| |||||
МЕНЮ
| Дворянская усадьбанайти там желаемое… при дворце состояли сотни -26- обойщиков, слесарей, каретников, штукатуров, лепщиков, живописцев, столяров и тому подобных мастеров” (В.А.Инсарский). “В доме был театр, в котором игрались пьесы на русском и французском языках…был оркестр, из 40 или 60 музыкантов, составленный из крепостных людей. Давались концерты, в которых принимали участие жившие тогда в соседстве известные меломаны”. (Зиссерман А.А.) Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно самым существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру. Об этом свидетельствует и использование новых технологий в крестьянских хозяйствах и распространение художественных принципов и стилей, выработанных в профессиональном искусстве, в народном творчестве, включение современных форм декора в убранство фасадов деревенских крестьянских домов и т. д. “Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру провинции, она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в формировании современной народной культуры”,- продолжает Веденин Ю.А. [8, 32]. Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые познакомилось с народной культурой через усадьбу. Об этом чаще всего писали в связи с творчеством Пушкона, Мусоргского и Толстого. Но такой список мог бы быть бесконечным. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции была весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения народного искусства, именно усадьба оказалась наиболее подготовленной к тому, чтобы взять на себя роль лидера в этом благородном деле. “Наличие уже действовавших художественных мастерских, тесная связь с крестьянами, концентрация именно около усадьбы людей одаренных и творческих, представляющие самые разные слои общества, - вот причина того, что в самых разнообразных районах России появились свои Абрамцева и Талашкины”,- пишет Ю.А.Веденин [8, 32]. В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно- духовной культуры России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и распространении светской культуры. Однако место церкви в усадьбе было также значительным: ведь усадьба – это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий. Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными и более человечными. -27- При этом хозяева усадьбы имели возможность лучше узнать крестьян, а крестьяне приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям. Так, например, можно предположить, что требования к проведению религиозных обрядов, к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были более высокими, чем в обычных сельских храмах. Взаимодействие светской и духовной культуры, тесное переплетение всех видов и форм культуры – бытовой, хозяйственной, художественной, политической с религиозными нравственными категориями поддерживало усадьбу на передовых рубежах культурной жизни страны. -28- Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания. 1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы. До второй половины XVIII века в России было два типа поселений – это город и деревня. После этого временного рубежа начинается невиданный ранее рост количества усадеб. Строительный бум охватил всю империю. Последствием появления большого количества загородных резиденций стало образование третьего типа поселения – усадьбы. Отправной точкой этого явления можно считать 1762 г., когда Петр III издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор дворянин волен был выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. ”Очевидцы утверждают, что после обнородования указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались в город ”,- пишет Ю.С. Рябцев [34, 180]. А.С.