бесплатно рефераты
 

Дворянская усадьба

найти там желаемое… при дворце состояли сотни

-26-

обойщиков, слесарей, каретников, штукатуров, лепщиков, живописцев, столяров

и тому подобных мастеров” (В.А.Инсарский).

“В доме был театр, в котором игрались пьесы на русском и французском

языках…был оркестр, из 40 или 60 музыкантов, составленный из крепостных

людей. Давались концерты, в которых принимали участие жившие тогда в

соседстве известные меломаны”. (Зиссерман А.А.)

Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно

самым существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру. Об этом

свидетельствует и использование новых технологий в крестьянских хозяйствах

и распространение художественных принципов и стилей, выработанных в

профессиональном искусстве, в народном творчестве, включение современных

форм декора в убранство фасадов деревенских крестьянских домов и т. д.

“Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру

провинции, она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в

формировании современной народной культуры”,- продолжает Веденин Ю.А. [8,

32]. Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые

познакомилось с народной культурой через усадьбу. Об этом чаще всего писали

в связи с творчеством Пушкона, Мусоргского и Толстого. Но такой список мог

бы быть бесконечным. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции

была весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения

народного искусства, именно усадьба оказалась наиболее подготовленной к

тому, чтобы взять на себя роль лидера в этом благородном деле.

“Наличие уже действовавших художественных мастерских, тесная

связь с крестьянами, концентрация именно около усадьбы людей одаренных и

творческих, представляющие самые разные слои общества, - вот причина того,

что в самых разнообразных районах России появились свои Абрамцева и

Талашкины”,- пишет Ю.А.Веденин [8, 32].

В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно-

духовной культуры России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и

распространении светской культуры. Однако место церкви в усадьбе было также

значительным: ведь усадьба – это комплекс, состоящий из жилого дома,

церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий.

Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло

господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их

контакты более тесными и более человечными.

-27-

При этом хозяева усадьбы имели возможность лучше узнать крестьян, а

крестьяне приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям. Так,

например, можно предположить, что требования к проведению религиозных

обрядов, к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных

церквях были более высокими, чем в обычных сельских храмах.

Взаимодействие светской и духовной культуры, тесное

переплетение всех видов и форм культуры – бытовой, хозяйственной,

художественной, политической с религиозными нравственными категориями

поддерживало усадьбу на передовых рубежах культурной жизни страны.

-28-

Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.

1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.

До второй половины XVIII века в России было два типа

поселений – это город и деревня. После этого временного рубежа начинается

невиданный ранее рост количества усадеб. Строительный бум охватил всю

империю. Последствием появления большого количества загородных резиденций

стало образование третьего типа поселения – усадьбы.

Отправной точкой этого явления можно считать 1762 г., когда

Петр III издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной

службы. С тех пор дворянин волен был выбирать: посвятить себя службе или

удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли

последнее. ”Очевидцы утверждают, что после обнородования указа все дороги

из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на

которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на

жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий

дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались

в город ”,- пишет Ю.С. Рябцев [34, 180].

А.С.Пушкин так описывает картину переезда:

”Обоз обычный, три кибитки

Везут домашние пожитки,

Кастрюльки, стулья, сундуки,

Варенье в банках, тюфяки,

Перины, клетки с петухами,

Горшки, тазы et cetera,

Ну много всякого добра.”

Таким образом, необходимо отметить, что формируются две

особые,чередующиеся среды жизнедеятельности в “существовании” каждого

дворянина – город и усадьба, причем нас интересуют именно воспитательные

возможности последней.

Учитывая, что завершенного определения воспитательных возможностей

современные педагогические издания не содержат,

-29-

под ними предлагали понимать влияние совокупности различных сред,

оказывающих развивающее, воспитующие воздействие на человека.

Возникает вопрос: как много времени проводил дворянин в усадьбе?

Возможно этого времени недостаточно для того, чтобы говорить о каком-либо

воздействии?

“Жизненный путь дворянина, особенно, когда в семье уже были старшие

дети, как правило, начинался в усадьбе. Место успокоения предков служило

колыбелью потомкам. За краткой полосой детства следовало отрочество,

знаменовавшее расстование с домом – родными, домашними, дворовыми.

