бесплатно рефераты
 

Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Правительством в 1997 году будет продолжена работа с инвестиционными

кредитами Мирового банка и других международных финансовых организаций.

Сотрудничество с международными банками и финансовыми организациями будет

осуществляться по таким направлениям как: определение направлений

заимствования; структура и объемы заимствования; объемы расходования

средств.

Таким образом, учитывая текущую конъюнктуру мирового рынка капиталов,

характеризующегося превышением спроса над предложением иностранных

инвестиций, и в зависимости от степени достижения экономической, финансовой

и политической стабильности можно ожидать некоторый приток иностранных

инвестиций в Российскую Федерацию.

Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного

строительства средств населения. Их доля в 1997 году, вероятно, достигнет

порядка 4,4% от общего объема инвестиций в экономику страны.

Будет осуществляться инвестиционное сотрудничество между российскими

организациями и иностранными инвесторами по реализации конкретных

инвестиционных проектов.

III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики

В условиях ограниченности централизованных инвестиций важным элементом

государственной политики стал механизм конкурсного инвестирования,

нацеленный на увеличение масштабов и повышение эффективности инвестируемого

капитала.

Для обеспечения высокой отдачи вкладываемых государством средств в 1996-

1997 годах получит дальнейшее развитие система конкурсного размещения

централизованных инвестиционных ресурсов по критериям высокой экономической

эффективности инвестиционных проектов на принципах долевого участия

государства в их финансировании.

К настоящему времени для участия в конкурсе поступило более 800

проектов, общая сметная стоимость которых составляет около 50 трлн. рублей,

а объем запрашиваемых централизованных ресурсов оценивается в размере

порядка 11 трлн. руб. (22%). Из них было одобрено 176 проектов для оказания

государственной поддержки на общую сумму 1,44 трлн. рублей. В настоящее

время на различных этапах прохождения конкурса находится свыше 100

проектов, претендующих на государственную поддержку в размере 1,3 трлн.

руб.

Вместе с тем, особую тревогу вызывает то, что конкурсное финансирование

инвестиционных проектов до настоящего времени не получило динамичного

развития. Причины этого — высокие масштабы недофинансирования

запланированных инвестиционных расходов. Профинансировано только 213,4

млрд. руб. (14,8% от обшей суммы поддержки победителей конкурсов), в том

числе в текущем году — 60 млрд. руб. (2% от лимита на 1996 год). Очевидно,

что такая практика дискредитирует государственные усилия по повышению

инвестиционной активности.

Опыт 1995-1996 годов показал целесообразность дальнейшего распространения

и совершенствования принципов конкурсного подхода к размещению

централизованных инвестиционных ресурсов. Ранее конкурсный подход

осуществлялся в отношении коммерческих высокоэффективных инвестиционных

проектов со сроком окупаемости, не превышающем, как правило, двух лет, по

которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств, необходимых

для реализации проекта. В настоящее время конкретизируются требования к

качеству проектов, представляемых на конкурс, совершенствуется система их

конкурсного отбора.

В 1997 году предполагается завершить основную работу по созданию

нормативно-правовой базы проведения инвестиционных конкурсов.

В 1997-1998 годах различие механизма конкурсов будет осуществляться в

направлении расширения форм, условий и размеров государственной поддержки

(от 20 до 50% сметной стоимости проекта) с учетом результатов оценки

качества и классификации продукции инвестиционных проектов[3] .

Значительные возможности развития механизма конкурсов в 1996-!997 годах

будут связаны с предоставлением государственной поддержки в виде

государственных гарантий, что позволит сформировать рынок эффективных

инвестиционных проектов и стимулировать привлечение дополнительного

капитала отечественных кредитно-финансовых институтов в инвестиционную

сферу.

Аналогичную работу с высокоэффективными инвестиционными проектами

намечается развернуть и на уровне субъектов Российской Федерации, имея в

виду мобилизацию и использование внутренних инвестиционных ресурсов

регионов.

