бесплатно рефераты
 

Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

жилищным кредитам и последующего выпуска ценных бумаг, обеспеченных

приобретенными правами по ипотечным кредитам.

Важным направлением привлечения сбережений населения явится дальнейшее

развитие рынка ценных бумаг, расширение масштабов выпуска различного вида

ценных бумаг таких, как жилищные сертификаты и жилищные облигации. Правовая

основа для этого уже есть.

Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования формируется

на рынке ценных бумаг и, прежде всего, в секторе корпоративных ценных

бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных бумаг во

многом определяются вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах

и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе

государственных, участием в фондовых операциях как крупных

институциональных инвесторов, так и значительных масс населения через

систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний.

Существенные положительные сдвиги произошли в развитии законодательной

базы рынка ценных бумаг[9]. Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги в

развитии рынка ценных бумаг, значительные размеры эмиссии акций

промышленных предприятий по отдельным акционерным обществам, вторичная их

эмиссия и объемы капитальных вложений, финансируемых за счет нее, пока в

целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные

ценные бумаги обусловлено сохраняющейся высокой стоимостью государственных

заимствований (ГКО, ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций.

В результате, несмотря на значительный рост предложений и выход на рынок

акций ряда наиболее интересных российских предприятий, приток денежных

средств на российский фондовый рынок резко сократился.

Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам государству не удалось

привлечь и временно свободные средства населения, к моменту проведения

специализированных денежных аукционов у населения появился

альтернативный инструмент для их вложения — облигации государственного

сберегательного займа.

В этой связи уже вносятся соответствующие коррективы в государственную

финансовую политику, направленные на обоснованное (адекватно инфляции) и

последовательное снижение доходности государственных ценных бумаг с тем,

чтобы создать условия и стимулировать, направление капиталов на

инвестиционные нужды, на финансирование высокоэффективных коммерческих

инвестиционных проектов и реализацию наиболее важных федеральных программ

социальной ориентации, при условии поиска альтернативных источников

пополнения доходной части бюджета.

В целях повышения роли фондового рынка в привлечении инвестиций, прежде

всего в приоритетные отрасли и производства, в 1997 году в области

приватизации будет осуществляться переход от массовой приватизации к

приватизации по "точечным" (индивидуальным) проектам. При этом расширение

объемов мобилизуемых инвестиционных средств возможно обеспечить как за счет

совершенствования существующих, так и внедрения новых финансовых схем

привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг.

Для повышения инвестиционной направленности и результативности конкурсных

продаж государственных пакетов акций необходимо совершенствование

механизмов проведения инвестиционных конкурсов и специализированных

денежных аукционов. К участию в торгах должны допускаться инвесторы с

подготовленными программами реконструкции и модернизации производства, а

также располагающие достаточными средствами для финансирования

инвестиционной программы.

Целесообразно сохранить существующую практику освобождения от

налогообложения полученных предприятиями по результатам инвестиционных

конкурсов (торгов) инвестиций в случае использования их по прямому

назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой.

Необходимо также создать эффективный механизм защиты прав вкладчиков и

акционеров, обеспечивающий восстановление доверия мелких инвесторов и

населения к вложению средств в ценные бумаги.

Новым этапом развития процесса приватизации государственной и

муниципальной собственности, создающим принципиально иные условия для

расширения инвестиционных ресурсов предприятий, должно стать развитие рынка

недвижимости с возможностью заключать инвестиционные договоры (контракты),

предполагающие льготную продажу недвижимости под гарантии покупателя по

инвестированию, а также разрешение выкупа земельных участков, на которых

расположены приватизированные предприятия.

С появлением у предприятий права собственности на земельный участок они

получают возможность самофинансирования расширения и реконструкции

производства (земля как наиболее ценное имущество может быть использована в

качестве залога при выдаче этому предприятию кредита) . Существенно

снижается и риск инвестора. Для регионов Российской Федерации появляется

возможность значительно расширить свой инвестиционный потенциал.

В рамках инвестиционной политики требует своего решения вопрос об

эффективном взаимодействии крупного производственно-финансового

капитала с малым предпринимательством. Государственная поддержка

деятельности малого предпринимательства остается приоритетной задачей

инвестиционной политики в ближайшей перспективе.

Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое

предпринимательство за годы реформ стало быстро растущим сектором

зкономики, обеспечивающим сравнительно высокую отдачу капитала и

эффективное использование ресурсов, абсорбирующим основную часть

трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, и снимающим

тем самым острые социальные проблемы.

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты, направленные на

развитие малого предпринимательства, сыграли определенную роль в

становлении этого сектора экономики. Так, начиная с 1988 года, нормативно-

правовую базу развития предпринимательства последовательно формировали

законы "0 кооперации в СССР", "0 предприятиях и предпринимательской

деятельности" и др. Непосредственно на поддержку малого предпринимательства

были направлены постановления Правительства Российской Федерации от 1

апреля 1993 г. № 268 "0 Фонде поддержки предпринимательства и развития

конкуренции" и от 29 апреля 1994 г. № 409 "0 мерах по государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на !994-1995

гг.", Федеральная программа государственной поддержки малого

предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг., которая

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря

1995 г. № 1256.

Важным этапом в формировании государственной политики в области малого

предпринимательства стало принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. №

88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

Федерации". Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки

малого предпринимательства со стороны государства, ключевым звеном которой

является система специализированных фондов поддержки предпринимательства —

некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных

условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства.

Дальнейшим направлением развития нормативно-правовой базы государственной

поддержки малого предпринимательства станет приведение в соответствие с

федеральным законодательством норм и положений, содержащихся в

ведомственных актах и инструктивных документах. Особое внимание при этом

уделено упорядочению деятельности всех участников процесса развития и

поддержки малого предпринимательства, включая региональный уровень. Будет

рассмотрено предложение Российской ассоциации развития малого

предпринимательства о необходимости подготовки Федерального закона "0б

основах малого предпринимательства в Российской Федерации".

Таким образом, действующая система льгот для малого бизнеса должна быть

сохранена и дополнена более широкими полномочиями регионов в установлении

этих льгот. Кроме того, на государственном уровне должна быть разработана

система мер по включению в ФПГ малых, обеспечивающих и технологически

привязанных производств. Первыми шагами в этом направлении должно стать

формирование банков данных о производственных возможностях и бизнес-планах

малых предприятий, разработка положения о конкурсах и тендерах на

выполнение НИОКР, работ и услуг малыми фирмами для крупных производств.

Необходимо стимулировать становление массового малого производственного и

инновационного предпринимательства путем расширения целевого кредитования

(в т.ч. отсрочки выплат процентов), лизинга оборудования и облегчения

условий аренды помещений. Следует расширить финансовые возможности

Федерального фонда предпринимательства, создать условия для вовлечения

средств пенсионных фондов, страховых компаний в финансирование проектов

малого предпринимательства (гарантии возврата кредита, налоговые льготы и

др.).

Созданию режима благоприятствия для малого инвестора будет содействовать

политика стимулирования развития институциональных инвесторов, таких, как

взаимные фонды, аккумулирующие свободные средства населения и предприятий

под управлением профессионалов.

Заключение

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной

инвестиционной политики на 1997 год по-прежнему остается активное

привлечение в Россию иностранных инвестиций.

В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую

экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного

климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования

инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности,

гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от

некоммерческих рисков, и недискриминации.

Система экономических, правовых и организационных мер, направленных на

создание благоприятных условий деятельности западных инвесторов на

российском рынке, определена в "Комплексной программе стимулирования

отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации",

одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября

1995 г. № 1016.

Проект федерального закона "0 внесении в законодательные акты Российской

Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона

Российской Федерации "0 соглашениях о разделе продукции" распоряжением

Правительства Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную

Думу. Проект федерального закона "0 перечне отраслей, видов деятельности и

территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность

иностранных инвесторов" Правительством Российской Федерации направлен в

Администрацию Президента Российской Федерации для рассмотрения и

согласования.

На развитие стимулирования иностранных инвесторов направлен проект

постановления Правительства Российской Федерации "0 перечне приоритетных

отраслей и производств, в которых предоставляется льготный режим

инвесторам", которое также будет способствовать формированию прогрессивной

структуры экономики России.