Пушкин так описывает картину переезда: ”Обоз обычный, три кибитки Везут домашние пожитки, Кастрюльки, стулья, сундуки, Варенье в банках, тюфяки, Перины, клетки с петухами, Горшки, тазы et cetera, Ну много всякого добра.” Таким образом, необходимо отметить, что формируются две особые,чередующиеся среды жизнедеятельности в “существовании” каждого дворянина – город и усадьба, причем нас интересуют именно воспитательные возможности последней. Учитывая, что завершенного определения воспитательных возможностей современные педагогические издания не содержат, -29- под ними предлагали понимать влияние совокупности различных сред, оказывающих развивающее, воспитующие воздействие на человека. Возникает вопрос: как много времени проводил дворянин в усадьбе? Возможно этого времени недостаточно для того, чтобы говорить о каком-либо воздействии? “Жизненный путь дворянина, особенно, когда в семье уже были старшие дети, как правило, начинался в усадьбе. Место успокоения предков служило колыбелью потомкам. За краткой полосой детства следовало отрочество, знаменовавшее расстование с домом – родными, домашними, дворовыми. Начиналась полоса учения в городе… После того наступала полоса службы…” [13, 174-175]. Получив отставку, пожилой дворянин возвращался в свою усадьбу, чтобы полностью посвятить себя любимому делу. Кстати, попавшего в опалу помещика ссылали в имение. Итак, пребывание дворянина в усадьбе можно разделить на три периода: 1. Детство. От рождения до отрочества ребенок находился в усадьбе на попечении родителей и дворни. 2. Зрелость. Обучение происходило обычно в закрытых учреждениях, а в период службы дворянин лишь время от времени навещал ”родное гнездо”. 3. Старость. После окончания службы дворянин возвращался в усадьбу, где прошло его детство, чтобы в лоне природы достойно встретить успокоение. Изучение жизни и быта дворянских усадеб Курской губернии XIX века позволяет сделать вывод о том, что внутри каждой усадьбы была создана своя особая микрокультура. Здесь присутствовала оригинальная среда, существующая по своим законам, хотя и было нечто общее, объединяющее такие разные имения: образ жизни и воспитания. Домашнее воспитание складывалось на протяжении длительного времени, впитав в себя народные черты, приобщившись к русской национальной духовной культуре. Сложившаяся система домашнего воспитания характеризуется образом жизни, образованными людьми, элементами высшей эстетики, архитектурой, садово-парковой культурой, библиотеками, а также соприкосновением сословий дворян и крепостных. Остановимся по-подробнее на характеристике этих элементов. Обратимся к вопросу: кто проживал в усадьбе? Во-первых, это, конечно, хозяин и его семья. Во-вторых, отдельно можно выделить знакомых и друзей владельца, которые проживали -30- довольно длительное время. В-третьих, это дворовые люди, обслуживавшие дворян и все окружающее великолепие. Покупка загородной резиденции обходилась очень недешево. К примеру, А.А.Фет купил имение Воробьевку (650 десятин) за 100 тысяч рублей. Нередко владельцы занимали высокие государственные посты. Так, А.И.Нелидов долгое время был губернским предводителем дворянства и губернатором, Иван Сергеевич Барятинский и его сын Иван Иванович были дипломатами, Г.А.Новосильцев находился в должности главы Курского городского самоуправления. Дворянин-владелец был человеком весьма образованным. Он обязательно учился ”в закрытом или военном заведении, затем, иногда, в западноевропейских университетах” [13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах. Они получали прекрасное домашнее образование, обучались в пансионе, нередко в Смольном институте. Например, выпускницей этого заведения была мать А.И.Нелидова Наталья Александровна. Можно отметить, что владельцы усадеб были людьми по тем временам образованными, интеллигентными, а также высоко ценили произведения искусства. “Еще в конце прошлого века российское общество не представляло, какие огромные художественные ценности хранят усадьбы” ,- пишет Г.Злочевский [16, 77]. К сожалению, только национализация имущества и открытый грабеж дворянских усадеб показали малую толику этих ценностей. Попробуем воссоздать ту атмосферу гармонии и красоты, которая присутствовала в имении, окружала всех тех, кто в нем проживал. “Усадьба – это особый организм, модель культуры, которая выстраивается в пространстве как архитектурная модель мира. В этом ее всеобъемлюещее воздействие на душу человеческую. От хозяйского дома начинается “движение в природу”, которое ”обеспечивается” построением садово-паркового комплекса согласно классицистическому принципу трехслойного пространства. На переднем плане, перед домом размещался регулярный партер, служащий для постепенного перехода от форм архитектуры к ее природному окружению. На втором плане находились река или пруд, а третий план раскрывался как живописное полотно, представлявшее широкую панораму естественного окружения усадьбы. В ней находилось место и усадебной церкви, расположенной чаще всего на оси перспективы, и близлежащим -31- деревням, и лугам, и рощам”,- пишет М.