При этом, для повышения качества инвестиционных проектов, поступающих на

инвестиционный рынок, с тем, чтобы эти проекты отвечали требованиям высокой

эффективности капитальных вложений и осуществлению структурной перестройки

экономики, предполагается организовать на коммерческой основе постоянно

действующую Выставку (своего рода биржу) инвестиционных проектов. Выставка

могла бы иметь постоянно действующие отделения и в регионах с учетом опыта

работы Всероссийской Промышленно-художественной выставки в г. Нижнем

Новгороде, на которой будут представляться информационно проекты —

победители конкурсов, проведенных Комиссией по инвестиционным конкурсам при

Минэкономики России для дополнительной рекламы и привлечения инвесторов в

наиболее интересные проекты.

Предварительная проработка показывает, что Выставка инвестиционных

проектов может формироваться с учетом следующих разделов:

1) высокоэффективные коммерческие проекты, прошедшие конкурс по

распределению централизованных капитальных вложений, включая инновационные

проекты;

2) инвестиционные проекты в области высоких технологий;

3) инвестиционные проекты в базовых отраслях промышленности;

4) инвестиционные проекты в легкой и пищевой промышленности.

Разделы 2, 3, 4 здесь могут формироваться на коммерческой основе, а

привлекательность этих проектов будет обеспечиваться проведением

межведомственной экспертизы.

Создание такой постоянно действующей Выставки значительно упростило бы

доступ к вложению средств в качественные инвестиционные проекты как

отечественного, так и зарубежного капитала, существенно активизировало бы

рынок инвестиционных проектов.

Реализация намечаемых новых принципов конкурсного размещения

централизованных инвестиций в условиях стабилизации производства и

устойчивого снижения инфляции будет способствовать реальному оживлению

инвестиционной активности за счет частных капитальных вложений.

Кроме того, в 1997 году намечается значительное повышение роли

государственной амортизационной политики в осуществлении инвестиционной

деятельности предприятий и ускоренном обновлении их устаревшего

производственного аппарата. В настоящее время общеэкономическими

министерствами и ведомствами разрабатывается концепция амортизационной

политики в условиях рыночной экономики, которая призвана определить

направления совершенствования действующей амортизационной системы. При этом

намечаемое развитие законодательства об амортизации адекватно изменившимся

условиям воспроизводства коснется всех его аспектов — норм амортизации,

методов ее начисления, принципов определения рыночной стоимости основных

фондов и порядка использования.

С 1 января 1997 г. введены новые средние (предельные) нормы

амортизационных отчислений в рамках значительно укрупненных групп,

позволяющие предприятиям значительно увеличить объемы собственных

инвестиционно-вопроизводственных ресурсов[4]. В пределах названных средних

норм будут разработаны научно обоснованные нормы амортизации по конкретным

видам основных фондов. Одновременно при несоответствии норм

составу действующих основных фондов предприятиям будет предоставляться

право их корректировки в рамках средних норм. Однако уже сейчас существует

много специалистов, высказывающихся против данного указа, так как, по их

мнению, эта мера уведет слишком много денежных средств предприятий из

оборота, то есть несбалансированные фонды вызовут нехватку денег в

производстве.

В складывающихся условиях нехватки у предлриятий средств для накоплений

правительство стремиться обеспечить преимущественно целевое использование

амортизации — на инвестиционные нужды для воспроизводства основных фондов.

С учетом дальнейшего развития рыночных отношений решение этой задачи будет

осуществляться не на принципах жестких ограничений по направлениям

использования амортизации, а за счет приравнивания нецелевого использования

амортизационных отчислений предприятиями к их налогооблагаемому доходу.

Важным направлением повышения действенности амортизационной политики

также выступает регулярная переоценка основных фондов, призванная

обеспечить защиту воспроизводственных ресурсов предприятий от инфляционного

обесценения. Это не только создаст основу для разработки обоснованных норм

амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы

предприятий, в том числе за счет отказа от начисления амортизации на не

используемые в производстве основные фонды.

Развитие лизинговой деятельности в России должно стать одним из ведущих

направлений повышения инвестиционной активности и привлечения

дополнительных инвестиций в экономику страны, в том числе иностранных.