Начиналась полоса учения в городе… После того наступала полоса службы…”

[13, 174-175]. Получив отставку, пожилой дворянин возвращался в свою

усадьбу, чтобы полностью посвятить себя любимому делу. Кстати, попавшего в

опалу помещика ссылали в имение.

Итак, пребывание дворянина в усадьбе можно разделить на три

периода:

1. Детство. От рождения до отрочества ребенок находился в усадьбе на

попечении родителей и дворни.

2. Зрелость. Обучение происходило обычно в закрытых учреждениях, а в

период службы дворянин лишь время от времени навещал ”родное

гнездо”.

3. Старость. После окончания службы дворянин возвращался в усадьбу,

где прошло его детство, чтобы в лоне природы достойно встретить

успокоение.

Изучение жизни и быта дворянских усадеб Курской губернии XIX

века позволяет сделать вывод о том, что внутри каждой усадьбы была создана

своя особая микрокультура. Здесь присутствовала оригинальная среда,

существующая по своим законам, хотя и было нечто общее, объединяющее такие

разные имения: образ жизни и воспитания. Домашнее воспитание складывалось

на протяжении длительного времени, впитав в себя народные черты,

приобщившись к русской национальной духовной культуре.

Сложившаяся система домашнего воспитания характеризуется образом

жизни, образованными людьми, элементами высшей эстетики, архитектурой,

садово-парковой культурой, библиотеками, а также соприкосновением сословий

дворян и крепостных. Остановимся по-подробнее на характеристике этих

элементов.

Обратимся к вопросу: кто проживал в усадьбе? Во-первых, это,

конечно, хозяин и его семья. Во-вторых, отдельно можно выделить знакомых и

друзей владельца, которые проживали

-30-

довольно длительное время. В-третьих, это дворовые люди, обслуживавшие

дворян и все окружающее великолепие.

Покупка загородной резиденции обходилась очень недешево. К

примеру, А.А.Фет купил имение Воробьевку (650 десятин) за 100 тысяч рублей.

Нередко владельцы занимали высокие государственные посты. Так, А.И.Нелидов

долгое время был губернским предводителем дворянства и губернатором, Иван

Сергеевич Барятинский и его сын Иван Иванович были дипломатами,

Г.А.Новосильцев находился в должности главы Курского городского

самоуправления.

Дворянин-владелец был человеком весьма образованным. Он

обязательно учился ”в закрытом или военном заведении, затем, иногда, в

западноевропейских университетах” [13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах.

Они получали прекрасное домашнее образование, обучались в пансионе, нередко

в Смольном институте. Например, выпускницей этого заведения была мать

А.И.Нелидова Наталья Александровна.

Можно отметить, что владельцы усадеб были людьми по тем временам

образованными, интеллигентными, а также высоко ценили произведения

искусства.

“Еще в конце прошлого века российское общество не представляло,

какие огромные художественные ценности хранят усадьбы” ,- пишет

Г.Злочевский [16, 77].

К сожалению, только национализация имущества и открытый грабеж

дворянских усадеб показали малую толику этих ценностей. Попробуем

воссоздать ту атмосферу гармонии и красоты, которая присутствовала в

имении, окружала всех тех, кто в нем проживал.

“Усадьба – это особый организм, модель культуры, которая

выстраивается в пространстве как архитектурная модель мира. В этом ее

всеобъемлюещее воздействие на душу человеческую. От хозяйского дома

начинается “движение в природу”, которое ”обеспечивается” построением

садово-паркового комплекса согласно классицистическому принципу

трехслойного пространства. На переднем плане, перед домом размещался

регулярный партер, служащий для постепенного перехода от форм архитектуры к

ее природному окружению. На втором плане находились река или пруд, а третий

план раскрывался как живописное полотно, представлявшее широкую панораму

естественного окружения усадьбы. В ней находилось место и усадебной церкви,

расположенной чаще всего на оси перспективы, и близлежащим

-31-

деревням, и лугам, и рощам”,- пишет М.Звягинцева [15, 19-20]. Таким

образом, создавалась непосредственная связь архитектуры построек, садово-

паркового ансамбля и окрестностей.

