| |||||
МЕНЮ
| Движения декабристов|автора к работе известного декабристоведа не случайно, поскольку в | |ней Федоров ставил задачу обобщить весь накопленный историками | |материал после выхода в свет в 1955 г. капитального двухтомника М.В. | |Нечкиной "Движение декабристов". Не имея возможности воспроизвести | |здесь порой достаточно острую полемику Шешина с Федоровым, приведем | |лишь его ключевые оценки этой книги: Федоров не всегда "смог | |отказаться от старых представлений"; "следовало назвать книгу более | |скромно..., обобщающая книга "Декабристы и их время" еще не написана"| |(там же, с. 266, 276). По мнению Шешина, для создания такого | |обобщающего труда следует прежде всего освободиться из плена | |ленинских "указаний", всесторонне изучить роль либерализма и | |просветительства в формировании декабризма. Необходимо и воссоздание | |фактической истории тайных обществ, еще не изученных до конца, с | |исправлением ошибок и искажений, допущенных советскими | |декабристоведами, с "очисткой" ее от измышлений и необоснованных | |предположений. Автор настаивает на том, что "декабристов нужно | |изучать... не как предшественников большевиков и революционных | |демократов", а в первую очередь "как людей своего времени, вместе с | |их эпохой", не опасаясь противоречащих общепринятым взглядам выводов | |(там же, с. 276-277). | |А.Н. Цамутали в своей 4-страничной заметке с широковещательным | |названием "Декабристы и освободительное движение в России. Некоторые | |вопросы историографии" (I, с. 91-94) говорит о различных точках | |зрения по вопросу о характере декабристского движения. С одной | |стороны, он ссылается на Л.Б. Нарусову, сделавшую в 1995 г. на | |конференции, посвященной 170-летию восстания декабристов довольно | |рядовой доклад "Нравственные уроки декабризма", в котором, почти | |буквально повторив (без ссылки) слова М.Н. Волконской о подвиге | |самопожертвования декабристов во имя своих убеждений, она отметила, | |что взгляд на них как на родоначальников революционного движения в | |нашей стране если не устарел, то во всяком случае, требует серьезной | |корректировки и некоторого [?] осмысления. Для нее "несомненно", что | |декабристы представляли собой либеральное, "освободительное движение | |самой высокой пробы". Вместе с тем Цамутали приводит мнение | |вступившего в полемику с Нарусовой А.Д. Марголиса: "Не следует | |безоговорочно отбрасывать ленинскую периодизацию освободительного | |движения"; "попытка представить декабристов деятелями либерального | |лагеря... весьма уязвима". В завершение Цамутали все же пишет, что | |лично ему "более убедительной представляется позиция тех историков, | |которые считают, что в движении декабристов были представлены две | |тенденции: революционная и либеральная". А далее следует фраза, | |оставшаяся для меня загадочной: "Другое дело, что многие годы | |революционному крылу уделялось недостаточное [?] внимание" (там же, | |с. 94). | |В разделе "Историография" (там же, с. 95-109) С.Е. Эрлиху принадлежит| |и потребовавший кропотливого труда материал "Публикация письменного | |наследия декабристов и лиц, привлеченных к следствию по делу о тайных| |обществах (1803-1992)". Как подчеркивает автор работы, он ставил | |перед собой три задачи: определить состав авторов-декабристов [3], | |установить частоту появления публикаций по периодам, охарактеризовать| |последние по количеству и составу авторов. Значение своего труда | |Эрлих видит в том, что он "поможет выяснить, как менялся интерес к | |декабристам в различные периоды истории" (там же, с. 95). | |Итоги проделанного анализа представлены в диаграмме, демонстрирующей | |движение публикаций по годам и пятилетиям, а также в шести таблицах, | |половина из которых (N 4, 5, 6) является, пожалуй, плодом игры ума с | |не очень ясными перспективами практического использования их | |содержания. И в то же время, как мне представляется, явно не достает | |таблицы со сведениями о том, кто именно из декабристов и сколько раз | |по периодам публиковался анонимно. Это позволило бы установить, в | |какой мере цензура препятствовала прохождению публикаций декабристов.| |Что касается деления "публикационного процесса" на шесть разновеликих| |по протяженности периодов - 50, 45, 25, 25, 20, 25 лет, - то | |авторская мотивировка и характеристика каждого из них не вполне | |убедительны, поскольку в статье не просматривается достаточно тесной | |сопряженности публикаций наследия декабристов с цензурной политикой | |правительства и потребностью общества в подобной литературе. | |Перу А.Б. Шешина в разделе "Исследования" принадлежат два материала, | |проясняющие сильно запутанную в литературе историю создания Д.