Развитие лизинга в инвестиционной деятельности предоставляет широкие

возможности для реализации государственных инвестиционных программ,

позволяет осуществлять их финансирование, не опасаясь отвлечения средств на

другие цели и создавая все условия для контролируемой адресной работы по

формированию и обновлению производственно-технологической базы страны.

К настоящему времени завершается создание законодательной базы лизинговой

деятельности в России[5]. Представлены в Правительство Российской Федерации

проекты Закона "0 лизинге" и комплексной программы развития лизинга в

Российской Федерации в 1996-2000 годы, утверждены типовой устав акционерной

лизинговой компании, примерный договор о финансовом лизинге, методические

рекомендации по расчету лизинговых платежей.

Одним из практических направлений привлечения национального капитала,

возможно, будет организация лизингового пула, состоящего из коммерческих

банков Российского Собрания Инвесторов. Этот вопрос уже предварительно

обсужден с коммерческими банками, которые выразили согласие на создание

такого пула под гарантии Правительства Российской Федерации. Средства,

привлеченные лизинговым пулом в результате эмиссии ценных бумаг, будут

направляться исключительно на финансирование инвестиционных лизинговых

проектов, прошедших конкурс в Минэкономики России, а также на формирование

резервного и страхового фондов, на которые будут обращаться первоочередные

взыскания.

Привлечение коммерческого капитала и мобилизация средств населения на

основе лизинга при условии предоставления гарантий может происходить более

интенсивно. В настоящее время в рамках Российского Собрания Инвесторов

прорабатывается система предоставления по лизингу автомобилей лизинговой

компанией "Автолизинг" с выплатой платежей в течение года. Аналогичная

работа с использованием лизинга проводится в рамках Российского Собрания

Инвесторов по поставке автомобилей "БелАЗ" в Якутию для проведения работ по

добыче алмазов.

Для повышения инвестиционной активности очень важно развитие механизма

предоставления гарантий. В настоящее время пока речь идет о предоставлении

государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя

полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях. В связи

с этим большое значение для изменения ситуации в инвестиционной

сфере (в части предоставления гарантий) имеет проводимая с участием

ряда коммерческих банков в рамках Российского Собрания Инвесторов работа по

созданию распределенной по уровням управления Системы гарантийно-залоговых

фондов.

В эти фонды будут привлекаться как средства отечественных и зарубежных

коммерческих банков и фирм, так и государственные средства (земля,

имущество, отдельные производственные объекты). Наряду с этим в эти фонды

будут привлекаться различные ювелирные, художественные и другие ценности от

населения.

Эти гарантийно-залоговые фонды будут функционировать с участием средств

государства и поэтому будут привлекательны для вложения средств населения,

предусматривающего надежное долгосрочное хранение этих средств и получение

за это определенной компенсации.

Создание таких фондов позволит решить вопросы представления гарантий без

обращения к федеральному бюджету.

Совместное финансирование государством и частным сектором важнейших

объектов структурной перестройки экономики и другие формы развития

инвестиционного рынка. Параллельно с формированием благоприятного

инвестиционного климата на первый план сегодня выходят две взаимосвязанные

задачи: создание и задействование механизмов финансирования масштабных

инвестиционных проектов, основанных на долевом участии государственного,

промышленного и банковского капиталов; формирование эффективных форм

организации капитала, заключающееся в создании современной

институциональной среды.

Ее основу должны составить институты с мощным финансовым, промышленным,

инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам относятся

финансово-промышленные группы, образующиеся вокруг одного или нескольких

технологически связанных крупных предприятий-производителей, а также

банковские структуры с развитой филиальной сетью и иные "профессиональные

корпорации", создающие эффект солидарной заинтересованности и

ответственности субъектов управления и производства за принятие и

реализацию решений.

Государство будет содействовать созданию инвестиционных

структурообразуюших консорциумов. Мировой опыт показывает, что именно

тесная координация действий Правительства с крупными финансовыми и

промышленными структурами, показавшими свою жизнеспособность, способствует

выходу из кризиса и динамичному развитию экономики.