Все планы в усадебном ландшафте были тщательно продуманы. Они

составлялись талантливыми архитекторами с учетом природных особенностей, а

также мировоззрения заказчика, его склонностей и вкуса.

Есть мнение, что увлечение садами и парками породила мода на

философию Руссо, его призыв “назад к природе”. Хотя В.О.Ключевский видит

корни этого увлечения еще глубже: ” Лес, степь и река – это, можно сказать,

основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из

них в отдельности сама по себе приняла живое и соеобразное участие в

строении жизни и понятий русского человека” [22, 66].

Сад в сознании русского человека ассоциировался с представлением

о рае, о саде Эдемском. Поэтому на русских землях издревле получила

развитие садовая традиция, связанная с монастырскими и княжескими садами.

Образы, относящиеся к саду: деревья, кусты, цветы, птицы ”принадлежали к

первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси”,-

замечает Д.С.Лихачев [25, 39].

К дошедшим из глубины веков садовым традициям добавляется нечто

новое – искусственные вкрапления из отдельных построек и скульптур, которое

впрочем находятся в гармонии с окружающей средой и лишь подчеркивают

естественную красоту последней, ее эстетическую ценность. Любая скульптура

или сооружение в парке наделяются особым смыслом, одухотворяются,

приобретают некое особое содержание.

Отдельного упоминания заслуживает любовь к античности, времени

просторных и светлых храмов, ионических колонн, когда процветала богатейшая

культура, давшая развитие всей Европе. Скульптуры и павильоны посвящали

Аполлону, Венере, Флоре и другим мифологическим персонажам. “Часть

сооружений посвящали нежным чувствам (храм Дружбы или Любви, Дом Амура и

т.п.). Некоторые служат местами для размышлений и поэтического вдохновения

(Приют муз, Хижина отшельника и т.п.). Иногда устраиваются “географические”

остановки (Китайская беседка, Венецианский мост), различные лабиринты.

Многие уголки парка носят имена близких или друзей хозяина, пробуждая милые

сердцу воспоминания” [15, 51-52].

-32-

Таким образом, создавалась миниатюрная “модель мира” в усадьбе, и

каждый гуляющий по парку любовался красотами природы и зодчества, слитыми

воедино, и проникался всепоглащающим чувством приятия к окружающей

обстановке. Посещая “романтические”постройки, человек пропитывался их

эстетикой, приобщался к мировой сокровищнице культуры.

Но не только внешними атрибутами примечательны усадьбы. В ней

находились богатейшие коллекции предметов искусства и книг, причем

некоторые из них изготовлялись прямо тут, в усадьбе.

Вообще, само имение мыслилось каждым помещиком, как приют

спокойствия и вдохновения. Поэтому непременными элементами каждого

усадебного дома становятся библиотеки, заставленные шкафами с книгами,

картинные галереи, кабинеты, отражающие личные пристрастия владельца. Что

касается последних, то, например, у А.А.Фета был даже не один кабинет, а

целых два, на каждом этаже усадьбы. Примечательно, что вид из окна у

кабинетов разный.

Исследователи отмечают, что почти все “великие люди” творили за

пределами городов. Творческая деятельность переносится из столиц в усадьбу,

которая превращается в “кабинет” России.

“Занятие ”изящными искусствами”, наличие эстетических взглядов

рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного

уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными

ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции” [15, 57].

Само присутствие в усадьбах большого числа произведений

русского и европейского искусства составляет определенный эстетический фон.

Создающиеся повсеместно картинные галереи являются своеобразным

взаимопроникновением западноевропейской и русской культур. Они открываются

для обозрения друзей и соседей, знакомя с последними европейскими находками

в области изобразительного искусства.

Но эти явления больше относятся к крупным и средним усадьбам.

В небольших имениях чаще всего единственным жанром, представлявшим

живопись, был портрет. Увлечение им в провинциальных усадьбах неслучайно.

Изображения предков хозяев дома, самих владельцев и их ближайших

родственников должны были давать наглядное представление о семье в целом и

способствовать созданию в усадьбе атмосферы ”родового гнезда”.

