бесплатно рефераты
 

Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

Светоний. Божественный Цезарь. Божественный Август //Светоний.

Жизнеописания двенадцати цезарей. М., 1966.

Практикум по истории древнего мира. М., 1965. С. 256 – 267.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987. С.165 – 189.

История Европы. М., 1988. Т. 1.

Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования

принципата. Л., 1985.

Машкин Н.А. Принципат Августа. М., 1949.

Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.

Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса //Античная Греция. М., 1983. Т. 2.

С. 5 – 42.

Межерицкий Я.Ю. “Республиканская монархия”: метаморфозы идеологии и

политики императора Августа. М., 1994.

Михайловский Ф.А. Роль трибунских полномочий при передаче власти в период

первых принцепсов //Древнее право. 1996. № 1. С. 129 – 135.

Межерицкий Я.Ю. Принципат Августа: от республики к монархии //Там же.

С.156 – 161.

Дополнительная литература

Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский. М., 1993.

Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н. э. и кризис полиса. М.,

1975.

Наджафова И.М. Принципат и муниципальная власть //Древнее право. 1996.

С.161 – 167.

Методические указания

Основным источником по данной теме являются «Деяния божественного

Августа». Необходимо учитывать его тенденциозность и чем она была

обусловлена. Сведения, почерпнутые из «Деяний» нужно пополнить материалом

других источников.

В ходе работы над первым вопросом необходимо проанализировать причины

падения республики в Риме. Следует усвоить происхождение самого термина

“принципат”. Данный вопрос предполагает знание тех концепций, которые

существуют в западной и отечественной историографии. Разобраться в этом

вопросе поможет указанная литература (см. Машкин Н.А.).

При ответе на второй вопрос необходимо проследить процесс формирования

власти Августа, выявить особенности политического режима.

Ответ на вопрос о социальной политике Августа необходимо связать с теми

изменениями, которые произошли в составе римского населения. Нужно выяснить

отношение Августа к сенаторскому и всадническому сословиям, остановиться на

его политике по отношению к плебсу и рабам.

Со времени установления принципата все большую роль в жизни римского

государства начинают играть провинции. Поэтому столь важно уяснение

провинциальной политики Августа. Необходимо выяснить, какова была

историческая перспектива развития провинции в эпоху империи, и что в этом

плане было предпринято Августом. Подготовка данного вопроса требует работы

с картой: нужно знать расположение императорских и сенатских провинций и

выяснить, чем был обусловлен этот раздел.

В завершение необходимо сделать вывод о характерных чертах нового режима

власти, показать его классовую сущность и выяснить значение установившейся

государственной власти для последующего социального и политического

развития Римской империи I – II вв. н. э.

По завершении изучения материала курса следует подвести итоги в целом и

сформулировать общую структурную доминанту античного пути развития.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

При выборе работы для аннотации необходимо руководствоваться помещенным

ниже списком научной литературы. Самостоятельный выбор книги возможен лишь

в исключительных случаях и по договоренности с преподавателем.

Контрольная работа выполняется в обычной школьной тетради и не должна

превышать ее объема. Обложка оформляется по форме, установленной деканатом

заочного обучения. На первой странице помещаются: фамилия и инициалы

автора, название аннотируемой работы, место и год ее издания. Контрольная

работа должна содержать в себе обязательные структурные элементы: введение,

основную часть и заключение.

Введение. Во введении приводятся сведения об авторе аннотируемой работы,

его научной деятельности, перечисляются его труды, определяется основная

сфера его научных интересов. Важно указать, каким изданием (впервые или

выдержала несколько изданий) выходит книга – это тоже позволит сделать

определенные выводы. В том случае, если работа представляет собой

коллективный труд, необходимо указать фамилию ответственного редактора и

сообщить сведения об институте, подготовившем ее к изданию. Во введении

перечисляются также научные рецензии на данную книгу с указанием авторов

названий журналов, в которых они опубликованы.