Звягинцева [15, 19-20]. Таким образом, создавалась непосредственная связь архитектуры построек, садово- паркового ансамбля и окрестностей. Все планы в усадебном ландшафте были тщательно продуманы. Они составлялись талантливыми архитекторами с учетом природных особенностей, а также мировоззрения заказчика, его склонностей и вкуса. Есть мнение, что увлечение садами и парками породила мода на философию Руссо, его призыв “назад к природе”. Хотя В.О.Ключевский видит корни этого увлечения еще глубже: ” Лес, степь и река – это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них в отдельности сама по себе приняла живое и соеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека” [22, 66]. Сад в сознании русского человека ассоциировался с представлением о рае, о саде Эдемском. Поэтому на русских землях издревле получила развитие садовая традиция, связанная с монастырскими и княжескими садами. Образы, относящиеся к саду: деревья, кусты, цветы, птицы ”принадлежали к первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси”,- замечает Д.С.Лихачев [25, 39]. К дошедшим из глубины веков садовым традициям добавляется нечто новое – искусственные вкрапления из отдельных построек и скульптур, которое впрочем находятся в гармонии с окружающей средой и лишь подчеркивают естественную красоту последней, ее эстетическую ценность. Любая скульптура или сооружение в парке наделяются особым смыслом, одухотворяются, приобретают некое особое содержание. Отдельного упоминания заслуживает любовь к античности, времени просторных и светлых храмов, ионических колонн, когда процветала богатейшая культура, давшая развитие всей Европе. Скульптуры и павильоны посвящали Аполлону, Венере, Флоре и другим мифологическим персонажам. “Часть сооружений посвящали нежным чувствам (храм Дружбы или Любви, Дом Амура и т.п.). Некоторые служат местами для размышлений и поэтического вдохновения (Приют муз, Хижина отшельника и т.п.). Иногда устраиваются “географические” остановки (Китайская беседка, Венецианский мост), различные лабиринты. Многие уголки парка носят имена близких или друзей хозяина, пробуждая милые сердцу воспоминания” [15, 51-52]. -32- Таким образом, создавалась миниатюрная “модель мира” в усадьбе, и каждый гуляющий по парку любовался красотами природы и зодчества, слитыми воедино, и проникался всепоглащающим чувством приятия к окружающей обстановке. Посещая “романтические”постройки, человек пропитывался их эстетикой, приобщался к мировой сокровищнице культуры. Но не только внешними атрибутами примечательны усадьбы. В ней находились богатейшие коллекции предметов искусства и книг, причем некоторые из них изготовлялись прямо тут, в усадьбе. Вообще, само имение мыслилось каждым помещиком, как приют спокойствия и вдохновения. Поэтому непременными элементами каждого усадебного дома становятся библиотеки, заставленные шкафами с книгами, картинные галереи, кабинеты, отражающие личные пристрастия владельца. Что касается последних, то, например, у А.А.Фета был даже не один кабинет, а целых два, на каждом этаже усадьбы. Примечательно, что вид из окна у кабинетов разный. Исследователи отмечают, что почти все “великие люди” творили за пределами городов. Творческая деятельность переносится из столиц в усадьбу, которая превращается в “кабинет” России. “Занятие ”изящными искусствами”, наличие эстетических взглядов рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции” [15, 57]. Само присутствие в усадьбах большого числа произведений русского и европейского искусства составляет определенный эстетический фон. Создающиеся повсеместно картинные галереи являются своеобразным взаимопроникновением западноевропейской и русской культур. Они открываются для обозрения друзей и соседей, знакомя с последними европейскими находками в области изобразительного искусства. Но эти явления больше относятся к крупным и средним усадьбам. В небольших имениях чаще всего единственным жанром, представлявшим живопись, был портрет. Увлечение им в провинциальных усадьбах неслучайно. Изображения предков хозяев дома, самих владельцев и их ближайших родственников должны были давать наглядное представление о семье в целом и способствовать созданию в усадьбе атмосферы ”родового гнезда”. -33- Картины и другие предметы искусства практически не поддаются атрибуции. Весьма распространенным явлением была анонимность провинциальных мастеров. “Усадебное искусство – это искусство произведений, а не имен. В нем есть уникальные художественные вещи, но почти нет крупных художников”,- пишет Л.