-33-

Картины и другие предметы искусства практически не поддаются

атрибуции. Весьма распространенным явлением была анонимность провинциальных

мастеров. “Усадебное искусство – это искусство произведений, а не имен. В

нем есть уникальные художественные вещи, но почти нет крупных художников”,-

пишет Л.Смирнов [36, 64].

Художественная жизнь представителей петербургского “высшего

света” отличалась особой насыщенностью. У высокородных господ было

достаточно материальных возможностей для удовлетворения своих эстетических

потребностей. В своих усадьбах они собирали художественные коллекции,

способные соперничать с царскими.

Примером тому может послужить коллекция Барятинских в усадьбе

Марьино. Начало коллекции положил И.С.Барятинский, служивший посланником

России во Франции. Его сын Иван Иванович, получивший высокое даже по

европейским меркам образование, продолжил дело отца, имея достаточно

средств и связей для приобретения понравившихся ему картин. “Его фамильная

портретная галерея включала портреты Чернышевых, Келлеров, Нарышкиных,

Гольштейн-Беков, Воронцовых – предков и ближайших родственных князя…

Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся реликвии,

связанные с Кавказской войной…несколько картин, написанных Т.Горшельтом,

находившемся при русском штабе, вазы с изображением Георгиевского ордена и

фамильного герба Барятинских, личные вещи фельдмаршала…”,- описывает

М.Звягинцева [15, 135-136].

В картинной галереи Марьино находились также произведения

западноевропейского искусства, приобретенные князем в Италии. Несколько

картин написали по заказу Барятинского Антонио и Федор Бруни. Они имели

историческую тематику. Кроме того, зримо были привезены пейзажи и

натюрморты.

Всего в собрании И.И.Барятинского находилось около 20 тысяч

гравюр и рисунков, выполненных русскими и иностранными мастерами (в том

числе Рембрандтом, Тицианом, Гвидо, Рени, Гольбейном).

Кроме произведений живописи, князь привез из Рима бюсты

античных философов для украшения Марьинского дворца, а также статуи

античных богов Аполлона и Венеры. В духе античности был выполнен

скульптурный портрет Марии Федоровны Барятинской. Вообще, скульптурные

портреты были редкостью в провинциальных

-34-

усадьбах Курской губернии, и свидетельство их присутствии в других

усадебных домах не обнаружено.

Следующий владелец Марьино, Александр Иванович Барятинский,

внес свою лепту в дело деда и отца. Для картинной галереи приобретаются

четырнадцать копий фресок Ватикана. Позднее появляются работы

И.К.Айвазовского, акварели Е.Д.Поляковой, А.Я.Степанова, анималистические

картины Н.Е.Сверчкова и другие работы русских художников.

Художественную ценность Марьинской коллекции трудно

переоценить. Эстетическое воздействие собранных произведений искусства

несомненно. Вряд ли можно объяснить, продолжавшуюся три поколения традицию

сбора картин, книг и других ценностей, простой жаждой наживы. Здесь скорее

имеет место страсть ко всему гармоничному, красивому, стремление окружить

себя эстетическими сокровищами.

Кстати, в состав картинных галерей в знатных домах

обязательно входили царские портреты. Например, в описи имения помещика

Волжина в деревне Луговой упоминается: ”… портретов государя императора,

императрица большой помоложе, в раме позлаченных два поменьше поблекче за

стеклом в золотых рамах два…” [3, 76]. Обычно такие портреты подчеркивали

знатность происхождения владельцев и заслуги семьи перед государством.

Не только в богатых домах, но и в усадьбах средней руки

береглись также военные реликвии, такие как холодное и огнестрельное

оружие, награды за военные компании. В описи имения А.Фонвизиной

упоминаются “…3 шпаги в том числе одна ветхая две серебряные ружье три

пистолета…” [2, 12], свидетельствующие о военной карьере кого-то из предков

владельцы. Такие предметы боевой славы в дополнение к портретным и

картинным галереям в усадьбах были типичными. ”Своеобразные минимузеи,

рассказывающие о заслугах какого-то представителя семьи, способствовали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.