Будет также рассмотрен вопрос о возможностях и условиях конкурсного

привлечения иностранных партнеров к финансированию и строительству "под

ключ" конкретных объектов, прежде всего производственной и социальной

инфраструктуры. Для повышения привлекательности осуществления такого рода

проектов возможно предоставление им права последующей эксплуатации объекта

на определенный срок с дальнейшей передачей его в собственность России.

Серьезным стимулом усиления притока зарубежного капитала в Россию будет

совершенствование информационной деятельности и статотчетности в сфере

иностранных инвестиций.

Приток иностранных инвестиций в российскую экономику должен содействовать

решению таких проблем социально-экономического развития страны, как

продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; содействие в

расширении и диверсификации экспортного потенциала, развитии

импортозамещающих производств; содействие притоку капитала в

трудоизбыточные регионы; освоение современных рыночных отношений в сфере

предпринимательства.

Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет на

основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию,

кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим

странам. Основные формы такого сотрудничества:

совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных

проектов;

создание международных финансово-промышленных групп с участием российских

предприятий и финансовых институтов, а также-предприятий стран СНГ, в

особенности тех из них, которые являются особо важными поставщиками для

российской экономики;

международный финансовый лизинг;

создание договорных совместных организаций типа консорциумов для

осуществления инвестиционной деятельности.

В результате реализации инвестиционной политики и осуществления мер по

улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной

активности, намеченных в 1997 году, по мнению специалистов, повысится

эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост

объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и,

прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.

Литература

1. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"

(с изменениями от 19 июня 1995 г.)

2. Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на

1995 год" (с изменениями от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1995 г.)

3. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 228-ФЗ "О федеральном бюджете

на 1996 год" (с изменениями от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.)

4. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1997 год” от 25 февраля 1997

года.

5. Пояснительная записка по основным характеристикамфедерального бюджета на

1997 год, принятых Согласительной комиссией Государственной Думы, Совета

Федерации и Правительства Российской Федерации;

6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных

обществах";

7. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "0 рынке ценных бумаг";

8. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "0 финансово-

промышленных группах";

9. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 443 "0 мерах

по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп";

10. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 "О

дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в

Российской Федерации";

11. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2281 "0

разработке и внедрении внебюджетных форм инвестированная жилищной сферы";

12. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 293 "О

дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования"

13. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 70 "0

внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской

Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 "0 частных инвестициях в

Российской Федерации";

14. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 "Об

основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по

укреплению налоговой и платежной дисциплины";

15. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 г. № 1929 "0

развитии лизинга в инвестиционной деятельности";

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 534

"0 дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской

Федерации";

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. №

633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности";

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. №

1133 "0 внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству

и реализации продукции";

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. №

752 "0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в

Российской Федерации".

-----------------------

[1] cм. Заключение контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации на итоги исполнения федерального

бюджета на 1995 год. М. 1996.

[2] cм. Заключение контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации на предварительные итоги

исполнения федерального бюджета на 1996 год. М. 1997.

[3] см. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 70 "0

внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации

от 17 сентября 1994 г. № 1928 "0 частных инвестициях в Российской

Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая

1996 г. № 534 "0 дополнительном стимулировании частных инвестиций в

Российской Федерации".

[4] см. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 "Об

основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по

укреплению налоговой и платежной дисциплины"

[5] см. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 г. № 1929

"0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности", Постановление

Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 "0 развитии

лизинга в инвестиционной деятельности", которым было утверждено "Временное

положение о лизинге" и намечен ряд мероприятий этого направления

инвестиционной деятельности, Постановление Правительства Российской

Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 "0 внесении дополнений в Положение о

составе затрат по производству и реализации продукции", закрепляющее

льготы, предоставляемые участникам лизинговых отношений, а также

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752

"0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской

Федерации".

[6] см. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "0 финансово-

промышленных группах" и Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля

1996 г. № 443 "0 мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-

промышленных групп"

[7] см. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 "О

дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в

Российской Федерации"

[8] см. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2281

"0 разработке и внедрении внебюджетных форм инвестмрования жилищной сферы"

и от 28 февраля 1996 г. № 293 "О дополнительных мерах по развитию

ипотечного кредитования"

[9] см. законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и

от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "0 рынке ценных бумаг", соответствующие

разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в

проект Налогового кодекса (в части дивидендов и процентов). Утверждена

Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1008 Концепция

развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.