бесплатно рефераты
 

Древнеиндийская цивилизация

Древнеиндийская цивилизация

Древнеиндийская цивилизация

Содержание

1. Введение

2. Природные условия

3. Население

4. Источники

5. Древнейшая Индия

6. Индия в XV-VI вв. до н.э.

7. Индия в VI-IV вв. до н.э.

8. Возвышение Магадхи.

Создание державы Маурья

9. Буддизм и его историческая роль

10. Культура Индии

11. Использованная литература

Введение

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская

культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них

немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё

своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области

науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли

творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм

и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы

оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и

общественную мысль многих народов мира.

Естественные условия Индии весьма сложны и разнообразны. Индия

представляет собой в своей значительной части огромный полуостров, почти

материк, отделенный от всего окружающего мира двумя океанами и величайшим в

мире горным хребтом - Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и

долины, в частности долина реки Кабула, соединяют Индию с соседними

странами. Центральная часть Индии, так называемый Декан, является самой

древней частью полуострова, который, весьма возможно, первоначально

представлял остров. Плоскогорье Декана, достигающее в среднем до 1000 м

высоты, включает горные и степные области, джунгли и саванны, в некоторых

районах мало приспособленные для человеческой жизни, особенно в тех

областях, которые отличаются сухим климатом. Наиболее благоприятным и

удобным для расселения людей и раннего развития культуры оказались обширные

области Северной Индии, большие равнины Инда и Ганга.

Население Индии еще в древности отличалось пестротой и разнообразием,

на что указывают как греческие хроники, так и древнеиндийский эпос.

Начало цивилизации в Индии относят к III тысячелетию до н.э., когда

образовались великие города с высокой культурой и благоустройством -

Мохенджо-Даро и Хараппа, создав цивилизацию в долине Инда. Она быстро сошла

на нет, не оставив преемников.

Северная Индия была завоевана племенами, которые в середине второго

тысячелетия до н.э. спустились с гор Гиндукуша и Памира и наводнили

плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна Ганга. Обычно эти племена

принято называть арийскими. Само слово "ария" на древнеиндийском языке

(санскрите) означает: "из хорошей семьи", "благородный", "аристократ",

являясь, таким образом, социальным термином.

Развитие ремесленных производств, отделение их от сельского хозяйства и

развитие торговли приводили к выделению наиболее зажиточный и богатых

людей, который эксплуатировали в своем хозяйстве рабский труд. Как и в

других странах древнего Востока, военнопленных обычно обращали в рабство.

Рабство в Древней Индии долго сохраняло домашний, патриархальный характер.

Жена и дети считались как бы прирожденными рабами мужа и отца. Поэтому отец

имел право продавать в рабство свою дочь.

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к

экономическому и социальному усилению правящего класса - рабовладельческой

аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, выделившаяся из

среды общинников, противопоставляются простому народу, объединенному в

общины (вишас). С целью оформления этого социального расслоения в обычном и

жреческом праве появляется система четырех основных варн, которая должна

была санкционировать и укрепить древнейший классовый строй, основанный на

эксплуатации рабов и угнетении широких свободных масс населения. Учение о

происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из которых

впоследствии выросла значительно видоизмененная и усложненная кастовая

система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности в

законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами считались:

1) варна жрецов (брахманов), 2) варна воинов (кшатриев), 3) варна

земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы

угнетенных и бесправных бедняков, бывших почти на положении рабов, а также

фактические рабы). Религиозная идеология древней Индии выработала особую

систему религиозных верований, который обосновывали эту древнейшую кастовую

систему и привилегии трех высших варн.

В древней Индии возникает государство, облеченное в те же самые формы

деспотии, которые мы уже имели возможность наблюдать в Древнем Египте, в

древней Ассирии и Персии. Для укрепления авторитета царя, возглавляющего

это государство, широко используется религия. Жрецы учили, что царь есть

божество и что поэтому все приказы царя следует исполнять, как если бы они

исходили непосредственно от бога. Царь считался земным воплощением

божества. В законах Ману царь называется неприкосновенным, и брахманский

закон угрожал огненной смертью тому человеку, который "неосторожно

приближается к нему".

В период образования древнейшего рабовладельческого государства

появляются ведомства, в частности военное и судебное. Главной опорой

рабовладельческого государства была армия, которая делилась на четыре

основных рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Особенно широкое

применение в военном деле получили лук и колесницы.

Природные условия

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в

далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран

Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира

и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-

востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана,

Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим

и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не

столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от

Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами,

необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных

продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны.

Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис,

который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из

других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны

были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не

говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья

(камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность

хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что

исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли

(в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух

великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего

стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже

развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное

земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков.

Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада

большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства

античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении

древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и

Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым.

На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной

расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё

более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время

звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии

начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской

семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык –

санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки

получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-

запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее

значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное

население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах

той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий

развития в тот или иной исторический момент.

Источники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии

безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были

написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали

неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог

сохраниться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары,

которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии,

оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь

те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено

сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства

древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на

протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались

ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с

дополнениями и искажениями.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не

осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние

средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические

произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических

заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и

Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков

Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник

«Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие

трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник

сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно

переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление

которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра

Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении

государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия

эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник

легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.),

высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого

царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии

своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего

во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в

Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический

очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают

памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам,

начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна

протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая

страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей

литературы на санскрите.

Древнейшая Индия

Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена

древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных

местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины

крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются

западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век

складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой

относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были

города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и

Мохенджо-Даро (в Синде).

Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из

меди, затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно.

Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня.

Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки

зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя и риса) и фруктовых деревьев

(финиковых пальм, манго и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого

развития достигло ремесло.

Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а

возможно, и додравидские племена.

В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На

перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению.

Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено

водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня

достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное

оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились

лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и

вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их

культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло

вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской

системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока

нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее

всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или

иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались

разгрому.

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие

считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному

уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в

социально экономическом развитии древней Индии.

Индия в XV-VI вв. до н.э.

История Индии после «арийского завоевания» известна нам главным образом

по поэтическим произведениям (Ведам, Махабхарате и Рамаяне).

После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда

насупил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по

верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города

напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом

ценности являются коровы.

Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии

наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в

первую очередь в появлении на рубеже II – I тысячелетий до н.э. железных

орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование

тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам,

дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие

распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение

приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры,

как рис, хлопок и сахарный тростник.

Прослеживаются растущие социальные расслоения. Лучшие земельные наделы

переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще

начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются

«даса», означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-

должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников.

Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в

кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое

страшное, свою красавицу жену.

Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление.

Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не

представителей господствующей знати.

В такой обстановке родо-племенное устройство всё больше уступает место

государственной организации.

Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве

племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.

Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях. Одна из них

правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал

мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в

Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии (на

среднем течении Ганга). Её представителем был прославленный Рама, который

впервые добрался до Цейлона (Ланки), что свидетельствует о расширении

внешних связей.

Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и

появлению замкнутых варн (часто их называют португальским термином «касты»,

однако это название больше подходит к индийскому «джати» -- обозначению

более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или

иную профессию), существование которых является своеобразной чертой

индийского общества. Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным

и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение:

брахманы (жрецы) и кшатрии (военная знать). По преданию первые вышли из уст

верховного бога Брахмы, а вторые – из его плеч.

Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название

вайшьев. Они считались вышедшими из бёдер Брахмы. В основном это были

земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на

которых духовная и светская знать смотрела свысока.

Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а

также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались

людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому

обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от

занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например

почётная церемония «второго рождения», для них не устраивались.

Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую

прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые»,

которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.