| |||||
МЕНЮ
| Занятость и безработица: проблемы и решениятерритории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам: 1. По характеру деятельности: . работа на предприятиях всех видов и общественных организациях; . служба в армии; . индивидуальная трудовая деятельность; . личное подсобное хозяйство и т.д. 2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою: . рабочие; . инженерно-технические работники и служащие; . управленческий персонал; . предприниматели; . крестьяне. 3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов. 4. По территориальному признаку: . по регионам; . по областям; . экономическим районам и т.д. 5. По уровню урбанизации. 6. По профессионально – квалификационному признаку: . уровень образования; . стаж работы; . степень механизации труда и т.д. 7. По половозрастному признаку. 8. По формам организации труда: . соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда. 9. По видам собственности. Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков: 1) Формы организации рабочего времени: . полная (работа на условиях полного рабочего дня); . неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе); . надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях). 2) Значимости для рабочего: . первичная; . вторичная. 3) Стабильности: . постоянная (с относительно стабильным местом работы); . временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером работы). 4) Форм правового регулирования использования рабочей силы: . основная (реализуется трудовым законодательством); . специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании, например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и временной занятости). В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность. 2.2. Безработица, ее типы и формы Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается или как сумеешь, но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда. Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных “плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о “несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования “избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы, выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” ( в перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в безработицы будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и существуют только из-за “неполадок” на рынке. В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы существует “недобровольная” или “вынужденная”. Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов: * неравномерного развития производственных сил; * противоречивого характера НТП; * высоких темпов модернизации производства. Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии. По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Согласно определению международных организаций – Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель [4.c.38]. Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые: . не имели занятости в течении недели обследования; . предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы занятости или к друзьям); . лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней. В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не моет искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются: 1. фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы на другую. Она возникает из-за несовершенства в техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о наличии рабочих мест, стремление граждан лучше применить свои способности и носит краткосрочный характер; 2. структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, что изменяет, в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в профессиональном или региональном разрезе; 3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет; 4. скрытая – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих; 5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях ВПК; 6. молодёжная безработица; 7. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых. Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие виды безработицы. Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной занятости. В настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной безработице. Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений. 3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси 3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997- 1999гг. Численность экономически активного населения на конец июня 1999 года, по оценке, составила 4,6 миллиона человек, или 45,4% от общей численности населения республики. В их числе 4,5 миллиона человек (97,9%) заняты в экономике. Официально зарегистрировано в государственной службе занятости в качестве безработных 96,9 тысячи человек, или 2,1% экономически активного населения. В январе-мае 1999г. 132,5 тыс. работников предприятий и организаций, без малых предприятий негосударственной формы собственности (3,4% среднемесячной численности работников) работали в режиме неполной рабочей недели (дня), из них в мае – 61,8 тыс. человек (1,6%). Вынужденные административные отпуска в январе-мае 1999г. имели 129,3 тыс. работников (3,3%), из них в мае – 48,7 тыс. человек (1,3%). Численность работников, работавших в режиме неполного рабочего времени, и численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, осталась на уровне января-мая 1998г. Более 53 тыс. человек, или 41,3% работников, имевших вынужденные отпуска в январе – мае 1999г. не получали за период отпуска никой денежной компенсации. В январе-мае 1999г. на предприятия и в организации, кроме малых предприятий негосударственной формы собственности, принято на работу 323,7 тыс. человек (8% среднемесячной численности), из них 16,2 тыс. человек – на вновь введенные рабочие места. Уволено по различным причинам 338 тыс. человек, или 8,3% среднемесячной численности работников, из них 253,9 тыс. человек (75,1%) уволилось по собственному желанию и 7 тыс. человек – в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий, организаций (2,1%). В январе-мае 1999г. выбытие работников на 95,8% компенсировалось приемом новых кадров, в соответствующем периоде прошлого года прием на работу превышал выбытие на 0,6%. Большинство работников, принятых на предприятия и в организации, нашли работу самостоятельно. При содействии государственной службы занятости на предприятия и в организации различных отраслей экономики в январе-мае 1999г. трудоустроено 81,3 тыс. человек, или 25,1% к числу принятых на работу на предприятия, в учреждения и организации, кроме малых предприятий негосударственной формы собственности. На конец июня 1999г. в государственной службе занятости было зарегистрировано 96,9 тыс. безработных, в июне 1999 года получили статус безработного 16,7 тысячи человек. Численность безработных по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 7,7%, по сравнению с маем 1999 года – на 2,8% (на 2,8 тысячи человек). Уровень безработицы в июне 1999 года составил 2,1% от численности экономически активного населения, в июне 1998 года он составлял 2,3%. Динамика численности безработных и потребности предприятий в работниках (тысяч человек) Численность трудоустроенных безработных в июне 1999 года была близка к численности трудоустроенных в апреле, мае и составила 15 тысяч человек. В январе-июне 1999 года трудоустроено 81,3 тысячи безработных, или 38,9% общей их численности. По данным предприятий и организаций число вакантных рабочих мест увеличилось с 32,3 тысячи в январе до 53,1 тысячи в июне (на 64%). По равнению с июнем 1998 года их число увеличилось на 3,1%. В июне 1999 года на одну заявленную вакансию претендовало 1,8 безработных, зарегистрированных в службе занятости, против 3,3 в январе и 2 человек в мае 1999 года. В профессиональной структуре вакансий преобладают вакансии рабочих (83,1%). В январе-июне 1999 года профессиональное обучение по направлению служб занятости прошло 15,4 тысячи безработных, из них трудоустроено более половины. На общественные работы за этот период было направлено 34,3 тысячи безработных. Данные о численности безработных по областям приведены в таблице: | |Численность безрабтных|Численность |Уровень | | |на конец июня 1999г. |безработных на |безработицы| | | |одну заявленную |на конец | | | |вакансию на конец |июня | | | |июня, человек |1999г.,% | | |тыс. |в % к | | | | |челове|июню | | | | |к |маю | | | | | | |1999г. | | | | | | |1998г| | | | | |Республик|96,9 |92,3 |97,2 |2,0 |1,8 |2,1 | |а | | | | | | | |Беларусь | | | | | | | |Области: | | | | | | | |Брестская|9,7 |81,9 |97,7 |2,6 |1,6 |1,5 | |Витебская|16,3 |96,7 |97,4 |2,4 |2,5 |2,7 | |Гомельска|17,6 |86,1 |97,0 |2,8 |2,5 |2,6 | |я | | | | | | | |Гродненск|13,5 |94,5 |98,0 |2,8 |2,0 |2,5 | |ая | | | | | | | |Г. Минск |12,3 |99,7 |100,3 |0,8 |1,0 |1,4 | |Минская |12,5 |84,3 |95,1 |2,9 |1,9 |1,9 | |Могилевск|15,0 |104,0|95,4 |2,3 |2,1 |2,7 | |ая | | | | | | | Пособие по безработице в июне было начислено 39,6 тысячи безработным и на их выплату израсходовано 52,5 миллиарда рублей. Средний размер пособия на одного безработного в июне составил 1326,9 тысячи рублей, или 7% от средней заработной платы по республике. 3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места. В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%). Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|