Создание эффективных форм организации инвестиционного процесса

подразумевает активизацию процесса создания финансово-промышленных групп

(ФПГ)[6]. Формирование финансово-промышленных групп обеспечивает

дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации

инвестиционных программ, является одним из факторов устойчивой стабилизации

экономики и повышения эффективности производства. Объединение финансовых

ресурсов участников финансово-промышленных групп существенно расширяет в

целом их внутренние инвестиционные возможности и позволяет концентрировать

их на наиболее важных направлениях.

В ближайшей перспективе будет рассмотрен вопрос об участии государства в

инвестиционной деятельности тех ФПГ, которые за счет мобилизации

собственных средств смогли бы обеспечить выход производства на траекторию

стабильного роста, осуществили необходимую для этого реконструкцию и

расширение имеющихся у них производственных мощностей и обновление на этой

основе производственно-технологической базы. В отношении подобных ФПГ

государство может оказывать как единовременную инвестиционную помощь в

реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих рост производства

конкурентоспособной продукции, так и поддерживать их через механизм

конкурсного выделения инвестиций.

Финансовой основой эффективного роста экономики является крупный

банковский капитал. Сегодня именно он принимает ключевые решения об

основных направлениях инвестиционных потоков, вокруг него формируются новые

инвестиционные институты, здесь концентрируется подавляющая часть средств

населения. Наметившиеся со второй половины 1995 года тенденции снижения

темпов инфляции и ставки рефинансирования создают некоторые предпосылки для

большей заинтересованности банков во вложении средств в производство.

В этой связи необходимо более широкое привлечение ведущих банков России к

разработке государственной денежно-кредитной, структурной и инвестиционной

политики. Государство будет содействовать формированию банковских

объединений инвестиционной направленности, поддерживать их роль в

формировании финансово-промышленных групп.

Учитывая необходимость значительной активизации постоянной работы по

аккумулированию средств, направляемых в инвестиционную сферу, а также,

исходя из опыта зарубежных стран в этой области, правительством намечается

рассмотреть предложение о создании Инвестиционного банка в форме

акционерного общества с учетом выполнения этим банком следующих основных

функций:

а) аккумулирование средств для реализации высокоэффективных

инвестиционных проектов за счет операций с государственными ценными

бумагами;

б) операции с акциями приватизированных предприятий и их размещение на

фондовых рынках других государств;

в) управление от имени государства государственным пакетом акций

предприятий, созданных в результате реализации высокоэффективных

инвестиционных проектов, прошедших конкурс;

г) подготовку предложений о репатриируемом капитале, вкладываемом в

конкретные высокоэффективные инвестиционные проекты или используемом для

страхования эффективных инвестиций.

Для привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения и в целях их

эффективного использования широкое распространение, начиная с 1997 года,

получат паевые инвестиционные фонды (ПИФы). В настоящее время подготовлена

Программа развития паевых фондов и комплекс соответствующих нормативных

документов[7].

Основным направлением деятельности ПИФов является портфельное

инвестирование, основанное на диверсификации активов, что позволяет снижать

экономические риски инвесторов. Эффективность их деятельности во многом

определяется доверительным управлением, осуществляемым управляющей

компанией.

Главным условием инвестиционной привлекательности ПИФов для

населения являются обеспечение ими ликвидности и высокого уровня

доходности инвестиционного пая.

Активное вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс в 1997

году должно осуществляться на путях его участия в финансировании жилищного

строительства. С этой целью должны быть созданы условия для приобретения и

строительства жилья за счет собственных средств и с помощью государственных

субсидий и долгосрочных кредитов. Другим элементом государственной

финансовой помощи гражданам может стать снижение ставки налога на кредиты,

предоставляемые для строительства жилья.

Государство должно активно содействовать становлению общероссийской

системы жилищного ипотечного кредитования, формированию вторичного рынка

ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования широких

долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.

Предусматривается создание Федерального агентства по ипотечному

кредитованию[8], основной задачей которого будет разработка и внедрение в

практику эффективных и надежных правил и процедур ипотечного жилищного

кредитования, а также создание вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов

путем приобретения прав банков и иных кредитных организаций по ипотечным

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.