали косари. С раннего возраста у детей появляются свои обязанности: у мальчиков они сводились к помощи отцу. Вспомним Некрасова: «Отец, слышишь рубит, а я отвожу… и т.д.». У девочек иные обязанности- помощь по дому и ухаживание за «младшими». Надзором за младенцами занимались с 8-10 лет, хотя не редко и с четырех лет. Таким образом, уже в раннем возрасте дети получали некоторый опыт в обращении со своими младшими братьями и сестрами, у них развивалось чувство ответственности за судьбу маленького. Поэто -51- му еще до десяти лет дети имели свои обязанности в семье и серьезно относились к ним. Младенцам же сильно доставалось. Их опекуны « в летах» сами не так давно находились в аналогичном возрасте. Нередко няни 4-5 лет роняли детей. Конечно, до хорошего и правильного обращения было далеко, что, впрочем, отчасти компенсировалось «няньки» не решались, но во время своих забав забывали о своих младших и те оставались без присмотра. «Первые годы жизни – продолжает Ильинский,- крестьянский ребенок мало бывал на свежем воздухе: его больше держали в избе, особенно зимой, из- за недостатка теплой одежды. Так как крестьянские избы были тесны, в них была одна комната, то врывавшийся через открытую дверь холодный воздух зимой быстро доходил до всех ее углов. Поэтому дети обычно ютились на печи. Там они играли, и там же спали… Одежды и обуви крестьянским детям на зимнее время совсем не заготовлялось: В глубокую осень и даже зимой они нередко бегали на дворе и по улице босыми. От недостатка ухода, вследствии худого питания, сырости, недостатка свежего воздуха в избах часто болели. Болезнь обычно объяснялось «дурным глазом». Забота о больном ребенке целиком ложилась на мать, которая чаще всего обращалась к знахаркам. В отношении к больным детям крестьяне держались фаталистической точки зрения: если суждено жить, то больной ребенок выздоровит, а если суждено ему умереть, то ничто ему не поможет»,- пишет В.Ильинский [18, 89]. Итак, ребенок первые годы проводит в мирке ограниченном маленькой крестьянской избенкой, в которой кроме него располагаются другие дети, родители, бабушки и дедушки и, нередко, домашние животные. Ни о какой гигиене не может быть и речи. Крестьяне вместо того, чтобы создать ребенку благоприятные условия для существования относились к ребенку как к животному. Даже хуже. Если умирал ребенок- это еще полбеды. У крестьяника их много, а здоровья еще больше. Умирает корова – вот настоящая беда. Скотина представляется подлинной кормилицей. Мать, всегда занятая хозяйством, не могла уделять много времени уходу за ребенком, поэтому она всячески стремится ускорить -52- физическое развитие детей. « Так лишь только мать замечала, что ребенок |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|