Основная часть. В основной части студент должен проанализировать

содержание монографии. Грубейшей ошибкой является простой пересказ глав

книги. В первую очередь студент выявляет тот круг вопросов и проблем,

которые ставит перед собой автор работы. Затем анализирует работу автора с

источниками: определяет их полноту и разнообразие, характер, особенности.

Источниковедческий раздел должен быть завершен самостоятельно сделанным

выводом о степени оригинальности и характере работы (научно-

исследовательская, научно-популярная и т. д.). Следует обратить также

внимание на характеристику автором трудов своих предшественников. Ее анализ

позволит сделать вывод о степени новизны рассмотренных проблем: они могут

быть поставлены впервые или подвергнуты пересмотру, расширены. Далее

необходимо рассмотреть вопрос о том, как автор решает поставленные проблемы

по главам, как формируется и насколько основательно аргументируется

авторская концепция, следует отметить также дискуссионные моменты.

Заключение. В заключении анализируются основные выводы автора, дается

оценка научной ценности работы.

Оформление научного аппарата. При цитировании или пересказывании

отдельных положений монографий в скобках указывается номер страницы,

например: (с. 5) или (с. 47 – 54). Так же оформляются ссылки на научные

рецензии.

Примечания

1. При работе над вводной частью контрольной работы можно использовать

дополнительную литературу – прежде всего, опубликованные рецензии на

аннотируемую монографию. В поисках рецензий следует ориентироваться на

год первого издания работы: рецензии появляются, как правило, в

последующие один-два года в журналах «Вестник древней истории», «Вопросы

истории», «Преподавание истории в школе» и др. Существенную помощь в

таком поиске может оказать издаваемая Книжной палатой России «Летопись

рецензий».

2. В случае неудовлетворительной оценки студент должен представить новый

вариант контрольной работы на ту же книгу с учетом замечаний, сделанных

преподавателем. Студенты допускаются к экзамену по предмету только при

наличии положительно оцененной контрольной работы.

РЕКОМЕНДУЕМыЙ библиографический СПИСОК ДЛЯ АННОТИРОВАНИЯ

Древняя Греция

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету

греческой цивилизации. СПб., 1998.

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-2. Ростов-на-Дону, 1994.

Блаватская Т.В. Ахейская Греция. М., 1966.

Блаватская Т.В. Греческое общество во II тыс. до н. э. и его культура.

М., 1976.

Блаватский В.Д. Земледелие в античных государствах Северного

Причерноморья. М., 1953

Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство М.- Л., 1949.

Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н.

э. Л., 1975.

Голубцова Е.С. Сельская община Малой Азии (III в до н. э. – III в.н. э. )

М., 1972.

Доватур А.И. Рабство в Аттике IV – V века до н. э. Л., 1980.

Дройзен И. История эллинизма. Т.1-3. Ростов-на-Дону, 1995.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н. э.

СПб., 2001.

Зелинский Ф.Ф. Римская империя. СПб., 2000.

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в IV в. до н. э. М.,

1964.

Каллистов Д.П. Северное Причерноморье в античную эпоху. М., 1952.

Кареньи К. Элевсин. М., 2000.

Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220-146

годах до н. э. М., 1993.

Клейн Л.С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998.

Климов О.Ю. Царство Пергам. Очерк социально-политической истории.

Мурманск, 1998.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные

древности. СПб., 1997.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Ленцман А.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лурье С.Я. Геродот. М., 1947.

Максимова М.И. Античные города юго-восточного Причерноморья. М.; Л.,

1956.

Маринович Л.И. Греческое наемничество в IV в. до н. э. и кризис полиса.

М., 1975.

Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский. М., 1993.

Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998.

Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001.

Полякова Г.Д. Социально-политическая структура пилосского общества. М.,

1978.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 1950.

Сизов С.К. Ахейский союз. История древнегреческого федеративного

государства (281 – 221 гг. до н. э.). М., 1989.

Сизов С.К. Федеративное государство эллинистической Греции: Этолийский

союз. Нижний Новгород, 1990.

Соболевский А.И. Аристофан и его время. М., 2001.

Соловьева С.С. Раннегреческая тирания. М., 1964.

Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород,

1991.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

Фролов Э.Д. Греческие тираны. Л., 1972.

Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. Л., 1979.

Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999.

Цибукидис Д.И. Древняя Греция и Восток. М., 1981.

Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984.

Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной

Греции. Л., 1991.

Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.

Яйленко В.П. Греческая колонизация VII – III вв. до н. э. М., 1982.

Древний Рим

Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I в. н. э. М., 1954.

Буасье Г. Сочинения. Т.1-2. СПб., 1992.

Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л., 1985.

Гиббон Э. История упадка и крушения римской империи. СПб., 1994.

Грималь П. Цицерон. М., 1991.

Дементьева В.В. Магистратура диктатора в ранней римской республике (V-III

вв. до н. э. ). Ярославль, 1996.

Дементьева В.В. Римская магистратура военных трибунов с консульской

властью. М., 2000.

Дементьева В.В. Римское республиканское междуцарствие как политический

институт. М., 1998.

Джонс. А.Х. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997.

Дуров В.С. Нерон. СПб., 1994.

Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001.

Заборовский Я.Ю. Очерки по истории аграрных отношений в Римской

республике. Львов, 1985.

Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М.; Л., 1964.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI – IV вв. до

н. э. ). М., 1994.

Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981.

Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии. М., 1976.

Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. – I в. н.

э. М., 1973.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.,

1990.

Лившиц Г.М. Социально-политическая борьба в Риме в 60-х гг. до н. э. и

заговор Катилины. Минск, 1960.

Луцатто Дж. Экономическая история Италии. Античность и средние века. М.,

1954.

Машкин Н.А. Принципат Августа. М., 1949.

Маяк И.Л. Взаимоотношения Рима и италиков в III – I вв. до н. э. М.,

1971.

Маяк И.Л. Рим первых царей. М., 1983.

Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1994.

Моммзен Т. История Рима. Т.1-3, 5. СПб., 1993 – 1994.

Немировский И.А. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.

Немировский И.А. Этруски. М., 1983.

Нечай Ф.М. Образование римского государства. Минск, 1972.

Парфенов В.Н. Рим от Цезаря до Августа. Очерки социально-политической

истории. Саратов, 1987.

Парфенов В.Н. Император цезарь Август: армия, война, политика. СПб.,

2001.

Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в I – III вв. М.; Л.,

1949.

Самохина Г.С. Полибий: эпоха, судьба, труд. СПб., 1995.

Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.; Л.,

1958.

Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. Л., 1966.

Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков.

Новосибирск, 1980.

Токмаков В.Н. Военная организация Рима ранней республики (VI – IV вв. до

н. э. ). М., 1998.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М.,

1986.

Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Ферреро Г. Величие и падение Рима. Т.1-2. СПб., 1997.

Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992.

Шифман И.Ш. Цезарь Август. Л., 1990.

Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике.

М., 1964.

Штаерман Е.М. Религия и мораль угнетенных классов Римской империи. М.,

1961.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

В специальной подготовке студента большую роль играет самостоятельно

выполняемое им курсовое сочинение. Написание курсовой работы содействует

более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к соответствующему

историческому периоду, способствует овладению целым рядом полезных умений и

навыков, в частности, умению самостоятельно работать с литературой,

приобретению необходимых навыков обработки исторического материала, а также

оформления его в соответствии с существующими стандартами. Работа над

курсовым сочинением способна выявить творческие возможности студентов,

стремление к самостоятельному размышлению, умение правильно организовать

свой труд.

Работа над курсовым сочинением подразделяется на 4 главных этапа:

I. Выбор темы (предельным сроком для студента ОЗО является время

установочной сессии).