Смирнов [36, 64]. Художественная жизнь представителей петербургского “высшего света” отличалась особой насыщенностью. У высокородных господ было достаточно материальных возможностей для удовлетворения своих эстетических потребностей. В своих усадьбах они собирали художественные коллекции, способные соперничать с царскими. Примером тому может послужить коллекция Барятинских в усадьбе Марьино. Начало коллекции положил И.С.Барятинский, служивший посланником России во Франции. Его сын Иван Иванович, получивший высокое даже по европейским меркам образование, продолжил дело отца, имея достаточно средств и связей для приобретения понравившихся ему картин. “Его фамильная портретная галерея включала портреты Чернышевых, Келлеров, Нарышкиных, Гольштейн-Беков, Воронцовых – предков и ближайших родственных князя… Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся реликвии, связанные с Кавказской войной…несколько картин, написанных Т.Горшельтом, находившемся при русском штабе, вазы с изображением Георгиевского ордена и фамильного герба Барятинских, личные вещи фельдмаршала…”,- описывает М.Звягинцева [15, 135-136]. В картинной галереи Марьино находились также произведения западноевропейского искусства, приобретенные князем в Италии. Несколько картин написали по заказу Барятинского Антонио и Федор Бруни. Они имели историческую тематику. Кроме того, зримо были привезены пейзажи и натюрморты. Всего в собрании И.И.Барятинского находилось около 20 тысяч гравюр и рисунков, выполненных русскими и иностранными мастерами (в том числе Рембрандтом, Тицианом, Гвидо, Рени, Гольбейном). Кроме произведений живописи, князь привез из Рима бюсты античных философов для украшения Марьинского дворца, а также статуи античных богов Аполлона и Венеры. В духе античности был выполнен скульптурный портрет Марии Федоровны Барятинской. Вообще, скульптурные портреты были редкостью в провинциальных -34- усадьбах Курской губернии, и свидетельство их присутствии в других усадебных домах не обнаружено. Следующий владелец Марьино, Александр Иванович Барятинский, внес свою лепту в дело деда и отца. Для картинной галереи приобретаются четырнадцать копий фресок Ватикана. Позднее появляются работы И.К.Айвазовского, акварели Е.Д.Поляковой, А.Я.Степанова, анималистические картины Н.Е.Сверчкова и другие работы русских художников. Художественную ценность Марьинской коллекции трудно переоценить. Эстетическое воздействие собранных произведений искусства несомненно. Вряд ли можно объяснить, продолжавшуюся три поколения традицию сбора картин, книг и других ценностей, простой жаждой наживы. Здесь скорее имеет место страсть ко всему гармоничному, красивому, стремление окружить себя эстетическими сокровищами. Кстати, в состав картинных галерей в знатных домах обязательно входили царские портреты. Например, в описи имения помещика Волжина в деревне Луговой упоминается: ”… портретов государя императора, императрица большой помоложе, в раме позлаченных два поменьше поблекче за стеклом в золотых рамах два…” [3, 76]. Обычно такие портреты подчеркивали знатность происхождения владельцев и заслуги семьи перед государством. Не только в богатых домах, но и в усадьбах средней руки береглись также военные реликвии, такие как холодное и огнестрельное оружие, награды за военные компании. В описи имения А.Фонвизиной упоминаются “…3 шпаги в том числе одна ветхая две серебряные ружье три пистолета…” [2, 12], свидетельствующие о военной карьере кого-то из предков владельцы. Такие предметы боевой славы в дополнение к портретным и картинным галереям в усадьбах были типичными. ”Своеобразные минимузеи, рассказывающие о заслугах какого-то представителя семьи, способствовали |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|