И. | |Завалишиным Вселенского Ордена Восстановления (там же, с. 32-45; II, | |с. 139-174). Этому изначально много способствовал и сам основатель | |Ордена, имевший почти патологическую склонность к преувеличениям, | |нарочитым измышлениям и пр. Среди последующих исследователей, по | |мнению Шешина, особенно преуспела в разного рода "измышлениях" Г.П. | |Шатрова в книге "Декабрист Д.И. Завалишин" (Красноярск, 1984). Автор | |статей на основе тщательного изучения следственного дела Завалишина, | |точного прочтения его "Записок декабриста" и привлечения свидетельств| |современников убедительно разрушает вольные построения своей | |предшественницы и доказывает обоснованность следующих положений: | |"Завалишин не был принят в Северное общество; хотя "ложные" документы| |Ордена и существовали, устав Ордена Восстановления на русском языке | |является "истинным" и может быть использован для изучения истинных | |планов Завалишина; хотя в апреле-июне 1825 г. Завалишин ненадолго | |увлекся мыслями о перевороте, с середины июня он покончил с этим | |"заблуждением" и вернулся к просветительским взглядам (сочетая их с | |либерализмом), причем недолгая перемена взглядов не успела отразиться| |ни на уставе, ни на других документах Ордена, который остался | |просветительским" (II, с. 173). | |Нисколько не оспаривая справедливость этих выводов, все же скажу, что| |первая статья А.Б. Шешина по сути своей является запоздалым памфлетом| |против Г.П. Шатровой, в котором она с неоправданным пафосом | |обвиняется автором едва ли не во всех смертных грехах: "произвольно | |использовала", "выдергивала", "смещала", "искажала" факты, "не | |замечала" их, "отделывалась" от них и т.д. И все это сочеталось с | |"хаотичностью, беспорядочностью изложения", "необоснованным и не | |осмысленным нагромождением цитат..." и пр. (I, с. 33-34 и др.). Если | |даже это и так, то известно, что лучшее оружие против любых искажений| |истории - факты (что, кстати, демонстрирует и сам Шешин), а разного | |рода эпитеты и эмоциональные оценки едва ли способны принести пользу | |делу. К сожалению, Шешин не сумел (да и не пытался, как можно понять)| |отделить то, что в книге 1984 г. издания зависело от возможностей | |Шатровой как исследователя, а что определялось не ею установленными в| |то время "правилами игры". Легко писать обо всем этом сейчас, в | |2000-м году (это - не оправдание, а попытка объяснения). | |А так ли уж "безгрешен" сам обличитель? Увы, не всегда. Вот, | |например, Шешин бесстрастно пишет о том, что Завалишин разным лицам | |по-разному объяснял цели Ордена. Александра I он уверял, что Орден | |"задуман для борьбы с революционным движением", а Рылееву внушал | |совсем противоположное - Орден "имеет целью освобождение всего мира" | |(I, с. 32-33. Выделено автором. - М.Р.). Более того, "декабрист (а | |это Шешину нужно еще доказать. - М.Р.) всегда излагал дело таким | |образом, что его планы оказывались выгодны тому, с кем он вел | |разговор", и даже Александру I втолковывал свои идеи "в виде, | |благоприятном, его намерениям" (там же, с. 33. Выделено автором. - | |М.Р.). И это, оказывается, было генеральной линией поведения | |Завалишина: "Обращаясь к кому-либо с предложением о вступлении в | |Орден или о его поддержке, он не излагал цель Ордена полностью, а | |сообщал только о той стороне своих планов, которая была выгодна | |собеседнику" (там же, с. 33). | |Неужели непонятно, что в конечном счете это было выгодно не | |собеседнику, а самому Завалишину. И здесь впору было бы порассуждать | |о соотношении политики и нравственности. Но Шешин этого не делает и | |дает приведенным фактам свое объяснение: "Убеждая всех в выгодности | |распространения Ордена Восстановления, Завалишин почти [?] не | |обманывал своих собеседников. Ведь целью Ордена было всеобщее | |благоденствие, выгодное для всех. Оставалось только "разделить" эти | |выгоды и каждому сообщать только о том, что приобретает он. Вот | |почему в словах Завалишина не было прямого [?] обмана..." (там же). | |Тем не менее в заключении первой статьи Шешин вынужден признать: | |"Правда, великий магистр (Завалишин. - М.