II. Общее ознакомление с темой, т.е. ознакомление с кругом вопросов,

относящихся к ней. На этом этапе студент должен:

а) по вузовскому учебнику (лучше по нескольким) прочитать главу,

посвященную соответствующему историческому периоду;

б) ознакомиться по тексту хрестоматий и практикума с источниками;

в) прочитать соответствующие статьи в справочной литературе: «Советская

историческая энциклопедия», «Философская энциклопедия», «Энциклопедический

словарь Брокгауза и Ефрона», «Советская военная энциклопедия», «Краткая

литературная энциклопедия» и др. (Все эти издания есть в открытом доступе в

справочно-библиографическом отделе Национальной библиотеки). Обычно статьи

в этих изданиях снабжены списком существующей по данной проблеме

литературы;

г) изучить библиографию и составить картотеку необходимых для работы

изданий – для этого стоит воспользоваться библиографическими списками,

приложенными к вузовским учебникам, а также более подробными

библиографическими указателями (см. например, Древняя Греция. Древний Рим.

Библиографический указатель /Под ред. А.И.Воронкова. М., 1961), при этом

важно уже на этом этапе выработать навык правильной библиографической

работы, выписывая названия нужных изданий на карточки, строго следуя

правилам библиографического описания;

Только после такой предварительной работы можно перейти к составлению

письменного плана будущей работы. Такой план организует мысли, заставляет

думать о логике исследования, позволяет учитывать структуру и содержание

будущей работы. Очевидна и чисто практическая необходимость плана: его

пункты будут вопросами, на которые студент должен будет искать ответы при

дальнейшем систематическом изучении источников и литературы.

III. Систематическое изучение источников и литературы. От первоначального

общего ознакомления необходимо перейти к систематическому изучению всей

группы литературы, относящейся к теме. Здесь необходимо следовать

хронологическому принципу: знакомясь с источниками, а затем (или

одновременно) с работами современных исследователей, есть смысл начинать с

более ранних материалов. Это даст возможность обнаружить преемственность,

зависимость и новизну в изложении сменявших друг друга авторов. При этом

необходимо руководствоваться вопросами только что составленного плана,

фиксируя в виде отдельных выписок на отдельных карточках те сообщения

источников и новейших исследователей, которые могут иллюстрировать пункты

плана, одновременно происходит и уточнение плана: какие-то вопросы окажутся

упущенными, а иные предаются в новой формулировке. Завершая изучение

источников и новейшей литературы, необходимо привести в систему накопленный

материал: распределить выписки по пунктам плана, оценить обеспеченность

источниками и литературой отдельных разделов плана и в связи с этим еще раз

уточнить структуру будущего сочинения, а главное вернуться к той

основополагающей работе, конспект которой был составлен в самом начале.

Следует подумать над вопросами: все ли было учтено предшественниками? Все

ли проблемы, затронутые этими предшественниками, разрешены? Что вызывает

сомнение и в чем состоит смысл нового обращения к данной теме? Ответы на

эти вопросы лягут в основу такого важного структурного элемента введения

как актуальность темы. Прежде чем приступить к написанию работы необходимо

дать себе ясный ответ, в чем должна состоять задача подготавливаемого

сочинения.

IV. Написание работы. Сколь бы ни было велико значение предшествующих

этапов работы, решающим все же является последний – написание самого

сочинения. Студенческая курсовая работа составляет в среднем 30–35 страниц

компьютерного текста[1] и это должно служить основанием для расчета

необходимого времени написания с тем, чтобы руководитель смог проверить

сочинение и указать на имеющиеся недочеты. Крайний срок сдачи работы –

летняя сессия. Систематичность написания предполагает обязательную работу

по графику, который должен составить каждый из студентов.

Следует помнить, что работа полностью оформлена лишь тогда, когда она

имеет титульный лист, оглавление, когда все разделы снабжены надлежащими

заголовками, когда помимо основной части имеются введение и заключение,

когда к работе приложены список использованных источников и литературы и

когда все листы пронумерованы (сверху, по центру, титульный лист и первая

страница оглавления не нумеруются). Наибольшее затруднение у студентов

вызывает написание введения, причем главной ошибкой является непонимание

необходимости всех требуемых структурных элементов введения, поэтому

остановимся на этом подробнее.

Написание введения. Введение – необходимый структурный элемент курсового

сочинения, в свою очередь само введение включает в себя ряд обязательных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.