бесплатно рефераты
 

Древнеиндийская цивилизация

осквернить чистую воду.

Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в

своде «Законов Ману». На первом месте здесь поставлены брахманы.

Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже

столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако

на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя

порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс,

выступали вместе.

За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-

разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как

за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то

ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.

Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым

делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в

рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн (как тот царевич,

который проиграл себя и своих братьев в кости). Правда, порабощённым из

среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.

Деление на замкнутые варны, между представителями которых были

запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось

религией.

При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии

изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов.

По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления

жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в

стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим

и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях). По его имени жрецы

называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным

культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство,

как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн,

объявлялось извечным и не подлежащим изменению.

Индия в VI-IV вв. до н.э.

Политическую историю Индии можно изучать на основании письменных

источников, лишь начиная с середины первого тысячелетия до н.э. Около 6

века до нашей эры в Северной Индии существовал ряд государств, среди котрых

выделяются два значительных: Магадха и Кошала. Эти два значительных

государства вели меж собой борьбу за преобладание и господство в Северной

Индии на обширной территории, расположенной в бассейне Ганга. В период

возвышения царства Кошала царь Камса расширил пределы государства, завоевав

государство Каши. Возвышение царства Магадха относится ко времени

царствования династии Шайшунага. В 6 в. до н.э. Персидское государство

Ахеминидов входит в соприкосновение с Северо-Западной Индией, где персы

столкнулись с индийскими племенами гандхара и асвака.

В 4 веке до н.э. все гангские государства объединились в державу

Нандов, вскоре захваченную Александром Македонским. Его войска недолго

оставались в Индии, после чего там возникло на долгие века государство

Маурьев (3-2 века до н.э.). В это время утвердилась как официальная религия

буддизм (после него индуизм).

Невысокий уровень государственности не мешал развитию в Индии

замечательной архитектуры, совершенно оригинальной скульптуры, литературы и

науки (в частности, именно индийцы изобрели наши "арабские" цифры).

Возвышение Магадхи. Создание державы Маурья.

До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном

только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них –

Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь

Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до

Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн

этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.

В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты

Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327-325

гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.

Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным.

Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся

индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к

царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его

врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на

службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов.

Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром

Македонским.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по

298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей

её был город Паталипутра.

Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские

гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями

междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить

между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них –

Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых

слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные

местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и

Белуджистана).

Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в

особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н.э.). При нём было

покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании,

если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150

000.

В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением

самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В

широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью

водоподъёмных колёс). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается

городская жизнь.

В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые

обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые

изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы)

вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с

Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые

серебряные монеты появились в Индии несколько раньше – в V в. до н.э.).

В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки

монополию на продажу соли, хмельных наапитков, жемчуга и других товаров.

Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким

применением рабского труда.

Большинство производителей, однако, составляли земледельцы,

объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной

устойчивостью.

Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной

державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались

огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые

разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных

сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько

средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить ,сколько

выпьет воды рыба.

Буддизм и его историческая роль.

При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной

идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система –

брахманизм – всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы

сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке

централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое

деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в

третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с

развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не

считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла

примириться с засильем духовенства.

Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые

религиозные учения, соответствующие духу времени.

Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия

не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме

буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения

происхождению верующих). Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой

состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.

Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция

предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII-VI вв. до н.э. и прозванному

Буддой («просветлённым»), откуда и происходит название его учения. Про

этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах

человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид

похоронной процессии – всё это наводило на него глубокую тоску.

Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а

затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось

признание, что жизнь сама по себе является злом (джайны же считали

аскетичекую жизнь благом, от которого не следует отказываться). Любое

желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям. Единственный

выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это

удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым

страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является

нирваной – высшим благом.

Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были

огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к

подавлению желаний, то религиозный культ и жречесво становились излишними.

Самоусовершенствование, отказ от богатств и земных благ не зависели от

происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не

могил помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали

к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных

различий, но считали всё это несущественным. Впрочем, в одном отношении они

даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение

признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабы не принимались в

сангхи (общины ранних буддистов). Рабу, который не распоряжается самим

собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался

закрытым путь к нирване.

Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и

угнетённых (кроме рабов). Отказ от насильственного изменения установившихся

порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлим для

зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской

знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие

к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от

покушений на имущество. Буддисты вели проповедь на различных языках, что

также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных

племён и народностей.

Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению

с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на

знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти

привилегии были тормозм в организации управления обширным деспотическим

государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации

государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал

рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов.

Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял

буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан

ряд буддийских монастырей.

Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять.

Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где

силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской

общины.

В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и

иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком

случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.

Нвая религия не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать

мировой (в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и

исламом). Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до

н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов

Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству

царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно

спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и

отличающихся различным уровнем экономическог и культурного развития,

оказалась задачей непосильной.

Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёл при династии

Шунга (187-73 гг. до н.э.), которая пришла на смен у династии Маурья. Цари

новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с

ним система замкнутых варн вновь вошла в силу.

Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от

которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было сперва

Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с

северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав

основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории

современного Таджикистана. Кушаны в значительной мере восприняли высокую

индийскую культуру.

В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V

вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного

царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и

опять происходит полное раздробление страны.

Индуизм

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов

древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея,

корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет

восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены

весьма примитивные суеверия.

В то же время для индуизма характерна идея Всевышнего, вездесущего Бога-

творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и

сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой.

Культ его не сводится к простому жертвоприношению - кормлению к обоюдной

выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном

служении и преданности.

Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который

может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека

(обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну

позволило слить в едином образе, несколько разных по происхождению культов.

Воплощением Вишну признается и Рама - герой популярной эпической поэмы

Рамаяна, и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается

Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.

Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива,

изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто

сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в

наши дни) индуисты разделяются, таким образом, на почитателей Вишну и

почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов), однако принципиальных расхождений

между ними не было и нет - основное различие сводится лишь к тому, кого из

двух великих богов считать главным.

Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически

гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и пураны, включающие

колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не

содержатся в тайне, они доступны всем, а научный анализ показывает, что

мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами

Индии.

В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью

праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе

которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу

заменяются ритуалом "почитания" божества: надеванием на его изображение

цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и

возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением

эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и

разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не

только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и

доходами с принадлежавших храмам земель.

Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в Бхагавадгите -

поэме, включенной в состав Махабхараты. Бхагавадгита (букв. "Песнь

Господа") повествует о том, как собрались войска двух враждующих

группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников множество

родственников и друзей, один из героев устрашился предстоящего

кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну)

произнес пространную речь о значении долга (дхармы). Он говорил о том, что

лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от

его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям

надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих

индийцев, знавших наизусть знаменитую Гиту. Но Гита важна и с другой точки

зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль

относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в

этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является

добродетелью, для другого - грех.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому

человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его

местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют

ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на

отношения между представителями разных общественных групп, внутри же

группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая

необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и

противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые

исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы

вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых

правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных

отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим

социальным кругом - запрещены совместное принятие пищи и браки между

членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в

особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи

заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порой

жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела

ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не

став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы

на погребальном костре мужа.

Культура Индии.

К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные

произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна),

которые на первых парах передавалась из уст в уста.

Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг).

В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из

его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени

главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и

материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником

познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в

Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела.

Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития

достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный

солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с

астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.

В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и

закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В

средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.

Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда

уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика

достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние

народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры,

которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле

изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская

алгебра испытало влияние индийской.

Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты.

Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали

теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий

сделало необходимым филологические исследования. Учёный брахман Панини,

живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику «очищенного», т.е.

литературного языка (санскрита).

Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры

являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В

пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму

многокрасочные фрески (I-III в. н.э.).

Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и

Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На

западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.

Список литературы.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.