Р.) обманывал своих | |собеседников, завлекая в якобы давно существующий всемирный Орден, но| |так поступали и другие основатели и руководители тайных обществ" (там| |же, с. 43). Вот и вся правда. Так и хочется спросить автора: неужели | |это относится и к основателям тех "декабристских" обществ, что | |отобрали для своей статьи Пушкина и Ильин? | |Нельзя не обратить внимания и на то, что, по мнению Шешина, такое | |поведение Завалишина "кажется недопустимыми колебаниями" только "с | |точки зрения человека XX века". Для людей же начала XIX в., под | |знаменами просветителей "боровшихся за всеобщее благоденствие", это | |было "вполне естественно" (там же, с. 33). Вот так. Но этого мало. | |Завалишин, который, поверим Шешину, "видел, что всюду тайно или явно | |идет борьба между правительствами и революционерами" (там же, с. 36),| |обязан был срочно предложить что-то радикальное для достижения | |"всеобщего благоденствия", чтобы "всюду распространилась бы | |христианская нравственность". И он такое средство находит: "Очистить | |Россию от буйных (имеются в виду революционеры. - М.Р.) людей, | |доставя пищу беспокойному их характеру вне отечества и заставя | |служить их ему в другом месте" (там же, с. 37). Оригинальный способ | |достижения "всеобщего благоденствия", не правда ли? | |К сожалению, ограниченный объем настоящего отклика не позволяет | |подробно остановиться на всех материалах, представляющих интерес не | |только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Среди них| |как большую удачу назовем публикацию Т.Н. Жуковской "Зимние тетради",| |включающую переписку известного мемуариста екатерининской поры Андрея| |Тимофеевича Болотова, его сына Павла и внуков Михаила и Алексея. | |Именно последний и был непосредственным очевидцем событий 14 декабря,| |и его письма, содержащие малоизвестные детали этого небывалого для | |России события, а также ответная реакция провинциальных | |корреспондентов дают богатую пищу для изучения умонастроений | |просвещенной части русского дворянства. | |Не меньший интерес вызывают "Записки очевидцев 14 декабря 1825 г." | |(III, с. 9-59). Среди них бывшие адъютанты Николая I В.А. Перовский, | |В.Ф. Адлерберг, А.А. Кавелин, а также граф Д.Н. Блудов и | |генерал-адъютант А.Ф. Орлов (публикация подготовлена Т.В. Андреевой и| |Т.Н. Жуковской). Записки эти, справедливо отмечают публикаторы, ценны| |не только как мемуарные свидетельства непосредственных участников | |событий (причем главных действующих лиц со стороны власти), но, что | |не менее важно, и как документальный пласт, позволяющий | |реконструировать методы работы М.А. Корфа над его знаменитой, | |государственного значения книгой "Восшествие на престол императора | |Николая I". | |"Что за прелесть!" - обязательно воскликнут многие после прочтения | |23-х писем Марии Николаевны Волконской из Нерчинска, Читы и | |Петровска, опубликованных в третьем выпуске сборника. Все они | |адресованы В.А. Муравьевой, так и не решившейся оставить троих своих | |маленьких сыновей и отправиться к мужу в Сибирь. М.Н. Волконская | |через эти письма долгое время была единственным связующим звеном | |между разлученными супругами. Письма, подготовленные к печати Т.Г. | |Любарской, представляют, как точно сказал внук декабриста С.Г. | |Волконского, С.М. Волконский, особую "ценность... в раскрытии бытовой| |и психологической стороны той удивительной эпохи и тех удивительных | |людей". Эти письма еще и еще раз подтверждают незаурядность личности | |М.Н. Волконской. | |Практически впервые в научный оборот вводятся 14 писем из обширного | |эпистолярного наследия семьи Пестелей (II, с. 78-125. Публикация | |подготовлена Н.А. Соколовой). Письма родителей П.И. Пестеля относятся| |к 1812-1814 гг., когда только что выпущенный из Пажеского корпуса | |прапорщиком будущий декабрист отбыл в Главную квартиру в Вильно. Они | |содержат уникальные сведения о взглядах членов семьи (у Павла Пестеля| |было двое братьев - Борис и Владимир), быте, круге общения, о живой | |их реакции на события внутри- и внешнеполитической жизни страны и | |т.д. | |Редкая по откровенности характеристика П.И. Пестеля и столь же | |необычное признание об отношении к нему и к планам декабристов А.А. | |Бестужева приводятся в "Источниковедческих заметках" Г.А. Невелева | |(там же, с. 126-136). В них по автографу восстанавливаются | |неопубликованные фрагменты рассказа А.А. Бестужева, записанные Н.С. | |Щукиным в январе 1829 г. в Якутске. Вот один из них: "Признаться, что| |наш заговор состоял преимущественно в болтовне, существенного мы | |ничего не сделали, да и не делали. Зато на юге дело шло серьезнее. | |Там ужаснейший честолюбец Пестель написал даже Русскую правду, или | |устройство правления, но эта Русская правда была написана на | |французском языке. Хорош же патриот Пестель! Он знал, что при | |государственных переворотах выдаются вперед глубокие умы и | |решительные характеры, а как себя считал он вторым Наполеоном, то был| |уверен, что непременно будет сперва президентом временного | |правительства, а потом и государем. Признаться, и все мы были не | |чужды этой обольстительной мысли. Каждого из нас тяготила | |подчиненность и жажда повелевать другими, а заговорщики все были | |22-летние юноши" (там же, с. 128). Надо ли пояснять, почему была | |осуществлена редакционная купюра в публикации 1976 г. (5)? В ней, | |кстати, отсутствует и описание А.А. Бестужевым подробностей казни | |пятерых декабристов, видимо, по причине его натуралистичности (там | |же, с. 129). Заметим, однако, что приведенные тексты нуждались в | |соответствующих комментариях, но их, к сожалению, нет. | |В других своих "Источниковедческих заметках" (I, с. 4-10) Г.А. | |Невелев проливает дополнительный свет на, казалось бы, уже хорошо | |известные события и факты - политическую манифестацию в память о | |декабристах в январе 1831 г. в Варшаве, обстоятельства составления в | |корыстных целях пригретым российским правительством французом П. | |Лакруа восьмитомной "Истории императора Николая I" при живейшем | |участии М.А. Корфа, на иконографию С.И. Муравьева-Апостола. Здесь же | |публикуется документ (письмо) под заголовком "Автограф Николая I | |(орфография подлинника)". Но это не автограф, а копия, выполненная | |В.В. Стасовым, о чем пишет и сам публикатор в вводной части своих | |заметок. К тому же письмо принадлежит вел. кн. Николаю Павловичу, а | |не императору. Наконец, поскольку подлинник считается утраченным, то | |орфография точно уж не "подлинника", а ее копии. Сильно смущает | |отсутствие (как и в предыдущих заметках) каких-либо текстологических | |комментариев, хотя в письме есть немало "темных" для читателя мест. | |Главная особенность раздела "Исследования" - преобладание в нем | |небольших по объему материалов на сугубо конкретные темы. Их | |содержание в большинстве случаев абсолютно точно отвечает авторским | |заголовкам и, кажется, ни на что большее не претендует: "Декабристы и| |военные поселения" В.В. Лапина, "Позиция С.П. Трубецкого в условиях | |политического кризиса междуцарствия" Н.Д. Потаповой, "Александр I: | |1825 год" Т.В. Андреевой, "14 декабря 1825 года - один день жизни | |императора Николая Павловича" П.В. Выскочкова (все в вып. I), | |"Противостояние: Константин и Николай" Т.В. Андреевой (вып. II). | |Показательно, что в материалах, освещающих события междуцарствия, | |никто из авторов не спешит присоединиться к экстравагантному взгляду | |М.М. Сафонова, считающего, что в числе тайных претендентов на трон | |была и сама вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая в | |связке с М.А. Милорадовичем скрытно "работала" для захвата власти и | |за спиной которой стояли как "немецкая партия", так и видные пайщики | |Российско-Американской компании. И все же они делают реверанс в | |сторону Сафонова (в его работах якобы "стал проявляться новый | |подход") и не решаются вступать с ним в полемику Впрочем, особой | |нужды в полемике, пожалуй, и нет, ибо все имеющиеся факты прямо-таки | |вопиют против подобного "нового подхода". | |Завершить разговор о теме междуцарствия имеет смысл заключительными | |словами из статьи Т.В. Андреевой, подводящими некоторый итог давним | |спорам: "Все заинтересованные лица отнеслись к проблеме | |престолонаследия, как будто дело | |касалось "маленького семейного достояния", а не судьбы страны. В | |итоге царствующая династия, стремящаяся скрыть от общества свои планы| |и замыслы, полагая, что решение наиболее важных государственных | |проблем и, в первую очередь, вопроса с наследовании Российского трона| |является только ее прерогативой, а не основополагающего | |законодательства, сама спровоцировала политический кризис" (там же с.| |205-206). Напомню в этой связи свидетельство наблюдательного | |современник; А.Е. Розена о том, что после известия о неожиданной | |смерти Александра I в Таганроге "чувство скорби взяло верх над всеми | |другими чувствами - и начальники и войска так же грустно и спокойно | |присягнули бы Николаю, если бы воля Александра I была им сообщена | |законным порядком" (6). Думается, что спорящим вокруг сюжета | |междуцарствия сторонам как раз не достает спокойной рассудительности | |и взвешенности эстляндского барона. | |В разделе "Исследования" помещены также статьи "Северный филиал | |Южного общества декабристов" С.Н. Коржова (о ней ниже) и "От | |декабризма к осведомительству: заметки к биографии Якова Николаевича | |Толстого" Л.А. Булгаковой (вып. III). В последней автору на примере | |неординарной судьбы своего героя удалось убедительно показать, что | |между властью и оппозицией не было "непроходимой пропасти" в | |условиях, когда "дилеммы - служить могущественному монарху или же, | |рискуя жизнью, враждовать с ним - для большинства российского | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|